СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЪ КИПРІАНЪ: О крещеніи еретиковъ
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.
Кипріанъ, Либералъ, Калдоній, Юній, Примъ, Цецилій, Поликарпъ, Никомедъ, Феликсъ, Марруцій, Сукцессъ, Лукіанъ, Гоноратъ, Фортунатъ, Викторъ, Донатъ, Луцій, Геркуланъ, Помпоній, Димитрій, Квинтъ, Сатурнинъ, Маркъ, другой Сатурнинъ, другой Донатъ, Рогаціанъ, Седатъ, Тертуллъ, Гортенсіанъ, еще иный Сатурнииъ и Сацій — Януарію, Сатурнину, Максиму, Виктору, другому Виктору, Кассію, Прокулу, Модіану, Циттану, Гаргилію, Евтихіану, другому Гаргилію, другому Сатурнину, Немезіану, Нампулу, Антоніану, Рогаціану и Гонорату — братьямъ желаютъ здоровья.
/с. 275/ Всѣ мы вмѣстѣ, на соборѣ, прочли, возлюбленнѣйшіе братья, ваше письмо. Въ немъ вы спрашиваете: слѣдуетъ ли крестить тѣхъ, которые, по видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ, — когда они обращаются къ единой истинной каѳолической Церкви? Хотя относительно этого предмета вы и сами тамъ придерживаетесь вѣрно и твердо каѳолическаго правила, однако, такъ какъ вы почли нужнымъ, по общей любви, спросить о томъ и насъ, то мы изложимъ вамъ наше мнѣніе, мнѣніе не новое, но давно уже постановленное нашими предшественниками, которое мы соблюдаемъ совершенно согласно съ вами. Именно, мы думаемъ и принимаемъ за вѣрное, что никто не можетъ быть крещенъ на сторонѣ, внѣ Церкви, потому что въ святой Церкви установлено одно крещеніе и Господь говоритъ въ Писаніи: Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себѣ кладенцы сокрушенныя, иже не возмогутъ воды содержати (Іер. 2, 13). И опять божественное писаніе даетъ слѣдующее наставленіе: отъ воды чуждія ошайся, и отъ источника чуждаго не пій (Прит. 9, 19). Итакъ вода должна быть прежде очищена и освящена священникомъ, чтобы при крещеніи она могла омыть грѣхи человѣка крещаемаго. Господь такъ говоритъ чрезъ пророка Іезекіиля: и воскроплю на вы воду чисту, и очиститеся отъ всѣхъ нечистотъ вашихъ, и отъ всѣхъ кумировъ вашихъ; и очищу васъ, и дамъ вамъ сердце ново, и духъ новъ дамъ вамъ (Іезек. 36, 25). Какимъ же образомъ можетъ очистить и освятить воду, кто самъ нечистъ, — въ комъ нѣтъ Святаго Духа и къ кому относятся слѣдующія слова Господа: и всякое, ему же прикоснется нечистый, нечисто будетъ (Числ. 19, 22)? Или какимъ образомъ крещающій можетъ даровать отпущеніе грѣховъ, самъ не имѣя возможности внѣ Церкви оставить ихъ? Эту истину подтверждаетъ и самый вопросъ, предлагаемый при крещеніи. Когда мы говоримъ: «вѣришь ли въ жизнь вѣчную /с. 276/ и въ оставленіе грѣховъ чрезъ святую Церковь?» то разумѣемъ, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даровано только въ Церкви и что грѣхи не могутъ быть оставляемы у еретиковъ, у которыхъ нѣтъ Церкви. Итакъ утверждающіе, что еретики могутъ крестить, должны или измѣнить вопросъ, или признать истину, — если только они не приписываютъ и Церкви тѣмъ, у коихъ, по увѣренію ихъ, есть крещеніе.
Необходимо также тому, кто крещенъ, быть и помазану, чтобы, принявъ помазаніе, онъ могъ содѣлаться помазанникомъ Божіимъ и имѣть въ себѣ благодать Христову. Крещенные же помазываются елеемъ, освященнымъ на алтарѣ, гдѣ совершается евхаристія; но кто не имѣлъ ни алтаря, ни церкви, тотъ не могъ освятить и вещества елея. А если, какъ извѣстно, у еретиковъ не возможно ни освященіе елея, ни совершеніе евхаристіи, то не можетъ у нихъ быть и духовнаго помазанія. Мы должны помнить сказанное въ Писаніи: елей грѣшнато да не намаститъ главы моея (Псал. 140, 5). Духъ Святый прежде далъ таковое предостереженіе для того, чтобы никто, вышедшій изъ границъ и заблуждающій отъ истиннаго пути, не принималъ помазанія у еретиковъ, противниковъ Христовыхъ, да и какую молитву можетъ принесть за крещеннаго святотатственный и грѣшный священникъ, когда написано: грѣшники Богъ не послушаетъ; но аще кто Богочтецъ есть и волю Его творитъ, того послушаетъ (Іоан. 9, 31)? Кто можетъ дать то, чего самъ не имѣетъ? Или какъ можетъ совершать духовное самъ потерявшій Духа Святаго? Поэтому долженъ быть крещенъ и обновленъ тотъ, кто приходитъ къ Церкви не очищеннымъ, чтобы внутри освятиться ему чрезъ святыхъ, по писанію: святи будите, яко Азъ святъ есмь Господь Богъ вашъ (Лев. 19, 2); чтобы ему, впадшему въ заблужденіе и принявшему погруженіе на сторонѣ, въ истинномъ и церковномъ крещеніи отложить и /с. 277/ тотъ грѣхъ, что онъ, приходя къ Богу и ища для того священника, по заблужденію, обратился къ святотатцу.
