Синодик РПЦЗ, епископ Михаил (Косьмодамианский)

Автор: Протоиерей Евгений. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.


Епископъ Михаилъ (Михаилъ Ивановичъ Косьмодамiанскiй) родился въ 1858 году въ г. Севскъ Орловской губерніи.

 

 

Михаилъ Ивановичъ получилъ образованіе, которое было похоже на образованіе большинства «ученыхъ монаховъ» того времени: обученіе въ церковно-приходской школѣ, учеба въ духовномъ училищѣ, семинаріи, и наконецъ въ Санктъ-Петербургской духовной академіи, которую окончилъ въ 1884 году со степенью кандидата богословія.

Послѣ окончанія Духовной Академіи въ 1895 году, онъ былъ назначенъ инспекторомъ епархіальныхъ церковно-приходскихъ школъ Орловской епархіи и въ томъ же году былъ рукоположенъ въ санъ священника.

Въ 1901 году, отецъ Михаилъ былъ переведенъ въ Ставропольскую епархію въ г.Екатеринодарскъ, гдѣ онъ исполнялъ то же послушаніе, что и Орловской епархіи, будучи инспекторомъ епархіальныхъ церковно-приходскихъ школъ. Въ 1904 году отецъ Михаилъ былъ назначенъ инспекторомъ Ставропольской духовной семинаріи, а въ 1906 году былъ возведенъ въ санъ протоіерея и назначенъ епархіальнымъ инспекторомъ. Въ 1910 году протоіерей Михаилъ былъ постриженъ въ монашество и возведенъ въ санъ архимандрита.

12/25 Мая 1911 года въ Ставропольской епархіи было создано Александровское викариантство. Архимандритъ Михаилъ былъ выбранъ въ качествѣ перваго епископа, на новую каѳедру г.Александровска, и 03/16 іюля 1911 года былъ посвященъ въ епископы. Хиротонія состоялась въ Епархіальномъ Соборѣ святаго апостола Андрея Первозваннаго въ Ставрополѣ.

Cnfdhjgjkm

Соборъ Андрея Первозваннаго г. Ставрополь. Фото середины 70 годовъ. ХХв.
 
01


Хиротонію возглавилъ архіепископъ Ставропольскій и Екатеринодарский (впослѣдствіи митрополитъ) Агафодоръ (Павелъ Флегонтовичъ Преображенскій, +1837-1919).

Нужно сказать нѣсколько словъ объ участіи архіепископа Агафодора, въ будущемъ его викаріи, еп. Михаилѣ. Въ Ставрополѣ владыка Агафодоръ былъ извѣстенъ какъ трудолюбивый, добрый, снисходительный, и ревностный архипастырь. Онъ былъ извѣстенъ какъ духовный писатель, имъ были изданы «Наставленіе въ Законѣ Божіемъ, для начальныхъ училищъ» (болѣе 12 изданій), «Толковый Молитвенникъ", «Катехизическія поученія о христіанской надеждѣ и любви», «Катехизическія поученія о вѣрѣ». Въ 1910 году онъ былъ награжденъ правомъ ношенія брилліантоваго креста на клобукѣ. Былъ извѣстенъ своимъ вниманіемъ къ духовному образованію, и удвоилъ число церковно-приходскихъ школъ въ епархіи. При его управленіи значительно увеличилось также количество церквей до 240. Въ 1917 году архіепископъ Агафодоръ сталъ старѣйшимъ членомъ Всероссійскаго Помѣстнаго Собора. 19-24 мая 1919 года по старейшинству онъ возглавлялъ Южно-Русскій Соборъ въ 1919 г. на которомъ архіереями рѣшались вопросы устройства Церкви на территоріяхъ занятыхъ войсками Деникина. Въ томъ же году возведёнъ въ санъ митрополита. Въ Соборѣ участвовалъ и епископъ Михаилъ, а послѣ смерти митрополита въ 1919 году былъ назначенъ управляющимъ Ставропольской епархiии.

