RizVN Login



   

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Печать

А.Г. Шатилова, дочь епископа Григория (Граббе): Об истории и личностях РПЦЗ

Автор: Монахиня Вера вкл. . Опубликовано в Архив РПЦЗ (Просмотров: 716)

На 81-м году жизни в Нью-Йорке скончалась Анастасия Георгиевна Шатилова, урожденная графиня Граббе, дочь одного из главных идеологов РПЦЗ епископа Григория (Граббе). Кончина А.Г. Шатиловой последовала в 21 час по местному времени 1 ноября 2005 г. в одной из нью-йоркских больниц, куда она была экстренно доставлена из реабилитационного центра. Там А.Г. Шатилова проходила восстановительный курс после травмы, полученной ею в начале сентября в Суздале, на лестнице Синодального дома РПАЦ.

А.Г. Шатилова родилась 27 апреля 1925 года в Югославии (тогда - Королевство сербов, хорватов и словенцев). Она является праправнучкой русского философа А.С. Хомякова и внучкой графа П.С. Граббе - видного участника Поместного Собора Российской Церкви 1917-18 гг. С 1950-х гг. А.Г. Шатилова помогала своему отцу, протопресвитеру Георгию Граббе (впоследствии - епископу Григорию), управлявшему канцелярией Архиерейского Синода РПЦЗ.

В последние годы жизни Анастасия Георгиевна издавала бюллетень "Церковные новости" - "независимый орган православной церковной мысли", в котором особое внимание уделялось процессу "сдачи позиций" РПЦЗ в контексте ее предстоящего объединения с РПЦ МП и возрождению в России православных приходов, не зависимых от Московского патриархата. На протяжении последних 10 лет А.Г. Шатилова ежегодно приезжала в Россию, проводя по несколько недель в Суздале, где принимала деятельное участие в работе канцелярии Архиерейского Синода РПАЦ.

Незадолго до кончины А.Г. Шатиловой, в сентябре нынешнего года, умер ее младший брат епископ Антоний (Граббе). 

Интервью с Анастасией Георгиевной в 2003 г. 

Анастасия Георгиевна Шатилова - живой свидетель истории Русской Православной Зарубежной Церкви. Ее отец протоиерей Георгий Граббе был сподвижником митрополита Антония (Храповицкого), первого предстоятеля РПЦЗ. Долгие годы он, сначала в протоиерейском, а затем и в епископском сане - как епископ Григорий - был секретарем Священного Синода РПЦЗ. Наш корреспондент побеседовал с А.Г. Шатиловой, которая рассказала о русской православной эмиграции и об отношениях Зарубежной Церкви с РПЦ МП и другими Церквами.

Семья П.М.Граббе, в имении Берестечко на Волыни 1934 г. Верхний ряд: Ю.П.Граббе (впоследствии епископ Григорий, П.М.Граббе, Н.П.Граббе (в иночестве игуменья Магдалина). Нижний ряд: старшая дочь Ю.П.Граббе Анастасия, жена Ю.П.Граббе В.М.Граббе, Димитрий, Алексей (впоседствии архимандрит Антоний) и Мария Граббе
 

Синодальный архив 
 
- Вы работали в архиве Синода…

- Да, но ни в каком кошмаре предвидеть то, что случилось потом, мы не могли. Владыка Григорий взял только свою переписку с архиереями, более или менее видными общественными деятелями - и все.

- Сейчас многое пропало?

- Я думаю, что почти все. Например, от меня только Архиепископ Гавриил узнал, что у нас хранились оригиналы протоколов 21-го года.

- Они тоже потерялись?

- Они не потерялись! Они были украдены. Иларион стал пускать служащих МП работать в архиве. У нас была такая система: ключи от архива находились у Владыки Григория, у меня и еще у одного священника. Три ключа только было. Если какой-нибудь архиерей или тот же митрополит хотел какое-то дело увидеть, то оно ему приносилось под расписку. В наше время украсть что-то было совершенно невозможно! Но, вот, позже я была свидетельницей вопиющего случая. Мне нужен был документ с речью при наречении владыки Григория в епископы. Я попросила владыку Илариона распорядиться мне дать этот документ. Рядом какой-то типчик в подряснике крутится и, вдруг, вмешивается в наш разговор: "А я сейчас принесу!" И убежал. Я спрашиваю: "Владыко! Кто это такой?" "Ах, Вы знаете, как мы ему обязаны! Он работает в архиве Московской Патриархии! Он нам столько дал документов!"- стал объяснять Иларион. Я говорю: " Владыка! Что Вы делаете?!…" - " В Синоде секретов нет".

