Свт. Іоаннъ, архіеп. Шанхайскій и Санъ Францисскій: Въ чемъ духовная сила Блаженнѣйшаго митрополита Антонія?

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Митрополит Антоний: Святой Равноапостольный Великий Князь ВладимирСлова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго, чудотворца. 
Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ.
Раздѣлъ VI. Разсѣяніе.
Въ чемъ духовная сила Блаженнѣйшаго митрополита Антонія?

«Онъ былъ хорошо наученъ благодатію Духа, что предстоятель Церкви долженъ заботиться не о той одной Церкви, которая вручена ему Духомъ, но и о всей Церкви по вселенной; этому научился онъ изъ священныхъ молитвъ. Если должно, говорилъ святый Евстасій, творить молитвы за вселенскую Церковь, отъ концовъ до концовъ вселенной, то тѣмъ болѣе должно проявлять попеченіе о ней о всей, равно заботиться о всѣхъ (церквахъ) и пещись о всѣхъ».

Сіи слова похвалы св. Іоанна Златоуста святителю Евстасію Антіохійскому вполнѣ приложимы и къ Блаженнѣйшему митрополиту Кіевскому Антонію. Онъ былъ дѣйствительно вселенскимъ святителемъ, вникавшимъ во всѣ вопросы церковной жизни во всей вселенной, носившимъ въ себѣ всѣ ея болѣзни, словно всю тя/с. 273/жесть ихъ поднявшимъ на свои рамена.

Еще будучи молодымъ Уфимскимъ епископомъ, онъ болѣетъ душой за раздѣленія, бывшія на ближнемъ Востокѣ и предлагаетъ патріарху Іоакиму способы къ ихъ прекращенію.

Вскорѣ затѣмъ онъ обращаетъ свою дѣятельность на Юго-западную Русь, простирая ее за предѣлы своей Волынской епархіи и всячески способствуетъ возстановленію Православія въ Галиціи и Карпатской Руси.

Въ то же время онъ занятъ вопросомъ о прекращеніи раскола, сносится для того съ архіепископомъ старообрядческимъ, а одновременно ведетъ переписку съ представителями англиканскаго вѣроисповѣданія для выясненія возможности возсоединенія ихъ съ Православіемъ.

Всѣ стороны жизни церковной охватываетъ умственный взоръ святителя, но не только умомъ, а всѣмъ своимъ существомъ подходитъ онъ къ нимъ.

Глубоко вѣря въ конечную побѣду Истины, онъ въ то же время глубоко страдаетъ всѣми невзгодами въ Церкви.

Личность его не существовала внѣ Церкви и какъ бы въ себѣ отражала Церковь.

Близокъ ему былъ каждый православный, какой бы онъ ни былъ народности и изъ какого бы ни былъ края. Каждому, кто имѣлъ нужду въ немъ, онъ былъ добрымъ отцомъ и мудрымъ наставникомъ. Къ каждому, приходившему къ нему за духовнымъ совѣтомъ, онъ относился какъ къ своему духовному сроднику, — тѣлесное родство перестало для него существовать послѣ принятія имъ монашества. Всякому, обращающемуся къ нему за поддержкой и помощью, онъ себя считалъ обязаннымъ помочь, какъ своему ближнему, отдавая нерѣдко послѣднее, что имѣлъ, а самъ испытывая подчасъ лишенія.

Такое отношеніе къ людямъ не было у него искусственнымъ или принужденнымъ. Оно исходило изъ глубины его существа и имѣло корни въ глубокой вѣрѣ и преданности Богу. Возлюбя Христа еще въ дѣтствѣ и пожелавъ идти за Нимъ еще съ младенческихъ лѣтъ, онъ, возрастая, преуспѣвалъ и духовно, еще въ молодыхъ годахъ достигши высокой духовной зрѣлости.

/с. 274/ Обладая большимъ умомъ и будучи высокодаровитымъ по своей природѣ, онъ, получивъ прекрасное свѣтское образованіе, съ такимъ усердіемъ изучалъ затѣмъ науки богословскія, что какъ бы весь напитался богословія, соединивъ же то съ безупречной нравственной жизнью, онъ самъ сталъ источникомъ духовной мудрости и словно изливалъ изъ себя токи богословія, напаяя своихъ духовныхъ чадъ Божіей благодатью.

Обращеніе его съ людьми было всегда простымъ, естественнымъ, никогда въ немъ не было искусственной слащавости.

Полагая главнымъ для человѣка его духовное преуспѣяніе и спасеніе души, онъ заботился о томъ и тогда, когда къ нему обращались по вопросамъ житейскимъ, разсматривая всѣ дѣла и поступки со стороны ихъ духовной пользы и стараясь сдѣлать такъ, чтобы то имѣло не только житейскую пользу, но и нравственную цѣнность.

Посему часто онъ казался даже рѣзкимъ въ обращеніи съ людьми, а видѣвшіе его впервые недоумѣвали его кажущейся подчасъ грубости.

Но подходя ближе къ нему или вѣрнѣе подойдя къ нему душой, каждый чувствовалъ, что тамъ прикрывалась горячая отеческая любовь Владыки Антонія къ людямъ, которую и родители иногда принуждены прикрывать видимой строгостью.

Особенно же сильно могъ дѣйствовать митрополитъ Антоній на души людскія благодаря чистотѣ своего сердца. Отдавъ его Богу отъ своей юности, онъ сохранилъ его неповрежденнымъ до конца жизни и еще находясь въ тѣлѣ весь прилѣпился къ небесному міру. Самъ устремляясь все больше и больше къ горнему міру, онъ къ нему привлекалъ и каждаго, кто имѣлъ съ нимъ общеніе, незримо дѣйствуя на него чистотою и высотою своего духа.

Отрѣшаясь постепенно отъ всего земного, предавшись всецѣло Богу и «въ Бозе пребывая» (1 Іоан. 4, 3), онъ сдѣлался твердымъ адамантомъ Вѣры, а вмѣщая въ своемъ любящемъ сердцѣ всѣхъ и каждаго, онъ, какъ магнитъ, притягиваетъ ищущихъ спасенія, возводя ихъ къ познанію Божественной Истины. 

Источникъ: Слова иже во святыхъ отца нашего Іоанна, Архіепископа Шанхайскаго и Санъ Францисскаго Чудотворца. Сборникъ проповѣдей, поученій, посланій, наставленій и указовъ. / Составленъ протоіереемъ Петромъ Перекрестовымъ къ прославленію святителя Іоанна. — Санъ Франциско: «Русскій пастырь», 1994. — С. 272-274. 

Метки: рпцз, митрополит антоний, иоанн максимович

Печать