Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Письмо № 57. Іеросхимонаху Ѳеодосію на Аѳонъ
 
Всечестный и достолюбезный Батюшка, Отецъ Ѳеодосій!
Вчера я получилъ Ваше письмо съ приложеніемъ выводовъ касат. новаго стиля; прочиталъ съ вниманіемъ и сдалъ для напечатанія въ Церк. Вѣдом., что и редакторъ желаетъ исполнить.
Христова Церковь раскалывается на куски. Истинно вѣрные составляютъ, думается, численное меньшинство, какъ во время иконоборцевъ и моноѳелитовъ, но св. вѣра отъ сего не умаляется и Церковь не унижается. Прошу Вашихъ св. молитвъ о ней и о Вашемъ искреннемъ доброжелателѣ Митроп. Антоніи.
29 мая 1928 г.
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 210.
Письмо № 60. Іеросхимонаху Ѳеодосію
 
Достолюбезный и любимый Батюшка Отецъ Ѳеодосій! 
Спаси Васъ Христосъ за мудрый и мужественный отвѣтъ студному Митрополиту Гурію [1]. Подобные ему господа просто не вѣруютъ въ Бога, какъ множество современныхъ архіереевъ и болѣе половины іереевъ. Ихъ нисколько не интересуетъ догматическая, и каноническая, и историческая и даже научная правда, а только выполненіе масонскихъ порученій. Послѣдніе поняли, куда должно имъ направлять свои стрѣлы противъ Христовой вѣры и Церкви — на разрушеніе преданія Церковнаго и св. каноновъ, а также на сѣяніе раздоровъ среди служителей Церкви. Увы, они не безуспѣшны, но преуспѣваютъ на горшее, и слово ихъ, какъ ракъ, будетъ распространяться (2 Тим. 2, 17). Но скажемъ: «неправедный пусть еще дѣлаетъ неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творитъ правду еще, и святый да святится еще» (Апок. 22, 11).
Итакъ, я горячо сочувствую Вашей апологетической дѣятельности, а только печалюсь о томъ, что Вы убѣждали братію не молиться за Патріарха Василія. Ну что хорошаго быть подъ запрещеніемъ, хотя и не совсѣмъ законно? Да и монашество Аѳонское будетъ раздѣленное не какъ нешвенный хитонъ Христовъ. Молитесь, чтобы Господь вразумилъ стараго безумца [2]. — А Гурій человѣкъ безнадежный; онъ еще въ Россіи посмѣялся своему монашеству, и если бы не отдѣленіе Румыніи отъ нашего отечества, то былъ бы лишенъ сана. Посему онъ такъ радовался автономіи Бессарабіи, что не постыдился появиться въ облаченіи на томъ бѣсовскомъ праздникѣ, да еще съ жезломъ въ рукѣ. — Вообще, похоже на то, что св. Церковь численно умалится, какъ послѣ Аѳанасія, когда правительство и едвали не большинство паствы стало аріанами или полуаріанами; подобное же было и во времена иконоборцевъ и еще ранѣе — моноѳелитовъ при св. Максимѣ Исповѣдникѣ. Не гнѣвайтесь на меня, но обаче помолитесь о моемъ спасеніи.
 
Преданный сердечно Митрополитъ Антоній.       
23 марта 1929 г.
 
Примѣчанія:
[1] Въ міру протоіерей Николай Гроссу, былъ профессоромъ Кіевской Дух. Академіи. Очевидно овдовѣвъ, принялъ монашество. Въ 1919 г. эмигрировалъ за границу. Именовалъ себя митрополитомъ Бессарабіи. Изъ Бессарабіи былъ изгнанъ, за присвоеніе общественныхъ денегъ въ 1936 г.
[2] Имѣется ввиду патріархъ Василій.
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 212-213. 
 
Письмо № 74. Къ гр. Ю. П. Граббе
 
 
Мой дорогой Юрій Павловичъ!
Ваши письма читаю, вѣрнѣе — глотаю — съ жадностью! Вѣдь свое! Вѣдь родное! Спасибо Вамъ за карточки и за обѣщанную книгу о. Іоанна Никольскаго [1].
Есть еще болѣе нужная мнѣ книга: молитвы разнымъ «святымъ», изд. 1916 года Сѵнодомъ русскимъ: они тоже составлены мною изъ 50 листовъ, которыя мы выписывали изъ всевозможныхъ монастырей и церквей. Но ее достать еще труднѣе.
Описаніе моего пребыванія въ Мильковскомъ монастырѣ составилъ именно Петръ Сергѣевичъ [2], который тамъ тоже присутствовалъ; другое описаніе составлено Н. П. Рклицкимъ и навѣрно у Васъ есть эти №№ Царскаго Вѣстника.
Изъ Вашего послѣдняго письма я окончательно убѣдился въ томъ, что Вы и Вашъ папаша люди кабинетные, хотя папа и служилъ на земской службѣ. Н. Е. Марковъ издалъ второй выпускъ «Войны темныхъ силъ», гдѣ доказываетъ, что масоны это тѣ же большевики-убійцы и они же устроили революцію 1917 года. Да будутъ они прокляты! Кромѣ того онъ доказалъ, что во главѣ ихъ стоятъ жидъ и жиды. Идутъ слухи о приготовленіяхъ къ вооруженной контрреволюціи на Д. Востокѣ и къ раздѣлу Россіи на 4 государства — на кр. Западѣ.
Привѣтствую Вашего папашу, жену и сестру и о. прот. Никольскаго. Нѣтъ ли у Васъ фотографіи группы жителей Берестечка въ ихъ національныхъ одеждахъ? Подвизаются и карпато-россы въ области вліяній о. А.(рхим.) Виталія [3].
Помоги имъ Господь!
 