- Удивительная история...

- И так они разворовали весь архив. Кроме того, они назначили служащим типа, который только-только кончил Highscool, был недоучкой. И, так как с детского сада мог с компьютером обращаться, он стал весь архив на компьютер переводить. Мне говорили, что он больше половины архива, то, что посчитал ненужным, просто выкинул. Две матушки сказали мне, что на улице стояли две корзины с архивами. Я их умаляла отдать мне, но они побоялись. Потом это все просто исчезло… В свое время я образовала книжный магазин, который считался лучшим на побережье. У меня было 400 русских названий и, примерно, 300 американских. И когда журналисты ездили в Советский Союз, они приходили ко мне покупать книги и советоваться, что нужно прочитать перед тем, как въехать в Советский Союз. Этот магазин тоже практически уничтожили. Там стали продавать деревянные ложки и все в таком духе. В один из моих приездов я решила зайти в этот магазин купить кассеты, диски в качестве подарков – у нас тогда еще очень хороший хор был. Не встретила ни одной души в синоде! Но я, все-таки, все ходы-выходы знала, вижу, одна дверь приоткрыта. Зашла. Около 20 мин ходила по всему синоду, по трем этажам и не встретила ни одного человека! Архив был открыт, стояли книги, и, если бы я хотела, могла бы запросто взять любую из них и уйти. Когда я уже хотела уходить, вдруг появляется телефонистка с улицы с чашкой кофе и бутербродами. Я объяснила ей, что мне надо попасть в книжный склад. Телефонистка тогда стала на весь синод кричать какого-то Андрея. Наконец он появился. Оказалось, что он уборщик. У него был ключ, которым он открыл склад и ушел. Я стала смотреть, что у них есть. Ни на одной книге цены не было. Я написала на бумажке то, что взяла. Снова принялись громко и долго звать Андрея. Из какой-то "преисподней" его достали. Он закрыл, а я благополучно удалилась, так и не получив счета.

- Удивительно, в каком состоянии там все находится!

- Да, там ведь все открыто! Я, например, хорошо знала код сейфа. Там хранилась риза чудотворной Курской иконы. Когда Владыка Феофан уезжал из Курска, то он взял с собой две: одну самую дешевую ризу, ту, которая самая известная, голубая эмалевая, а другую - золотую с драгоценными камнями. Она всегда и лежала в сейфе. Кроме того, там всегда были драгоценности, которые дарили для украшений к чудотворной иконе. Хранились там поручи кого-то из Оптинских старцев. Параман Митрополита Анастасия там находился.

- Да, желающие там могли бы найтись…

- Я боюсь, что и это они все разыграли.

* * *

РПЦЗ и Катакомбная Церковь в России

- Что Вы знаете о связи Митрополита Филарета с катакомбниками?

- Основная связь произошла через Стефана Красовицкого. Тогда связались с архимандритом Лазарем и с 14-ю клириками. Было решено рукоположить кого-нибудь в епископы. Они были без возглавления, т.к. их Епископ умер. Рукоположили Варнаву, но с условием, что это никогда не станет известным. Только для того, чтобы он рукоположил Лазаря. Я бы хотела побывать на этой хиротонии, потому что мне известно, что он как священник мало что знает, тем более архиерейскую хиротонию. Все связи тогда велись невероятно секретно. Мой отец боялся кого-нибудь выдать, вероятно, не без оснований. Поэтому, когда появлялись письма из России, то я их перепечатывала на синодальной машинке. А потом уже их показывали архиереям на заседании Синода. И даже напечатанные на машинке мы перепечатывали, чтобы невозможно было проследить автора. Постепенно, связи увеличивались. Часто письма перевозились через дипломатические каналы.

- Там ведь было два кандидата: о. Михаил (Рождественский) и о. Гурий?

- Эта информация у нас не прошла. Мы узнали об этом postfactum.

