Проф. Знаменский Г.А.: Азбучные истины нашей верности Соборно-Зарубежной Православно-Русской Церкви

Автор: Интернет Собор. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

1. Вселенская Церковь Христова даёт место в жизни Церкви соображениям практической целесообразности или так называемой "Церковной Икономии". И вот этой-то икономией и было прежде всего продиктовано зарождение Высшего Церковного Управления на Юге России, а позже и Соборно-Зарубежной Церкви как объединяющего начала всех православно-церковных единиц и образований вне России.

Начало Зарубежной Церкви, как ветви Матери Поместной Церкви Российской было положено во время гражданской войны на Руси, когда в городе Ставрополе Кавказском, на Южно-Русском Церковном Соборе, 6 мая 1919 года было образовано Высшее Церковное Управление на Юге России нашими епископами, очутившимися вне общения с Патриархом Тихоном и Высшим Церковным Управлением в России.

С потерей Северного Кавказа, Высшее Церковное Управление из Ставрополя переселилось в Симферополь, а во дни эвакуации армии Врангеля из Крыма, Высшее Церковное Управление на Юге России прибыло в Константинополь, получив согласие Константинопольского Вселенского Патриарха на его пребывание в Константинополе.

Позже, по приглашению Сербского Патриарха Димитрия, ВЦУ Соборно-Зарубежной Русской Церкви обосновалось в Югославии, в Сремских Карловцах. Тридцать четыре зарубежных русских архиерея объединились в своём подчинении ВЦУ, необходимость которого, как объединяющего центра, была так естественна и законность которого никем тогда не оспаривалась. Все эти архиереи участвовали в созванном в Сремских Карловцах Всезарубежном Церковном Соборе, на котором деятельное участие принимали и два видных иерарха: Митрополит Евлогий и Митрополит Платон, позже отколовшиеся от Единой Соборно-Зарубежной Церкви.

И стала Зарубежная Церковь отечески предупреждать и охранять верных чад своих, что никакой церковной икономией не оправдываемой попытки некоторых архиереев и мирян уйти от своего Высшего Священноначалия, в лице Собора и Синода, для того, чтобы подчиниться мало-разбирающимся в русской трагедии патриархам других Поместных церквей, забывая, что никакая церковная икономия не позволяет нам распыляться и растворяться в православных церквах других национальностей, дабы при утрате своего гражданского подданства сохранить церковное подданство гонимой, но не сдавшейся Поместной Церкви Российской. Только Единая Все-Зарубежная Церковь могла бы вывести Русское Зарубежье с извилистых дорожек пагубного церковного сепаратизма, самочиния и юрисдикционных подразделений, разрывающих Нешвенный Хитон Христов и превращающих Зарубежную Русь в эмигрантскую пыль, в Иванов, непомнящих своего родства, могущих зайти в дебри сектантских заблуждений. Единая Соборно-Зарубежная Церковь помогла бы русским изгнанникам и в политически-правовом положении на чужбине, и голос Зарубежной Руси зазвучал бы авторитетно в обращении к иностранным кругам, правительствам и общественным организациям.

Чуждая позорного компромисса с канонами церковными, Соборно-Зарубежная Церковь — Законная носительница чистого образа Российской Поместной Церкви, не поддаваясь беззаконному и духовно смертоносному искушению самочиния и самовластия, нужна была Зарубежной Православной Руси, как воздух, являясь достоянием Российской Церкви и защитницей на свободе полноценного и полновесного Вселенского Православия во всём величии его трисиятельного, догматически-нравственно-административного тройческого единства.

Таким образом, мы видим, что канонически законная необходимость существования Единой Соборно-Зарубежной Церкви с неумолимой логикой здравого смысла и благоразумно-практической целесообразности прежде всего диктовалась церковной икономией, рекомендуемой Церковью для блага Её и процветания.

И если бы Патриарх Тихон и Высшее Церковное Управление Российской Поместной Церкви, будучи лишены свободы действий сразу же по воцарении безбожной власти, не смогли бы послать благословения на самостоятельное бытие нашей Заграничной Церкви, то и тогда, в силу одной только церковной икономии, заграничные архиереи имели законное право организовать Высшее Церковное Управление заграницей.

2. Но по неисповедимым путям Промысла Божия свершилось великое чудо! И Патриарх Тихон, и Священный Синод, и Высшее Церковный Совет Российской Церкви мудро и дальновидно предусмотрели и до взятия их под стражу и надзор успели благословить заграничных архиереев на независимое от других Поместных Церквей существование Соборно-Зарубежной Церкви.

3. Краеугольным камнем всей непреложности и незыблемости крепкого стояния в Правде Церковной нашей Зарубежной Церкви является Соборность, как основа, как душа, как главный жизненный церковный нерв вселенского значения. Согласно 34-му правилу Святых Апостолов, ни одна епархия не может существовать сама по себе. "Признавая первого из епископов, остальные епископы ничего, превосходящего их власть, без рассуждения первого не творят; но и первый из них ничего, превосходящего его власть, не творит без рассуждения всех". На этом мудром и гармоническом примирении единоначалия с соборностью стоит твёрдо и наша Соборно-Зарубежная Церковь.