5-sob-477

I Всезарубежный (Всезаграничный) Русскій Церковный Соборъ проходилъ съ 21 ноября по 3 декабря 1921 г. въ сербскомъ городѣ Сремскiе Карловцы. Въ немъ участвовали 13 епископовъ, 23 священника и 67 мірянъ, представлявшія всѣ зарубежныя епархіи Россійской Православной Церкви. Почётнымъ предсѣдателемъ Собора былъ избранъ Патріархъ Сербскій Димитрій, а предсѣдателемъ - митрополитъ Антоній (Храповицкiй).


Епископъ Михаилъ эмигрировалъ въ Югославію въ 1920 году. Онъ былъ участникомъ I Всезарубежнаго Собора 1921 году въ  Карловцахъ, на которомъ была основана Русская Православная Церковь Зарубежомъ. Соборъ открылся Соборнымъ богослуженiемъ съ участіемъ архиереев, духовенства и мірянъ 08/21 ноября 1921 года. Епископъ Михаилъ былъ предсѣдателемъ Комитета по вопросу о приходахъ.

Послѣ Собора, Владыка Михаилъ жилъ въ монастырѣ Гергетегъ, расположенномъ въ 15 верстахъ отъ Сремскихъ Карловцевъ. Онъ жилъ и служилъ въ монастырѣ какъ членъ Архіерейскаго Сѵнода Русской Православной Зарубежной Церкви. Во время Второй міровой войны монастырь сильно пострадалъ и съ 1953 года онъ постепенно реконструируется.

<...11/24 сентября состоялось погребеніе скончавшагося 9/22 сентября Преосвященнаго Михаила, Епископа Александровскаго, Управл. Ставропольской епархіей. Въ день погребенія Божественную литургію въ церкви монастыря Гергетегъ, гдѣ имѣлъ пребываніе почившій, совершилъ Преосвященный Ѳеофанъ, Епископъ Курскій.

Послѣ запричастнаго стиха Высокопреосвященный Митрополитъ Антоній сказалъ высокопрочувствованное слово, посвященное почившему Владыкѣ, отмѣтивъ глубокую вѣру, покорность волѣ Божіей и христіанское смиреніе почившаго Святителя. Вмѣстѣ съ тѣмъ Митрополитъ Антоній оттѣнилъ и любовь почившаго къ сербамъ и сербскаго народа къ русскимъ, собравшую у гроба почившаго сербскую паству во множествѣ съ ея пастырями.

Отпѣваніе совершалъ Высокопреосвященный Митрополитъ Антоній съ Преосвященными Епископами: Ѳеофаномъ Курскимъ и Обоянскимъ, Гермогеномъ Екатеринославскимъ и Новомосковскимъ и Максимилианомъ Викаріемъ Карловацкой епархіи въ сослужении двѣнадцати священнослужителей при протодіаконахъ В. Вербицкомъ и Я. Решетникове и двухъ діаконахъ. Пѣли два русскихъ хора: женскій изъ Хоповскаго женскаго манастыря и мужской изъ Сремскихъ Карловцевъ.

Трогательно звучали пѣснопѣнія умилительнаго чина священнослужигельскаго погребенія, напоминающаго собою заутреню Великой Субботы — Погребеніе Христа.

Послѣ третьяго Евангелія сказалъ трогательно-задушевное слово Представитель Свят. Патріарха Сербскаго Преосвященный Епископъ Максимилiанъ (Патріархъ съ прочими Епископами находился на торжествахъ въ Цетинье), выразившій чувства соболѣзнованія по случаю смерти Епископа Михаила и отмѣтившій мученичество и страданія Русской Православной Церкви и ея представителей.

Почившій погребенъ, согласно завѣщанію, на третій день послѣ смерти, на монастырскомъ кладбищѣ, на мѣстѣ, имъ самимъ выбранномъ. Почившій былъ облаченъ по чину въ полное архіерейское облаченіе съ митрой на главѣ и тѣло было прикрыто архіерейской мантіей.

Покойный Владыка былъ глубоко вѣрующимъ человѣкомъ. Умеръ онъ послѣ тяжелой мучительной болѣзни, но спокойно, безмятежно. Къ смерти готовился съ глубокой покорностью волѣ Божіей и ждалъ ея съ полнымъ христіанскимъ смиреніемъ.

