Митрополит Антоний: Что следует разуметь под "спасающей верой"

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

С предисловием Святейшего Патриарха Варнавы.

*   *   *

Братству имени Преподобного Серафима.

Даём благословение перепечатать главу: "Что следует разуметь под спасающей верой?" — из II тома полного собрания сочинений глубокого богослова-мыслителя и проповедника Блаженнейшего Митрополита Антония, известного не только в православном мире, но и в инославных богословских кругах.

Эта перепечатка будет весьма полезна и своевременна для всех верующих православных, проникнутых теми же благочестивыми чувствами, которыми проникнут и автор этого замечательного сочинения.

+ Патриарх Варнава

*   *   *

Что следует разуметь под "спасающей верой", по смыслу Божественного Писания?

I. Спутанность понятий о спасении верой, различные значения слова "вера".

Кто не знает божественных словес о том, что мы спасаемся верой, что только в вере мы получаем оправдание, что через веру мы становимся чадами Божиими? Но многие ли из нас понимают значение этих истин? Многие ли из нас умеют их совместить с другими изречениями Божественного Писания, которые для людей непонимающих, могут представиться совершенно противоречащими этим, — каковы, например, слова апостола Иакова о том, что "человек оправдывается делами, а не верою только"? (Иак 2.24). Да и независимо от этих слов, многие не могут понять, почему же для Бога может иметь цену, если я имею уверенность в Его бытии, которое не могут отрицать даже и бесы, враждующие против Господа и ненавидящие Его? Напротив, другие христиане с дерзкою настойчивостью утверждают, будто человек даже не смеет употреблять собственных усилий воли в борьбе со злыми страстями, а лишь должен углубляться умом в истины веры: одна вера его спасёт без всяких его добродетелей. Как ни странно подобное представление, но и оно старается найти оправдание в словах апостола Иоанна: "всякий верующий, что Иисус Христос есть Христос, от Бога рождён" (1Ин 5.1) и "всякий рождённый от Бога не грешит" (18). Итак, если на слова Священного Писания опираются мнения друг другу противоположные, то наш прямой долг — выяснить истинный смысл божественных глаголов.

Недоразумение совсем исчезает, если принять во внимание то простое соображение, что слова — "вера" и "веровать" употребляются в св. Библии в самом разнообразном значении и, потому, если один апостол говорит, что мы оправдываемся верой без дел закона, а другой от того же Св. Духа поведает нам, что вера без дел не может спасти нас, то оба провозвестника истины не противоречат друг другу, но говорят о предметах различных, один под словом вера понимает одно, другой — другое.

Так, во-первых, под словом вера понимается иногда просто доверие, например, в словах: "Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте" (Мф 24.23), т.е. не доверяйте. Разумеется, такая вера не может быть верой спасающей, ибо предметом её могут быть не только религиозные истины, но и всякие другие. Словом вера обозначается, во-вторых, христианское упование или надежда: так сказано, что апостол воззрев на хромого, "и увидев, что он имеет веру для получения исцеления" (Деян 14.9). Называется в-третьих, верой и добродетельная, послушная Богу жизнь, как обличал Господь фарисеев, что они "оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру" (Мф 23.23), или в Деяниях (16.5) повествуется, что "церкви утвердились верой". Далее, в-четвертых, под верой понимается иногда не наша душевная настроенность, а само содержание богооткровенных истин, как писал апостол Иуда — брат Господень (ст. 20): "возлюбленные, назидая себя на святейшей вере нашей, молясь Духом Святым, сохраняйте себя в любви Божией". Наконец в-пятых, под верой разумеется совершенная проникновенность человека евангельскими истинами и любовью к Господу Иисусу Христу; в этом смысле св. первомученик и архидиакон Стефан называется мужем "исполненным веры" (Деян 6.5).