4. Своё законное начало наша Церковь почерпнула из Указа Святейшего Патриарха Тихона от 7/20 ноября, 1920 года, за № 362, которым повелевается образовать Зарубежное Высшее Церковное Управление. Указ этот гласит:

"В случае, если епархия, вследствие передвижения фронта, изменения государственной границы, окажется вне всякого общения с Российским Высшим Церковным Управлением, епархиальный архиерей немедленно входит в сношение с архиереями соседних епархий на предмет организации Высшей Церковной Власти для нескольких епархий, находящихся в одинаковых условиях". По точному смыслу этого Указа все зарубежные епископы беженских масс, образовавшие свои епархии в Западной Европе и на Балканах, и все епископы не беженских масс, но тоже оторванных от России, образовавшие свои епархии ещё до "Великого Исхода" из России в Америку, на Дальнем Востоке и других странах, должны все вместе создать Единую Соборно-Зарубежную Церковную Власть, каковой и является Собор Архиереев Зарубежной Церкви, с исполнительной инстанцией — Заграничным Синодом.

5. Эту Высшую Церковную Всезарубежную Власть сначала признавали все заграничные епископы, 1) поминая на церковных службах Первоиерарха Соборно-Зарубежной Церкви и Председателя Священного Синода; 2) посылая представителей епископов своих на Архиерейские Соборы; 3) получая титулы архиепископов и высшие награды от Зарубежной Церкви, признанной ими Высшим Церковным Управлением; 4) бывали случаи, когда даже после ухода из Единой Заграничной Церкви, некоторые архиереи каялись в своих ошибках и снова пользовались высоким авторитетом Высшего Церковного Управления в выгодных и необходимых для них случаях.

6. Занятые "углублением" революции и гражданской войной, новые управители России сначала как-то, "проморгали" или недооценили огромной церковно-исторической важности Указ Святейшего за № 362-ым, которым был подведён прочный канонический фундамент под нашу, уже существовавшую, в силу церковной икономии, Соборно-Зарубежную Церковь.

Позже, узнав, с каким огромным духовным подъёмом, пламенным патриотизмом и беспощадным осуждением воинствующего безбожия на Руси прошёл Всезарубежный Церковный Собор в Сремских Карловцах, большевики пришли в ярость, потребовав от Патриарха Тихона немедленно положить конец этой церковно-патриотической угрозе большевикам со стороны организованной свободной Зарубежной Руси Православной. И вот несомненно под этим то давлением и был издан вынужденный и совершенно неожиданный для самого Патриарха Указ за № 349-ым, от 22 апреля/5 мая 1922 года, об упразднении Высшего Церковного Управления заграницей. Вот веские основания для такового утверждения:

(1) При сравнении двух указов, в последнем не чувствуется авторитет силы первого указа, призывавшего заграничных архиереев к организации Высшего Церковного Управления заграницей. В то время, как первый указ, видимо, издавался спокойно, обдуманно, был подписан Патриархом, всеми членами Синода и Высшего Церковного Совета, второй указ не был даже подписан самим Патриархом, а Архиепископом Фаддеем. Кроме того, в этом указе не указано ни одного канона, как основания для закрытия ВЦУ, и ни одного слова об отмене первого указа.

(2) Если бы Патриарх Тихон собирался издавать огромной важности указ, то едва-ли он нашёл бы целесообразным буквально за два дня до объявления этого указа; т.е. 20 апреля/3 мая 1922 года сказать прибывшим из Америки с ходатайством о назначении Митрополита Платона правящим Архиепископом в США (Прот. Ф. Пашковскому — будущему Митрополиту Феофилу и американцу Колтону), что он — Патриарх — только "рекомендует" Митрополита Платона, а назначение его передаёт Собору Заграничных Епископов, управляющих заграничными церковными делами.

(3) Заграничные иерархи хорошо поняли, что Указ за № 349 был издан, когда Патриарх уже был ограничен в строго каноническом и свободном управлении Церковью и когда ему так и хотелось бы сказать заграничным иерархам: "После Указа за № 362-ым моих дальнейших указов из плена не признавать". Митрополит Евлогий, например, в письме Митрополиту Антонию, от 3/16 июля, 1922 года определённо назвал указ за № 349-ым "политическим, а не церковным, никакой силы для Заграничной Церкви не имеющим". Однако, заграничным иерархам жаль было Патриарха Тихона, как бы ему не пришлось тяжело пострадать за их непослушание, а посему Архиерейский Собор Заграничной Церкви 31 августа 1922 года с сыновним смирением принял к исполнению этот указ о закрытии ВЦУ, а на основании неотменённого первого Указа образовал священный Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, как исполнительную инстанцию периодически созываемых Соборов Епископов Зарубежной Церкви.

(4) Весьма знаменательно, что учреждение Священного Архиерейского Синода не вызвало возражений ни со стороны Патриарха Тихона, ни со стороны его ближайших преемников: Местоблюстителя Патриаршего Престола, Митрополита Петра Крутицкого и Митрополита Сергия, который, до объявления своей "лояльности" Советскому правительству, не только не возражал против существования Заграничного Архиерейского Синода и Собора Епископов, но и считал их, как он писал в 1926 году, "достаточно авторитетными разрешать все недоуменные вопросы, в которых он отказывается быть судьёй в виду отдалённости от него Заграничной Церкви".

7. Сомневающимся в наличии канонического обоснования для организации Зарубежной Церкви, оторванной от Матери Поместной Церкви Российской, (1) напомним 39-ое правило Шестого Вселенского Собора, где повествуется, как Архиепископ Кипрский — Иоанн, по причине нашествия варваров бежавший купно со своим народом в Геллеспонтскую область, входившую в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, не поступил так, как Митрополит Евлогий, передав свой Западно-Европейский Экзархат в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, но сохранил все свои прежние права самостоятельной власти для управления своей церковью и окормления покинувшего с ним остров Кипр народа.

(2) Св. Иоанн Златоуст свидетельствует, что Епископ Евгений Самосатский, бежавший в солдатском одеянии от гонителей, сохранил свои права епископской власти.