- Я слышала, что катакомбники не доверяли Владыке Лазарю.

- Да. Лазарь в вопросе с катакомбниками очень виноват. Один человек дал моему отцу список 12 катакомбных епископов с адресами. К сожалению, вместо того, чтобы отдать мне копировать, он передал их Митрополиту. Списки вынесли на заседание Синода. Отец считал, что надо употребить максимум икономии, для того, чтобы их всех объединить. Лазарь же сказал, что все они абсолютно незаконны, за исключением его одного.

-Да, очень печально. Говорят, что Владыка Антоний Женевский организовывал это рукоположение. И именно он выдвинул Лазаря, вместо тех, кого хотели катакомбники.

- Вполне возможно. Постановление о том, чтобы совершить эту хиротонию, было, но папа очень боялся, что могут "проболтаться" наши архиереи. Поэтому было решено, что в Синод будет просто доложено, что это исполнено.

- Но в итоге рукоположили владыку Лазаря. О. Димитрий (Дудко) знал его.

- Дудко ничего общего не имел с катакомбниками. Митрополит Филарет написал ему письмо совсем не поощрительное!

- Однако он как-то принимал участие в рукоположении владыки Лазаря.

- Это я не знаю. Вообще, у нас связь с Россией до 37-го года была довольно основательная. Была группа (в частности, проф. Андреевский был в ней), которая специально ездила к Сергию Страгородскому на коленях умолять отказаться от декларации. И когда проф. Андреевский приехал за границу, он поражался тому, как много знали в Синоде о епископате в России. До 37-го года был какой-то кэгэбист, который подавал данные обо всех убитых, замученных, сосланных и т.д. Потом, вероятно, его поймали, потому что связь была приостановлена. Восстановилась она уже в 40-ые годы, когда много было бежавших с немцами.

* * *
Митрополит Анастасий
Митр. Анастасий (Грибановский)
 
- Как состоялось избрание Митрополита Анастасия?

- Еще при жизни Митрополит Антоний сделал его полномочным наместником. Митрополиту Антонию было уже трудно управлять, у него было слабое здоровье, а Митрополит Анастасий был уже настолько известным Архиереем, что на соборе, несмотря на свою молодость, получил семьдесят голосов. Вся церемония интронизации Патриарха была им составлена, также и церковные торжества к 300-летию дома Романовых, 100-летию Бородинского боя была им составлена. В Москве он был очень выдающимся церковно-общественным деятелем. Так что для всех, вне всяких сомнений, было ясно, что только Анастасий и может быть следующим Митрополитом. Но он был очень скромным – когда Митрополит Антоний настоял на том, чтобы дать ему белый клобук, Анастасий больше года отказывался. Тогда Митрополит пожаловался Патриарху Варнаве на это. Патриарх пригласил весь Синод к себе на обед, потом встал из-за стола, снял с себя белый клобук и надел со спины Митрополиту на голову. И только после этого он стал носить белый клобук. Вот такой анекдотичный, но характерный для Митрополита Анастасия случай. Он был удивительно скромный. Приходил к дантисту и сидел среди публики и ждал своей очереди, пока кто-нибудь не сообразит, что здесь сидит Митрополит Анастасий.

- И тогда его пропускали без очереди?

- Ну, конечно. Он уже был Первоиерархом тогда.

- Где состоялось богослужение, связанное с избранием его Первоиерархом?

- В Белграде, но я на нем не была.

- А где застала Вас начавшаяся война?

