РПЦЗ МП, Женева: Дела наши церковные…

Автор: Интернет Собор. Дата публикации: . Категория: Московская Патриархия.

РПЦЗ МП: Приходское собрание в Женевском Крестовоздвиженском соборе было сорвано

Эмилия Назаренко

После несостоявшегося 15 октября 2017 года общеприходского собрания в Крестовоздвиженском соборе Женевы, о котором мы уже рассказывали, архиепископ Берлинский и Германский Марк на заседании Архиерейского Синода 19 октября в Нью-Йорке «доложил о своём недавнем визите в Западно-Европейскую епархию» и о причинах, по которым собрание не было проведено: «протестующие своим неповиновением не дали возможность приходу провести собрание».

Из сообщения Синода следует, что архиепископ Марк возглавит работу особой комиссии по внесению необходимых поправок в устав прихода Крестовоздвиженского кафедрального собора. Кроме того, очередное заседание Архиерейского Синода 2 декабря, на которое приглашён временно отстранённый от дел архиепископ Михаил, рассмотрит «проблемы в окормлении и управлении Западно-Европейской епархией», которые выявились при расследовании конфликта между архиепископом Михаилом и «Обществом русской церкви» в Женеве (SER). С юридической точки зрения, здесь явная ошибка. Архиепископ Михаил и двое клириков Крестовоздвиженского собора являются полноправными членами SER — поэтому вряд ли Владыка станет сам на себя писать жалобу. Правильная формулировка: конфликт между архиепископом Михаилом и группой прихожан Крестовоздвиженского собора.

В то несмиренно-беспокойное воскресенье 15 октября многие присутствующие снимали происходящее в храме на видео своими телефонами. Мы попросили одного из «киносьемщиков» прислать видео, чтобы в последующем репортаже были только факты и действительно произнесённые фразы. В ответ услышали: «Чем больше пресса будет о нас писать, тем хуже». После таких откровений первая мысль — значит, есть, что скрывать. Но Святое Евангелие учит: «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным» (Лк.8:17). А когда стараются что-то скрыть, говорят недомолвками или намёками, избегая прямого открытого общения, то всякая «тайна» отягощается домыслами, измышлениями, обрастая несуществующими и часто ложными деталями.

Из-за отсутствия правдивой информации и нежелания понять или хотя бы выслушать собеседника в нашем православном храме и под эгидой её священнослужителей произошёл раскол прихожан, как следствие давно зреющего десятилетнего конфликта, корни которого (по моему мнению) надо искать в: различии менталитетов, отсутствии информации, межличностных отношениях, злоупотреблении властью (или служебным положением). А в итоге, мы получили финансовый кризис в делах церковных, озлобленность между многими прихожанами и полное душевное смятение той части прихожан, которые случайно или недавно узнали о конфликте и до сих пор ничего не могут понять.

Чтобы прояснить ситуацию, дать информацию из первых источников обо всей истории и событиях конфликта, РШ провела журналистский опрос всех сторон. Первыми на вопросы издания вызвались ответить прихожане нашего храма и члены «Общества русской церкви» (Société de l’église russe — SER).

Кратко напомним, что SER — владелец Крестовоздвиженского собора и юридический субъект швейцарского гражданского права, это ассоциация, действующая на основе своего устава. Её цель — заботиться о потребностях и расходах, связанных с православным богослужением, вне зависимости от национальной принадлежности верующих (ст.1). Количество её членов не может быть больше 15 человек (ст.6). Сфера её деятельности: обслуживание и ремонт церковных помещений, зданий и предметов церковного культа, крупные строительные и реставрационные работы (ст. 14).

Действительно, десять прихожан Крестовоздвиженского собора подписали заявление, направленное в Архиерейский Синод РПЦЗ 1 июня 2017 года с просьбой отстранить архиепископа Михаила (Донскова) от исполнения обязанностей главы Западно-Европейской епархии. С большинством подписантов корреспондент РШ встречалась лично или разговаривала по телефону. На основании полученных ответов было сделано интервью в формате: вопросы — коллективные ответы прихожан.

— Кому в июне было известно содержание вашего письма в адрес Синода?

— Письмо в Синод было отправлено в двух экземплярах на русском и английском языках. К нему прилагались все указанные документы и копии оригиналов писем или электронной переписки. Из вежливости мы передали копию письма архиепископу Михаилу, хотя могли этого и не делать. Внутри прихода мы никоим образом не «рекламировали» ни содержание документа, ни его отправку. К нашему удивлению, через очень короткое время частичная копия или урезанные выдержки из нашего письма начали циркулировать по церкви. В знак протеста некоторые прихожане стали собирать подписи под заявлениями «в поддержку Владыки Михаила». Это было до того, как мы поехали в Мюнхен для личной беседы с представителями Синода РПЦЗ.