(3) 18-ое правило Антиохийского Собора и 37-ое правило Шестого Вселенского Собора свидетельствуют, что беженцы-епископы сохраняют свои святительские прерогативы на чужой земле рукополагать в разные степени священства, т.е. и в епископы, сохраняя преимущество и старшинство соборного управления.

(4) Веруя, что лучше убежать от гонителей, чем быть их послушным орудием, убегали Великие Святители и Отцы Церкви: Св. Григорий Неокесарийский, св. Киприан Карфагенский, св. Николай Мирликийский, св. Афанасий Великий. Во дни же антихриста, по учению Церкви, вся Истинная Церковь будет бежать от преследования.

(5) "Остерегайтесь же людей", — говорит Спаситель, — "ибо они будут отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас (Мф 10.17). Когда же будут гнать вас в одном городе, бегайте в другой" (Мф 10.23).

8. Ошибаются утверждающие, будто Соборно-Зарубежная Церковь не может охватить собой и окормлять рассеянную по всему миру паству и будто в канонах церковных указан строго территориальный принцип для организации Единого Высшего Церковного Управления.

(1) Конечно, в нормальных условиях это вполне естественно. Однако, Церковное Управление не связано с территорией безусловно: Церковь состоит из людей, а не из бездушной территории. Вот почему и в 34 Апостольском правиле сказано: "Епископ всякого народа (а не территории) должен знать первого из них".

(2) Интересно в данном случае вспомнить свидетельство от внешних; т.е. вне-русское, вне-православное свидетельство судебной власти, вникшей в церковный спор юрисдикций в деле Свято-Преображенской церкви в Лос Анжелесе.

По авторитетному заключению Joseph’a W. Vickers’a — Судьи Верховного Суда, несомненное каноническое бытие Зарубежной Русской Церкви есть уже "Рэс юдикта", т.е. судом решённое дело. Наша Соборно-Зарубежная Церковь, по заключению Судьи Виккерса, есть единственное законное, каноническое и действительное вполне обоснованное Высшее Церковное Управление, обязательное для всех частей Православной Русской Церкви вне России. Учреждено это Высшее Церковное Управление на основании канонов и законов Церкви. Все епископы, духовенство, миряне всех частей Церкви вне России обязаны признавать и подчиняться авторитету Высшего Церковного Управления" (См. Решение Высшего Суда по Лос-Анжелосскому делу 1949 года.)

9. Глубоко заблуждаются и утверждающие, будто с переменой местожительства наше ВЦУ уже не пользуется благословением Сербской Церкви и через то потеряло (?) связь с Вселенской Церковью.

(1) Да будет ведомо так мыслящим, что Сербская Патриархия никогда не считала нашу Зарубежную Церковь в каком-либо смысле зависимой от Сербской Церкви. Нашедшая себе только гостеприимный приют на территории Югославии, наша Зарубежная Церковь всегда мыслилась Сербской Поместной Церковью совершенно независимой от неё ветвью Поместной Российской Церкви.

И когда Блаженнейший Митрополит Антоний — знаток церковных канонов, по долгу вежливости и такту, попросил у Патриарха Димитрия разрешения для деятельности ВЦУ в пределах Сербской Патриархии, Святейший Патриарх канонически-мудро ответил, что он не в праве вмешиваться во внутреннее управление Соборно-Зарубежной Русской Церкви, как законной и получившей благословение на самостоятельное бытие ветви от Старшей Сестры Сербской Церкви, т.е. от Поместной Церкви Российской.

(2) Святейший Патриарх Варнава тоже признавал полную независимость от Сербской Церкви нашей Соборно-Зарубежной Церкви в административно-каноническом устроении и самобытном бытии её. Как великий друг России, получивший высшее богословское образование в России, Патриарх Варнава принимал самое деятельное участие в нашей Церкви, но не как административное лицо, а как почётный гость и великий друг нашей Церкви, одно время сыгравший неоценимую роль своим авторитетом и умом в восстановлении мира и единения всех митрополичьих округов Соборно-Зарубежной Церкви. И да будет Сам Господь, а не мы — грешные, Судьёй тех, кто в насмешливом тоне называют нас "Карловацко-Мюнхенско-Нью-Йоркским" церковным образованием, потерявшим связь со Вселенской Церковью, лишившись покровительства Сербских Патриархов.

10. Наша Соборно-Зарубежная Церковь не мнит себя автокефальным древом церковным, а только частью Автокефальной или Поместной Церкви Российской и через то вместе с Матерью своей пребывает на стволе Единой Вселенской и Древле-Апостольской Христовой Церкви.

Чуждая какого-либо позорного компромисса с церковными канонами, Зарубежная Соборная Церковь — Носительница чистого Образа Российской Церкви, не поощряет, не признаёт и не поддерживает никакого беззакония, сепаратизма, самочиния и самовластия, являясь незыблемым достоянием ныне на кресте распятой, но не сдавшейся врагу Церкви Российской, говоря от Её имени на свободе и оберегая всю полноту и чистоту Вселенского Лучезарного Православия во всём величии его догматически-нравственно-канонического троического единства.

11. Мы знаем, что Российская Поместная Церковь лишена ныне присущей Ей, по Её Божественной природе, истинной свободы, а Московская Патриархия находится в противоестественном союзе с безбожными управителями России. Вот почему наша Зарубежная Церковь не может найти в себе нравственного оправдания для общения с Патриархией и подчинения ей, памятуя, что ничтожная свобода куплена Патриаршей Церковью ценою уступок и унижений, не отвечающих высокому достоинству Истинной Церкви. Замалчивая горькую правду о страшных гонениях на Русскую Церковь, Патриаршая Церковь, выражаясь словами св. Григория Богослова "молчанием своим предаёт Бога".