- Случилось так, что сам Митрополит едва не оказался "отрезанным", потому что он поехал в Швейцарию в тот момент, когда разыгралась война. Буквально последним поездом через Италию он попал в Югославию. Когда уже все кончилось крахом, была очень забавная ситуация. Большевики объявили, что никакого Синода уже нет, Митрополит неизвестно где… Ведь связи с заграницей никакой не было, все границы были закрыты. И вот, мой дядюшка (двоюродный брат моей бабушки) о. Иов Леонтьев, прямой потомок Кутузова, офицер гусарского полка и французский поданный, и Митрополит разыграли такую комбинацию: о. Иов был представлен больным, которого сопровождал его "келейник" Митрополит Анастасий, у которого не было выездных документов. Тогда все чиновники не могли взять в толк, почему все суетятся вокруг какого-то старичка, а тот сравнительно молодой, больной и важный. И вот так ему удалось выбраться из Германии, и весь свободный мир узнал, что существует и Синод, и Митрополит. До войны Митрополит был в Швейцарии по церковным делам. А когда война заканчивалась, он попал в Германию, которая была разделена на четыре части: французскую, советскую, английскую и американскую. Было очень сложно попасть из одной зоны в другую, на это требовалась очень большая документация. Советский Союз устроил целую акцию протеста, когда Митрополит приехал в Швейцарию. Москва настаивала на том, чтобы его выслали из страны. Было проведено специальное заседание швейцарского правительства по этому вопросу! Но тогда, как ни странно, вмешалась американская митрополия, и это дело удалось остановить. Покойный Митрополит Феофил из Америки написал такие бумаги, которые смогли воздействовать на Швейцарию.

- Как вы выезжали из Сербии в Германию?

- Митрополит Анастасий был всегда слишком осторожен, и это иногда действовало на нервы. Всем было понятно, что уже все идет крахом, а Митрополит еще не хочет уезжать. Папа договорился с немцами о том, что те дадут вагон для Синода, а Митрополит и с места не думает двигаться. В итоге вышло так, что отец буквально коленом подталкивал Митрополита на лестницу вагона, чтобы он хоть как-то прицепился за последний поезд. Мы же были отправлены с гимназией, и понятия не имели о том, где папа и выехал ли Митрополит? Вот такой был период.

* * *

- А что еще Вы помните о Митрополите Антонии.

- У Митрополита Антония была совершенно изумительная черта – он мог разговаривать с любым человеком на любом уровне! Будет ли это деревенская неграмотная бабка, или маленький ребенок, или профессор – никто не чувствовал, что он как-то свысока на них смотрит.

 
- Я знаю, что он очень любил молодежь.

- Очень любил. Архиереи тогда получали немаленькое жалование, и он содержал всех бедных студентов. Фактически, он только расписывался, что он получает жалование. Когда он попал в Почаевскую Лавру, не оставалось ни одной свободной комнаты – студенты приезжали со всей России! Спали и просто вповалку на полу, потому что отдельных келий не хватало. Все-таки, он возглавлял три духовных академии. Студенты его обожали и повсюду за ним ездили, куда могли. До него ректор академии был – недоступная личность. А Митрополит сразу стал этими студентами пользоваться даже с практической точки зрения. Каждый имел или огород, или сад. А на ректоре ведь лежит хозяйство!?.. Вот он этими студентами и пользовался. Они постоянно приходили к нему вечером чай пить. Были и серьезные беседы, а иногда и просто шутили. У него был любимый анекдот: "Люблю чистоту!" - сказала старушка, переворачивая ночную рубашку на "новый год".

- Да, я слышала, он был очень веселый человек.

- Очень. Поэтому, после таких шуток, студенты с ним уже разговаривали более свободно. Митрополит же невероятно высоко поднял монашество! Ведь был период, когда почти никто не постригался.

- Это еще до революции?

- Да. И при Владыке Антонии очень многие студенты монахами становились.

* * *
Святой Иоанн Шанхайский Чудотворец
 
- Почему многие так не любили Иоанна Шанхайского?

- Один из друзей моего отца написал: "Со святыми жить - не дай, Боже. Со святыми упокой – замечательно!" Он весь уклад в Лесненском монастыре переворачивал. Например, для своего существования они на какой-то фабрике взяли подряд шить кукол. Владыка возьмет и устроит лекцию, а по договору куклы-то должны быть вовремя! Все время им менял планы. Он не был администратором, и были жалобы, что никогда от него никакой подписи не достанешь, что непонятно, что происходит с полученными деньгами, что где-то он их потерял. Конечно, это не какие-нибудь преступления, просто работать с ним было очень трудно. И когда он уехал из Франции, то они радостно вздохнули. Конечно, он был молитвенник, и подвижник, и безусловный прозорливец – никаких сомнений не было!

- Он был такой, как один из древних святых.

- Да. Как-то он обедал у нас. На обед была форель. Я положила ему на тарелку целую рыбу. Можете себе представить, что он ее съел всю, даже с жабрами! Ни одной косточки не оставил!