Спасайтесь! Любящій М. Антоній.       
19 іюля, 1930 г. Пр. Серафима Саровскаго.
 
Примѣчанія:
[1] Дополнительная Минея.
[2] Лопухинъ.
[3] Максименко, впослѣдствіе архіепископъ.
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 226.
 
Письмо № 75. Къ гр. Ю. П. Граббе
 
 
Дорогой мой Юрій Павловичъ!
Запоздалъ я отвѣтомъ на Ваше милое письмо, ибо черезъ два-три дня по полученіи его уѣхалъ въ Бѣлградъ куда прибылъ 7/20 августа и откуда собираюсь возвращаться 18/31 авг., а вѣрнѣе, 1 сент. нов. ст.
Не успѣлъ я даже прочитать, а только просмотрѣлъ наскоро Вашу прекрасную статью о Соборности Церкви, но надѣюсь о ней съ Вами по душамъ поговорить въ Карловцахъ, куда Вы все таки конечно будете наѣзжать. Сейчасъ ожидаю сюда Екз. Ивановича [1] и его новостей.
Сегодня меня навѣстили предсѣдатель и члены братства Молодая Россія (отнюдъ не Младороссы). Ихъ было 5 человѣкъ; очень симпатичный народъ, но я сѣтовалъ, что мнѣ не пришлось ни разу поговорить съ ними по существу всѣхъ нашихъ вопросовъ. Особенно интересенъ ихъ предсѣдатель Исѣевъ (сынъ), а раньше я зналъ изъ нихъ только Б. В. Крицкаго [2].
Надѣюсь, что Вашей семьѣ полюбилась Св. Лавра Почаевская и она будетъ долго ее помнить. Мой жизненный жребій опредѣлился, когда я семилѣтнимъ мальчикомъ пришелъ впервые въ Новгор. Софійскій Соборъ въ 1871 г. Но Алешѣ Вашему и семи лѣтъ еще нѣтъ далеко.
Сегодня же у меня былъ нашъ милый іеромонахъ Антоній (Сенкевичъ) [3], котораго мы прочили въ законоучители Бѣлоцерковскаго Кадетскаго Корпуса, а недавно въ Карловцы являлись Новобичейскія институтки съ начальницей и Володя Родзянко [4], который имѣлъ видъ гувернера.
Надѣюсь, дорогой Юрій Павловичъ, что Вы не скучаете въ Берестечкѣ, а готовите геніальныя статьи о Соборности и о Софіи. Я же буду въ воскресенье говорить вторую лекцію о русскихъ монастырскихъ старцахъ. Первую слушало 1000 чк. съ большимъ вниманіемъ. Вотъ когда мы прощупываемъ, чего проситъ русская душа.
Привѣтъ и Божіе благословеніе папашѣ и всѣмъ Вашимъ.
 
Любящій Митрополитъ Антоній.       
13/26 авг. 1930 г.
 
Примѣчанія:
[1] Екзакустадіонъ Ивановичъ Махараблидзе, управляющій Сѵнодальной Канцеляріей, предшественникъ по должности гр. Ю. П. Граббе.
[2] Впослѣдствіи протоіерей Борисъ Критскій.
[3] Нынѣ архіепископъ Лосъ-Анжелосскій.
[4] Нынѣ епископъ Василій въ Американской Митрополіи.
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 227.
 
Письмо № 77. Къ гр. Ю. П. Граббе
 
 
Дорогой мой Юрій Павловичъ!
Если бы я смогъ выражаться языкомъ коронованныхъ особъ, то написалъ бы Вамъ, что Ваше письмо прочелъ съ удовольствіемъ; но пребывая въ званіи убогаго нахлѣбника у чужихъ людей, хочу по справедливости заявить, что читалъ его съ благодарнымъ и радостнымъ чувствомъ.
Итакъ, Ваша характеристика Лаврскаго начальства вполнѣ правильная. Болотовъ пустая башка, но устраивать себя умѣетъ и еще куда-нибудь приткнется. Слава Богу, что онъ передумалъ поступать въ число братіи на Валаамъ, если даже и думаетъ о семъ искренно, въ чемъ сомнѣваюсь.
Правильна вполнѣ Ваша характеристика достойнѣйшаго о. Архим. Паисія и Авеля высоко достойнаго. Перетрухина [1], котораго впрочемъ я мало знаю и опять же достойнаго, хотя и наивнаго о. Саввы [2].
Отзываюсь на данныя Вами сообщенія и вопросы. Пр.(еосв.) Гавріилъ [3] изъ госпиталя не вышелъ и конечно не выйдетъ. Улучшеніе его здоровья сомнительное и частичное. О В. В. Свѣшниковой Ваше сообщеніе печальное: я не зналъ о тѣхъ гадостяхъ, которыя ей устроили родственники, а она очень хорошая женщина, года на 2 только моложе меня, а ея мужъ учился со мною въ гимназіи классомъ старше меня; но она много умнѣе его, а равно и его брата Димитрія, который былъ въ одномъ классѣ со мною, но сравнительно не долго. Я такъ и думалъ, что Ваша семья подружится съ ними.
Въ Парижѣ полная разруха, но я какъ-то безучастно отношусь къ ней, хотя мои друзья строютъ воздушные замки, надѣясь на возможность ихъ обращенія въ бѣдѣ, но я не особенно радуюсь этой надеждѣ и сомнѣваюсь въ ней. Въ самомъ дѣлѣ, что за пріобрѣтеніе невѣрующаго въ Бога Митрополита и возглавляющей его бюрократію атеистовъ, начиная съ графа Коковцева и включая редакцію Возрожденія?
Несравненно больше я заинтересованъ церковнымъ движеніемъ въ Карпатской Руси, которое представляетъ Іер. Серафимъ Ивановъ (Вашъ бывшій коллега) [4]здѣсь и поднялъ на себя тяжелый крестъ собиранія пожертвованій на достройку церкви во Владиміровой, на Словенску.
А вотъ если Вы не переобременены дѣлами все-таки совѣтую познакомиться и съ Д. Л. Свѣшниковымъ, который проживаетъ ближе къ Вамъ чѣмъ Почаевская братія, нынѣ на ст. Верба, а еще со старушкой, почитающей О. Серг., Воронковой на ст. Варковичи въ предѣлахъ Дубенскаго уѣзда, близъ Дерманскаго монастыря, въ которомъ спасается мой другъ Архіепископъ Пантелеимонъ [5] изъ офицеровъ, очень добрый и очень искренній Святитель, хотя и съ придурью, а въ 5 верстахъ отъ Рудни Почаевской имѣніе б. члена Госуд. Думы (забылъ фамилію). Онъ рѣчистъ, но патріотъ (чуть ли не Бѣляевъ).
Читали ли Вы исторію П. Лавры? Она существуетъ въ нѣсколькихъ изданіяхъ, въ томъ числѣ б. намѣстника 70-хъ годовъ, но самое цѣнное это статьи преподав. Дерманской школы В. Левицкаго, которую по зависти захоронилъ прот. Титовъ.
Затѣмъ прощайте. Господь да хранитъ Васъ и семью Вашу.
 
