Синодик РПЦЗ, Архиепископ Серафим (Свежевский)

Автор: протоиерей Евгений. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Архиепископ Серафим (Константин Николаевич Свежевский) родился 14 авг. 1899 г. в г. Проскурове Каменец-Подольской губернии. В 1909 г. он выдержал экзамен и был принят в Одесский кадетский корпус, собираясь продолжать семейную традицию служения отечеству.

 

 

серафим_

 

На фронте Константин оставался до января месяца 1918 г., когда с группой своих солдат вернулся домой. Получил боевую награду — Орден Станислава 3-ей степени с мечами и бантом. В это время родители жили в городе Ростове Великом, где отец был воинским начальником. Затем семья поселилась в Екатеринославле, а в конце августа 1918 г. Константин Николаевич поехал в Новочеркасск и поступил в Добровольческую армию. Он был назначен в бронепоезд “Офицер” и участвовал во взятии Армавира. Через полтора месяца он был переведен во 2-ю гаубичную батарею Екатеринодара, вступившую в боевые действия под Ставрополем.

После разгрома большевиков на Сев. Кавказе, батарея была переведена в Кубанскую дивизию генерала Покровского, который также в свое время окончил Одесский кадетский корпус. Эта дивизия входила в состав армии генерала Врангеля, наступавшей на Царицын. Не доходя до Царицына, К. Н. заболел сыпным тифом и пролежал три недели без сознания в госпитале Новочеркасска. После выздоровления он вернулся в свою батарею в Царицыне. В октябре 1919 г. К. Н. был отправлен в Севастополь в офицерскую школу, но не закончил её, а стал служить в Донской полигонной батарее в дивизии генерала Морозова на Перекопе.

С этой батареей К. Н. участвовал в боях в Северной Таврии и в ноябре месяце в составе армии генерала Врангеля покинул родную землю, побывав в Константинополе, на Лемносе, в Болгарии и Бельгии. После оккупации немцами Бельгии К. Н. переезжает в Германию, где работал в Берлине и по окончании войны поступил в новооткрывшийся монастырь преп. Иова Почаевского в Мюнхене.

В августе 1947 года он был пострижен в малую схиму с именем Серафим в честь преп. Серафима Саровского, а 10 сент. 1948 г. был рукоположен митрополитом Анастасием в сан иеродиакона. В январе 1949 г. о. Серафим переехал в Св.- Троицкий монастырь в Джорданвилле и в 1952 г. был рукоположен архиепископом Виталием (Максименко) в иеромонаха.

В 1954 г. о. Серафим окончил Свято-Троицкую семинарию, в 1956 г. архиеп. Виталием был возведен в сан игумена, а в 1956 г. епископом Виталием (Устиновым) — в сан архимандрита. В 1957 г. о. Серафим рукоположен во епископа Каракасского и Венецуельского и пробыл на этой кафедре 27 лет. С 1968 года он также управлял и Бразильской епархией.

Окормляя свою паству, он обратил внимание, что люди плохо знают св. Писание. Тогда он посвятил себя трудам по разъяснению Священного Писания. Он составил многочисленные краткие толкования различных мест Библии, проводил регулярные беседы с пасомыми, неустанно разъясняя значение литургических и богослужебных текстов. Владыка также наставлял пастырей, что такое просвещение людей должно проводиться по всем приходам. В 1983 г. владыка Серафим вышел на покой. Несколько лет Владыка Серафим служил в Свято-Покровском храме в городе Лос-Анджелес (1985-1992). Настоятель прихода, протоиерей Александр Милеант, его семья и все прихожане очень привязались к Владыке Серафиму, любовь которого излучалась на всех, кто с ним общался. Последние годы своей жизни Владыка Серафим физически ослабел и решил переехать на жительство в Ново-Дивеевский монастырь в штате Нью-Йорк.