- Он так по смирению ел. Он ведь все смешивал в одну миску, как вспоминает о. Георгий (Ларин). Когда он был маленьким, видел, как Владыка смешал все – кисель, суп и второе – и съел.

- В гостях он этого не делал, но поразил нас другим поведением. Он принципиально ходил только в сандалиях. После того как его постригли, он башмаков не надевал. Был такой случай: когда он выходил с аэроплана, у него распахнулась ряса, а под ней ничего нет. В Париже он регулярно служил панихиду среди площади, на которой убили короля Александра.

- Все стеснялись с ним служить, только он один был стойким.

- Представьте себе панихиду на Красной площади...

- А почему нет?

- …и когда машины едут. Ведь короля Александра убили, когда он ехал с королевским кортежем. И вот, Иоанн Шанхайский служил панихиду каждый год на проезжей части. Он был оригиналом.

- А еще что Вы о нем помните?

- Был такой у нас забавный случай. Он был у родителей в гостях. Моей сестре было лет восемь, и нас отправляли спать в восемь часов вечера безоговорочно – светит солнце или нет. И когда все ушли, выбежала моя сестра, обняла его, поцеловала, а Владыка засмеялся и сказал: "Ну, первый женский поцелуй!"

- Это еще в Белграде было?

- Да. По-моему, у него незаконченное медицинское образование. Потом он перешел на богословское. Студенты ведь всегда нищие, поэтому он бегал по улицам, продавал газеты. Никогда не допускал того, чтобы где-то на тротуаре валялся хлеб, всегда поднимал и съедал его. Потому что это большой грех, когда хлеб бросают.

- Неужели можно было видеть хлеб на тротуаре в те годы, ведь тяжелое время было?

- Югославия была богатейшая страна, пока коммунисты ее не заняли. Не было такого минерала, которого бы не нашлось в Югославии.

- А к русским относились хорошо?

- Да, но мы жили как государство в государстве. Я, например, по-сербски говорила очень скверно, и мы учили сербский язык в гимназии на таком же уровне, как французский или немецкий. Единственное, что мы должны были еще учить - сербскую историю и до некоторой степени географию, поскольку если живешь в этой стране, то ее надо знать. А в остальном, мы жили как государство в государстве: у нас были свои мужская и женская гимназии, начальная школа, амбулатория. Большущий дом был, который назывался "Дом царя Николая", его пожертвовал король Александр.

 
* * *
Митрополит Филарет
Слева - Митрополит Филарет (Вознесенский)
 
- Расскажите, пожалуйста, как Вы первый раз увидели митрополита Филарета.

- Первый раз я увидела митрополита Филарета, когда еще он приехал на Собор как епископ до избрания его Первоиерархом. Тогда я еще не служила постоянно в Синоде. Я помогала владыке Григорию, тогда еще протопресвитеру, в частном порядке. Позже я познакомилась с ним более близко. Он был человеком очень застенчивым. Была такая комичная история: приехал к нему священник из Ваймунда, о. Николай Марцишевский, представляться. О. Николай тоже был застенчивым. И они ходили по комнате, уставившись в землю, делая вид, что не замечают друг друга, пока, наконец, не столкнулись нос к носу, и оба расхохотались. И тогда уже стали говорить.

-А в каком году это было?

- Это был год избрания – 1965 год.

- Какие у Вас были первые впечатления?

- Трудно сказать. Потому что первый год он разъезжал, посещая приходы, знакомясь с людьми, куда его приглашали. Поэтому постоянного контакта с ним не было. Но потом он сам приехал к нам в гости с какой-то рыбной ловли. Был увлеченным рыболовом. И так как мы не знали, что с этой рыбой делать, он сам принялся ее готовить, будучи первый раз в доме. Так что, обед прошел в теплой дружественной обстановке.

- А как состоялось избрание Митрополита Филарета?

