Интервью с управляющим приходами РПАЦ в США и Западной Европе - архиепископом Андреем (Маклаковым)

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Альтернативное Православие.

«Портал-Credo.Ru»: Ваше Высокопреосвященство, с Вашего позволения я сначала напомню читателям суть событий, о которых хочу Вас спросить.

В начале сентября в Вашей Церкви (Российская Православная Автономная Церковь - РПАЦ) произошло экстраординарное событие: сотрудники ФСБ без предварительного уведомления произвели обыск в Синодальном доме РПАЦ, который находится в городе Суздале и является резиденцией Митрополита – предстоятеля Церкви. Были изъяты документы и компьютерное оборудование, а два иерарха РПАЦ были вызваны для дачи показаний. Иерархи, не вступая в конфликт с сотрудниками спецслужбы, явились в отделение ФСБ и ответили на заданные им вопросы, после чего благополучно вернулись домой.

Вся Церковь, а также заинтересованные и сочувствующие лица, были чрезвычайно встревожены этим событием и ждали не столько последствий, сколько разъяснений. Через несколько дней Митрополит Феодор довел до сведения общественности свое изложение этих событий. Оно оказалось неожиданным. К большому сожалению, текст не содержал четких формулировок и не был откорректирован, что дало повод к большой дискуссии в социальных сетях. Через неделю дискуссия приняла оскорбительный для многих тон, но не прекратилась, а наоборот, покатилась волной по Интернету. Судя по всему, Митрополит в своем послании пытался правдиво изложить ситуацию в Церкви, но от того, что ситуация сама по себе запутана, получилось, что он бросает тень на некоторых людей, которые являются ключевыми фигурами РПАЦ. А у многих вообще сложилось впечатление, что делает он это намеренно.

Здесь я хотела бы пояснить, что РПАЦ исторически происходит от Русской Зарубежной Церкви, существуя автономно и исповедуя Истинное Православие. Это можно понять, но запутанность ситуации в том, что РПАЦ внутри себя практически разделилась (хотя и не все участники процесса это признают) на две группы, которые, как кажется со стороны, конфликтуют, но продолжают существовать в таком состоянии уже довольно длительное время. Кроме этого, в РПАЦ есть зарубежная епархия во главе с американцем, к ужасу ФСБ он нерусского происхождения и постоянно проживает в Америке, прилетая на заседания Синода в Суздаль. Это выглядит как вызов и, судя по всему, является целым направлением для работы органов. Но в совершенное замешательство чекистов приводит фигура главного редактора «Портала?Credo.Ru», известного журналиста Александра Солдатова, который является членом РПАЦ с незапамятных времен. Новостной интернет-ресурс с круглосуточным мониторингом, каким является Портал, держит в напряжении сотрудников ФСБ, лишая их права на ошибку и вброс компромата.

В каких отношениях находятся все друг с другом до конца знают только старейшины Церкви – с наскока понять это сложно: с одной стороны, все вместе исповедуют Истинное Православие и молятся, а с другой, каждый является самостоятельной  единицей со своим Уставом и бюджетом.

Владыка Андрей, прошу прощения за столь длительное вступление. Мой первый вопрос: оскорбило ли что-то Вас в послании Митрополита Феодора от 12 сентября?

Архиепископ Андрей: Нет. Абсолютно ничего. Митрополит излагал только факты. Кстати говоря, наша Церковь не являлась и не является ни осколком, ни «отколком» от Зарубежной Церкви. В 1995 году в Суздале было восстановлено Высшее Церковное Управление (ВЦУ) Российской Православной Церкви при участии Архиепископа Лазаря (Журбенко), епископа Вениамина (Русаленко), епископа Агафангела (Пашковского), епископа Валентина (Русанцова), епископа Феодора (Гинеевского) и епископа Серафима (Зинченко). Это Высшее Церковное Управление явилось противовесом сталинской псевдо?церкви, которая была искусственно создана богоборцами в 1943 году. Таким образом, в основе нашей Церкви было объединение архиереев, решивших возродить легальную Русскую Церковь на национальной территории по духовному наставлению епископа Григория (Граббе), который обосновал каноническую правопреемственность их дела. Из ВЦУ впоследствии родилась РПАЦ. Так что говорить о нашей «осколочности» неправомерно.