Жить в Св. Троицкий монастыре Владыка не решался из-за сурового климата. Однако, он всегда с радостью посещал монастырь и присутствовал на выпускных актах семинарии.

31-го августа (13 сент.) в Ново-Дивеево скончался владыка Серафим. Отпевание и похороны состоялись в Свято-Троицком монастыре. В отпевании участвовали архиеп. Лавр Сиракузский и Троицкий, епископы Евтихий Ишимский и Сибирский, Агафангел Симферопольский и Гавриил Манхэттенский. Отпевание и погребение состоялось 16 сентября 1996 г.

Владыка Серафим много потрудился в издании и распространении своих поучений, в которых с большой ясностью и воодушевлением излагал то, что необходимо знать и делать каждому христианину. Здесь мы помещаем те поучения, которые нам удалось собрать.

* * * * *

Если будете иметь любовь между собою

 

Владыка, мы знаем уже не понаслышке, что означало для каждого русского слово "эмиграция". Какой была она для Вас?

— Эмиграция для всех слово страшное и горькое. Я же прошел почти все этапы ее: Константинополь, Чаталджа, Лемнос, Болгария, Бельгия, Америка. Я из той первой "волны" русских, которая потеряла сначала родину — Россию, потом похоронила на чужой стороне остатки армии и последнее, что со слезами и горечью воспринималось каждым из нас, — надежду на скорое возвращение домой...

 

serafim2_
Стоит Константин Николаевич, рядом сидит его брат.

Мы были особыми эмигрантами, ибо никогда до этого старая Европа не видела полковников и генералов водителями такси, князей — рабочими на заводах, графинь и княгинь прислугами. Хлеб наш был горек. Но несмотря на нищенские условия, мы жили духовно богатой жизнью, озаренной светлой надеждой на восстановление России. Все свое существование на чужбине мы рассматривали как продолжение борьбы за Россию.

Как складывалась Ваша жизнь в дальнейшем?

— По окончании Второй Мировой войны я поступил в только что открывшийся монастырь Прп. Иова Почаевского в городе Мюнхене. В 1947 году был пострижен в малую схиму и с волнением принял имя Серафима в честь Преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Блаженнейший Митрополит Анастасий рукоположил меня в сан иеродиакона. А через год я уже был в Америке в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Я окончил Свято-Троицкую семинарию и получил диплом номер один, т.е. самый первый диплом, выданный после того, как семинария получила все права высшего учебного заведения от местных властей... Прошли годы. Были и радости, и горести. Мы по-прежнему не оставляли молитвы о России. Но понимали, что обустраиваться нам надо надолго на чужой стороне. И потому в каждом даже самом маленьком и отдаленном уголке земли, где собиралась хоть какая-то горстка русских людей, обязательно вскоре начиналось строительство храма. И среди диковинных деревьев, среди небоскребов, среди чужих внешне людей возникали, как миражи, купола православной церкви. Все работы мы делали сами. И я вместе со всеми таскал кирпичи, копал Землю, белил и красил стены...

В 1957 году совершилась моя архиерейская хиротония, и я получил Венецуэльскую кафедру, где оставался двадцать семь лет…

 

04

P6100039_a

P6100011Св.Николаевский кафедральный Собор в Каракасе, его в 1953 году заложил Св.Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский.

P1030129Икона Божией Матери Иверская привезенная со Святой Горы Афон в 1957 году.

Это были спокойные годы? Ведь уже прошло так много лет с начала эмиграции?

— Мне было бы грешно говорить об особых трудностях, ибо на мою долю их выпало не больше и не меньше, чем всем остальным. Раскол, который был учинен в Венецуэльской епархии с живейшим участием Иоанна Шаховского, ко времени моего приезда почти изживался. Пережившие тяжелый духовный недуг люди приходили в себя, старались быстрее пройти и забыть это плохое время. Первая служба, которую мне довелось совершить на новом месте в своей епархии была, Пасхальная Заутреня. Я видел радость на лицах людей и радовался вместе с ними. Я понимал, что они много надежд связывают с моим прибытием, ведь я был первым епископом на этой кафедре... До сего дня я с огромной радостью встречаюсь со своими духовными чадами, которых вручил мне Господь в те времена, и каждый день молюсь за всех.