Любящій М. Антоній.       
12/25 сент. 1930 г.
 
Примѣчанія:
[1] Волынскій епарх. миссіонеръ, впослѣдствіи священникъ въ Бразиліи, гдѣ и умеръ.
[2] Совѣтовъ, впослѣдствіи епископъ въ Польшѣ.
[3] Челябинскій.
[4] Впослѣдствіи архіепископъ Чикагскій и Детройтскій. Род. 1 авг. 1897 г. Участвовалъ добровольцемъ въ 1-й міровой войнѣ, затѣмъ въ Гражданской. Въ 1925 г. былъ постриженъ на Аѳонѣ, въ томъ же году въ Сербіи рукоположенъ въ іеромонаха и одно время былъ секретаремъ митроп. Варнавы (буд. патріарха). Въ 1928 г. уѣхалъ на Карпаты во Владимірово и поселился въ обители преп. Іова, съ 1934 г. былъ настоятелемъ монастыря. Въ февралѣ 1946 г. былъ хиротонисанъ во епископа и посланъ въ Америку. Съ 1957 г. управлялъ епархіей Чикагско-Детройтской до самой смерти. Скончался въ 1987 г.
[5] Рожновскій, впослѣдствіи митрополитъ Бѣлорусскій. Род. 27 окт. 1867 г. Окончилъ Казанскіе миссіонерскіе курсы въ 1897 г., въ томъ же году постриженъ въ монашество и рукоположенъ во іеромонаха. Съ 1898 г. по 1913 г. былъ поочередно настоятелемъ трехъ монастырей. Въ іюнѣ 1913 г. рукоположенъ во епископа Двинскаго, вик. Полоцкаго. За непризнаніе незаконной автокефаліи Польской Церкви, былъ лишенъ своей каѳедры и отправленъ въ заточеніе въ Жировицкій монастырь, въ которомъ провелъ 20 лѣтъ. Послѣ перемѣщенія линіи фронта онъ уѣхалъ въ Германію и вошелъ въ лоно Руской Зарубежной Церкви. Скончался 30 декабря 1950 года на 84 году жизни.
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 228-230. 
 
Письмо № 105. Митрополиту Сергію (Страгородскому) [1]
 
Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!
Въ № 6-мъ журнала «Православіе» я прочиталъ посланіе Ваше къ моему и всей Русской Зарубежной Церкви благодѣтелю, Святѣйшему Патріарху Варнавѣ.
Уже давно я слышалъ о полученіи Его Святѣйшествомъ этого посланія, но такъ какъ онъ не находилъ нужнымъ сообщать мнѣ его содержаніе, я тоже пребывалъ въ молчаніи. Не будучи и до сихъ поръ оффиціально ознакомленъ съ нимъ, не вижу надобности оффиціально на него и реагировать. Но т. к. теперь Вы, не дожидаясь того, какъ поступитъ Его Святѣйшество, опубликовали свое посланіе въ печати, я оказываюсь вынужденнымъ отвѣтить на него хотя бы частнымъ письмомъ къ Вамъ, какъ къ бывшему своему ученику и другу, дабы молчаніе мое не было истолковано Вами, какъ признаніе съ моей стороны неопровержимости Вашихъ искусственныхъ положеній и согласіе на выраженіе лойяльности богоборцамъ, гонителямъ и хулителямъ Св. Христовой Церкви или напротивъ, какъ выраженіе полнаго презрѣнія къ Вамъ, какъ къ богоотступнику.
Вы укоряете заграничную іерархію за то, что она покинула предѣлы Россіи, и говорите, что къ ней не примѣнима аналогія съ переселеніемъ Кипрскаго Архіепископа Іоанна въ Геллеспонтскую область [2].
На укорахъ Вашихъ не буду долго останавливаться: укажите, когда Церковь осудила Аѳанасія Великаго и другихъ Святителей, вынужденныхъ покинуть предѣлы своей Церкви отъ гонителей; укажите, когда осуждены Патріархи Іерусалимскіе и другіе, спасавшіеся въ Царьградѣ отъ агарянъ и тамъ долго пребывавшіе, — тогда Вашъ укоръ будетъ не голословнымъ. Не отъ Васъ и не намъ выслушивать увѣщаніе къ мученичеству, котораго не миновать бы намъ, оставшись на Югѣ Россіи; мы готовы выслушивать и его и многія подобныя укоризны, если заслуживаемъ ихъ, отъ тѣхъ, кто и нынѣ являетъ примѣръ исповѣдничества, а не продалъ, какъ Вы, чистоту вѣры за чечевичную похлебку мнимой свободы, на самомъ же дѣлѣ тягчайшаго и позорнѣйшаго рабства. Впрочемъ намъ, бѣженцамъ, болѣе, чѣмъ укоризны подходитъ ублаженіе Христомъ Спасителемъ: «блаженни изгнани правды ради, яко тѣхъ есть Царство Небесное».
Вы, очевидно, настолько впали въ плѣненіе къ гонителямъ Церкви, что забыли о существованіи бѣлыхъ армій, занимавшихъ большія территоріи, въ предѣлахъ которыхъ мы всѣ находились, организовавъ временное церковное управленіе и благословляя оружіе, поднятое для освобожденія Родины отъ мучителей. По грѣхамъ нашимъ сіе не удалось и, отступая пядь за пядью, мы вынуждены были покинуть предѣлы Юга Россіи съ весьма значительною частью паствы. Если бы Вы видѣли ту флотилію, которая приплыла къ Царьграду, то убѣдились бы въ томъ, что это былъ воистину исходъ, подобный нѣкогда бывшему изъ Кипра. Изъ Крыма спасались всѣ, кто могъ, какъ нѣкогда, вѣдь, и изъ Кипра, разумѣется, не все населеніе уѣхало, а лишь болѣе или менѣе значительная часть его. Тамъ былъ во главѣ Архіепископъ, — здѣсь было все Высшее Церковное Управленіе Юга Россіи. Вселенскій Патріархъ оказалъ намъ такую же братскую помощь, какъ нѣкогда его предшественникъ Архіепископу Іоанну. И съ его согласія наше Церковное Управленіе, находясь въ Константинополѣ, духовно окормляло изгнанниковъ; но такъ какъ паства наша была уже не на Югѣ Россіи, а заграницей, то и переименовалось въ Высшее Церковное Управленіе заграницей. Изъ Константинополя съ согласія Священнаго Собора Сербской Церкви, это Управленіе переселилось въ Сремскіе Карловцы. Безъ всякаго принужденія, само собой, вокругъ этого Церковнаго Управленія, получившаго пріютъ и покровительство Сербской Церкви, объединились всѣ заграничные іерархи.
Отъ Всероссійской церковной власти мы были оторваны и, примѣнительно къ постановленію отъ 7/20 ноября 1920 г. [3] продолжали временно существовать самостоятельно. Въ 1922 году, подъ несомнѣннымъ давленіемъ большевиковъ, Патріархъ Тихонъ прислалъ намъ указъ объ упраздненіи Высшаго Церковнаго Управленія за наши противокоммунистическія выступленія. Постановленіе это, какъ противорѣчащее опредѣленію Всероссійскаго Церковнаго Собора отъ 2/15 августа 1918 года [4], было незаконнымъ, но мы все же подчинились. Высшее Церковное Управленіе, въ которое кромѣ архіереевъ, входили клирики и міряне, мы упразднили, а чтобы паства наша не осталась безъ окормленія, образовали Сѵнодъ и Архіерейскій Соборъ, на началахъ постановленія отъ 7/20 ноября. Тогда налицо были всѣ условія, при которыхъ этимъ постановленіемъ предписывается объединеніе епархій и образованіе Временнаго высшаго церковнаго правительства. Не измѣнились эти условія и теперь, хотя Вамъ и дано право нѣкоторыхъ сношеній съ «лойяльной» эмиграціей. Но уже то, что столько лѣтъ невозможно избрать Патріарха, что митрополиты Петръ и Кириллъ и многіе Архипастыри въ ссылкахъ и заточеніяхъ, что Вы вопреки всѣмъ канонамъ единолично назначили Сѵнодъ и единолично налагаете прещенія на іерарховъ, даже старѣйшихъ, — развѣ не свидѣтельствуетъ о томъ, что Церковь лишена свободы. Можетъ ли архіерей эмигрантъ пріѣхать съ докладомъ къ Мѣстоблюстителю Патріаршаго Престола или даже къ Вамъ? Уже по этому мы не могли подчиняться Вамъ даже, если бы не заслужилъ осужденія Вашъ союзъ съ антихристовою властью и не былъ незаконнымъ назначенный Вами Сѵнодъ. Вы не въ правѣ отмѣнить въ отношеніи насъ дѣйствіе постановленія отъ 7/20 ноября 1920 года, ибо оно вынесено Святѣйшимъ Патріархомъ, Священнымъ Сѵнодомъ и Высшимъ Церковнымъ Совѣтомъ — учрежденіями несомнѣнными по своей законности и постоянными, а не временными. Пусть коммунисты выпустятъ всѣхъ архіереевъ, пусть дадутъ полную и дѣйствительную свободу Церкви, пусть создадутъ условія, при которыхъ сношенія были бы нормальными, чтобы поѣздка въ Россію каждаго изъ насъ не была связана съ угрозой вѣрной мучительной смерти въ застѣнкахъ Г.П.У. и мы могли принять участіе въ Соборѣ, тогда, можетъ быть минуетъ надобность во временномъ самостоятельномъ существованіи Заграничной Церкви и мы отдали бы всѣ свои дѣянія за истекшіе годы на судъ свободнаго Всероссійскаго Собора. Вы же и Вашъ Сѵнодъ не вправѣ судить насъ, хотя бы уже потому, что для суда надъ Соборомъ областнымъ, надо Соборъ бóльшій, т. е. въ данномъ случаѣ Всероссійскій, да и сами Вы подлежите суду за свое самоуправство и союзъ съ безбожниками.
Мнѣ странно было читать въ Вашемъ посланіи, въ качествѣ «каноническаго» возраженія противъ законности нашего положенія ссылку на то, что мы не смогли удержать въ единеніи съ собой митрополита Евлогія. Вы сами пишете: «Эмигранты, группирующіеся въ церковномъ отношеніи около митрополита Евлогія, не хотѣли больше подчиняться Карловацкому Управленію. Какъ люди мало церковные и мало сознающіе значеніе церковныхъ принциповъ (подчеркнуто мною М. А.) они съ легкимъ сердцемъ пошли на расколъ сначала съ Карловцами. Чтобы спасти свое церковное положеніе, митрополитъ Евлогій попытался возстановить свою непосредственную зависимость отъ нашей Патріархіи. Но для политиковъ и эта зависимость оказалась стѣснительной, и они со столь же легкимъ сердцемъ пошли на расколъ и съ Патріархіей».