Примечание: Указом от 6 июня 2017 г. архиепископ Михаил отстранил от всех административных и приходских обязанностей всех 10 подписантов.

— Говоря светским языком, архиепископ Михаил заступил на должность в Западно-Европейской епархии в 2006 году. Что же произошло в 2017 году, что вы решили его «свергнуть»?

— Когда архиепископ приехал в Женеву, мы встретили его с распростертыми объятиями: мы приглашали его к себе домой, он приходил ужинать в наши семьи. Мы были рады, что в наш приход направили архиепископа-француза. К сожалению, очень быстро проявился его авторитарный характер, и начались проблемы. В отличие от бывших настоятелей Антония или Амброзия, владыка Михаил не посещал болеющих, не навещал стариков в домах престарелых, а в день похорон одного молодого прихожанина, трагически погибшего заграницей, он просто уехал в Москву. Постепенно многие из прихожан-швейцарцев, посещающих богослужения с детских лет, и которым уже далеко за 60 или 70, перестали ходить в церковь. Мы пытались разговаривать с ним, писали письма ему лично в 2008, в 2011 годах. В марте 2014 года приходской совет вновь направил настоятелю церкви письмо, и мы уведомили о состоянии дел архиепископа Марка. Он приехал из Мюнхена в Женеву и сказал, что надо искать диалог, надо молиться и все нормализуется. Разговор происходил в присутствии архиепископа Михаила. К сожалению, потом стало ещё хуже. Франкоязычные прихожане, которые берегли церковь все годы господства советского режима в России, испытывают большое разочарование. Исторически сложившаяся многокультурная структура нашего прихода под угрозой. Не забывайте, что власти кантона в 1863 году выделили землю под строительство церкви только при условии, что «часовня греческого культа» будет открыта для всех национальностей.

— Если мы правильно поняли, приезд архиепископа Марка в 2014 году не дал результатов, и вы решили обратиться в 2017 году напрямую в Архиерейский Синод РПЦЗ в Нью-Йорк?

— Мы долго колебались, было написано много черновиков письма, которое 1 июня было направлено в Синод. В октябре 2016 года архиепископ Михаил принял решение роскошно отпраздновать 150-летие храма, организовать в сентябре 2017 года большие празднества и пир, собрать 200 гостей, в то время как согласно финансовой отчётности состояние обеих ассоциаций — SER и PESC — в большом убытке. Мы хотели привлечь его внимание к тратам: при отсутствии денег, следует уменьшить размах торжеств — но он сразу же вскипал. Когда стали раздаваться протесты, так как не все были согласны с таким масштабным и дорогим праздником, то вдруг, было объявлено, что празднование 150-летия проводится под эгидой епархии и под лозунгом сбора средств на завершение реставрационных работ! Но на сегодняшний день нет никакой отчётности, и мы не знаем, сколько потрачено и сколько собрано для «завершения работ».

— Но как убыточная ассоциация SER может финансировать реставрацию храма на сумму более 5 млн. франков?

— На счет «Общества русской церкви», которое оплачивает все ремонтные и реставрационные работы поступают денежные субсидии от города, кантона и Швейцарской Конфедерации. По завершении определённого вида работ мы получаем счета для оплаты. На основании этих счетов госбюджет нам перечисляет необходимые средства. Кроме того, крупные суммы в виде пожертвований поступили от многих швейцарских частных благотворительных фондов. Есть несколько дарений от семей состоятельных русских, но 95% средств из 5 662 000 франков, потраченных на реставрацию храма — это исключительно швейцарские инвесторы.

Наши бухгалтерские счета в полном порядке, каждый год на общем собрании мы их обязательно показываем. Все, что поступает на счет SER и на счет PESC, записывается и учитывается. Обе ассоциации имеют по 4 банковских счета: текущий, накопительный и по 2 специальных.

— Насколько тревожно финансовое положение прихода, то есть ассоциации Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix (PESC), созданной в 2000 году?

— Согласно подписанному в 2001 году соглашению-конвенции, SER и PESC солидарно, т.е. вместе несут финансовую ответственность. В 2015 году дефицит в бюджете PESC составил 58 тыс. франков, которые были покрыты за счет SER. В 2016 году дефицит уже обеих ассоциаций составил около 100 тысяч, а в этом году может быть даже 150.

