RizVN Login



   

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Печать

Краткая біографія ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛІЯ

Автор: Монахиня Вера вкл. . Опубликовано в Архив РПЦЗ (Просмотров: 325)

Краткая біографія


ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННѢЙШАГО МИТРОПОЛИТА ВИТАЛІЯ, 
Первоіерарха Русской Православной Церкви Заграницей
 
Митрополитъ Виталій, въ міру Ростиславъ Петровичъ Устиновъ, родился 18 марта 1910 г. въ Петроградѣ въ семьѣ морского офицера Черноморскаго Флота Петра Константиновича Устинова и Лидіи Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармскаго генерала, всю свою жизнь прослужившаго на Кавказѣ. Въ 1920 году опредѣленъ въ кадетскій корпусъ, основанный генераломъ Врангелемъ въ г. Ѳеодосія.
Во время эвакуаціи того же года вмѣстѣ съ корпусомъ попадаетъ въ Константинополь, откуда въ Югославію, сначала въ Стрнище, а затѣмъ въ Бѣлую Церковь. Въ 1923 г. мать выписываетъ его къ себѣ въ Константинополь, чтобы затѣмъ прибыть въ Парижъ. Осенью того же года его устраиваютъ во французскій колледжъ имени «Святого Людовика, короля Франціи» въ городѣ Леманъ, по окончаніи котораго молодой Устиновъ возвращается къ своей матери въ городъ Канны на югѣ Франціи.
Въ 1934 г. его призываютъ отбыть воинскую повинность во французской арміи въ 9-ый кирасирскій (еще на коняхъ) полкъ въ г. Ліонъ. По окончаніи службы командиръ полка полковникъ де Муленъ предлагаетъ бригадиру (чинъ соотвѣтствующій капралу въ пѣхотѣ) Устинову остаться въ полку, обѣщая ему вывести его въ офицеры, но у молодого Устинова нѣтъ уже больше желанія оставаться въ міру, а единственное его желаніе — уйти въ монастырь.
/с. 11/ Въ 1936 г. онъ покидаетъ Францію и поступаетъ въ монастырь преп. Іова Почаевскаго на Карпатахъ, основанный архимандритомъ Виталіемъ Максименко, впослѣдствіи архіепископомъ Нью-Іоркскимъ и Восточно Американскимъ, основателемъ Свято-Троицкаго монастыря въ Джорданвиллѣ. Во время своего послѣдняго посѣщенія Европы осенью 1937 г. Преосвященнѣйшій Архіеп. Виталій посѣщаетъ и основанный имъ монастырь и облекаетъ въ подрясникъ трудника Ростислава. Въ 1938 г. настоятель монастыря, архимандритъ Серафимъ Ивановъ, впослѣдствіи архіеп. Чикагскій и Детройтскій, постригаетъ послушника Ростислава въ рясофоръ съ именемъ Виталій, дабы, какъ онъ самъ и сказалъ, имя Виталій не прекращалось въ обители. Въ 1939 г. Великимъ Постомъ рясофорный послушникъ постригается въ малую схиму. Въ томъ же году въ день убіенія Царской Семьи Преосв. Владимиръ, епископъ Мукачевскій и Пряшевскій, Сербской Церкви, рукополагаетъ его въ санъ іеродіакона, а въ 1940 г. въ городѣ Братиславѣ Митрополитъ Серафимъ Берлинскій и Германскій рукополагаетъ его въ санъ іеромонаха. Архимандритъ Серафимъ опредѣляетъ молодому іеромонаху Виталію окормлять изъ монастыря два села на самой границѣ Польши Порубки и Медвѣжье, въ которомъ былъ выстроенъ деревянный новый храмъ, уже во время войны.
