Жизнеописание блаж. Хризостома, митрополита Флоринского (часть первая)

Автор: Сергей Зиновьев. Дата публикации: . Категория: ИПЦ Греции.

13 ноября 1870 г. в праздник св. Иоанна Златоуста в Мадите у добродетельных супругов Георгия и Мелпомены Кавуридис родился малыш. В честь очень почитаемого ими сего великого святого и столпа Православия родители дали своему третьему сыну имя Хризостом. В самом деле, достойное удивления совпадение!

Молодой Хризостом окончил начальную гимназию в Мадите. Он отличался набожностью, прилежанием и своим поведением всегда подавал лучший пример сверстникам. Его родители желали, чтобы он стал торговцем, но в душе юного Хризостома не было и следа симпатии к корыстному Гермесу. С младой юности он был поражен высотой и силой христианства и воспламенился неугасимым желанием служения святому алтарю.

Призвание Божие.

«Папа, я буду священником!». Никакие доводы и увещания родственников не могли переубедить юношу. Однажды в сильном гневе его даже сбросили в море.

Из-за такого святого его упрямства родители смирились. Тогда чтобы не обременять семью расходами на богословское образование, молодой Хризостом был послан к его дяде по матери Харалампию Стефанидису, богатому торговцу египетским хлопком. Он обещал помочь ему получить образование.

В Константинополе Хризостом стал одним из первых священноучеников знаменитой Халкинской Богословской Школы. Обладая сообразительностью и невозвратным желанием учиться, он от всей души отдался занятию священными науками и вскоре стал лучшим учеником. Развлечения юности были чужды юноше. Он поработил страсти силой молитвы и укротил плоть воздержанием, угашая и остужая её духовным богомыслием. Однако эта аристократия духа вместо того, чтобы ввергнуть его в надменность и сатанинское себялюбие, наоборот украшала его подвижнической простотой и смирением. Для молодого студента не составило труда прислуживать в доме тогдашнего ректора Школы Константина Парици, и вскоре он стал его экономом. Зарабатывая, он получил возможность посылать деньги своим родным, вместо того чтобы неустанно требовать их от них, как обычно делают студенты, растрачивающие скудные родительские сбережения.

Еще обучаясь в Школе, Хризостом был рукоположен во диакона и в июле 1901 года из рук вселенского патриарха Иоакима III он получил диплом. Его дипломная работа называлась «Православие Кирилла Лукариса». После окончания Школы молодой диакон Хризостом получил назначение священнопроповедника городка Панормы. В Панорме своды церквей оглашались его чудесными проповедями, и он снискал любовь клира и паствы. Он был искусным проповедником, и многие проповеди его с удовольствием принимали в известный журнал Патриархии «Церковная истина».

Вскоре его призывают в Константинополь и делают третьим диаконом Патриархии. 31 июля 1908 года пятый Священный Синод Патриархии каноническим голосованием избрал его Митрополитом Имвра, и в субботу 5 августа 1908 года он был рукоположен во пресвитеры членом Синода Митрополитом Сербским и Козанским Константином. На следующий день 6 августа в воскресенье, на праздник Преображения Господня, синодальными митрополитами Сербским и Козанским, Кизичским, Никопольским и Лерским пресвитер Хризостом был рукоположен в Митрополита Имвра.

Через четыре года боголюбивого пастырства 28 июля 1912 года он получает назначение в св. митрополию Пелагонии (Монастири). Тогда шла Балканская война, и сей город подвергался жестоким бомбардировкам. Ежедневно было много мертвых, а артобстрел вызывал такой сильный страх, что священники не имели смелости погребать их. Но Епископ бесстрашно переходил от раненых к мертвым, подавая священникам пример мужества. Помощником ему был его духовный сын и будущий патриарх Константинопольский Афинагор. Преданность Преосвященного Хризостома своему долгу была такова, что он во время опасных обстрелов не спускался в бомбоубежище.

На службе нации.

Как-то французские офицеры спросили его: «Что вы думаете об обстреливающих город и убивающих столько мирного населения?» Епископ, не испугавшись и считая виноватыми англо-французов, настолько наполнивших Монастири всякой военной техникой, что город стал завидной военной мишенью, отвечал: «Сначала я спрошу вас: зачем вы превратили город в большой арсенал?»

Однажды блаженный Хризостом отправился в Фессалоники по делу своей Митрополии. В вагоне поезда он путешествовал вместе с некими двумя офицерами. Между делом он услышал, как они гневались на короля в присутствии сербских и болгарских офицеров. До того безмолвный иерарх, взяв слово, стал сильно порицать нечестие офицеров по отношению к главе нации и примирил воинов.