Итак вот в скольких смыслах употребляется слово вера в св. Библии. Мудрено ли, что различные уклонившиеся от единства церкви толки, которых "предал Бог превратному уму делать непотребства" (Рим 1.28), совершенно перепутали все эти значения спасительного слова и с полнейшим неразумением дела утверждают будто по Библии выходит, что для спасения душевного вполне достаточно иметь уверенность, что Христос есть Сын Божий? Впрочем, не нам их укорять, братие! Если бы мы сами в себе имели спасающую веру, а не веру мёртвую, если бы проявляли её так же явно, как древние христиане римские, которым писал св. Павел, что вера их возвещается во всём мире (1.8), то, конечно, кто пожелал бы бежать от нас и разыскивать новых вер? Побежали бы только явные злодеи, неистовые лжецы и прелюбодеи, подобные тем, что противились св. апостолам, но мы видим, что теперь отделяются от церкви люди доброго сердца лишь по простоте и неведению. В этом виноваты все мы, братие, не являющие собой истинной жизни по вере и даже не хотящие вникать в истинный смысл божественного откровения, чтобы обращать заблудших на путь правый. Так и относительно вопроса о спасении верой или делами: мы знаем, что слово вера понимается в Библии в разных смыслах, что вера без дел мертва, но что же именно следует понимать под той верой, через которую мы спасаемся благодатью, не от нас, но как даром Божиим, как она должна начинаться в сердце человека, в чём показывать своё присутствие в человеке и к каким последствиям его приводить, — об этом мы исследуем очень редко и называясь носителями веры, собственно к стыду нашему не знаем, что же разумеется в библии под верой, спасающей или оправдывающей человека.

II. Условия рождения и сохранения веры.

Итак проверим по Новому Завету, в каких явлениях внутренней жизни проявляется та вера, которая спасает человека, и прежде всего посмотрим, какие движения души бывают необходимыми условиями зарождения веры христианской. Отступники от православия утверждают, будто вера в Иисуса Христа является в нас совершенно независимо от расположений нашей жизни, внезапно сверхъестественным образом; по другим же ещё толкователям вера является сперва как просто отвлечённое убеждение мысли, которое уже потом влияет на душу. Мы же, напротив, сейчас увидим, что уверовать во Христа может лишь тот, чьё сердце желает праведности, кто произвольно стремится к добру и тяготится злом, а в ком нет такого направления воли, тот уверовать не может, хотя бы знал все доказательства в пользу христианской веры, все древние пророчества о Христе. В этом смысле Господь говорил фарисеям, которые всегда занимались исследованием писаний: "вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь... Вы не имеете в себе любви к Богу. Я пришёл во имя Отца Моего, и вы не принимаете Меня, а если иной придёт во имя своё, Его примете" (Ин 5.40-44). Ещё прямее говорил Господь о зависимости веры в Него от любви к правде всем Иудеям: "Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? … Вы потому не слушаете, что вы не от Бога" (Ин 8.46-47). А раньше Господь прямо говорил им, что они дети дьявола и потому не понимают Его речей; в другом месте: "вы не верите, потому что вы не из овец Моих" (Ин 10.26), а своим ученикам Он обещал, что Дух Святый, грядущий после Его отшествия, "обличит мир о грехе, о правде и о суде: о грехе — что не веруют в Меня" (Ин 16.9). Следовательно, и здесь Господь признает единственным препятствием к вере злое произволение человека. Так и апостол Иоанн предупреждает верующих что "кто не от Бога, тот не послушает нас" (4.6), т.е. не может уверовать. Итак, прежде, нежели получит веру, человек должен возлюбить добро и возненавидеть зло, т. е. раскаяться. Посему Господь и укоряет фарисеев, что они не раскаялись и потому не могли поверить проповеди Предтечи (Мф 21.32). Посему то самое явление Христа миру было предупреждено от Св. Предтечи проповедью и "крещением покаяния", да и сам Господь призывал прежде к покаянию, а затем уже к вере: "покайтеся и веруйте в евангелие" (Мк 1.15). Итак, если вера и зародиться в нас не может иначе как через подвиг благого произволения, то весьма понятно, что делами же вера достигает и совершенства, как говорит ап. Иаков (2.22), а напротив от беззаконий люди терпят "кораблекрушениев самой вере (1Тим 1.9), которая сохраняется лишь в "чистой совести" (3.9) и таким образом представляется делом постоянного "подвига", которым подвизается христианин (6.12), или по посланию к Галатам, она является одним из плодов чистой духовной жизни, наравне с милосердием и воздержанием (5.22). Не ясно ли из всех этих священных изречений то, что говорил божественный Златоуст: "никто находясь в заблуждении не захочет обратиться к вере, если предварительно не предпишет самому себе доброй жизни и никто не останется в неверии, если предварительно не решит навсегда остаться злым" (Бесед. на Еванг., стр. 337).