- Прошло избрание, конечно, не без прений, потому что, как вы знаете, в это время еще не кончился бунт в Сан-Франциско. Митрополит Анастасий понял, что он не в состоянии с ним справиться и потребовал созыва собора для избрания нового Первоиерарха. Епископат точно разделился пополам. Вл. Аверкий, Иоанн Шанхайский, Афанасий, Савва Сербский, Феодор Австралийский, Леонтий Чилийский (кстати, был большим поклонником католиков) – одна группа. А другая группа возглавлялась владыкой Никоном. Первая группа была за Иоанна Шанхайского. Митрополит Анастасий сказал, что он бы голосовал за Никона (это тот, который 17 томов сочинений митрополита Антония выпустил). Собор фактически зашел в тупик. Два–три дня не заседали. Я не знаю, кто, вероятно, Антоний Сан-Францисский, предложил прекратить заседания, разойтись по кельям, молиться и через три дня снова собраться. И уже на этом заседании сразу оба кандидата, Иоанн Шанхайский и Никон, отказались от своих кандидатур и, по-моему, Антоний Сан-Францисский же и предложил Владыку Филарета в качестве Первоиерарха.

- Он же был самый молодой?

- Да. Он епископом-то был не более полутора лет. Если бы он подозревал, что может стать Первоиерархом, не приехал бы на собор. Потому, что был Епископ Феодор, который заболел и не мог приехать. Антоний Сан-Францисский был послан в Австралию, по причине вспыхнувшего бунта. Там два попа собирались перейти в МП, было большое судебное дело. (Кстати, и мой отец ездил на этот процесс тоже, в качестве сторонника синодальной хартии). Митрополита Филарета послали просто в замену заболевшего Епископа. В итоге, получилось так, что его выбрали. Сразу же наступило полнейшее спокойствие, все единодушно приветствовали его как Первоиерарха. Спустя сутки, Митрополит Анастасий заявил, что, конечно, он признает Филарета Первоиерархом.

- Каково было отношение к Митрополиту Филарету в Церкви к моменту избрания? Его уважали, вероятно?

- Его никто не знал. Одна из причин его избрания в том, что он не был связан ни с какими партиями. Другая причина в том, что он был учеником Митрополита Антония, и очень на этом настаивал. Поэтому, как только его избрали, мой отец оказался его правой рукой. (Они переписывались, когда он еще был архимандритом).

- Наверное, не всем понравилось, что о. Георгий оказался "правой рукой"?

- Конечно. Отца старались снять, еще когда Митрополит Антоний его назначил. Так что, в этом не было ничего нового.

- Митрополит Филарет, наверное, очень хорошо относился к о. Георгию?

- Да. Потому что он его знал как "правую руку" Митрополита Антония.

- А как относился Митрополит Филарет к Московской Патриархии?

- Очень отрицательно! Кстати, на Дальнем Востоке все признали МП. И Владыка Иоанн Шанхайский признал их тоже, больше года он их поминал. Даже служил молебны уезжающим и уговаривал репатриироваться. Я видела одно письмо в деле, в котором какая-то женщина, пострадавшая от этой поездки, не находила слов выразить свое негодование! Она потеряла семью. А владыка Филарет категорически отказался служить молебны уезжающим, и его хотели сжечь! Его келья была на втором этаже, а на первом этаже забили окна и подожгли дом. Он выскочил со второго этажа и сильно обгорел – повредил и голос, и мышцы лица так, что он голову держал чуть наклоненной… Так что РПЦ МП он ни одной секунды не признавал!

- Но ведь потом владыка Иоанн покаялся в том, что он признавал Патриархию!

- Да! Владыка Иоанн написал объяснительное письмо. Ведь большевики поступили очень хитро! Они пустили по всей Европе слух, что Митрополит Анастасий исчез, Синода не существует – деваться некуда! Все было продуманно.

- Сейчас в некоторых изданиях пытаются представить владыку Иоанна как сторонника РПЦ МП.

- Да. Но это неправда. Хотя в тот момент он не поддержал архимандрита Филарета и оказался с массой тех архиереев, которые признали МП.

- А Митрополит Филарет был веселым человеком, он любил шутить?

- О, да! Он шутил немножко однообразно. Часто рассказывал одни и те же анекдоты. Любил подбрасывать четвертак на тарелке, и тот крутился как волчок. Он очень любил молодежь. Вокруг него всегда собиралась целая орава молодежи, и больше всего было девчонок!

- Он с ними проводил какие-то беседы?