Разгромъ нѣмецкой арміи заставляетъ всю братію покинуть свою обитель передъ наступающей красной арміей. Передъ іером. Виталіемъ открывается огромная миссіонерская дѣятельность въ Берлинѣ и его окрестностяхъ, гдѣ приходится ежедневно посѣщать лагеря остовъ, проповѣдовать, служить, напутствовать сотни умирающихъ отъ голода, туберкулеза, отъ ранъ. Но скоро приходится снова уходить отъ окружающей со всѣхъ сторонъ Берлинъ красной арміи. Вмѣстѣ съ настоятелемъ собора архимандритомъ Наѳанаиломъ, іером. Виталій покидаетъ Берлинъ и они оба основываются въ городѣ Гамбургѣ.
Передъ двумя молодыми и энергичными миссіонерами открывается огромное поле дѣятельности среди Ди-Пи, которымъ надо помочь избѣжать репатріаціи со всѣми послѣдстві/с. 12/ями сталинскихъ ужасовъ. Знаніе англійскаго языка во многомъ помогаетъ имъ спасти тысячи соотечественниковъ. Архіерейскій Синодъ посвящаетъ архимандрита Наѳанаила во епископы и посылаетъ его въ Парижъ для возглавленія Западно-Европейской епархіи нашей Русской Зарубежной Церкви, а игуменъ Виталій остается окормлять бѣженцевъ или Ди-Пи въ лагеряхъ сѣверной Германіи. Игуменъ Виталій, возведенный въ санъ архимандрита, организуетъ въ лагерѣ Фишбекѣ въ барачной церкви кругъ ежедневнаго богослуженія, основываетъ типографію, собираетъ вокругъ себя неболыную монашескую братію (будущіе архіеп. Павелъ и архимандритъ Ѳеодоръ), издаетъ и печатаетъ для всѣхъ лагерныхъ церквей восточной Германіи всѣ Великіе Сборники, молитвословы и издаетъ ежемѣсячный журналъ «Почаевскіе Листки», который затѣмъ переименованъ въ «Православное Обозрѣніе». Многіе въ лагерѣ Фишбекъ проходятъ почти полный псаломщическій курсъ, и удается даже собрать 12 юношей, которымъ преподается систематически въ продолженіи года весь курсъ богословскихъ наукъ семинарскаго уровня.
Начинается распредѣленіе всѣхъ Ди-Пи по разнымъ странамъ и архимандрита Виталія Синодъ назначаетъ возглавить нашу церковь въ Англіи. Съ 1947 до 1951 года архимандритъ Виталій уже настоятель Лондонскаго прихода, неустанно разъѣзжаетъ по всей Англіи, организуетъ приходы въ Манчестерѣ, Престонѣ и Брадфордѣ, который и существуетъ до сего дня въ самомъ центрѣ Англіи.
Въ 1951 г. въ день свв. апп. Петра и Павла архимандрита Виталія посвящаютъ въ санъ епископа съ назначеніемъ его викарнымъ епископомъ, въ помощь архіеп. Ѳеодосію въ Бразилію, съ мѣстомъ жительства на Вила Альпина въ Санъ Пауло.
О прибытіи Еп. Виталія въ Бразилію пишеть А. И. Лодыженскій въ письмѣ отъ 29-го августа 1951 г.:
«Спѣшу подѣлиться съ Вами нашей радостью: 23-го сюда прибылъ Владыка Виталій, сопровождаемый тремя дьяконами. Прямо изъ порта Сантоса онъ отправился въ соборный храмъ къ Владыкѣ Ѳеодосію. Поселился онъ на /с. 13/ Вила Алпина и, несмотря на большую отдаленность отъ города и болѣе чѣмъ скромныя условія, въ которыхъ отъ тамъ находится, полагаю, что это выборъ правильный, особенно въ связи съ намѣреніемъ Владыки Виталія обосновать тамъ монастырь.
Конечно, общія условія, въ которыхъ Владыка оказался здѣсь, весьма трудныя и потребуютъ отъ него большой мудрости и осторожности, что онъ сразу же ощутилъ и осозналъ. Тѣмъ не менѣе вѣрю, что, съ Божіей помощью, ему удастся устранить всѣ припятствія и козни и объединить вокругъ Церкви и себя нынѣ мѣтущееся стадо Христово. Во всякомъ случаѣ, мои друзья и я поставили себя въ полное его распоряженіе и будемъ стараться дѣлать все отъ насъ зависящее, чтобы сколько возможно облегчить ему первые шаги въ совершенно новыхъ для него условіяхъ.