Наконецъ соглашаться на то, что у еретиковъ и раскольниковъ есть крещеніе, значитъ одобрять ихъ крещеніе, такъ что здѣсь не можетъ быть одна часть ничтожна, а другая сильна. Кто могъ крестить, тотъ могъ дать и Святаго Духа. Если же не можетъ дать Святаго Духа, потому-что находясь внѣ Церкви не пребываетъ съ Духомъ Святымъ; то не можетъ и крестить приходящаго; такъ какъ и крещеніе одно и Духъ Святый одинъ и Церковь, по началу и требованію единства (origine et ratione unitatis) основанная Христомъ Господомъ на Петрѣ, одна. Отсюда слѣдуетъ, что такъ какъ у нихъ все ничтожно и лживо, то мы и не должны одобрять ничего, совершеннаго ими; ибо можетъ ли быть точнымъ и вѣрнымъ предъ Богомъ что-либо совершаемое тѣми, коихъ Господь въ Евангеліи выставляетъ, какъ Своихъ враговъ и противниковъ, говоря: иже нѣсть со Мною, на Мя есть; и иже не собираетъ со Мною, расточаетъ (Лук. 11, 23)? И блаженный Апостолъ Іоаннъ, охраняя повелѣнія и заповѣди Господни, въ посланіи своемъ замѣтилъ: слышасте, яко антихристъ грядетъ, и нынѣ антихристи мнози быша; отъ сего разумѣемъ, яко послѣдній часъ есть. Отъ насъ изыдоша, но не бѣша отъ насъ; аще бы отъ насъ были, пребыли убо быша съ нами (1 Іоан. 2, 18. 19). Изъ этого мы должны заключить и понять, — могутъ ли дать благодать Христову тѣ, которые суть противниками Господа и названы антихристами. Такимъ образомъ мы, пребывающіе съ Господомъ, соблюдающіе Его единство и, по удостоенію Его, проходящіе священническое служеніе Его въ Церкви, должны отринуть, отвергнуть и почитать нечестивымъ все, совершаемое противниками Его и антихристами; — должны тѣмъ, которые обращаясь отъ заблужденія и нечестія познаютъ истинную вѣру одной Церкви, преподать /с. 278/ вполнѣ таинства божественной благодати и истину единства и вѣры. Желаемъ вамъ, возлюбленнѣйшіе братья, всегда здравствовать.
Сопресвитеръ нашъ Лукіанъ сообщилъ мнѣ, возлюбленнѣйшій братъ, о твоемъ желаніи, чтобы мы изложили тебѣ наше мнѣніе о тѣхъ, которые, по видимому, крещены у еретиковъ и раскольниковъ. Посылаю тебѣ, для свѣдѣнія, списокъ съ письма, въ которомъ изложено то, чтó недавно на соборѣ постановили объ этомъ предметѣ мы, весьма многіе соепископы, съ присутствовавшими сопресвитерами. Я не знаю, какимъ предубѣжденіемъ руководствуются нѣкоторые изъ товарищей нашихъ, думающіе, что тѣхъ, которые приняли погруженіе у еретиковъ, когда они къ намъ приходятъ, не должно крестить, потому что, какъ они говорятъ, крещеніе одно. Оно одно потому, что Церковь одна и внѣ Церкви крещеніе не возможно. А такъ какъ не можетъ быть двухъ крещеній, то если еретики крестятъ истинно, — они имѣютъ крещеніе. Кто своимъ удостовѣреніемъ предоставляетъ имъ это право, тотъ уступаетъ и соглашается, что врагъ и противникъ Христовъ имѣетъ, по видимому, власть омывать, очищать и освящать человѣка. Мы же утверждаемъ, что приходящихъ оттуда мы у себя не перекрещиваемъ, но крестимъ. Ибо они ничего не получаютъ тамъ, гдѣ нѣтъ ничего; а приходятъ къ намъ, чтобы получить здѣсь, гдѣ есть благодать и всякая истина, потому-что благодать и истина одна. Но нѣкоторые изъ товарищей нашихъ лучше хотятъ оказать честь еретикамъ, чѣмъ согласиться съ нами; и когда, утверждая что крещеніе одно, не хотятъ крестить приходящихъ; то такимъ /с. 279/ образомъ или дѣлаютъ два крещенія, потому-что признаютъ крещеніе и у еретиковъ, или, что еще хуже, скверное и нечестивое погруженіе еретиковъ стараются предпоставить и предпочесть истинному, единственному и законному крещенію каѳолической Церкви, не размышляя о томъ, что сказано въ Писаніи: омываяйся отъ мертвеца, кая польза ему отъ бани (Сир. 34, 85)? Явно, что между мертвецами считаются тѣ, кои не суть въ Церкви Христовой и что не можетъ оживотворить другаго тотъ, кто самъ не живетъ: одна только Церковь, получившая благодать жизни вѣчной, и живетъ во вѣки и животворитъ народъ Божій.