 

1973_arh_serafim— Владыко святый, вы прошли большой путь вместе со своей Церковью. Сейчас, как Вы знаете, много перемен: открылись в России приходы, пожелавшие окормляться под омофором Владыки Виталия. Одни называют это явление расколом, другие — закономерным процессом очищения и возвращения Российской Православной Церкви. Как относитесь к этому Вы?

— Знаете, сколько писем мы получали, в которых боль, крик, отчаяние: помогите — просили люди. Вопиют, как не помочь ? Ведь даже не хлеба просили, а духовного спасения. Мы не могли отмалчиваться и бездействовать...
Я думаю, что решение об открытии приходов в России было правильным. А то, что сейчас в России не гладко, так на все нужно время и терпение. И любовь нужна. Это прежде всего. Ибо как нам завещал Господь:"...любите друг друга, как Я возлюбил вас; по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою". Ныне, я считаю, задача нашей Церкви разговаривать со всеми, но с любовью.

А по поводу Московской патриархии можно сказать одно — много погрешила. Патриарх Сергий узаконил служение Богу и Мамоне... Но вот сам я не знаю, как бы поступил, окажись тогда, как он в России, и если бы мне револьвер к затылку приставили... Сейчас другое время. И непонятно, чего боятся нынче епископы московские. Вот ведь экуменизм — зло, а они от него не откажутся. И много других вопросов возникает. Но это лишь еще больше утверждает нас всех в мысли, что надо терпеливо продолжать свое дело, крепко держаться истины. И надо еще и не осуждать тех, кто сбился с истинного пути, а помогать с христианской любовию и терпением...

Я стар и немощен, живу в Ново-Дивеево. Мы, русские изгнанники, строили храмы и монастыри на чркой земле, но имена святых своих носили в сердцах и душах наших, называли ими новые святые места. Вот и появилось Новое Дивеево в Америке, неподалеку от Нью-Йорка. Сестры возят меня на молитву в кресле, сам я уже не хожу. Но каждый день благодарю Господа, что Он дает мне силы для молитвы. Я молюсь за всех, кого знаю, помню, за своих духовных чад, за близких и далеких от меня людей. И конечно же — первая молитва о спасении России: подаждь же мир и тишину, любовь и укрепление и скорое примирение людем Твоим, ихже честною Твоею кровию искупил еси...

Журнал «Возвращение» №5 1993 г

 

* * * * *

Значение Церкви.
Для чего Господь наш Иисус Христос создал Церковь?

 

Мы слышали в прошлый раз, что Господь вложил через Своих Апостолов Свое Учение в Церковь и сказал: “Я создам Церковь Свою и врата ада не одолеют ее” (Мф. 16:18).

Для чего же Спаситель создал Церковь, когда дал нам всем Свое Учение, которое мы находим в Евангелии?

Спаситель создал Церковь как хранительницу истинного Своего Учения, чтобы предохранить Свое Учение от произвола человеческого разума и своеволия и как единственный путь, обеспечивающий человеку спасение.

И создание Церкви оправдывается Историей Христианской Церкви: Благодаря человеческому своеволию и суемудрию, в настоящее время существует до 500 различных исповеданий, считающих себя истинными христианскими Церквами. Но Спаситель создал только одну Церковь и дал только одно толкование Своему Учению.

Подумайте, что бы случилось, если бы каждый человек по-своему толковал бы Евангелие?

Не приходится далеко идти за примером. — До какого абсурда дошел в толковании Евангелия наш великий писатель Л.Н.Толстой!