- Не усматриваете ли Вы за добровольной беседой в ФСБ акт сотрудничества? Того, что называют «сергианством» - сращиванием Церкви и государства в определенных обстоятельствах.

- Нет, не усматриваю. Наши два архиерея были приглашены для опроса в отдел ФСБ. Они согласились ответить на вопросы сотрудников госбезопасности. В чем здесь сотрудничество? Господь тоже не избегал диалогов с охранителями государства Его времени. В Евангелии разсказывается, как Он отвечал на вопросы, приводил примеры верного отношения к Богу и к государству. Сотрудничества у нашего Господа с государством не было. Совсем другое дело мы видим у Сергия Страгородского. Сергий Страгородский настраивал Церковь на полное сотрудничество с богоборческой властью. Несогласные с этим сотрудничеством попадали в ГПУ, тюрьмы, лагеря. Мы понимаем, что их подвиг мученичества за нашего Господа это реальность того времени.

Сегодня совершенно иная реальность. Нас пока что не кидают в застенки, не казнят, не расстреливают. У нас просто отбирают все наши храмы, святые мощи, наших православных людей запугивают, наших клириков обливают клеветой, нашу Церковь «ликвидируют как явление».

Что касается наших взаимоотношений с мирской властью, то Церковь всегда заключает какие-то соглашения с государством: например, когда верующие люди идут служить в армию, мы платим налоги и останавливаемся на красный цвет светофора. По крайней мере, в Америке это так. Другое дело, когда власть в государстве – как сегодня российская власть – нарушает собственную Конституцию, и это преступно. Но это не исключает того, что Церковь в стране должна соблюдать законы. Становясь священнослужителями, мы не перестаем быть гражданами своего государства и должны соблюдать его законы. Митрополит Феодор и епископ Иринарх, отвечая на вопросы, действовали согласно закону. Только и всего.

- Вы разговаривали с Митрополитом Феодором после того, как его послание стало причиной столь бурного обсуждения?

- Да, конечно. В Суздале опасались, что я могу неправильно понять или неправильно истолковать послание первоиерарха. Но этого не произошло. Я их понимаю. Я был много раз в России. Я подолгу жил с этими людьми, служил с ними, у нас полное духовное единство, как и полагается между православными братьями. Еще раз подчеркну – государство и Церковь могут совместно работать по многим вопросам, безусловно, за исключением тех, которые затрагивают веру.

Что касается Александра Солдатова, к которому, конечно, ФСБшники пытаются прицепиться как-то, то Митрополит говорил, что Александр был и остается чадом РПАЦ, никто от него отгораживаться не собирается. Но «Портал?Credo.Ru» - не рупор нашей Церкви, это факт. А Александр - наш, это тоже факт. Знаете, у Александра такой характер - как сказать? – героический, склонный к мученичеству, поэтому, скорее, за него многие обиделись. Но сам он не обиделся. Я уверен. В ответах Митрополита Феодора я не увидел никаких попыток «дистанцироваться» от меня или Александра как фигур, которые по разным причинам интересны ФСБ.

- Как Вы относитесь к разделению РПАЦ, вернее - возникновению Архиерейского совещания как отдельной структуры?

- Никакого разделения или самовыделения из РПАЦ не было. Вы хотите спросить, как я отношусь к Лурье и его последователям? Эти люди вне Церкви. Мне кажется, что ситуацию вокруг нашей Церкви они хотят использовать для своих целей. Я лично не знаком ни с кем из них. Ничего злого я им желать не могу. Но знаю, что путь ко спасению идет через покаяние. Это основа Православия.

- Какой-то выход Вы видите?

- Как архиепископ скажу, что хиротония Лурье была неканоничной. Его путь – найти спасение в монашестве, но через покаяние и послушание, так как он уже монах. Лишить монашеского пути его никто не может.

Я вижу нашу Церковь как единую, неразделенную, а по состоянию дел она остается гонимой. Никакого дополнительного Архиерейского совещания я в ней не вижу.

Беседовала Светлана Вайс, Нью-Йорк,
для «Портала-Credo.Ru»

Источник

Печать