- Да. Беседовал, сплошь и рядом шутил. Но он был невероятно наивным человеком. Однажды моя 18-летняя дочь за общим чаепитием разливала кипяток и обожгла себе ногу. Митрополит повел ее за собой, чтобы дать ей мазь, которую приготовил сам, и которая очень хорошо, между прочим, помогала. Так вот, девчонка стоит в митрополичьей спальне, ей надо помазать ожог – а он стоит и с места не думает убираться! В конце концов, сказал: " Мажь сама!" - и ушел.

- А он выезжал куда-нибудь с молодежью?

- Иногда. Он очень любил ездить на рыбную ловлю, в отличие от детей, потому что надо было ехать на рассвете, в 3-4 часа утра. Был случай, когда дочка моя промерзла, как цуцик. Он, не долго думая, надел рясу, снял свой подрясник и закутал дочь в него.

- А богослужения он любил?

- Он очень любил богослужения и потрясающе знал! И если какой-нибудь чтец что-то пропустил или неправильное ударение сделал, он тут как тут был за ним же. Службу знал идеально! И по уставу старался служить. Он всегда говорил, что инженер должен знать инженерное дело, доктор – медицинское, а для священника самое главное знать Евангелие. И поэтому Евангелие он знал наизусть!

- А какие еще он давал наставления священникам?

- Не знаю, я при этом не присутствовала. Но проповедником он был очень интересным. Митрополит Анастасий говорил: "можно его слово вставить в текст речи Иоанна Златоустого, и вы бы не заметили по стилю разницы". Но однажды, в Неделю о Закхее, Владыка сказал: "…А Закхей с дерева кубарем свалился!" Для него это было естественно, а для нас дико совершенно!

- А как Владыка Филарет относился к экуменизму и инославным?

- К инославным он очень хорошо относился. По-человечески очень хорошо. Ведь не обязательно относиться к ним плохо! Но он не был светским человеком. Он не понимал Митрополита Анастасия. У американцев было принято устраивать парад военных сил. На нем присутствовал мэр города, полиция, важные персоны. Митрополит Анастасий также всегда присутствовал - был на трибуне. Митрополит Филарет только один раз поехал и после уже никогда в этом не участвовал.

- А почему ему не понравилось?

- Я не знаю. Он не понимал необходимости светских отношений. При Митрополите Анастасии было принято "совещание умных людей", как шутейно называл это новшество мой отец. Даже я туда попала, в эти "умные люди". Туда приглашались доктора, инженеры, адвокаты, литераторы. Кому-нибудь Митрополит поручал сделать доклад на тему нового открытия или вышедшей новой книги. После доклада за чашкой чая долго сидели и рассуждали, высказывали все свои мнения. Потом Митрополит делал заключение по этому вопросу. И это уже был штемпель "признания" или "непризнания". А Митрополит Филарет раза два такие заседания провел и уже был не в состоянии – ему стало не интересно.

- Он ведь был образованный человек?

- Его официальное образование – инженер-электрик. Но на Дальнем Востоке оно не соответствовало европейским стандартам. Потому что колонизация этих мест еще только-только началась, строили манчжурскую дорогу. И надо было идти либо в китайскую школу, что наши не делали, или в свои собственные, которые были не такого высокого уровня, как это могло бы быть в европейских странах.

- Но там ведь преподавали уехавшие из России преподаватели?

- Да, но они постепенно умирали.

- Но ведь Владыка учился еще у старых российских преподавателей?

- Вероятно, да. Я еще помню то время, когда в Джорданвилле было несколько серьезных преподавателей. Но позже, при Митрополите Филарете, не раз поднимался вопрос о закрытии Джорданвилльской семинарии, потому что очень низкий уровень образования и даже не соответствует колледжу.

- А какие отношения были у Митрополита Филарета с другими монастырями Зарубежной Церкви?

- Других монастырей, собственно, не было. В Германию он ездил, но с Марком у него близкие отношения не сложились, потому что это, все-таки, немец.

- А с бостонским?

- С бостонским у него были очень хорошие отношения. Они, хоть и греки, но не были шовинистами. Они больше занимались миссионерской деятельностью, служили на славянском, на греческом и на английском языках. Они много переводили литературы. Были постоянные конфликты с Джорданвиллем, потому что в Джорданвилле народ был необразованный, а в Бостонском монастыре была высокообразованная публика. Например, они могли выпустить перевод Исаака Сирина с сирийского на английский. Были специалисты по французскому языку. Митрополита они очень почитали и уважали. Туда он приезжал, как к себе домой. Они уже не знали, на какой стул его там посадить.