Ещё Блаженнейший Митрополит Антоний писал Митрополиту Сергию, что напрасно большевики стараются гонения на верующих затуманить "политикой" (?), говоря, что заключённые и сосланные на каторгу святители и миряне будто бы страдают за "государственные преступления" (?). Ведь так точно говорили и гонители христиан в первые века. Однако сами-то мученики знали, что когда их жгли на кострах, якобы за поджог Рима, то на самом деле это "мироправитель тьмы века сего" гнал и мучил их за верность Спасителю. Так и теперь клеймо контрреволюционеров ставится на тех, кто "провинился в твёрдости веры".

Гонимая, ушедшая в катакомбы Поместная Русская Церковь и наша Соборно-Зарубежная Церковь, считая Патриарха Тихона последним, после революции, законно избранным Патриархом, не могут признавать Патриаршую Церковь законной и в силу совершенно незаконного избрания в Патриархи Митрополита Ленинградского Алексия, при гробовом молчании избирателей не единогласно, а "одногласно", по воле Сталина, провозглашённого Патриархом. Вот как происходило это избрание: Представитель советской власти Карпов, открыв собрание, доложил, что имеется единственный кандидат патриот, за своё геройское поведение во время осады Ленинграда достойный занять этот высокий пост. Все поспешили согласиться и Патриарх был "избран" (?). Даже иностранцам такие выборы показались очень странными. Так, например, вжурнале "Life" (Лайф), 2 июля 1945 года, встатье: "Russia’s own Church elects a Patriarch" даётсяснимокКарпованаторжественной "интронизации" Патриарха, аподснимкомразъяснение: "Real boss of the Church is an atheist, Georgi Karpov, chairman of the State Council of Church Affairs — a communist official, who really governs the Church, gave Patriarch Alexei his blessing". Если безумие первых анти-христианских группировок — живоцерковников, обновленцев, григориан легко было понять даже рядовому церковному человеку, то лесть, предательство и скрытую измену Истинной Христовой Церкви в наши дни не так легко понять. И ломают Её — нашу Великую Молчальницу — Церковь Российскую, стараясь приспособить Её к чуждой Ей по духу и несовместимой с Её божественностью и духовной свободой диктатуре материализма и абсолютного воинствующего безбожия.

Служители же Патриаршей Церкви, купившие себе ничтожную свободу за признание данной им легализации со стороны безбожной власти, утратили присущий Истинной Церкви дух вселенскости, уверовав в возможность легализации Христовой Церкви в царстве абсолютного безбожия.

Неужели же забыли эти лояльные епископы, разве можно было думать о легализации служения Истинному Богу во дни Пророка Илии, когда государственным культом было служение Ваалу и когда Св. Пророк Илия жаловался Богу: "Пророков Твоих убили; остался я один, и моей души ищут" (3Цар 10.14)?

Разве можно было думать о легализации православной веры в период арианской и других церковных смут, во дни иконоборства, когда весь государственный аппарат во главе с императором был на стороне еретиков?

Но никогда ещё в истории человечества не было такого вызова Богу и всему Вселенскому Православию, как это творится ныне на залитой кровью Русской Земле. И доходят от оставшихся там в живых русских бесстрашных исповедников вопли о совершившемся там отступлении (апостасии), об открытом и сокрушительном наступлении на Церковь Христову, приводимую к полному Её физическому уничтожению.

И только в свободных странах Старого и Нового Света остаётся совершенно бескомпромиссной Соборно-Зарубежная Церковь, во главе со своим пламенным обличителем всех идущих по наклонной плоскости патриархов свободных Поместных Церквей — Митрополитом Филаретом — истинным продолжателем непоколебимых столпов и защитников истинного православия — Митрополита Антония и Митрополита Анастасия.

12. Всем же говорящим, что нас, соборян, мало — чуть-ли не одна десятая процента (0,1%) во всем мире, напомним, что ведь с нами вся многомиллионная, полонённая, но не сдавшаяся врагу Поместная Церковь Российская, превратившаяся в действительно существующую неуязвимую, подспудно-тайную Катакомбную Церковь, не живущую в катакомбах и пещерах времён Нерона и Диоклетиана, но и в двадцатом веке совершающую службы Божии в потаённых местах, наипаче же в чертогах и лабиринтах своего чистого и не тронутого духом тьмы века сего оправославленного сердца.

На фоне царящей тьмы горит и светит на весь мир и, как неопалимая купина, горит и не сгорает, наш духовный бриллиант, наша жемчужина непобедимого и несокрушимого Вселенского лучезарного православия в лице мужественно удержавшейся от отступления поместной Церкви Российской, которая, не взирая на все скорби и лишения извне и изнутри, избежала все соблазны антицерковных группировок и, будучи распылённой и рассеянной, внутренне представляет собой подлинное живое Тело Христа.

Тем же умникам и маловерным, которые не допускают возможности существования Церкви в таком распылённом и физически разъединённом состоянии, напомним, что не раз сходившая с исторического горизонта и засыпаемая песком духовной пустыни и изгнания Церковь Христова, оживотворяемая благодатью Пресвятого Духа, и в двадцатом веке остаётся непреоборимо вечной по завету Христа (Мф 28.30) Церковью.