По закону каждая ассоциация обязана вести свою бухгалтерию. Каждый год мы составляем годовой отчет и бюджет, которые затем утверждаются на общем собрании, а также проверяются и одобряются двумя ревизорами (vérificateurs des comptes). Потом мы делаем консолидированный счет (consolidation des comptes) и направляем его вместе с расчётным балансом в государственные органы, в налоговую инспекцию. Обе ассоциации освобождены от уплаты налогов, но, тем не менее, каждый год мы обязаны предоставить в налоговую инспекцию все указанные документы.

Ещё десять лет назад все было просто: дебет-кредит сбалансирован, счета оплачены, членские взносы получены, долгов нет. С увеличением количества прихожан, надо было увеличить и количество священников. Их зарплаты выплачиваются из фонда PESC, т.е. церковного прихода, который формируется в основном из взносов прихожан.

— Значит, вы хотите сказать, что прихожане не жертвуют денег на нужды церкви?

— Если человек отправил на счет церкви раз в год 20 франков, мы не можем считать его прихожанином: это не регулярный взнос.

Проблемы начались с массовым появлением выходцев из стран Восточной Европы. Согласно действующему уставу PESC, чтобы стать членом прихода надо написать заявление, указать свои координаты. Мы в Швейцарии это делаем постоянно, если хотим вступить в ассоциацию, записаться в спортивный клуб или стать членом какой-либо организации. Но граждане бывших советских республик просто патетически боятся записать себя на листе, они не хотят оставлять свои имя-фамилию, адрес-телефон на бумаге. Почему? Они думают, что их данные будут переданы в ФСБ? Просто удивительно, насколько это врезано в вашу ментальность! Эти люди жили в режиме страха и сохранили его, даже переехав жить в другую страну. Когда мы предлагали заполнить бланк прихожанина, то нам отвечали, что предпочитают положить деньги на тарелку и не записываться.

В уставе прихода PESC определение прихожанина (paroissien) очень расплывчато, нет термина «членские взносы» (cotisation), и даже эти денежные вклады (contribution) можно делать «исходя из своих возможностей». Можно понять возмущение некоторых прихожан, когда 15 октября было заявлено, что те, кто заплатил меньше 200 франков в год, не могут считаться прихожанами.

Те, кто выступал и возмущался на собрании, это совсем не домработницы. Эти дамы ездят на лексусах и BMW. Парадокс в том, что чем больше русских (далеко не бедных) в церкви, тем меньше денег у прихода! В течение 2016 и 2017 годов мы постоянно писали людям, имена которых в нашем списке прихожан, напоминания (rappels), с просьбой оплатить членские взносы. Безрезультатно!

Не исключено, что в уставе есть какие-то пробелы, но не забывайте, что когда принимали устав, наш приход жил спокойной, размеренной, мирной жизнью — у нас царило доверие. А до 2000 года вообще не было никакого устава, так как женевского прихода юридически не существовало! В свое время мы хотели определить размер членских взносов, взяв за образец религиозные взносы, которые рассчитываются налоговой инспекцией кантона Женева (Administration fiscale cantonale): 1% от годового дохода налогоплательщика (к примеру, при доходе в 100 тыс. франков в год, 1% это 1 тысяча). Когда вы заполняете свою налоговую декларацию, на первой странице есть графа (contribution ecclésiastique), видели? На момент образования Paroisse de l’Exaltation de la Sainte Croix и принятия её устава, проблем с уплатой взносов не было. Многие прихожане перечисляли большие суммы, которые, кстати, не облагаются налогом.

На повестке дня несостоявшегося собрания 15 октября мы должны были определить размер годовых членских взносов для всех прихожан, независимо от того, работают ли они на благо церкви или нет. Но вместо собрания произошёл путч.

— Говоря о ныне действующем уставе прихода, архиепископ Михаил считает возмутительным факт, что староста не является избираемой должностью, как это должно быть в нормальном приходском уставе. Почему ваш староста — это чуть ли не пожизненный пост?

— Вот и вы утверждаете то, чего не знаете. Г- н Мелешко является старостой прихода уже более 35 лет. После окончания Политехнического университета в Цюрихе он приехал в Женеву, и Владыка Антоний назначил его старостой, выборов не было.

Г-н Мелешко не только староста прихода, но и казначей SER. В нормальном приходском уставе говорится, что старосту избирают сроком на три года. В действующем уставе прихода PESC указано, что ректор (recteur) и староста (marguillier) являются членами приходского совета, без уточнения, на какой период староста избран.