- Он часто там бывал?

- Нередко. Правда, они угощали его чисто греческими блюдами, к которым мы, русские, не совсем привыкли. И Владыка не знал иностранных языков.

- Но там были говорящие по-русски?

- Всегда кто-нибудь находился, хотя бы какой-нибудь келейник. Кстати, у Митрополита Филарета был келейник – жулик, какого свет не видал! Никита Чакиров. Виртуоз преступничества. Покупал чемодан свечек у бостонцев, держал его у себя. Потом говорил, что они обожжены Святым огнем над Гробом Господним. Продавал их с какими-то помянниками. Чистейшей воды был жулик! Еще и садист. Например, он очень хотел поссорить Митрополита с моим отцом. И в последнее время он успел охладить отношения. Шел, например, на такие меры: у нас там были молодые монахи-американцы. Платили им совершеннейшие гроши, а работали они очень хорошо.

- Кем работали?

- Убирались в громадном доме, чинили все – не нужно было вызывать мастеров. Никита их возненавидел и хотел, во что бы то ни стало, убрать. Один из них был грек – повар из семьи ресторанных мастеров. Хорошо готовил. Так Никите не лень было купить рыбу, которую он держал до тех пор, пока она окончательно не стухла. Затем слизью от нее он облил хорошую рыбу и говорил: "Вот какой рыбой Федор собирается кормить Митрополита!" Принесли эту рыбу показывать моему отцу. Он был не такой наивный, велел взять, помыть и приготовить. Мы пригласили Митрополита на обед и с удовольствием поели. Вот так человеку было не лень идти на такие пакости. Или сделает что-нибудь с отоплением и скажет, что это Анастасия Георгиевна приказала. А Анастасия Георгиевна и не думала приказывать.

- Как же его терпел Владыка Митрополит?

- Владыка Митрополит всегда говорил, что этот Никита для него самый ужасный крест в жизни. Но, с другой стороны, он даже физически от него зависел. Ведь он чуть ли не с десяти лет был с ним. Никита от чего-то умирал, а владыка отслужил молебен, и тот поправился. И после этого Никита всегда был при нем. Если Никита и терял доверие митрополита, то очень ненадолго. Даже на соборе ставился вопрос о том, чтобы Никиту убрать, потому что он становится совершенно невозможным. В результате, Митрополит решил, что он его отправит на полгода в Австралию. Никита уехал на шесть недель, повидал свою мамочку и вернулся. Разговор о том, чтобы запретить его в священнослужении, не состоялся. Был и такой случай: жульническим образом заставил подписать Митрополита, который не разбирался в таких вопросах, купчую части имущества. Это выяснилось совершенно случайно. Тогда мой отец поднял шум, началось разбирательство. Митрополиту пришлось тогда уже адвокатским путем все это менять. Но если бы не заметили вовремя, значит половина этого большого имения оказалась бы в собственности Никиты. Это был темный жулик! Владыка Антоний говорил, что у каждого митрополита или епископа крест – это его келейник. Большинство из них жулики и пользуются своим положением.

- А что Вы можете сказать о мощах Митрополита Филарета, которые сейчас в Джорданвилле? Что там сейчас происходит?

- Мне говорили, что в мраморной гробнице образовалась щель, в которую кладут записки. Как у Блаженной Ксении.

- Я слышала, что Владыка любил классическую музыку. Он играл на рояле?

- Да. Я никогда не слышала его игру, но рояль у него был. Он был церковным композитором. Есть целый ряд произведений. Наш регент Литковский их не очень ценил. Литковский был в стиле Чеснокова, а Митрополит предпочитал "архангельский", сентиментальный лад. Какой-то был юбилей Митрополита. Литургию спели Митрополита Филарета, но Литковский ее, все-таки, немножко "облагородил", сделал не такой сентиментальной. Митрополит его очень благодарил за это.

- Интересно было бы эти ноты посмотреть!

- Я постараюсь Вам достать их.

- Анастасия Георгиевна, в конце жизни Митрополит болел?

- Да, он болел. У него был рак.

 

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Joomla SEF URLs by Artio