Митрополит Филарет: Проповедь о смирении

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Проповеди митрополита Филарета (Вознесенского)

СМИРЕНИЕ

Св. Евангелисты Матфей, Марк и Лука согласно говорят нам о том, что Господь наш Иисус Христос, когда уже приближалось время Его страданий стал ясно говорить Своим Апостолам о том, что будет с Ним в ближайшем будущем в Иерусалиме; стал прямо говорить, какая Его там участь ожидает, какие страдания Он будет там переносить, какой позорной смертью Он умрет, а потом в третий день воскреснет.

Но если Евангелисты нам об этом говорят, то они указывают нам и на то, что Апостолы как должно не могли понять этих предсказаний Спасителя. Один из Евангелистов прямо так и говорит, что "этот глагол" (слова Спасителя) были сокрыты от них и они не могли понять, что бы это значило, а спросить Его не решились. И нужно сказать, что хотя Апостолы любили своего Учителя всем своим сердцем, всем существом — не даром они оставили все (и родных, и дом, и все, что имели), и последовали за Ним — но несмотря на эту их всецелую любовь к Учителю, они как должно не понимали Его святое дело. И в Евангелии мы постоянно читаем примеры того, как это проявлялось.

Например, Господь когда-то спросил учеников: "За кого вы почитаете Меня?" Апостол Петр от лица всех сказал: "Ты Христос, Сын Бога Живаго". Господь ублажил его за это, сказав: "Блажен ты, Симон Ионин, потому что не плоть и кровь тебе это открыли, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я тебе говорю, ты еси Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада ее не одолеют".

Прошел совсем маленький промежуток времени, но именно после этого Господь и стал прямо указывать на то, что Его ожидает. Что же получилось? Тот самый Апостол Петр, которого Господь так ублажил, отозвал Его в сторону (как нам говорит евангелист Матфей) и стал Ему прекословит. Господь говорит о том, какие страдания и смерть Его ожидают, а он говорит: "будь милостив к Себе, Господи, да не будет этого с Тобою". А помните ли вы, какой он ответ получил? Господь Иисус Христос Своему первоверховному Апостолу на эти его уговоры быть милостивым к Себе сказал: "Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн, потому что думаешь ты не о том, что Божие, а о том, что человеческое", т.е. свои человеческие соображения (хотя бы из любви и жалости) ты хочешь поставить выше, чем Божие дело, ради которого пришел Сын Божий на землю.

А вот — сегодняшнее Евангелие. В нем именно о том и говорится, что Господь стал подробно объяснять апостолам, что ждет Его в Иерусалиме. И после этого, подходят к Нему два ученика, родные братья, сыны Зеведеевы, а по одному из Евангелистов, тут приняла участие и их мать Саломония, которая подошла с ними и стала ходатайствовать за них. Они говорят (и их мать говорит): "Учитель, мы хотим, чтобы ты сделал то, о чем мы Тебя сейчас попросим". "А что вы хотите, чтобы Я сделал вам?" спросил Господь, конечно, все знавший наперед. Они Ему говорят: "Сделай так, чтобы один из нас сел справа, а другой слева от Тебя во царствии Твоем", т.е., чтобы мы заняли первые места около Тебя, когда Ты прославишься во царствии Своем. Господь Иисус Христос и тут увидел то, что Он, конечно, и без этого знал — насколько Его не понимают Его ученики. Он им говорит о страдании и смерти, а они Ему говорят о славе. Конечно, в конце концов, Господь прославится, но к этой славе Он идет через крест и страдания. Апостолы не понимали того, что если бы Господь буквально исполнил их прошение немедленно, то им пришлось бы быть на тех местах, на которых были два разбойника на крестах — один разбойник благоразумный, другой несчастный, неблагоразумный — потому что престол, на который Сына Человеческого вознесли люди — был крест. Но Господь им просто сказал: "Не знаете, чего просите". И спросил их опять: "Можете ли пить ту чашу, которую Я пью, креститься крещением, которым Я крещусь?" Апостолы, опять-таки показывая на то, что им с одной стороны не совсем понятна эта речь, а с другой, показывая, какая любовь пламенела в их душах, без всякого колебания говорят: "Можем", т.е. мы за Тобою пойдем, мы хотим принять тот жребий, который Ты принимаешь. Вот как они Его любили! И Господь, не упрекая их, как Апостола Петра, только говорит: "Чашу, которую Я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься. (Но только не сейчас. Придет время, когда это будет). А на данную их просьбу Он прямо отвечает: "А сесть от Меня справа и слева, несть Мое", как сказал Господь смиренно, т.е. не от Меня зависит, как от человека, а кому уготовано Отцом Моим. Эти слова Спасителя означают, что в Его царствии будет торжество полной, абсолютнейшей правды и что никакие личные просьбы и желания тут места иметь не будут, а по чистейшей и святейшей Божией правде, каждый займет в Его царствии то место, которое он заслуживает за жизнь и труды свои.

Другие Апостолы, конечно, слышали, о чем просили Иаков и Иоанн. И, как говорит св. Евангелие, начали негодовать. Каждый из них все оставил и пошел за своим Учителем, и они естественно думали: почему же эти двое ставят себя выше других? Чтобы прекратить возможность подобного разногласия и неприятностей в апостольской среде, Господь их подозвал и сказал: "Вы знаете, как бывает в миру. Почетные должности занимают те, кто управляет людьми, кто так сказать стоят в плане житейских отношений выше всех. "Но не так да будет у вас", говорит Господь. А кто захочет у вас быть больший, тот да будет меньше всех. Кто хочет быть старше всех, да будет всем слуга, т.е. Господь раз и навсегда установил и не только для апостолов, а для всех Его последователей, для всех чад Церкви Его, новый принцип: старейшинство в Его Царствии дается не тому кто хочет быть выше, а тому, кто смиряет себя, уступая другим первые, высшие места. Одно первенство только знает закон любви Христовой, закон Его Церкви. Это — первенство смирения. И Господь, сказавши это, указал на Свой высочайший и святейший пример — "так как и Сын Человеческий", сказал Он, "не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить".

Припомните трогательнейший случай на Тайной Вечери, когда среди Апостолов опять возник спор, кто из них выше и кто меньший. Должна была начаться Тайная вечеря. По тогдашним правилам, младший из присутствующих должен был омыть ноги всем остальным. И вот никто из Апостолов не хотел оказаться этим младшим. И среди них возник спор, кто из них младше всех. И мы знаем, что сделал Господь. Он сбросил с Себя верхнюю Свою одежду, взял полотенце, препоясался и стал умывать ноги учеников, которые, конечно, в трепете смолкли; всякие разговоры и споры прекратились, когда Божественный Учитель Сам стал умывать ноги ученикам Своим. И сделавши это, Он говорит: "Вы называете Меня Господом и Учителем, и верно, правильно делаете, ибо Я — точно то, Я ваш Господь и Учитель. И если Я, ваш Господь и Учитель, умыл вам ноги, то и вы должны друг другу ноги умывать". Чтобы они не поняли Его буквально (что нужно буквально копировать Его), что здесь устанавливается общий принцип, Господь поясняет: "Образ дал Я вам", т.е. пример. Я дал вам пример, как нужно смирять себя и уступать другим.

Источник

Печать