И о том, как важно хранить истинное учение Христово, апостол Павел указывает нам в своем послании к Галчатам: “Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, — да будет анафема” (Гал. 1:8-9). “Кто благовествует вам не то, что вы приняли, — да будет анафема.”

А о том, что будут извращения истинного Учения Христова, говорится: “Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие затмения и чудеса, чтобы прельстить , если возможно, и избранных.”“И многие лжепророки восстанут и прельстят многих” (Мф. 24:11).

И в Деяниях апостолов 20:29: “Ибо Я знаю, что по отшествии Моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников с собой.”“А посему бодрствуйте.”

Из всего вышесказанного вы сами видите, как важно состоять в истинной Церкви Христовой.

Мы указывали, что в настоящее время имеется около 500 различных христианских исповеданий, из которых каждое считает себя истинной христианской церковью. Как может человек разобраться, которая из них истинная Христова Церковь?

Святое писание указывает нам признаки истинной Христовой Церкви.
 
Истинная Церковь должна иметь:
1) Истинное Христово учение, 2) Священство, и 3) Церковную организацию, — идущих непрерывной преемственной цепью ко временам Апостольским. Если мы рассмотрим все имеющиеся исповедания, то увидим, что только одна наша Православная Церковь обладает всеми этими тремя условиями.

И мы, дорогие Братья и Сестры, имеем счастье находиться в истинной Христовой Церкви. Но пребывать в истинной Христовой Церкви еще недостаточно. Необходимо также соблюдать ВСЕ, что Церковь требует от нас.

Церковь Христова.

ЦЕРКОВЬ есть установление Божественное, имеющее целью продолжать миссию Господа нашего Иисуса Христа—вести людей ко спасению.

Церковь обладает всем необходимым для этого, так как апостолы вложили в нее ВСЕ в совокупности Учение Христово. И человек, находящийся в Церкви и исполняющий ВСЕ, что она требует, спасется.
Перед своим Вознесением, Спаситель дал повеление Своим Апостолам: “Идите, идите, научите все народы , крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Уча их соблюдать ВСЕ, что Я повелевал Вам; и се Я с Вами до скончания века” (Мф. 28:19-20). Здесь Господь указывает нам соблюдать только Его Учение, а не всякие человеческие домыслы и суемудрия; и только то, что Он повелел.

Какая же цель христианской жизни?

Спаситель так формулировал ее: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все это приложится Вам” (Мф. 6:33).

Как же этого достигнуть?

Возьмем пример — Евангельское повествование о богатом юноше: Подошел юноша ко Господу Иисусу Христу и спрашивает Его, что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Господь отвечает ему: Соблюди Заповеди (Мф. 19:16-23).

Это ответ и нам: Если мы хотим наследовать Царство Небесное, то и мы должны исполнять Заповеди Божии. Сущность же Заповедей состоит в любви: “Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим, и всей душею твоею, и всем разумением твоим” и “Возлюби ближнего твоего как самого себя.”

Эти Заповеди даны были людям через Моисея. А в Новом Завете Спаситель требует от нас больше: “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас. (Мф. 5:44).

Сущность христианства состоит в любви: “Бог любы есть и пребывающий в любви в Боге пребывает.”

Насколько важна любовь в человеческом обществе, об этом ясно говорит ап. Павел в своем Послании к Коринфянам:
“Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий.” “Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так, что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.” “И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы.”

Отсюда ми видим, что наша задача — приобрести всю полноту любви.
Собственными силами нам очень трудно достигнуть этого, нам нужна помощь свыше. Спаситель, зная это, и вложил в Церковь все необходимое для этого. И Церковь помогает нам. Чем же Церковь нам помогает? Церковь нам помогает Богослужениями, Молитвами, Учением и Таинствами.

Православная Церковь дает человеку содержание, цель и смысл жизни и укрепляет его веру.

Без Веры в Бога жизнь человеческая превращается в бессмыслицу, зависящую от слепого случая.