Напомним маловерам, что принцип Вселенскости Церкви не в целостности Её внешней организации, а в единении веры и любви хотя и не собирающихся вместе и рассеянных в своей стране и во всем мире, но уповающих на обетование Спасителя о неуничтожимости основанной Им Церкви, как Тела Христова.

В истории Вселенской Церкви бывали случаи, когда православные Христиане никак не объединялись кроме как причащением от Единого Хлеба Христа и когда оставалось только невидимое возглавление невидимого Спасителя сущего на небесах, а вот это-то возглавление и есть самая главная сила Церкви во дни гонений, а не целостность внешней организации — вот классическое выражение нашей веры в нерушимость Церкви.

Таким образом, наша, на кресте распятая и ничего общего с патриаршей Церковью не имеющая, поместная Церковь Российская и является безусловно канонической Церковью, заливающей весь мир своей духовной красотой, мужеством голгофских страданий новомучеников за веру и верностью истинной вселенской Церкви Христовой.

Врагам же Христа не будет под силу втиснуть в свои наскоро сколоченные кощунственные ладьи-душегубки Вселенский Корабль Христов, в царственно-спокойном величии победоносно шествующий по волнам огнедышащего злобой всех горделивых заблуждений века сего. Не пойдёт, как купленная рабыня, Вся Вселенская Церковь на службу безбожию и ложно-Христианским суррогатам. Никогда не будет такого мгновения, чтобы вся Вселенская Церковь отступила от Истины. По мере увеличения отступления во вселенной, украсится Церковь новыми катакомбными церквами в других странах. И вот "эти-то подвижники во всех поместных Православных полонённых Церквах, вместе с верными исповедниками в свободных странах, в роли вселенского собирательного лица — Максима Исповедника, с бесстрашным исповеданием: "Аще и вся Вселенная причастится, аз не причащуся во век с еретиками" — и будут составлять непреоборимо вечную, по Завету Христа (Мф 28.20) Истинную Церковь до нового взлёта вселенской Церкви, если на то будет воля Божия, или же до второго славного пришествия Спасителя на землю и до Страшного Суда.

13. Много смущения, часто граничащего с беспомощностью дать ответ вопрошающему, вносит в умы наших верных соборян заявление некоторых не-соборян, будто подчинение Православной Церкви богоборческому правительству, не за страх, а за совесть требуется апостольским заветом, в силу Богоустановленности власти.

Постараемся кратко изложить, как понимает Православная Церковь учение об установлении власти от Бога:

(1) Святые Отцы и Учители Церкви никогда не высказывали мысли о Божественном установлении всякой власти. Св. Иоанн Златоуст, толкуя слова Апостола Павла о Божественном установлении власти, говорит, что здесь речь идёт не о каждом начальнике в отдельности, но о самом начальстве, об институте власти, а не о всякой власти, могущей действовать против заповедей Божиих. Таинство брака тоже от Бога, но из этого совсем не следует, что Бог сочетавает каждого, вступающего в брак. Многие вступают в брак с худыми видами а не по закону, чего никак нельзя вменить Богу.

(2) Блаженный Августин говорит: "Если власть приказывает что-либо против Божественного Закона, — презирайте власть".

(3) По духу апостольского наставления не всякая власть является предержащей или удерживающей властью, а только та, которая своим разумным распоряжением задерживает развитие и распространение зла. Только эту власть Ап. Павел называет "Божиим слугою, нам на добро", то есть являющейся защитницей Божественного нравственного Закона в мире человеческом. Вот слова Апостола:

"Всякая душа да будет покорна высшим властям: ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящиеся власти, противятся Божию установлению, а противящиеся сами на себя навлекают осуждение, ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от неё, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч; он Божий слуга, отмститель в наказание делающим зло. И потому надо повиноваться не только за страх наказания, но и за совесть" (Рим 13.1-5).

Спрашивается, такой ли является власть советская, власть, родившаяся из мятежа и творящая беззаконие по всему миру?

(4) В отношении к государственной власти общим принципом для христиан является наставление Самого Спасителя мира: "Воздадите убо кесарева кесареви, а Божия Богови" (Мф 22.21).

Наш обездоленный и полуголодный, ограбленный до последней нитки народ не только "воздаёт", но буквально всё отдал и отдаёт поработившему его непрошенному кесарю. Эту половину наставления Спасителя он выполняет стопроцентно. Но вся трагедия в том, что русскому народу, под угрозой смерти или страшного наказания безбожники не дают возможности "воздавать Божия Богови". Значит, не от Бога эта власть. В данном случае русские люди в церковно-религиозной жизни имеют право не подчиняться власти, следуя примеру апостолов Петра и Иоанна, которые не подчинились приказу начальников "отнюдь не учить об Имени Иисуса". Апостолы отвечали:

— "Судите сами, справедливо ли пред Богом слушать вас более, нежели Бога? И стали они с великой силой свидетельствовать о Воскресении Господа Иисуса Христа" (Деян 4.5-19,33) и великая благодать была на всех их, не подчинившихся неразумному и незаконному требованию власти. Вот классический пример вполне законного неповиновения власти, данный нам самими апостолами. На все времена этот пример является руководящим началом для служителей Церкви и мирян. И как неправы служители Московской Патриархии, которые даже в ответ на запрещение преподавать Закон Божий детям не только не протестовали против такого беззакония, но продолжали и продолжают выносить всенародно свою благодарность управителям России за постоянное "удовлетворение" (?) нужд Церкви.