Пусть же умолкнут последователи лжеучений, которые думают, что незачем человеку бороться со страстями, а должно ожидать божественного призыва к вере, чтобы в ней успокоиться. Такие люди никогда уверовать не могут, ибо истинная спасающая вера не приходит без подвига, извне человеку не может дать спасающей веры даже воскресший мертвец, как это видно из притчи о богатом и Лазаре; конечно, братья богатого, увидев воскресшего Лазаря, убедились бы, что есть будущая жизнь, но такое насильственное, внешнее убеждение, которым удовлетворяются и современные сектанты, это убеждение Господь не называет верой, но говорит: "и аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры" (Лк 16.31). Веры без подвига не бывает. Итак, какая вера спасает человека без дел закона? Та вера, которая сама есть подвиг, которая и начинается, и поддерживается, и усовершенствуется, хоть не без содействия благодати, но не иначе, как направлением воли своей к добру, к любви, трезвением совести и молитвой. Спасает нас вера, т.е. полная проникновенность Христовой жизнью, но веру-то иметь без добрых дел невозможно, эти добрые дела не суть "дела закона" упразднённые Евангелием, т.е. различные ветхозаветные обряды, но добродетели нового завета.

Имеешь ли ты такую веру, о христианин? Чем поддерживается в тебе убеждение в истинах откровения? Если только обычаем, преданиями или доказательствами внешними, научными, то знай, что это не есть ещё вера. Только такая вера может спасти тебя, которая основывается на любви к правде, на трезвости совести, на стремлении к святости и покаянию. 

III. Два спасительных предмета Христовой веры. Первый — отрицание мира.

Мы рассмотрели условия для принятия веры спасающей, но спасает она нас и приводит к святости конечно не через самое появление только, но сообразно с тем предметом, в который должен веровать христианин. Итак, в чём заключается общее содержание веры спасающей?

Свящ. книги говорят, что нужно веровать в Иисуса Христа, как Сына Божия, но много ошибётся и ошибается тот, кто думает будто здесь разумеется просто согласие нашего ума с этой истиной. О такой вере вот что говорит св. Иаков: "ты веруешь, что Бог один: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут" (2.19). Может быть на это скажут, что апостол не говорит однако о подобной же безплодной рассудочной вере в Иисуса Христа, которая по мнению сектантов не может быть рассудочною только, но сама собою должна размягчить сердце верующего и подвинуть его к любви и добрым делам? Таким возражателям мы напомним другое изречение, из которого ясно видно, что самая живая убеждённость в силе Христовой не может дать человеку спасения, так что под спасающей верой во Христа нужно разуметь нечто иное. Вот это изречение: "многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие" (Мф 7.22-24). Так то обманутся все те, кто думает спастись одним только убеждением о божестве Иисуса Христа и ложно опираются на апостола Павла, который напротив ясно сказал: "если имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто" (1Кор 13.2). Но опять к вопросу: какие свойства должна иметь та вера в Иисуса Христа, которая достаточна для спасения по словам этого апостола и апостола Иоанна? Или в какого иного Христа мы должны веровать? Да не будет; но вера во Христа, бывает верою спасающей, когда происходя от требований доброй совести нашей, она относится не только к личности Иисуса Христа, но к целому внутреннему её содержанию, к качествам той жизни, которую он принёс на землю в Своей личности.

Апостол Иоанн ясно говорит о том, что именно эта жизнь, принесённая Христом, есть предмет евангельской веры. "В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков" (Ин 1.4). "Жизнь явилась и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам" (1Ин 1.2). Вот теперь мы узнали, что спасительной вера во Христа становится тогда, когда она простирается не на внешние свойства Его личности только, но на ту жизнь, которую Он в себе открыл. Что это за жизнь? Она состоит из двух начал и оба их надо усвоить верой, чтобы получить спасение.