Митрополитъ Евлогій отпадалъ и отъ насъ и отъ Васъ. Отъ насъ по приведеннымъ Вами основаніямъ, — отъ Васъ потому, что взялъ на себя невыполнимыя заграницей обязательства. Но если Вы единеніе съ нимъ считаете показателемъ прочности «канонической системы», хотя послѣ данной Вами характеристики его группѣ это было бы нелѣпо, то примѣръ этотъ съ одинаковостью можетъ свидѣтельствовать о томъ, что Ваша собственная «система канонически оставалась зданіемъ на пескѣ». Неужели Вамъ нужно объяснять, что такіе расколы происходятъ только отъ маловѣрія или даже полнаго невѣрія въ Церковь, а совсѣмъ не отъ «непрочности» канонической системы. Вѣдь ни у кого изъ насъ нѣтъ принудительной силы, чтобы заставить непокорныхъ подчиняться. Было ли сомнѣніе въ каноничности Патріарха Тихона? — А сколько отпадало отъ него и Вы сами одно время были въ числѣ раскольниковъ. Теперь отъ Васъ меньше отколовъ, ибо на всѣхъ непокорныхъ Вамъ Вы поставили клеймо контръ-революціонеровъ и ГПУ расправляется съ ними по тюрьмамъ и въ Сибирской ссылкѣ. У насъ же заграницей, при полной свободѣ, можно удержать въ единеніи съ Церковію лишь того, кто имѣетъ совѣсть и кто вѣренъ своей архіерейской присягѣ. Нѣтъ, Владыко, не внѣшними успѣхами и не числомъ приверженцевъ измѣряется каноническая правда.
Что касается Васъ, то съ нами раздѣляетъ Васъ то, что Вы въ желаніи обезпечить безопасное существованіе церковному центру, постарались соединить свѣтъ съ тьмой. Вы впали въ искушеніе, сущность котораго раскрыта въ св. Евангеліи. Нѣкогда духъ зла пытался и Самого Сына Божія увлечь картиной внѣшняго легкаго успѣха, поставивъ условіемъ поклоненіе ему, сыну погибели. Вы не взяли примѣръ со Христа, св. мучениковъ и исповѣдниковъ, отвергшихъ такой компромиссъ, а поклонились исконному врагу нашего спасенія, когда, ради призрачнаго успѣха, ради сохраненія внѣшней организаціи, заявили, что радости безбожной власти — Ваши радости и что враги ея — Ваши враги. Вы даже постарались развѣнчать мучениковъ и исповѣдниковъ послѣднихъ (въ томъ числѣ и себя, ибо мнѣ извѣстно, что одно время и Вы являли твердость и были въ заключеніи), утверждая, будто бы они терпятъ темничное заключеніе, изгнаніе и пытки не за имя Христово, а какъ контръ-революціонеры. Вы этимъ возвели на нихъ хулу. Вы унизили ихъ подвигъ, расхолодили тѣхъ, кто можетъ быть пріобщился бы къ лику мучениковъ за вѣру. Вы отлучили себя отъ цвѣта и украшенія Русской Церкви. Въ этомъ ни я ни мои заграничные собратья никогда не послѣдуемъ за Вами. Еще въ 1927 году, видя, что Вы впали не только тѣломъ, но и душою въ плѣнъ къ безбожникамъ, нашъ Соборъ постановилъ:
1) Заграничная часть Всероссійской Церкви должна прекратить административныя сношенія съ Московской церковной властью въ виду порабощенія ея безбожной совѣтской властью, лишающей ее свободы въ своихъ волеизъявленіяхъ и каноническаго управленія Церковію.
2) Чтобы освободить нашу іерархію отъ отвѣтственности за непризнаніе совѣтской власти заграничной частью нашей Церкви, впредь до возстановленія нормальныхъ сношеній съ Россіей и до освобожденія нашей Церкви отъ гоненій безбожной совѣтской власти, Заграничная часть нашей Церкви должна управляться сама, согласно священнымъ канонамъ, опредѣленіемъ Священнаго Собора Всероссійской Помѣстной Православной Церкви 1917-1918 г.г. и постановленіемъ Свят. Патріарха Тихона, Священнаго Сѵнода и Высшаго Совѣта отъ 7/20 ноября 1920 г., при помощи Архіерейскаго Сѵнода и Собора Епископовъ, подъ предсѣдательствомъ Кіевскаго митрополита Антонія.
3) Заграничная часть Русской Церкви почитаетъ себя неразрывною, духовно-единою вѣтвью Великой Русской Церкви. Она не отдѣляетъ себя отъ своей Матери Церкви и не считаетъ себя автокефальною. Она по прежнему считаетъ своею главою Патріаршаго Мѣстоблюстителя Митрополита Петра и возноситъ его имя за богослуженіями.
4) Если послѣдуетъ постановленіе митрополита Сергія и его Сѵнода объ исключеніи заграничныхъ епископовъ и клириковъ, не пожелающихъ дать подписку о вѣрности Совѣтскому правительству, изъ состава Московскаго Патріархата, то такое постановленіе будетъ неканоническимъ.
5) Рѣшительно отвергнуть предложеніе митрополита Сергія и его Сѵнода дать подписку о вѣрности совѣтскому правительству, какъ неканоническое и весьма вредное для Святой Церкви какъ въ Россіи, такъ и заграницей (Окр. посланіе отъ 27 авг. / 9 сент. 1927 г.).
Мы, свободные епископы Русской Церкви, не хотимъ перемирія съ сатаной. Хотя Вы и стараетесь затуманить вопросъ, называя наше враждебное отношеніе къ большевикамъ только политикой, между тѣмъ, какъ мы вѣруемъ, что борьба съ ними «брань не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властителей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесной» (Еф. 6, 12).
Мы не имѣемъ никакого общенія съ заключенными въ Россіи православными архипастырями, пастырями и мірянами кромѣ того, что молимся о нихъ, но знаемъ, что они страдаютъ именно за вѣру, хотя гонители и обвиняютъ ихъ въ чуждыхъ имъ государственныхъ преступленіяхъ, какъ любили дѣлать это враги христіанъ и въ древнѣйшія времена. Но и древніе мученики и ихъ собратья хорошо знали, что когда ихъ жгли якобы за поджогъ Рима, то на самомъ дѣлѣ это «міроправитель вѣка сего» гналъ ихъ за то, что они остаются вѣрны Спасителю. Ничто такъ не возвѣщаетъ и не укрѣпляетъ Церковь, какъ мученичество, хотя бы она такимъ образомъ лишилась и своего Предстоятеля. Для Васъ крестный путь представляется теперь безуміемъ подобно тому, какъ и современнымъ Апостоламъ эллинамъ (1 Кор. 1, 23). Всѣ силы свои направляете Вы къ тому, чтобы жить въ мирѣ съ хулителями Христовыми, гонителями Церкви Его и Вы даже помогаете имъ, добиваясь отъ насъ изъявленія лойяльности и ставя клеймо контръ-революціонеровъ на тѣхъ, кто ничѣмъ не провинился предъ совѣтской властью кромѣ твердости въ вѣрѣ.
Умоляю Васъ, какъ б. ученика и друга своего: освободитесь отъ этого соблазна, отрекитесь во всеуслышаніе отъ всей той лжи, которую вложили въ Ваши уста Тучковъ и др. враги Церкви, не остановитесь передъ вѣроятными мученіями. Если сподобитесь мученическаго вѣнца, то Церковь земная и Церковь небесная сольются въ прославленіи Вашего мужества и укрѣпившаго Васъ Господа, а если останетесь на томъ пространномъ пути, ведущемъ въ погибель (Мѳ. 7, 13), на которомъ стоите нынѣ, то онъ безславно приведетъ Васъ на дно адово и Церковь до конца своего земного существованія не забудетъ Вашего предательства.
Объ этомъ я мыслю всегда, когда взираю на подаренную мнѣ Вами 20 лѣтъ тому назадъ панагію Владимірской Божіей Матери съ выгравированной надписью: «Дорогому учителю и другу». Дальнѣйшія слова этой надписи отмѣчены Вами такъ: «Дадите намъ отъ елеа вашего, яко свѣтильницы наши угасаютъ» (Мѳ. 25, 2).
Вотъ мы предлагаемъ Вамъ спасительный елей вѣры и вѣрности Св. Церкви, не отвергайте же его, а возсоединитесь съ нею, какъ въ 1922 году, когда Вы торжественно заявили Патріарху Тихону свое раскаяніе въ бывшемъ колебаніи Вашей вѣрности. Не отвергайте же дружескаго призыва сердечно любившаго Васъ и продолжающаго любить
 