Вести дела церковные и церковную бухгалтерию в течение 35 лет — это огромная работа и ответственность. До сегодня никто не опротестовывал многолетнее служение г-на Мелешко на этом посту. Вы говорите про нормальный приходской устав, но пока он не принят, мы не можем мгновенно по собственному желанию изменить существующий. Мы живем в Швейцарии и подчиняемся законам этой страны. На несостоявшемся 15 октября собрании должен был быть рассмотрен вопрос об изменении устава. В настоящее время мы уже разработали проект его полного изменения. 31 декабря 2018 года мандат членов приходского совета заканчивается, и весь состав приходского совета должен быть переизбран.

— Как вы считаете, почему многие прихожане нашей церкви так враждебно настроены против SER?

— Безосновательная и яростная критика в адрес SER — от неведения и незнания. Те люди, которые кричали в церкви, никогда не стремились узнать, как функционирует церковь, на что она существует, они не просили для ознакомления ни устава, ни счетов. Вся бухгалтерия SER полностью прозрачна. Ежегодно на общих собраниях прихода г-н Мелешко детально рассказывал и представлял письменные отчеты обо всех поступлениях на счета и обо всех расходах. Но большинство людей, негодовавших 15 октября, никогда не присутствовало на общих собраниях — они ничего не знают.

Во время советского режима власти изгоняли и уничтожали священников, в церквях устраивали заводские склады или просто разрушали. С распадом СССР положение изменилось, верующие снова могли ходить в церковь, они «возобновили» свое православие. Есть две категории ваших соотечественников: одни утверждают, что они всегда были верующие, так как даже во время советского режима их бабушка окрестила тайком на кухне, и другие, которые лишь в 90е годы узнали, как надо практиковать православную религию. И вот такие люди, приехав сюда в Швейцарию, начинают нас учить, как молиться, и что значит быть православным! Мы сохранили все исконные православные обряды здесь в наших церквях на Западе, с нами православные традиции не умерли, мы их донесли до новых поколений! А сейчас приезжают новые-молодые русские и начинают нам объяснять, как надо правильно быть православным в нашей церкви!

Вместо послесловия — о последних церковных событиях

Сто лет назад в России победила Октябрьская революция, и к власти пришли большевики. 2017 год проходит под лозунгом «100-летию революции посвящается». Но революционный дух и стремление к победе живет в сердцах многих наших соотечественников и сегодня. Нынешних прихожан Крестовоздвиженского собора можно условно разделить на три количественные категории: «меньшевики» — (члены SER и PESC), «большевики» — в основном русскоязычные прихожане со стажем пребывания в Женеве 3-5, иногда 10 лет, и просто верующие православные, не понимающие происходящего и не примкнувшие ни к одному из лагерей. Если на богослужениях сохраняется видимость внешнего спокойствия, то закулисные интриги (подпольная революционная деятельность) продолжаются. По состоянию здоровья Владыка Михаил не может покинуть Женеву и переехать в Германию, как предписано указом Синода. Возможно, его апартаменты превратились в место «большевистских» сходок или в штаб-квартиру революционных идей?

2 ноября казначей епархии Ж. Блан, он же супруг отстранённой от дел Сестричества Елены Блан, выпустил в электронный свет листовку с призывом созвать чрезвычайное внутриприходское собрание. Сообщение по интернету было направлено только на адреса «большевиков» с приложением заполнить форму участника экстренного собрания и вручить ее лично г-ну Блану 5 ноября на воскресном богослужении. В этот же день после службы отец Павел, заместитель настоятеля собора, зачитал собравшимся прихожанам Архипастырское послание от митрополита Иллариона, временно управляющего Западно-Европейской епархией с очередным призывом к «миру, спокойствию, послушанию и церковному созиданию». Но может ли главный иерарх из Нью-Йорка сдержать русских «большевиков» в Женеве?

В архипастырском послании наше внимание привлекло следующее, цитируем: «Что же касается дела архиепископа Михаила и обвинений, которые выдвигаются против него со стороны духовенства и мирян приходов Западно-Европейской епархии…» Значит, недовольны не только 10 человек из женевского прихода?

Целью подпольно созываемого чрезвычайного собрания является снятие с поста старосты — г-на Мелешко. Староста — человек, который заведует финансами, по-простому, «сидит на деньгах». 35 лет Мелешко исправно вел бухгалтерию обеих ассоциаций, но сегодня надо его убрать. А кто тогда займёт его место? Рассуждайте сами. Борьба за власть в церкви в полном разгаре.

Читайте также: Чем завершился конфликт внутри прихода Крестовоздвиженского Cобора Женевы?

Источник

Печать