Через две минуты после того как блаженный вошел в фесссалоникийскую митрополию, два сенегальца (солдата из французских колоний) схватили Епископа и под предлогом допроса отвели его в отделение и отняли деньги. Вместе с ним арестовали и архидиакона Афинагора. Затем его выслали на Св. Гору в скит Милопотаму подворья Великой Лавры, где он пребывал пять лет в богомыслии и молитве за Церковь и народ.

После возвращения из ссылки блаженный был приглашен к королю Сербов, который просил его как Епископа занять сербский монастырь, проповедовать и служить по-сербски и по-гречески, но блаженный отказался покинуть свою греческую паству. После его отказа сербский монарх попытался вручить ему солидную сумму в качестве вознаграждения, но деньги не были приняты. Тогда король отдал их Патриархии на нужды халкинской школы.

Во время малоазийской кампании кандидатами на опустевший патриарший престол оказались Хрисанф Трапезундский и пресловутый Мелетий Метаксакис. Блаженный Хризостом, духом предвидя великий вред, который нанесет Церкви Мелетий и, зная о его обновленческих взглядах, выступил против его избрания. Затем он поспешно отправился в Эски-Сехир на встречу с главнокомандующим греческим войском королем Константином.

Приснопамятный и венценосный король Константин оказал особенное уважение и искреннее почтение к Митрополиту Хризостому. Часто король обедал с ним и разрешил ему свободный доступ во дворец Эски-Сехир, где принимал его весьма дружелюбно и посещения его считал отдыхом, посылаемым ему с неба.

Для разрешения церковного вопроса король послал блаженного к тогдашнему премьер-министру Греции Д. Гунарису, однако сей, несмотря на все уговоры, отказался помочь. Таким образом, к великому вреду Церкви, Божиим попущением Константинопольским Патриархом был сделан Метаксакис для того чтобы начать искажать православие. После избрания Метаксакиса следовало ожидать изгнания блаженного Хризостома.

Гонимый Митрополит

В то время (20-е годы) Константинополь был охвачен антитурецкими выступлениями воспламененных патриотизмом греков, однако позорная и антигреческая политика Запада не позволила возвратить Город под власть христиан.

Полный горечи из-за национальных и церковных беспорядков, блаженный уехал из Константинополя в Афины, где, движимый пастырским долгом, он сделал викарием Афинской архиепископии своего верного диакона и будущего патриарха Афинагора.

Тем временем Метаксакис приказал арестовать непокорного Епископа, однако сей успел удалиться в Александрию, где быстро снискал любовь клириков и народа. Слава, которой был окружен блаженный Хризостом, была непостижима и вызывала удивление. После того как Александрийская патриаршая кафедра овдовела, народ и духовенство решили за его смирение возвести блаженного Хризостома на славный престол Евангелиста Марка, Великого Афанасия, Кирилла и иных славных Отцов Церкви. Узнав об этом, прозорливый иерарх тайно удалился, бегая чести и мiрской славы. После этого патриархом стал кир Христофор.

Епископ Флоринский.

В Афинах блаженный Хризостом развил сильную церковную деятельность. Перейдя в Епископию Филиатон в качестве местоблюстителя, в следующем 1924 году он был избран Митрополитом Флоринским. Блаженный стал с ревностью и самоотдачей действовать ради укрепления веры и патриотизма паствы своей Епархии.

В 1923 году итальянское правительство под предлогом убийства разбойниками председателя Комитета по установлению Греко-албанской границы генерала Теллини, оккупировало остров Керкиру. Когда же тогдашнее греческое правительство отправило ноту протеста Италии, оккупанты начали сильно угнетать народ Керкиры и оскорблять греческие национальные символы.

В то время, пребывая в Керкире, Митрополит Хризостом как истинный патриот принял участие в том народном бедствии и отважно выступил в защиту греков. Не обращая внимания на итальянские войска, он смело проповедовал и в ратуше Керкиры и на самой площади бедствующим керкирянам.

В 1928 году святителя Хризостома избирают членом Синода, и он отправляется в Афины. Тяжело болея, он попал в больницу «Благовещения». После выздоровления в 1930 году Хризостом просил уволить его от управления Флоринской Митрополией по состоянию здоровья, но не оставил церковную деятельность, ведя проповеди и беседы в различных общественных местах.

По настойчивым советам своих друзей блаженный решил приобрести небольшой домик, который купил с помощью митрополита Афинагора и тогдашнего архимандрита Христофора Хадзи. Из своей пенсии он в два года отдал долг.

 Но Господь готовил митрополиту Хризостому вместо спокойной жизни путь исповедничества. Пребывая на покое, блаженный Хризостом с особенным переживанием следил за борьбой и страданиями борющихся за отеческие предания старостильников.

Первые контакты со старостильниками.