Митрополитъ Антоній.       
6 Мая 1933 года.
Отвѣта на это письмо не послѣдовало.
 
Примѣчанія:
[1] Родился въ 1867 г. Въ 1890 г. окончилъ С.-Петербургскую Дух. Академію, въ кот. учился въ бытность въ ней доцентомъ владыки Антонія. Въ 1890 г. постриженъ въ монахи и рукоположенъ. По окончаніи Академіи былъ назначенъ членомъ Русской Дух. Миссіи въ Японіи. Въ 1893 г. назначенъ инспекторомъ Московской Дух. Академіи, въ бытность въ ней ректоромъ владыки Антонія, въ 1894 г. назначенъ настоятелемъ посольской церкви въ Аѳинахъ, въ 1901 г. сталъ ректоромъ С.-Петербургской Дух. Академіи, въ томъ же году хиротонисанъ во епископа Ямбургскаго, съ 1905 г. архіепископъ Финляндскій, съ 1911 г. членъ Св. Сѵнода, при Врем. Правительствѣ предсѣдательствовалъ въ Сѵнодѣ. Въ митрополиты возведенъ на Всероссійскомъ Соборѣ. Одно время примкнулъ къ живоцерковникамъ, но потомъ раскаялся и возвратился къ Патріарху Тихону. Былъ въ заключеніи, въ самый разгаръ гоненій былъ выпущенъ на свободу и опубликовалъ свою печальной памяти «Декларацію». При содѣйствіи совѣтской власти въ 1943 г. былъ избранъ въ патріархи. Скончался въ 1944 г.
[2] 39 правило VI-го Вселенскаго собора гласитъ: «Понеже братъ и сослужитель нашъ Іоаннъ, предстоятель острова Кипра, купно со своимъ народомъ, по причинѣ варварскихъ нашествій,... изъ упомянутаго острова переселился въ Гелиспонтскую область,... то мы постановляемъ, да будутъ сохранены неизмѣнными преимущества, данныя престолу выше наименованнаго мужа, отъ Богоносныхъ отецъ, во Ефесѣ нѣкогда собравшихся... Боголюбезнѣйшій Епископъ да начальствуетъ надъ всѣми Епископами Гелеспонтской области, и да будетъ поставляемъ отъ своихъ Епископовъ, по древнему обычаю. Ибо и Богоносные отцы наши разсудили, да будутъ соблюдаемы обычаи каждыя Церкви, и Епископъ града Кизическаго подчиняется предстоятелю реченнаго Іустиніанополя, по примѣру всѣхъ прочихъ Епископовъ, подвластныхъ вышереченному, Боголюбезнѣйшему предстоятелю Іоанну: отъ котораго, когда потребно будетъ, и самаго Кизика града Епископъ да поставляется».
[3] Имѣется въ виду патріаршій указъ № 362, которымъ предписывалось епископамъ, по разнымъ причинамъ потерявшимъ связь съ церк. центромъ, организовать свое церковное управленіе подъ главенствомъ старѣйшаго іерарха.
[4] Имѣется въ виду опредѣленіе Собора о признаніи недѣйствительнымъ лишеніе сана священнослужителей по политическимъ мотивамъ.
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 258-264. 
 