Первое начало этой жизни заключается в том, чтобы отвергаться мира и всех мирских понятий, противных Евангелию, осудить мир, лежащий во зле, как его осудил Св. Дух: "о грехе, о правде и суде". Что это значит? А то, что мир проникнут началами себялюбия, гордости и мщения, а любовь, всепрощение и смирение знакомы только сынам царствия Божия, которых именно за это мир всегда будет ненавидеть, по слову откровения, как Каин ненавидел Авеля и убил его. "А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны" (1Ин 3.12). Мы сейчас увидим, что спасающая вера во Христа заключается прежде всего в том, чтобы, несмотря на такую ненависть и грозящую смерть по плоти, всё-таки не верить силе злого мира, но считать её призраком, обольщением. Вот что говорит откровение. Оно прежде всего ставит в теснейшую связь веру во Христа с отвержением мирских предрассудков. "Братия мои, говорит ап. Иаков, имейте веру в Иисуca Христа; нашего Господа славы, не взирая на лица" и т. д. (Иак 2.1-10, ср. Ин 2.17). Также и св. Павел указывает, что невозможно получить спасительное познание Бога, не перестав "сообразоваться с веком сим" (Рим 12.2) и ставит в особенную похвалу Аврааму, что поверил Богу больше нежели стихиям мира: "он сверх надежды, поверил с надеждою, чрез что сделался отцом многих народов" (Рим 4.18). Невозможно иначе содержать веру во Христа, как при отвержении понятий мирских: "мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, для эллинов безумие" (1Кор 1.23). Вот потому спасителен догмат воскресения, что в нём мы признаем этот соблазн и безумие мира за вечно пребывающую, истинную жизнь, почему и сказано: "Ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься" (Рим 10.9,ср. Кол 2.12). Потому то и спасительна эта вера, что только ею побеждается гибельный мир. "Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий?" (1Ин 5.5). Напротив, кто не имеет сей победы над миром в вере Христовой, тот с миром и умирает. Кто с миром, тот не со Христом, тот пребывает в смерти; это ясно показал Христос в следующих словах к врагам своим: "Вы от мира сего, Я не от сего мира. Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших" (Ин 8.23-24). Итак, вера во Христа соединяется с неверием в мир, а потому и с перенесением ненависти от мира, в котором "как золото в огне, испытывается вера Христова" — по слову св. Петра (1Пет 1.7).

Если в веру Христову непременно входит это отрицание мира, то понятно, что христианин, хотя бы и не сомневающийся в Божестве Иисуса Христа, до тех пор не может сказать, что он в Него верует, пока не отринет обольщений мира. Вот почему ап. Павел во втором послании к Коринфянам (13.5) которые, конечно, не сомневались в личности Христовой, велит однако испытывать себя самих, в вере ли они находятся; да и Колоссянам ставил в том же смысле условие: "если только пребываете тверды и непоколебимы в вере" (1.23). Не только греховному миру не может верить христианин, но даже подавление его духа угрожающею смертью не совместимо с понятием истинной веры. "Где есть вера ваша?" (Лк 8.25), так упрекает Господь испуганных смертоносной морской бурей учеников. Наконец длинный ряд примеров спасительной веры в Ветхом Завете, приведенных в 11 главе послания к Евреям, есть собственно не что иное, как пример презрения мира и руководствования голосом совести, как сказано: "верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов" (33).

Итак смотри, христианин, есть ли в тебе вера во Христа заместитель веры в силу мира и надежды на неё? Если нет, если ты отводишь первой лишь скромное местечко среди твоих мирских надежд и исканий, то знай, что в тебе нет спасительной веры во Христа, той без которой "невозможно угодить Богу", ибо в том и состоит благоугождение Богу верою, чтобы руководиться не греховными началами мира, но иметь уверенность в невидимом, и на ожидаемое лучшими порывами духа нашего смотреть, как на осуществлённое (см. Евр 11.1), по слову Господню: "блаженни невидевшие, и уверовавшие" (Ин 20.29). 

IV. Положительное содержание спасающей веры во Христа.

Названная 11 глава к Евреям не ограничивается показанным отрицательным свойством Христовой веры: она раскрывает и её положительные качества. Веровать во Христа, значит веровать в любовь через Него получившую своё высшее оправдание, признавать именно любовь за высший закон жизни и руководиться ею; в этом смысле особенно знаменательно следующее изречение (24-26): "верою Моисей лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели египетские сокровища". Смотрите: пока Апостол приводил примеры послушания воле Божией и презрения к миру, он говорил просто о вере, а сей подвиг любви к братии он прямо ставит в связь с делом Христовым.