В Афинах приснопамятный Хризостом познакомился с представителями старостильников, оценил их идеи и был увлечен их борьбой. 6 января 1935 года на праздник Богоявления его видели участвующим в крестном ходе старостильников в Фалероне к морю для погружения в воду Честного Креста.

Первый официальный контакт между руководившим тогда священной борьбой «Обществом Истинно-Православных Христиан Греции» и блаженным Хризостомом произошел в декабре 1934 года. Однажды когда блаженный шел к себе в дом, ему встретился благочестивый монах Антоний Мустакас, знакомый ему еще по Святой Горе и живший с ним в скиту Милопотаму. Отец Антоний предложил Епископу исполнить свой архипастырский долг и возглавить бедствующую без иерархии Церковь старостильников. Блаженный Хризостом воспринял эту встречу как явное указание воли Божией и поспешил исполнить её.

Историческое решение двух Митрополитов.

Сначала блаженный решил присоединиться к Священной Борьбе в Неделю Православия 1935 года, но этому помешало случившееся тогда восстание. В тот период он общался с приснопамятным Митрополитом Димитриадским Германом, обсуждая план вступления в Священную борьбу.

И вот 13 мая, в Неделю о самаряныне, три архиерея: бывший Флоринский Хризостом, Димитриадский Герман и Закинфский Хризостом пришли в храм Успения Богородицы возле Афинского Колонона чтобы присоединиться и возглавить Священную Борьбу старостильников. Сей великий день ознаменовал собой великое торжество Православия, дарованное страждущей и гонимой Греческой Церкви благим Промыслом Божиим. Через 11 лет после начала Священной борьбы Бог исполнил желания многих сердец и внял молитвам Своих верных свидетелей, борющихся за святоотеческое благочестие.

Многие тогда вняли голосу исповедников, и вышли на улицы, чтобы поддержать старостильников, а если родные и близкие желали их остановить, указывая на ожидающие их опасности, с твердостью отвечали: «Возлюбивший отца или мать более Меня, недостоин Меня, — сказал Христос».

13 мая 1935 года в Колоне все три митрополита отслужили Литургию и в присутствии более 20 тысяч верующих исповедали Православие и отторглись раскола. Три иерарха направили в Синод новостильной церкви следующее Послание:

"В Священный Синод Элладской Церкви.

Греческой иерархии известно, что мы с самого начала встали в оппозицию по отношению к её мнению в деле приспособления церковного календаря к гражданскому.

И хотя сперва мы покорились решению большинства иерархов и ввели новый стиль в своих епархиях, сделали мы это по двум соображениям: во-первых, чтобы избежать последующего церковного раскола, и во-вторых, потому что мы всё обольщали себя надеждой, что иерархия, дабы избежать разделения среди верных, соблаговолит вернуться к старому церковному месяцеслову, жертвуя даже и личным честолюбием ради любви к верным, за коих умер Христос.

Ныне же, по прошествии десятилетия, видя, с одной стороны, что разделения в церкви не удалось избежать, и что оно возникло даже и без нас, благодаря многочисленной части православного греческого народа, оставшегося со священной ревностью верным месяцеслову, преданному нам от Отцов; и с другой, что иерархия нимало не намерена возвращаться на путь православного календаря, с коего она свернула, мы полагаем, что соображения, по которым и мы следовали новому стилю – соображения церковной икономии – исчерпаны.

Посему, исполняя долг совести и исходя из стремления к единству всех православных христиан Греции на основании календаря и православного предания, мы доводим до сведения правящего Священного Синода нижеследующее:

Поскольку правящая в Греции иерархия по инициативе и настоянию своего председателя, Его Блаженства, односторонне и неканонично ввела в церковь григорианский календарь, вопреки постановлениям Семи Вселенских Соборов и древней практике Православной Церкви;

Поскольку правящая в Греции иерархия, введя григорианский календарь в богослужебный обиход без согласия всех православных церквей, нарушила тем самым вселенское единство Православной церкви в совершении праздников и разделила христиан на две противных календарных партии;

Поскольку правящая в Греции иерархия, посредством введения нового календаря, нарушила божественные и священные Правила определяющие то, что касается богослужения и в особенности поста Свв. Апостолов, который по временам и вовсе пропадает. Поскольку правящая в Греции иерархия, односторонне введя новый стиль сколько бы ни настаивала на том, что будто бы ею не затронут канон, относящийся к празднованию Пасхи, и будто она празднует Пасху по старому стилю, неизбежно косвенно нарушает также и этот канон тем, что она изменила порядок годичного цикла воскресных Евангельских чтений, постов и других служб церковных, неразрывно связанных с каноном о Пасхе, установленным Первым Вселенским Собором;