Письмо № 107. Къ Архимандриту Виталію (Максименко) [1]
 
Дорогой Батюшка Отецъ А. Виталій!
У насъ теперь αβουλία [2]: Патріархъ уѣхалъ по епархіи и никакія донесенія къ нему не доходятъ. Въ Сербіи это обычное положеніе. Боюсь, что о. Савва [3]перебѣжитъ къ евлогіанамъ. Для него видимо не существуетъ 9-го члена Символа Вѣры, какъ и для самого Евлогія. Итакъ ничего не разрѣшайте его помощникамъ сверхъ прежняго. — Также отъ начальника Кр.(ымскаго) Корпуса намъ ничего не дождаться: онъ на всѣ ходатайства наши отвѣчаетъ отказомъ. Развѣ что о. Ѳеодоровъ добрѣе его окажется. Прошу св. молитвъ Вашихъ.
 
Любящій М. Антоній.       
Р. S. Я все живу опять въ Карловцахъ, а недавно сидѣлъ въ Бѣлградѣ 3 недѣли, пока не истощились средства.
28 Іюля 1933 г.
 
Примѣчанія:
[1] Родился 8 августа 1873 г. въ семьѣ бѣднаго сельскаго діакона Екатеринославской губерніи. Окончивъ Екатеринославскую семинарію, онъ поступилъ въ Кіевскую Дух. Академію. Обычное недовольство экономомъ было раздуто академическимъ начальствомъ въ «забастовку». Не въ примѣръ струсившимъ однокашникамъ Максименко ни отъ чего не отпирался. Онъ былъ исключенъ съ «волчьимъ билетомъ». Съ трудомъ удалось устроиться сельскимъ учителемъ. Но вскорѣ благодаря ходатайству ректора Казанской Академіи владыки Антонія (Храповицкаго) онъ былъ принятъ въ Казанскую Академію. Здѣсь сблизившись со своимъ аввой, владыкой Антоніемъ, онъ принимаетъ монашество. Когда владыку Антонія перевели на Волынскую каѳедру, онъ вызвалъ къ себѣ о. Виталія и поручилъ ему въ Почаевской Лаврѣ завѣдываніе типографіей, тогда мало дѣятельной. Вскорѣ подъ его руководствомъ лаврская типографія стала одной изъ лучшихъ монастырскихъ типографій Россіи, она выпускала богослужебныя, школьныя и народныя книги и, кромѣ того, издавала пять періодическихъ журналовъ и множество листковъ и поученій для народа. Послѣ революціи о. Виталій продолжалъ трудиться во славу Православія и не скрывалъ своихъ монархическихъ взглядовъ. Въ 1918 г. петлюровцы его вмѣстѣ съ митр. Антоніемъ заточили въ Бучачѣ, въ уніатскомъ мон-рѣ, а затѣмъ въ Демблинѣ, въ подводномъ казематѣ, гдѣ пришлось перенести побои отъ ретивыхъ католиковъ, здѣсь онъ ждалъ себѣ смерти, но владыка Антоній и будущій патріархъ Варнава вызволили его изъ Польши въ Сербію. Зарубежный Сѵнодъ послалъ о. Виталія въ Мукачево-Пряшевскую епархію въ Чехословакію, гдѣ онъ основалъ миссіонерскій станъ, превратившійся вскорѣ въ обитель во Владиміровѣ. Въ новой обители сразу же появляется типографія. Опять знакомое печатное дѣло. Въ 1934 г. о. Виталія рукополагаютъ во епископа для Сѣв. Америки. Только что изжившей расколъ американской паствѣ нуженъ былъ именно такой дѣятельный архипастырь-миротворецъ. Въ Сѣв. Америкѣ владыка Виталій помогъ возникновенію и процвѣтанію двухъ духовныхъ очаговъ Зарубежья — Св. Троицкому мон-рю и Св. Троицкой Семинаріи, также по его почину была начата постройка храма-памятника св. Владиміру, посвященному 1000-лѣтію Крещенія Руси, и много другихъ приходовъ въ Америкѣ было основано владыкой Виталіемъ. Скончался Архіепископъ Виталій 8 марта 1960 г. Согласно своему завѣщанію онъ былъ похороненъ въ Владимірскомъ храмѣ.
[2] Безсовѣтіе, безначаліе (греч.).
[3] Іером. Савва (Струве).
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 265-266. 
 