На сколько истосковался церковный народъ по пастырѣ добромъ всѣмъ намъ пришлось убѣдиться при посѣщеніи Владыкой нашего новаго еще незаконченнаго и неосвященнаго храма, куда онъ прибылъ на слѣдующій день своего пріѣзда. Несмотря на то, что это былъ рабочій день, послѣ восьми часовъ часто нелегкой работы, въ храмъ собралось множество народа со всѣхъ концовъ города. Встрѣченный привѣтственнымъ словомъ церковнаго старосты (В. Ю. Лодыженскаго) и хлѣбомъ солью поднесенными старшой сестрой, а затѣмъ въ дверяхъ храма нашимъ настоятелемъ и собравшимся духовенствомъ другихъ приходовъ, Владыка совершилъ краткій молебенъ, послѣ котораго произнесъ проповѣдь, произведшую на собравшихся глубокое впечатленіе своей проникновенностью и глубокой непоколебимой вѣрой. Положительно всѣ присутствующіе не могли удержать слезъ умиленія и радости, ощутивъ себя единымъ стадомъ. Вѣрю, что Господь наставитъ Владыку Виталія на пути Его и это ощущеніе единства претворится въ дѣйствительность осязаемую».
И тутъ подъ южнымъ Крестомъ снова застучали печатные станки. Къ монашескому братству присоединяются Николай Бѣлоноговъ и Евгеній Калининъ. Вила Альпина покрывается /с. 14/ небольшими новыми постройками, организуется небольшой пріютъ для мальчиковъ, которые обучаются русскому языку, Закону Божію при ежедневномъ суточномъ кругѣ богослуженій. Владыка Виталій и его іеромонахи посѣщаютъ православныхъ людей по самымъ глухимъ уголкамъ Бразиліи, самой большой страны всей Южной Америки, и ихъ трудами основываются два прихода въ самомъ центрѣ Бразиліи: въ ея новой столицѣ Гояніи и въ пригородѣ Санъ Пауло въ мѣстечкѣ Педрейра.
О своей миссіонерской дѣятельности Владыка Виталій писалъ изъ Санъ-Пауло 3 авг. 1954 г. слѣдующее:
«Я лично убѣжденъ, что въ нашу задачу въ разсѣяніи входитъ не только окормленіе нашего русскаго народа, оберегать его отъ денаціонализаціи, но также и извѣстное миссіонерство среди инославныхъ. У меня есть внутреннее стремленіе къ миссіонерству среди иностранцевъ. За наше пребываніе въ Лондонѣ, намъ удалось перевести въ православіе около десяти человѣкъ англичанъ, что кажется мало, но всѣ они стали искренними православными людьми. Лучшій изъ нихъ перевелъ на англійскій языкъ сокращенное Добротолюбіе...
За эти годы у насъ выработалась очень хорошая система миссіонерства. Мы все время разъѣзжаемъ, оставаясь иногда продолжительное время въ томъ или иномъ пунктѣ, но зная, какъ велика слабость и удопреклонность къ паденію человѣка, мы большую часть времени проводимъ въ общежительной жизни, въ которой мы спасаемся, какъ нѣкоей раковинѣ, отъ морскихъ хищниковъ страстей нашихъ. Однимъ словомъ, мы привыкли жить среди народа и въ то же время вести монастырскій образъ жизни».
Въ 1955 году Владыка Виталій со всей своей братіей переводится указомъ Архіерейскаго Синода въ Канаду, какъ правящій епископъ Западной части Канады съ каѳедрой въ Эдмонтонѣ. Тутъ въ 75 миляхъ отъ города Владыка Виталій основываетъ Свято-Успенскій скитъ, около полустанка Гранада, гдѣ впослѣдствіи проживалъ одинъ изъ его собратьевъ /с. 15/ игуменъ Серафимъ (Филимоновъ), который изъ скита окормлялъ весь сѣверъ Альберты.
