СВ. СВЯЩЕННОМУЧЕНИКЪ КИПРІАН: Письмо къ папѣ Стефану о соборѣ
издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Книга 1-я.
59. Письмо къ папѣ Стефану о соборѣ
Часть 1-я. Изданіе 1-е. Кіевъ, 1879.
Чтобы привесть въ порядокъ и обсудить общимъ соборнымъ изслѣдованіемъ нѣкоторыя дѣла, мы почли нужнымъ, возлюбленнѣйшій братъ, собравши во едино многихъ священниковъ, созвать и открыть соборъ, — на которомъ многое обсужено и порѣшено. Но тебѣ надобно написать и съ твоею степенностію и мудростію снестись преимущественно о томъ, что имѣетъ ближайшее отношеніе къ власти священства, къ единству и достоинству каѳолической церкви, происходящему отъ богоустановленнаго порядка, именно о томъ, что людей, принявшихъ погруженіе на сторонѣ внѣ церкви и осквернившихся у еретиковъ и раскольниковъ нечестивою водою, когда они обращаются къ намъ и къ церкви, которая едина, надобно крестить, потому-что одного возложенія рукъ для принятія Святаго Духа было бы еще недостаточно для нихъ, если бы они не получили съ тѣмъ вмѣстѣ и церковнаго крещенія. Только тогда они могутъ вполнѣ освятиться и содѣлаться чадами Божіими, когда возродятся обоими таинствами, по писанію: аще кто не родится водою и духомъ не можетъ внити въ царствіе Божіе (Іоан. 3, 5). Да и въ Дѣяніяхъ Апостольскихъ находимъ, что это правило было тщательно соблюдаемо апостолами и въ истинѣ спасительной вѣры хранимо. Такъ, когда въ домѣ Корнилія /с. 282/ сотника на бывшихъ тамъ язычниковъ, горѣвшихъ пламенемъ вѣры и всѣмъ сердцемъ вѣровавшихъ въ Господа, сошелъ Духъ Святый и они, исполненные имъ, благословляли Бога разными языками, то блаженный ап. Петръ, несмотря на все это, помня Божественную заповѣдь и евангеліе повелѣлъ однако же крестить ихъ, уже исполнившихся Святаго Духа, для того, чтобы ни въ чемъ небыло и вида опущенія и апостольскія чиноначалія всецѣло и во всемъ соблюли законъ Божественной заповѣди и евангелія. А что крещеніе, употребляемое еретиками, не есть крещеніе и никто изъ противниковъ Христа не можетъ преуспѣвать благодатію Христовою, о томъ недавно со всѣмъ тщаніемъ изложено нами въ письмѣ, писанномъ объ этомъ предметѣ къ сослужителю нашему въ Мавританіи Квинту, а также и въ письмѣ, еще прежде написанномъ товарищами нашими къ соепископамъ Нумидійскимъ: списки съ обоихъ этихъ писемъ при семъ прилагаемъ.
Къ тому, возлюбленнѣйшій братъ, по общему согласію и власти, мы прибавляемъ и присовокупляемъ, что пресвитеровъ и діаконовъ, которые, или бывъ рукоположены сначала въ каѳолической церкви, въ послѣдствіи времени сдѣлались измѣнниками и возмутителями противъ церкви, или же у еретиковъ лжеепископами и антихристами, вопреки распоряженію Христову, нечестивымъ рукоположеніемъ поставлены, и на перекоръ единому и божественному олтарю старались приносить на сторонѣ ложныя и святотатственныя жертвы, — что и ихъ, когда обращаются, надобно принимать подъ тѣмъ условіемъ, чтобы они допускались къ общенію, какъ простые міряне. Довольно съ нихъ и того, что бывши врагами мира, они пріемлютъ миръ; но никакъ не слѣдуетъ оставлять при нихъ, по возвращеніи къ намъ, тѣ оружія рукоположенія и чести, коими они противъ насъ воевали. Ибо священники и служители, предстоящіе алтарю и священнодѣйствіямъ, должны быть чисты и непорочны, какъ /с. 283/ говоритъ Господь Богъ въ книгѣ Левитъ: Человѣкъ, аще коему будетъ на немъ порокъ, да неприступитъ приносити даръ Богу (Лев. XXI, 17). Тоже самое заповѣдуетъ и внушаетъ Онъ и въ книгѣ Исходъ словами: жерцы же приступающіе ко Господу Богу да освятятся, да не когда погубитъ отъ нихъ Господь (Исх. XIX, 22). И еще: егда же приходятъ служити къ жертвеннику святыни и да не наведутъ на ся грѣха, да неумрутъ (Исх. XXVIII, 43). А какой же грѣхъ можетъ быть тягчае, или какой порокъ безобразнѣе того, какъ противостать Христу, какъ разорять Его Церковь, которую Онъ стяжалъ и создалъ Своею кровію, какъ забывши евангельскій миръ и любовь, съ яростію вражескою несогласія возставать противъ единодушнаго и согласнаго народа Божія? Хотя въ послѣдствіи времени они сами возвращаются въ Церковь, однако же они никакъ не могутъ съ тѣмъ вмѣстѣ ни возстановить, ни призвать съ собою всѣхъ тѣхъ, которые, бывъ обольщены ими и застигнуты смертію внѣ Церкви, погибли безъ общенія и мира, и которыхъ души въ день суда взыщутся отъ рукъ тѣхъ, кои были виновниками и руководителями ихъ погибели. Потому довольно такимъ людямъ при обращеніи ихъ дать одно прощеніе; но отнюдъ не слѣдуетъ въ домѣ вѣры возвышать вѣроломство. Ибо если мы почтимъ тѣхъ, кои отошли отъ насъ и возстали противъ Церкви, то что же оставимъ у себя для добрыхъ и невинныхъ, неотпадающихъ отъ Церкви?
Все это мы доводимъ до твоего свѣдѣнія, возлюбленнѣйшій братъ, сколько по общему уваженію, столько же и по простой любви къ тебѣ, будучи увѣрены, что по истинному твоему благочестію и вѣрѣ ты одобришь все то, что благочестно и вмѣстѣ истинно. Впрочемъ мы знаемъ, что нѣкоторые, разъ принявши что-нибудь, ни за что не хотятъ уже, отказавшись отъ принятаго, перемѣнить своихъ мнѣній; и держатся однажды допущенныхъ у себя злоупотребленій, неразрывая однакожъ /с. 284/ союза мира и согласія съ товарищами своими. Въ этомъ дѣлѣ и мы никого не принуждаемъ, никому не даемъ закона, потому что всякій предстоятель свободенъ управлять своею церковію по своей волѣ, имѣя дать отчетъ въ своемъ дѣйствованіи Господу.
Желаемъ тебѣ, возлюбленнѣйшій братъ, всегда здравствовать.
Источникъ: Творенія св. Священномученика Кипріана, Епископа Карѳагенскаго. Часть I. — Кіевъ: Типографія Корчакъ-Новицкаго (бывшая Давиденко), 1879. — С. 281-284. [3-я паг.] (Библіотека твореній Св. Отцевъ и Учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 1.)