Но скажет, пожалуй, кто: если так, то нужна ли для спасения вера собственно в Христову личность и в её божеское достоинство? Не довольно ли верить вообще в царство любви? О, никогда! Правда, мы имеем в нашей природе много естественной симпатии к любви; но как она безпочвена и случайна, если вся её опора только в нашем духе: сегодня мы преклоняемся пред нею, а завтра презираем; сегодня нам показалось что любовью можно победить, а завтра и послезавтра мы с гораздо яснейшими доводами убедимся, что устройство жизни и мира противно духу любви, что ею ни отдельная личность, ни тем более общество прожить не может! Только уверенность, что любовь эту, в качестве конечного руководителя жизни, принесло воплощённое Слово, только вера в божескую силу Того, Кто назвал Себя любовью, может возвести в степень твёрдой веры те робкие порывы души, которыми она влечётся к любви. Поэтому и спасительна вера в божество Иисуса Христа, что ею, и притом только ею, утверждается и возвышается любовь, приводящая нас к Богу, так что воистину не своей силой мы спасаемся, но "благодатью через веру" (Еф 2.8).

О любви, как предмете веры, вот как писал божественный Иоанн: "мы познали любовь, которую имеет к нам Бог и уверовали в неё". Только через Богооткровенное познание того, что Бог есть любовь, познали мы, что наша любовь не есть случайное чувство, но высшая правда жизни так что "пребывающий в любви в Боге пребывает, и Бог в нём пребывает" (1Ин 4.16).

Из этих святых и животворных слов мы видим, что и любить поистине невозможно без веры во Христа, но и что вера во Христа есть вера во Христа любящего, вера в Него, как в любовь, сделавшуюся через пришествие Его высшим законом жизни, началом всякой истины.

Итак, нет любви и истины без Христа, но и спасение Христово даётся лишь тем, которые верят в Него, именно в источник любви и истины. Мы уже приводили слова Его, которыми Он осуждает тех, которые веруют в Него, только как в личность, — вот другие слова, коими Спаситель наш прямо показывает, в какие свойства Его должны веровать, чтобы спастись: "веруйте в евангелие" (Мк 1.15); "веруйте в свет, да будете сынами света" (Ин 12.36); наконец Он прямо говорит, что не личной приверженности Он требует, а к тому пути жизни, который Он открыл Собою: "если Я не творю дел Отца Моего не веруйте Мне" (Ин 10.37). Итак, вера во Христа спасительна лишь в том случае, если это есть в тоже время вера в любовь Его. Но в любовь уверовать может лишь тот, кто научился любить, если наша естественная любовь безсильна без веры, то и вера в любовь Христову невозможна без содействия любви произвольной: в этом смысле писал апостол (Гал 5.6): "Во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью". Настолько утверждается наша вера во Христа, насколько возрастает любовь, и затем обратно по мере возрастания веры просветляется любовь, возрастает христианская радость, ничтожнейшими представляются мирские обольщения: иметь во Христе спасающую веру, — значит развивать в себе Его любовь, стремиться к Его совершенству. По слову того же Павла мы становимся сынами Божиими верою о Христе Иисусе потому только, что "елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Гал 3.27), т.е. прониклись Его чувствами, Его любовию (ср. Фил 2.5), ибо именно ею достигается и самое "познание Господа нашего Иисуса Христа" (2Пет 1.8).

Это познание основывающееся на стремлении усвоить себе Христовы добродетели и создаёт в нас ту спасительную веру, о которой и св. Иоанн сказал, что "Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рождён " (1Ин 5.1). В этом усыновлении Богу через уподобление Христову духу (1Ин 3.2) заключается конечная цель той спасительной веры, которая таким образом, не внешним только образом усваивается нами, но утверждается в нас через наше стремление к добру. Для того, чтобы иметь веру во Христа спасающую — нужно произвольно отрешиться от похотей мира, развить в себе и поддерживать любовь, чтобы признать явившегося Носителя высшей любви истинным безначальным Сыном Божиим и через это признание возвышать снова свою любовь до безконечности.

+ Митрополит Антоний

Митрополит Антоний. Что следует разуметь под "спасающей верой". С предисловием Святейшего Патриарха Варнавы. — Белград: Издание Братства Преподобного Серафима Саровского, 1932. — 22 с. 

"Что следует разуметь под "спасающей верой" по смыслу Божественного Писания", под таким заглавием автором был прочитан доклад на собрании общества религиозно нравственного просвещения 17 октября 1890 года в С.-Петербурге.

Перепечатывается из полного собрания сочинений, том II, издание 2. И. Д. Тузова, 1911 года. 

Метки: рпцз, митрополит антоний

Печать