Письмо № 109. Къ Архіепископу Виталію (Максименко)
 
 
Друже и Владыко!
Желалъ бы я писать Вамъ только пріятныя вещи, но не могу не оговорить Вашего неосторожнаго поступка въ видѣ окружнаго посланія ко всѣмъ архіереямъ, раскольникамъ и еретикамъ, каковое разсылать безъ согласія Архіерейскаго Сѵнода не прилично даже и Предсѣдателю онаго. Это значило бы не распутывать узелъ, а еще крѣпче завязывать его, на подобіе древняго Гордіева узла. Конечно Вы не имѣли никакого недружелюбнаго настроенія при этомъ, и я со своей стороны никакой личной обиды на Васъ не могу чувствовать, но при современной запутанности отношеній слѣдуетъ наблюдать дипломатическую осторожность и я братски прошу Васъ на будущее время съ окружными посланіями къ архіереямъ не обращаться; а лучше напишите при случаѣ мнѣ, когда понадобится, прилагая проэктъ обращенія.
Еще черкните мнѣ насколько Вы остались довольны разговоромъ съ Преосв. Дамаскиномъ [1]; отъ этого, по моему мнѣнію, зависитъ насколько долго Вы тамъ задержитесь. А, по моему мнѣнію, Вамъ бы ликвидировать свои отношенія съ Карпатской Русью, кромѣ самыхъ интимныхъ, и покрѣпче связать себя съ Америкой.
Конечно, такихъ задушевныхъ отношеній какъ Вы себѣ создали на Карпатахъ, въ другихъ мѣстахъ установить будетъ совершенно невозможно, но съ другой стороны, быть вѣчнымъ пастыремъ именно въ Карпатской Руси физически невозможно, хотя если бы эти карпатороссы были поумнѣе и поглубже, они должны бы выхлопотать Васъ обратно къ себѣ черезъ голову Преосв. Дамаскина, и тогда можно бы создать тамъ такой центръ, который бы освящалъ и согрѣвалъ вокругъ себя людей Божіихъ на очень долгое время. Къ сожалѣнію, такія дѣла внѣ нашей досягаемости.
А мнѣ бы все-таки интересно узнать какіе Ваши виды, касательно Карпатской Руси.
Если бы люди не были эгоистами, то они должны были бы опять устроить Васъ тамъ, окруживъ Васъ паствой карпато-россовъ, но вѣроятно объ этомъ и не подумаютъ наши шовинисты.
Все же выберите часикъ, чтобы сообщить мнѣ хотя бы въ краткомъ письмѣ, какъ Вы рисуете въ своей головѣ ближайшее будущее въ нашихъ церковныхъ дѣлахъ въ Америкѣ: тамъ затѣялась попытка новаго объединенія, но я опасаюсь, что новый Владыка Леонтій [2] станетъ противъ нашихъ дѣлъ колючей бороной. При большей простотѣ отношеній можно было бы хлопотать о вторичномъ водвореніи тамъ Почаевскихъ произрастаній, но т. к. едва-ли во всей Церкви найдется хоть одинъ дѣятель, который бы относился къ этому всему дѣлу не по казенному, а по сердцу, то повидимому придется рукой махнуть на всѣ мечтанія о православно-русской культурѣ за границей.
Впрочемъ, дай Богъ, чтобы здѣсь въ этомъ смыслѣ образовалось исключеніе изъ почти всеобщаго шовинизма въ юго-западной Россіи.
Евлогіанскій вопросъ на точкѣ замерзанія и приходится съ каждымъ днемъ убѣждаться въ томъ насколько неосуществимы были наши радужныя надежды на созданіе новаго уклада жизни церковной въ прозаической современности и насколько неизлѣчимы тѣ засохшія уже формы церковной жизни, которыя вытѣсняютъ изъ нея казенщину, а изъ дружескаго миссіонерскаго братства священно-проповѣдниковъ стараются сдѣлать обычный кутейническій водоворотъ по пословицѣ: «гдѣ соборъ, тамъ и содомъ».
Отчасти Вы, Святитель Виталій, уже сдѣлали возможнымъ невозможное и въ деревянныя формы международной церковной жизни начали вливать «новое вино»; но хватитъ ли его хотя бы на время продолженія Вашей жизни, это вопросъ, который въ благопріятную сторону можетъ разрѣшиться только въ томъ случаѣ, если на Ваше дѣло снизойдетъ сверхестественное благословеніе Божіе.
Правда и это не невозможно, но въ частности моя энергія въ этомъ смыслѣ уже истощилась мнѣ кажется, что отъ меня для церковной жизни осталась только скорлупа, которая стремится къ погребенію.
Впрочемъ, на Ваши молитвы объ оживленіи церковной жизни я продолжаю надѣяться. Прошу и Вашихъ о томъ св. молитвъ и остаюсь неизмѣнно любящій
 
Митрополитъ Антоній.       
14/27 Іюня 1934 г.
Писано подъ диктовку рукой гр. Ю. П. Граббе въ Ср. Карловцахъ.
 
Примѣчанія:
[1] Мукачевская и Пряшевская епархія принадлежала Сербской Церкви, правящимъ архіереемъ въ ней въ то время былъ епископъ Дамаскинъ. Съ нимъ не разъ возникали недоразумѣнія по поводу полномочій владыки Виталія и вообще братства преп. Іова Почаевскаго во Владимірово, т. к. братство пользовалось самостоятельностью и подчинялось только Зарубежному Сѵноду, но духовенство монастыря окормяло окрестные приходы, входившіе въ составъ епархіи еп. Дамаскина.
[2] Туркевичъ, впослѣдствіи митрополитъ Американской митрополіи.
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 268-270. 
 
Источник

Метки: рпцз, митрополит антоний

Печать