Они говорятъ, что слѣдуютъ въ этомъ древнему обычаю. Но у древнихъ были только еще первые начатки ересей и расколовъ, къ которымъ уклонялись отступавшіе отъ Церкви и получившіе прежде здѣсь крещеніе: ихъ-то и не было надобности крестить, когда они потомъ возвращались къ Церкви и приносили покаяніе. Это теперь соблюдаемъ и мы: если извѣстно, что крестившіеся здѣсь и отъ насъ перешедшіе къ еретикамъ, познавши потомъ свой грѣхъ и отвергши заблужденіе, возвращаются къ истинѣ и на лоно матери, то достаточно, въ знакъ раскаянія, возложить на нихъ руку, чтобы бывшую уже овцу, отчуждившуюся впослѣдствіи и заблуждшую, пастырь снова принялъ въ свою овчарню. Но если кто, приходящій отъ еретиковъ не былъ прежде крещенъ въ Церкви, и приходитъ какъ совершенно чужой и непросвѣщенный; то чтобы сдѣлать его овцею, его нужно крестить, потому что одна есть вода въ Церкви святой, содѣлывающая овецъ. Итакъ какъ не могутъ имѣть ничего общаго ложь и истина, тьма и свѣтъ, смерть и безсмертіе, антихристъ и Христосъ; то мы во всемъ должны держаться единства каѳолической Церкви и ни въ чемъ не уступать врагамъ вѣры и истины. Не должно предписывать на основаніи обычая тамъ, гдѣ слѣдуетъ доказать разсужденіемъ. /с. 280/ Ибо и Петръ, котораго перваго избралъ Господь и на которомъ основалъ Свою Церковь, когда въ послѣдствіи Павелъ вступилъ съ нимъ въ споръ объ обрѣзаніи, ничего не присвоивалъ себѣ нагло и не говорилъ съ высокомѣріемъ, что ему, какъ первоизбранному, должны повиноваться новички и послѣдующіе: онъ не пренебрегъ Павла, не смотря на то, что тотъ прежде былъ гонителемъ Церкви, но принялъ совѣтъ истины и легко согласился на законное разсужденіе, отстаиваемое Павломъ, представляя намъ примѣръ согласія и терпѣнія, чтобы мы не держались упорно своего мнѣнія, но если когда предлагается что-либо полезное и спасительное братьями и товарищами нашими, то считали бы это своимъ, если только оно истинно и законно. И Павелъ, промышляя о томъ и вѣрно заботясь о согласіи и мирѣ, такъ выразился въ своемъ посланіи: пророцы же два или тріе да глаголютъ, и друзіи да разсуждаютъ; аще ли иному открыется сѣдящу, первый да молчитъ (1 Кор. 14, 29. 30). Этимъ онъ научалъ и показывалъ, что каждому порознь можетъ быть многое открыто къ лучшему и что никто не долженъ отстаивать упорно то, что онъ однажды задумалъ и чего держится, но если что предложится лучшаго и полезнѣйшаго, всякъ долженъ охотно принимать это. Ибо мы не побѣждаемся, когда намъ предлагаютъ лучшее, но вразумляемся, особенно относительно того, что принадлежитъ къ единству Церкви, къ истинѣ надежды и вѣры нашей. И мы, священники Бога, по Его удостоенію поставленные начальниками въ Его Церкви, должны знать, что отпущеніе грѣховъ можетъ быть даруемо только въ Церкви и что противники Христа ни сколько не могутъ присвоивать себѣ Его благодати. Тоже постановилъ и съ общаго совѣта, по здравомъ разсужденіи, утвердилъ мужъ блаженной памяти Агрипинъ, съ другим своими соепископами, которые управляли въ то время Господнею Церковію въ области африканской и нумидійской. Ихъ-то /с. 281/ благочестивому, законному и спасительному мнѣнію, согласному съ вѣрою и каѳолическою церковію, и мы послѣдовали. А чтобы ты зналъ какое мы написали письмо объ этомъ предметѣ, посылаемъ тебѣ, по общей любви, списокъ съ него, для свѣдѣнія какъ твоего, такъ и находящихся тамъ, нашихъ соепископовъ. Желаю тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать.
Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879.