Стоит только вникнуть в смысл декларации лояльности Митрополита Сергия от 16/29 июля 1927 года, чтобы понять всю ложь этой анти-Евангельской декларации о возможности нормального существовании Церкви в безбожном государстве. Ведь не даром же со всех концов раздались протесты: "Лояльность Ваша приведёт Вас на дно адово и Церковь до конца своего земного существования не забудет Вашего предательства" — писал Митрополит Антоний своему бывшему ученику и другу. "Церковь возликует, идя за Вами на новую Голгофу" — писал Митрополит Кирилл. "Даже в страданиях своих благословит Ваше имя, зная, что главный источник разлагающего Церковь начала уничтожен. Если же Вы не откажетесь от лояльности, Церковь, продолжая крестный путь, откажется от Вас, как соучастника с её распинателями". — "Одно из двух: или Церковь действительно непорочная и чистая Невеста Христова, и тогда Истина — это воздух, без которого мы, Её члены, не можем дышать; или же она, как весь мир, лежит во зле, живёт во лжи и ложью, и тогда всё ложь, каждое слово, каждая молитва, каждое таинство" — так писал Епископ Дамаскин — Викарий Архиепископа Пахомия Черниговского. В таком же духе писали десятки других епископов, частью умученных, частью ушедших в катакомбы, но не пожелавших под видом "воздаяния Божия Богови", подчиниться безбожной власти.

(5) Защитники законности всякой власти на земле говорят, что апостолы писали свои послания во времена гонения на христиан и тем не менее апостолы призывали повиноваться Нерону и властям, от него поставленным.

Приходится и в этом случае разочаровать ревнителей подчинения всякой власти, во всех требованиях власти: подчиняясь власти в гражданских делах, первые христиане не подчинялись ей в распоряжениях, противоречащих Закону Божию и повелению Господа "воздавать Божия Богови". Послушные учению апостолов о власти, первые христиане никогда не славословили гонителей за веру и во всяком случае не именовали языческую безбожную власть "лучшей из всех прочих властей", как это делает Московская Патриархия. Первые христиане восхваляли только мучеников за веру, а самого Нерона и других гонителей не боялись называть богомерзкими мучителями.

Да и как можно допустить, чтобы Бог, как Существо Совершенное и Святое, установил институт власти безбожной! В первом соборном послании Апостола Петра (гл. 2, ст. 13) мы читаем: "Будьте покорны всякому человеческому начальству"; но как? "для Господа", т.е. Господа ради. Мы должны подчиняться правителям, существующим "для наказания преступников и для поощрения делающих добро".

14. Как, по учению Церкви, мы должны относиться к еретикам, раскольникам и всем инославным исповедникам веры Христовой?

(1) Церковь Вселенская ясно и безоговорочно запрещает нам объединяться, т.е. иметь молитвенное, а тем более литургическое и евхаристическое общение не только с далеко, но и около стены Православной ограды находящимися, т.е. со всеми, кто не являются чадами Вселенской Церкви и не желают войти в Единый Отчий Дом Вселенской Церкви, на Божественной страже которой стоит Вселенское Восточное Православие.

(2) По учению Церкви, — после первого и второго вразумления отвращаться от еретика мы должны (Тит 3.10).

(3) Нам запрещено иметь молитвенное общение с "содержащими Истину в неправде" и, хотя сила Божия дана ко спасению всякого верующего, однако открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, "подавляющих Истину неправдой" (Рим 1.16,18).

(4) Всепрощающая любовь Божественная покрывает все грехи, кроме лжи и неправды, особенно когда ложь вторгается в недра Церкви, Которая есть столп и утверждение Истины (1Тим 3.15), а посему "любы (любовь) не радуется о неправде; радуется о Истине" (1Кор 13.6).

(5) Запрещая нам молиться вместе с еретиками, Церковь Православная не запрещает молиться за всех, вне Церкви нашей пребывающих. Св. Праведный Батюшка Иоанн Кронштадтский, признавая, что спасающая Истина только в Православии, с любовью молился за всех: инославных, иудеев, мусульман и язычников по их просьбе и совершал чудеса исцеления силой Божественного Животворящего Православия.

(6) Слова Ап. Павла: "Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмой?" (2Кор 6.14), наше Церковь толкует в том смысле, что здесь запрещается церковно-молитвенное общение, но не запрещается коринфским христианам иметь житейское (бытовое) общение в делах даже с язычниками, ибо в противном случае, по словам того же Апостола, "нам надлежало бы совсем выйти из этого мира" (1Кор 5.10).

(7) Верным соборянам не разрешается иметь церковно-молитвенное общение с ушедшими из лона Единой Соборно-Зарубежной Церкви, а тем более обращаться к ним за совершением Святых Таинств и церковных треб.

В "Православной Руси", от 15/28 мая, 1957 года была напечатана резолюция по докладу "О догмате Церкви в свете современности", в которой сказано: Зарубежная Церковь является истинной носительницей церковной Кафоличности и со скорбью смотрит на нарушение церковного единства в Православно-Русском Зарубежье, приводящее отделившихся к постепенному ослаблению у них всех сторон церковной жизни. Не теряя надежды на возвращение отошедших от Соборно-Зарубежной Церкви частей, 9-ое Епархиальное Собрание напоминает, что "каноны Церкви запрещают литургическое общение с нарушителями церковного единства. Все же действия, имеющие целью восстановление единства с отколовшимися частями Церкви, исключительно принадлежит компетенции церковной иерархии и требует её полного соборного единомыслия".

(8) Соборно-Зарубежная Церковь не находит никакого канонического обоснования для вступления в церковное единение с модным Экуменическим движением, тщетно мечтающим, что в слиянии всех называющих себя Христианами, засияет (?) полнота Христовой Истины и что теперь ни в одной Церкви, в том числе и в Православной, нет полноты Истины Христовой.