Владыку Виталія Архіерейскій Синодъ переводитъ въ Монреаль и возводитъ его въ санъ архіепископа Монреальскаго и Канадскаго. Настоятелемъ Свято-Владимірскаго Собора въ Эдмонтонѣ Владыка Виталій оставляетъ одного изъ своихъ братьевъ, о. Архимандрита Григорія (Моисеевскаго), который, одушевленный тѣмъ же духомъ миссіонерства, несмотря на свой преклонный возрастъ, посѣщалъ группы и отдѣльныхъ православныхъ въ самыхъ отдаленныхъ уголкахъ Альберты.
Въ скоромъ времени послѣ пріѣзда въ Монреаль Преосвященный Владыка Виталій пріобрѣлъ землю въ окрестности гор. Мансонвилля (Квеб.) и началъ постройку мужского скита. Работы тамъ совершались братіей Архіерейскаго Подворья съ участіемъ добровольцевъ прихожанъ, и на сегодня все это обрѣло уже видъ Свято-Преображенскаго скита съ храмомъ этого же имени, украшеннаго чудеснымъ иконостасомъ внутри, съ иконами извѣстныхъ зарубежныхъ иконописцевъ. Также выстроенъ свѣчной заводъ, сооружены часовенки на русскомъ кладбищѣ и на озерѣ съ источникомъ ключевой воды.
Большіе, свѣтлые корпуса для братіи съ трапезной закончены строительствомъ и оборудованіемъ и ждутъ своихъ насельниковъ. Къ монашескому братству присоединяется о. игуменъ Сергій, въ міру Святославъ Киндяковъ и о. іеромонахъ Стефанъ, въ міру Сергій Новицкій. Это небольшое братство живетъ поразительнымъ единодушіемъ и для массы часто совершенно незримой истинно духовной жизнью, полностью посвященной Церкви Христовой.
Въ 1965 году Владыкой Виталіемъ основанъ въ г. Оттавѣ, столицѣ Канады, новый приходъ съ храмомъ Св. Покрова Пресвятой Богородицы.
Въ теченіе всего жительства въ Канадѣ Архіепископа Виталія безпрерывно работала типографія при Архіерейскомъ Подворьи, выпуская богослужебныя книги, брошюры, толстые тома духовной литературы и періодической, съ богослов/с. 16/скимъ матеріаломъ, журналъ «Православное Обозрѣніе», первый номеръ котораго былъ изданъ еще въ Бразиліи въ 1951 году.
Одна изъ характерныхъ чертъ Владыки Виталія — его любовь къ молодежи, забота о нашей смѣнѣ. Не говоря уже о подрастающей въ приходѣ дѣтворѣ, о юношахъ и дѣвушкахъ, которые, подрастая, создаютъ кружки музыкальные, хоровые, танцевальные и т. д. («Гусли», «Оркестръ Народныхъ Инструментовъ», созданіе церковнаго хора изъ молодыхъ голосовъ), но заботы Владыки много шире.
Владыка Виталій организовалъ съѣзды всезарубежной русской православной молодежи.
Послѣ кончины Митрополита Филарета, первоіерарха Русской Зарубежной Церкви, въ январѣ 1986 г. Архіерейскій Соборъ избираетъ Архіепископа Виталія на должность Первосвятителя Зарубежной Церкви.
Невозможно въ краткой біографіи Преосвященнаго Владыки Виталія перечислить всѣхъ тѣхъ дѣлъ, а иногда и чудесъ, промысломъ Божіимъ черезъ Владыку совершенныхъ, незримо и безъ огласки, скромнымъ по натурѣ, посланнымъ намъ Господомъ Богомъ Іерархомъ.
Богу нашему слава. Аминь. 
 
 
Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 10-16. 

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Joomla SEF URLs by Artio