Без Веры в Бога нет и высоких нравственных идеалов.

Без Веры в Бога нет истинных радостей, остаются лишь одни животные прозябания и одни скотские удовольствия.

Только вера в Бога дает опытную уверенность в Божественную помощь и твердое упование на спасительный исход всех самых тяжких обстоятельств жизни.

И вот наша задача — укрепить нашу Веру и приобрести полноценную любовь.

Но эта задача очень осложняется, когда мы наблюдаем сильное влияние материалистических и атеистических идей, которые ослабляют нашу Веру, и у наших прихожан и наблюдается отход душ человеческих от Церкви и от Бога.

Почему же это происходит? Неужели атеистические и материалистические идеи выше учения Христова? — Конечно, нет!

Причина тому та, что путь Христов есть путь узкий и крестный: “Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною.”

А путь атеистический есть путь широкий — все позволено, все возможно! И Спаситель говорит нам: “Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь , ведущие в погибель, и многие идут ими” (Мф. 7:13-14). “Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.”

Поначалу широкий путь прельщает, но человек, идущий этим путем, запутывается так, что едва находит выход и платит за этот путь еще в этой жизни.

А Христов путь поначалу трудный, но по мере вхождения по нему, становится все легче и легче. И Господь так говорит о Своем Учении: “Иго бо Мое благо и бремя Мое легко есть” (Мф. 11:30).

Вот почему люди устремляются на широкий путь.

Главным двигателем жизни людей в настоящее время является стремление каждого человека счастливо прожить данный ему отрезок жизни. Но наше несчастье состоит в том, что мы ищем счастье не там, где оно есть. Примером может служить человек, который ищет золото.
Счастье находится только в Боге, но человечество не хочет этого понять и хочет построить рай на земле без Бога, но ничего не получается: “Ибо без меня не можете делать ничего” (Иоанн 15:5).

Проблема счастья и все социальные проблемы разрешаются только христианством. Многим людям кажется, что благодаря техническим достижениям человечества жизнь становится легче, но в моральном отношении, к нашему сожалению, становится все тяжелее и тяжелее.
Люди не отдают себе отчета в том, что без Бога нет жизни, и отходом от Церкви и Бога подвергают себя страшной опасности — вечной гибели.
Ведь эта проблема касается самого главного — спасения душ человеческих — и мы не можем проходить мимо этого равнодушно.

Что мы можем для этого сделать? Мы не можем никого привлечь силой или на аркане!

Достигнуть мы можем этого только тогда, когда мы проникнемся сознанием трагичности положения, в котором мы находимся, и проникнемся сознанием ответственности перед Богом за нас самих, за наши семьи и окружающих нас людей.

Первое, что мы можем сделать, это приблизить нашу личную жизнь к церкви и дать пример окружающим — пронизать свою жизнь церковью; сделать то , что мы называем — оцерковить нашу личную жизнь.

Как же это мы можем осуществить?

Это все является необходимой обязанностью всех прихожан. К нашему глубокому сожалению, мы можем констатировать печальное явление, что многие прихожане, хотя и ходят в Церковь, ставят свечи, бьют поклоны, исповедываются и причащаются, а веры своей не знают, не понимают ее сущности. И получается положение, которое в нас называется “малоцерковностью.”

Малоцерковность нашей паствы — это наша беда, которая тормозит церковную деятельность. Человек, который не знает своей веры, не знает ее сущности, не понимающий Богослужения, не имеет твердого фундамента, легко поддается всякой пропаганде и часто отходит от нашей истинной Православной Веры. Вот почему сектанты и атеисты так легко от нас отнимают человеческие души.

У нас в Православной Вере, как было уже сказано, все сосредоточено в Богослужении. Богослужение есть воздух Православия.

В Церковь вложено все в совокупности Учение Христово, и кто регулярно посещает Богослужения и внимательно слушает, тот и получает в течение года все в совокупности Учение Христово и поучается.