Мы же веруем, что только в Первобытной, Истинной Древле-Апостольской Церкви Вселенского Христова Православия на все времена открыта вся полнота Христовой Истины и Путь к этой Истине.

Памятуя грозное предупреждение, что "Но если бы даже мы (апостолы) или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема" (Гал 1.8), мы твёрдо стоим на нерушимой скале всецелой верности Истине Христовой, Святыми Отцами истолкованной и Вселенскими Семью Соборами раз и на веки утверждённой для нашего спасения, а посему весь жар богословствующей мысли должен направляться не на "открытие" новых, чуждых неповреждённому Вселенскому Православию мудрствований лукавых, а на истолкование для правильного усвоения вековечных и глубинных основ навеки данной нам Вселенской Правды Христовой.

Прочно покоясь на недвижимом камне, на нерушимой скале подлинной Вселенскости нашей веры, единственно, что может дать наша Церковь желающим воссоединиться с нами во Вселенском Православии, это с радостью приобщить возвращающихся к Единой Вселенской Церкви. Повторяем, Истинное Православие требует не какого-то совершенно утопического объединения всех именующих себя христианами еретиков и раскольников, а возвращения их в лоно Единой Соборной и Апостольской Церкви, в разные времена и по разным заблуждениям покинувших Единый Отчий Дом.

Иного дать инакомыслящим пребывающие в Истинной Церкви Христовой дать не могут, дабы и самим не лишиться спасительной воды живой, текущей в жизнь вечную только в Первобытной Вселенской Церкви.

(9) Не по пути нам и с модернизированной "церковной правдой", будто вся суть Православия только в догматически-нравственном учении и будто принадлежность к разным юрисдикциям и ориентациям особого значения для спасения нашего не имеет. "Эти юрисдикционные "перегородки" существуют только на земле" — говорят клюнувшие на приманку новой правды двадцатого века, — "а в Церкви Небесной их не существует".

Для нас же — соборян каноническое административное устроение Церкви, законная Преемственность епископства и Высшей Церковной Власти от времени святых апостолов является таким же важным и неизменным догматом о Святой Церкви, как и догматы о Боге едином, Троичном в Лицах, и о Воплощении Сына Божия.

Если в первобытные христианские времена все ереси и расколы возникали главным образом вокруг неправильного учения о Лице Господа нашего Иисуса Христа, то в наши лукавые дни камнем преткновения сделались умствования, искажающие догматы об административно-каноническом устроении Церкви. Отсюда возникло самочиние и самовластие в устроении Церкви, забвение этой своеобразной Троичности догматически-нравственно-канонического бытия Вселенской Церкви и уход многих из Единой вечной ограды Вселенскости Церкви.

Нашим "младенцам веры", поэтому трудно иногда понять, что кажущиеся им вполне православными разные церковные юрисдикции, на самом деле являются погрешающими против канонически-административного устроения Церкви и забравшимися в дебри заблуждений своего якобы автономного или автокефального бытия, самочинно или незаконно полученного.

15. Грех на свою душу берут те, кто нас, соборян, называют раскольниками (?), внёсшими и вносящими смуту в Единую Соборно-Зарубежную Церковь. Но ведь всем, даже не обучавшимся в Духовной Семинарии, известно, что раскольниками называются не те, кто остаются на прежнем месте, а те, кто уходят от них. Наша сила соборян именно в том, что мы со дня зарождения ВЦУ ещё на юге России никогда не меняли и не менялись, но всегда пребывали в лоне Зарубежной Церкви. Говорить, что наши Председатели Синода и возглавители — Первоиерархи Зарубежной Церкви — Митрополиты Антоний, Анастасий и ныне здравствующий Владыка Филарет суть раскольники, это так же странно и несправедливо, как если бы кто-нибудь, переделывая по-своему Евангельское повествование, стал бы утверждать, что не блудный сын ушёл на "страну далече" от своего отца, а Евангельский отец ушёл из своего дома от блудного сына. Да, Евангельский Отец, быть может, не раз выходил на дорогу, чтобы встретить любимого, возвращающегося домой сына...

Вот так, более чем полвека, Единая Соборно-Зарубежная Церковь оставалась с протянутыми руками в сторону отколовшихся и ушедших от Неё, чтобы встретить и облобызать возвращающихся в Единое лоно Соборно-Зарубежной Церкви. А ведь было золотое время в Зарубежной Церкви, когда митрополиты четырёх округов, Высокопреосвященные Евлогий, Анастасий, Феофил и Димитрий, Епископ Хайларский — представитель Дальневосточного Округа — родитель нашего Первоиерарха Митрополита Филарета — на фотографическом снимке навеки запечатлены, что они были вместе, в Единой Соборно-Зарубежной Церкви, только что подписавшие Положение об административном управлении Единой Зарубежной Церкви в 1935 году.

Что же мешало и мешает нынешним заместителям покойных возглавителей митрополичьих церковных округов вернуться в Единое лоно Зарубежной Церкви?

Наша Церковь много раз слёзно умоляла вернуться отколовшихся. Можно много привести примеров этого трогательного со стороны нашей Церкви призыва к миру. Мы приведём один только классический и потрясающий пример очутившегося в воздухе призыва к миру Первоиерарха нашего, Блаженнейшего Митрополита Анастасия к Архиепископу Леонтию, от 18 ноября (1 дек.) 1950 года.

— "Не без Божией промыслительной воли Архиерейский Собор нашей Зарубежной Церкви и созванный Вами Всеамериканский Собор происходят почти одновременно на благословенной территории Америки. Сам Господь указует нам благоприятный момент к восстановлению церковного мира, который от нас — архиереев — настойчиво хотят церковные миряне — наши пасомые и мы сами ...