Почившій оставилъ завѣщаніе, сдѣлавъ въ немъ подробнѣйшія предсмертныя распоряженія.

„Ни злобы, ни ненависти, ни вражды не имѣю я ни на кого", заканчиваетъ почившій Владыка свое завѣщаніе. "Не знаю и враговъ или ненавидящихъ меня, но если онѣ ѣсть, отъ всей души прощаю имъ прегрѣшенія ихъ. Самъ же слезно, коленопреклоненно и неотступно молю всѣхъ, кто только зналъ меня, простить мнѣ всѣ мои преступленія противъ нихъ. Отпустите меня съ миромъ уходящаго изъ этого міра. Богъ милости, щедротъ и человѣколюбія да будетъ со всѣми вами".

Передъ смертью почившій былъ прикованъ къ постели нѣсколько мѣсяцевъ и лишенъ былъ возможности посѣщать засѣданія Архіерейскаго Сѵнода, членомъ котораго состоялъ съ 1921 года. И отъ этого онъ особенно тосковалъ. Онъ любилъ Сѵнодъ, любилъ эту сплоченную сѵнодальную семью, какъ называлъ почившій Архіерейскій Сѵнодъ.

„Грѣшный человѣкъ я сейчасъ, писалъ онъ Владыкѣ Митрополиту Антонію незадолго до смерти, съ завистью представляю, съ какою радостью встрѣчала Васъ наша архіерейская братія. А меня при встрѣчѣ не было. Вижу, съ какимъ напряженіемъ, всезахватывающимъ интересомъ, дорожа каждымъ Вашимъ словомъ, слушаютъ Владыки Ваше повѣствованіе о путешествіи... Воображаю, рисую, представляю, но всѣ же не вижу. Меня не было... Ахъ какъ я жалѣю, что не могъ и не могу пріѣхать въ Карловци. Здоровьѣ мое становится всѣ хуже и хуже... И тоска, тоска...".

Незадолго передъ смертью Владыка Митрополитъ Антоній посѣтилъ почившаго на одрѣ болѣзни. Онъ несказанно радъ былъ сему посѣщенію. Онъ былъ ужѣ плохъ совсѣмъ. Ангелъ смерти ужѣ виталъ около него. Но поражала его покорность волѣ Божіей и христіанское безстрашное ожиданіе и желаніе смерти. „Я не ропщу, не жалуюсь, говорилъ Владыка, но одного прошу у Бога: скорѣе умереть". И Богъ взялъ его безъ агоніи, безъ мученій.

Тихо, безмятежно почилъ Святитель. „Заснулъ", какъ говорилъ о. Настоятель монастыря Архимандритъ Августинъ. И смерть свою онъ предсказалъ за три дня. „Какой день сегодня", спросилъ Владыка въ послѣднюю субботу. „Суббота", отвѣтили ему. „Суббота, воскресеньѣ, въ понедѣльникъ — Рождество Богородицы, а во вторникъ я умру", сказалъ онъ.

Съ глубокой благодарностью и любовью вспоминаетъ почившій въ завѣщаніи и названнаго о. Архимандрита д-ра Августина (Бошняковича). Глубокую и искреннюю благодарность выражаетъ ему за его сердобольное вниманіе, расположеніе и участіе и заботу о немъ. И въ знакъ этой глубокой благодарности онъ отписалъ въ завѣщаніи своемъ о. Архимандриту архимандричiй крестъ съ украшеніями.

Миръ праху почившаго Святителя, спасеніе душѣ его и вѣчная ему память.

А о. Архимандриту Августину съ его помощникомъ и сотрудниками сердечное спасибо. Благодаря доброму расположенію и благородному отношенію ихъ, почившй за время четырехлѣтняго пребыванія въ монастырѣ на чужбинѣ не чувствовалъ себя чужимъ>*


 * Церковные ведомости, № 19-20, 1925 г.

Матеріалы по біографіи епископа Михаила (Косьмодамiанскаго) подготовилъ протоіерей Евгеній Корягинъ.

Печать