Но беда наша состоит в том, что мы стоим в Церкви, но рассеяны, невнимательно слушаем, а то и не слушаем то, что происходит в Церкви, не можем повторить содержания ни Евангельского чтения, ни Проповеди, а многие во время проповеди даже выходят из Храма не желая и слушать, хотя в моих проповедях много ценного материала. И в результате они присутствуют на Богослужении без всякой пользы для себя и ничему не поучаются.

Чтобы пополнить недостатки нашей церковной жизни, мною организованы собеседования, которые происходят дважды в месяц и по определенному плану:
  1. Первый раздел, как уже сказано,— все у нас сосредоточено в Богослужении и поэтому каждый верующий должен знать и понимать символическое значение Богослужения, чтобы разумно присутствовать на нем.
  2. Второй раздел — каждый верующий должен понимать сущность Учения Христова.
  3. Третий раздел — каждый верующий должен понимать, что все Учение Христово вложено Апостолами в Церковь. И знать, что такое Церковь.
  4. Четвертый раздел — Отличие Православной Веры от Католической Веры, Протестантизма и Сектантства.
Собеседования уже функционируют с самого начала моего прибытия сюда. Я взываю к верующим нашим прихожанам, но отклика не вижу. Приходят на собеседования очень немногие и получается впечатление, что люди ничем не интересуются: не хотят знать своей веры, делают церковные дела с великим небрежением, исповедуются и причащаются с великим небрежением — лишь бы исполнить “формальность,” т.е. в суд себе и осуждение.

Можно охарактеризовать духовное состояние многих верующих, как “валяние дурака.” Но помните, Отцы и Матери, Братья и сестры, что Бог поругаем не бывает! И каждый даст ответ за все свои дела и за все свои мысли!

Истинная Церковь Христова.

Мы говорим, что наша Русская Православная Церковь есть истинная Церковь Христова. А разве есть церкви Христовы не истинные? Разве Господь Иисус Христос не создал только одну Церковь? — Да, Он создал только одну Церковь, дал Одно Евангелие, и дал только одно толкование Своего Учения, которое преподал Своим Ученикам.

Благодаря человеческому суемудрию и своеволию в настоящее время имеется 500 различных исповеданий, именующих себя истинными христианами.

Какое же из этих исповеданий есть истинное?

В св. Писании указываются три признака истинной Церкви Христовой. Истинная Церковь Христова должна иметь:

  1. Истинное Учение Христово, т. е. все то, что повелел Спаситель, соблюдать;
  2. Священство
  3. Церковную организацию, идущих непрерывной, преемственной связью ко временам апостольским.
Наша Православная Церковь содержит все эти три признака, а поэтому и является Истинной Христовой Церковью.
 
Католики погрешны в учении.

Протестанты не имеют ни одного из признаков истинной Церкви.

Каким же образом получилось отступление от Истинной Веры Христовой?

Апостол Павел в Деяниях апостолов говорит: “Я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собой.”

Господь говорит: “Восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы привлечь, если возможно, и избранных.” (Мф. 24:24).

Спаситель предупреждал, что будут отступления от Истинной Веры: “Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее” (Мф. 16:18).

Апостол Павел указывает нам как важно соблюдать Истинную Веру Христову: “Если бы даже мы или Ангел с небес стал бы вам благовествовать не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема.” (Гал. 1:8-9). “Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема.”

Вот как важно содержать Истинную Веру и состоять в Истинной Церкви Христовой! Но только состоять в ней мало, необходимо и соблюдать все что она требует.

И вот теперь нам понятно, для чего Спаситель создал Церковь Свою, как единственный путь, обеспечивающий людям спасение, и как хранительницу Истинного Учения Христова; а также для того, чтобы предохранять Свое Учение от произвола человеческого разума.
 
Истина Христова одна, она вечна, она не может умереть.
Истина всегда остается Истиной!

 

 

 

Печать