"Не для господствования одних над другими, но для совместного соборного нахождения Богом даруемой Правды Его и для дружеской работы на ниве Церковной призывает всех нас Господь. Станем на путь соборности, в духе единения и любви искания от Бога прямых и правдивых ответов на основные запросы нашего церковного бытия, в исконном каноническом духе, и Господь даст нам радость найти ответы, не по мудрствованию человеческому, но по духу канонически истинной Церкви. Мир в наших руках, мы достойны его, и если искренно захотим, Господь укажет нам практические пути к миру и единению"...

Архиепископ Леонтий отложил встречу с Митрополитом Анастасием до окончания Всеамериканского Собора. Каноническая же комиссия Восьмого Всеамериканского Собора постановила: "Притязания Карловацко-Мюнхенского Синода и его домогательства подчинить себе православную Русскую Церковь в Америке признать не имеющими под собою основания и не подлежащими удовлетворению".

Однако, Церковь наша не может согласиться с ревнителями мира не по разуму, готовыми купить его, во что бы то ни стало, — т.е. любой ценой. Истинный мир не может быть куплен ценою отступления от Правды Церковной. "Мы хорошо знаем цену церковного мира и единения" — писал Митрополит Анастасий — "но бывают обстоятельства, когда разделение становится нравственно-обязательным. Вот почему и Спаситель сказал: "Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю, не мир пришёл принести Я, но меч" (Мф 10.34).

Влюблённые всем существом нашим в чудо однажды добытой огромным трудом жемчужины мира церковного, подобно влюблённому в небо морю, дрожащему, по словам Жуковского, за это небо даже в тихую погоду, и мы, "Миром любуясь, дрожали за него", и, как видим, не напрасно дрожали.

С уходом из Единой Соборно-Зарубежной нашей Церкви Западно-Европейского Экзархата и Американской Митрополии, ныне облекшихся в броню своего автокефального бытия, мы потеряли веру на возможность животворящей радости церковного единения с ними.

Грешные из грешных, мы не превозносим себя, как ошибочно думают некоторые. Мы только радуемся, что крепко держимся за нерушимую скалу чистого Вселенского Православия. О себе же, выражаясь словами Апостола Павла, мы не хвалимся, а только думаем о немощах своих и молим Господа Бога помочь нам хоть на одну йоту отблагодарить Его за данную нам, недостойным, помощь удержаться в Истине Христовой.

Будем же не только знать нашу веру и верность Церкви, но и защищать эту веру, памятуя, что, по словам Св. Григория Богослова, "Защита веры выше, ценнее и славнее всех добродетелей, а по словам Св. Григория Двоеслова, "Защита веры выше всех чудес, спасительнее всех молитв и подвигов".

Проф. Г. А. Знаменский.

"Православный Путь" за 1970 год. C. 3-20.


 

Георгий Александрович Знаменский родился в духовной семье 28 марта 1890 года в хуторе Тиховском Мигулинской станицы Донской области. Учился в Духовном училище Усть-Медведицкой станицы, а после – в Новочеркасской Духовной семинарии. В 1916 году окончил Императорскую Киевскую Духовную академию.

Получив звание магистранта Богословских наук, поступил преподавателем в мужскую гимназию в Калаче-на-Дону, где вскоре женился на Ольге Яковлевне Зиновьевой.

В 1917 году избран и утверждён Донским правительством директором гимназии. Избран в члены круга от станицы Мигулинской и переехал на жительство в город Новочеркасск.

Когда революционный угар докатился до столицы Донской области, Георгий Александрович с женой, ребёнком и племянницей эвакуировался сперва в Екатеринодар, где они похоронили свою дочь Нину, потом – в Новороссийск, а после – в Крым и дальше – в Константинополь. В Константинополе, при посредстве владыки Анастасия (Грибановского), принял участие в организации средней русской школы-лицея. В течение трёхлетнего пребывания в Турции Георгий Александрович вёл интенсивную работу в деле просвещения русского юношества, держа тесный контакт с владыкой митрополитом Анастасием, который очень любил и ценил его.

В 1923 году переехал в США. Преподавал в Гарвардском университете в Бостоне, в котором получил степень магистра педагогических наук и психологии. Преподавал также в Массачусетском Технологическом институте, Браунском университете, Симмонс колледже, в Бостонском университете и в других. Георгий Александрович написал немало научных трудов и учебников как по русскому языку, так и по техническим наукам, многие его книги несколько раз переиздавались.

Несмотря на свои научно-педагогические успехи, Георгий Александрович, будучи по происхождению донским казаком, никогда не забывал, что он русский, верный и преданный сын России и Русской Православной Соборной Церкви. Он был близким другом покойного митрополита Анастасия, архиепископа Виталия (Максименко) и других наших архипастырей. Он принимал большое участие в постройке храма-памятника святому Владимиру на ферме Рова и в основании Богоявленского прихода в Бостоне. В течение двадцати пяти лет он был сотрудником русской национальной газеты «РОССИЯ» и другом её редактора-издателя Н.П. Рыбакова. Много лет его статьи на религиозные и философские темы печатались в журнале «Православная Русь». При участии Георгия Александровича было создано «Общество Защиты и Помощи Русским», возглавляемое князем С.С. Белосельским-Белозерским.

В сочельник Рождества Христова, 6 января 1975 года, Георгий Александрович Знаменский отошёл ко Господу. Похоронен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США).

Метки: рпцз, знаменский

Печать