Блаженнейший Митрополит Антоний: Благовещение

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

25 марта 1927 г., в день Благовещения, в русской церкви в г. Белграде торжественное богослужение совершил владыка митрополит Антоний. Владыка за каждым богослужением произносит проповеди, раскрывая в них неисчерпаемую глубину своего духовного опыта и своей мудрости. Дав тонкий философско-психологический анализ настроения Богоматери в день Благовещения, владыка раскрыл содержание двух главных христианских добродетелей: рассуждения, как способности взвешивать и правильно оценивать явления духовной жизни и при том являющегося царицей всех добродетелей, и послушания воле Божией, указав при этом пути распознавания последней. Без этих двух качеств невозможно осуществлять христианскую жизнь. Эти качества ярко обнаружила Пречистая Дева в день Благовещения и их необходимо каждому христианину воспитать в своем сердце.

(Лк.1:24-38, 39-49, 56). «Се раба Господня,» так закончила свою беседу с Архангелом Пречистая Дева Мария. Так Она отвечала на слова его о том, что Она будет Матерью Бога. Совопросники века сего, по поводу Ее ответа, выказывают, якобы, благочестивое удивление: – как Она могла дать свое согласие, ибо в согласии содержится и признание своей способности стать Богоматерью. Как Она могла согласиться? Почему не отказалась? Однако они неправы, потому что надо в данном случае различать согласие по признанию своей способности от согласия по послушанию. Да, Она дала согласие, но не потому, что признает Себя способной, а потому, что признает Себя рабой Господней.

Когда отказываются от церковной должности по смирению, то это благоприлично, ибо смирение – высокая добродетель. Но если отказываются совершенно, то это есть предвосхищение суда Божия в отношении избрания на эту должность.

Послушание – настроение более высокое, чем смирение и отказ от послушания по смирению – есть грех.

Когда речь идет об избрании на очень высокие должности, то у избранного может быть только одно верное руководящее начало – послушание. Тут нет и не может быть речи о достоинстве, как о нем не может быть речи при причастии Св. Таин.

Но, скажет такой избранник: меня не призвал Архангел и не с ним я спорю, а с людьми: быть высоким иерархом так трудно, для этого нужно иметь такие и такие-то силы и способности, их нет у меня, и я не признаю себя достойным. И не надо признавать, но помнить, что Церковь посылает тебя и ждет от тебя послушания.

И для того, чтобы лучше понять послушание Пресвятой Девы и сравнить с ним отказы и колебания таких избранных, вспомним Апостола Петра на Тайной Вечери: «Сказал Ему Петр: не умоешь ног моих во век» – это говорит смирение Петра. «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною.» Тогда Петр восклицает: «Господи, не ноги мои только, но и руки и голову.» Это согласие, данное не потому, что Петр считает себя достойным, но по горячему желанию иметь часть с Господом, но это не есть еще чистое послушание, ибо прибавляет от себя еще «но и руки и голову.» Господь, омывая только ноги, показывает, что нужно послушание.

Смущает некоторых, почему Пресвятая Дева так просто ответила «се раба Господня,» соглашаясь стать Матерью Бога. Почему, говорят, Она не пала ниц в умилении и страхе? Отдавала ли Она себе отчет в этом деле?

Да, Она сознательно отнеслась к великому призванию, а не слепо. Она выказала глубокую вдумчивость и спорила с Архангелом, желая выяснить Себе это единственное и неповторимое в мире событие. В этом Она уподобляется Ап. Фоме, или лучше сказать наоборот, и Ее спор был угоден Богу. Она должна была понять, что говорит с Нею не призрак, что это не самообман. Ее спор, как и слова Ап. Фомы, – это не столько сомнение, сколько желание ясности. Пророки предсказывали чудесное рождение Спасителя, но не так понятно, чтобы не было необходимости благоразумно желать уяснения. Нет, оно так поразительно, неожиданно и чудесно, что хотя бы несколько уяснить себе это сверхъестественное зачатие – Пресвятая Дева должна была.

 
Источник

Печать