Поскольку правящая в Греции иерархия своим односторонним и антиканоничным введением григорианского календаря нарушила единство, которым обладает вселенская Православная Церковь в своем богослужении, в том, что касается совершения праздников, и разделила христиан на две противных календарных партии и косвенно затронула тем самым также догмат Символа Веры о "единой Святой Соборной и Апостольской Церкви";

Поскольку правящая в Греции иерархия, без серьезных церковных оснований введшая односторонне и антиканонично григорианский календарь, сделалась причиной соблазна христиан, а также и религиозного разделения и пререканий среди них, оставивших по причине нового стиля согласие в вере и христианскую любовь и нравственную солидарность во взаимных отношениях и общении. Поскольку, наконец, по всем вышеуказанным причинам, правящая в Греции иерархия отсекла и отстранила себя, согласно духу священных канонов, от всецелого тела Православия и потенциально и в сущности объявила себя раскольнической, как это показала и назначенная изучить календарный вопрос комиссия из знатоков канонического права, богословов и профессоров Университета, одним из членов коей в то время был сам Его Блаженство, архиепископ Афинский, бывший профессором истории в Национальном Университете.

Посему, направляя в правящий Синод заключающийся здесь протест, заявляем, что отныне мы порываем с ним всякие отношения и церковное общение, покуда он остается на новом стиле, и принимаем на себя возглавление и церковное окормление православного греческого народа, остающегося верным отеческому юлианскому календарю. Извещая о сем правящую иерархию, и искренне надеясь, что она осознает свою величайшую ответственность перед Богом, Православной церковью и нацией, разделенной безо всякой нужды на две противных религиозных партии, и что она пересмотрит свое соответствующее решение касательно церковного календаря, и по своей собственной доброй воле подвигнется к возвращению в церкви отеческого месяцеслова, тогда как государство сохранит новый стиль согласно королевскому Декрету 1923 г., и тем самым устранит созданный соблазн и умирит церковь, остаемся, целуя вас братским лобзанием".

Иерархи обратились также с посланием к греческому православному народу, в котором объявили, что новокалендарная церковь «не только нарушила церковное предание, освященное Семью Вселенскими Соборами и утвержденное вековой практикой Восточной Церкви, но и посягнула на догмат о Единой, Соборной и Апостольской Церкви». Зная, что вскоре на них начнутся гонения, иерархи поспешили исполнить свой главный долг. C 23 по 27 мая 1935 года приснопамятный Хризостом вместе с двумя другими иерархами рукоположил для истинно-православных христиан четырех новых епископов: Германа Кикладского, Христофора Мегарского, Поликарпа Диавлийского и Матфея Вресфенского. После хиротоний ими был создан Синод под председательством Германа Димитриадского.

На пути ссылки.

После восстановления иерархии начался период славной, но и жестокой борьбы. Государственная церковь, боясь всеобщего восстания народа в защиту старого календаря, поклялась отомстить и уничтожить иерархов. Все архиереи Истинно-Православной Церкви были арестованы. Три митрополита были помещены в тюрьму, где пробыли три дня, а  новопосвященные архиереи были посажены под домашний арест. Против них было создано чрезвычайное синодальное судилище, и 1/14 июня был начат беззаконный суд.

В день суда истинно-православные священники, монахи и мiряне собрались перед Афинской Митрополией и пели канон Пресвятой Богородице, однако собрание верующих было разогнано полицией с использованием водометов, палок и топоров, десятки верующих были избиты и ранены.

7 июня раскольники постановили лишить арестованных епископов архиерейства, почислить в чин монахов и сослать в пятилетнее заточение в удаленные и пустынные монастыри. Приснопамятного Хризостома было решено отправить в Олимпию в монастырь св. Дионисия, Германа Димитриадского на остров Аморгос, а Хризостома Закинфского в Акарнанию в монастырь св. Ромви. Четверо новопосвященных архиереев были осуждены новостильниками и лишены сана. Убоявшись, Поликарп Диавлийский и Христофор Мегарский подчинились суду, а двое — Матфей Вресфенский и Герман Кикладский не признали решение суда и были отправлены в ссылку. Епископ Матфей был заключен под арестом в основанном им монастыре в Кератее.

Перед своей ссылкой 8/21 июня 1935 года иерархи издали следующее послание:  «Мы рекомендуем всем, следующим православному календарю, не иметь никакого духовного общения с церковью схизматиков и схизмослужителями, каковых покинула благодать Всесвятого Духа, ибо они нарушили решения отцов Семи Вселенских Соборов и правила тех Всеправославных соборов, которые осуждают Григорианский календарь. Раскольничья церковь не имеет благодати Святого Духа, что подтверждает Св. Василий Великий: «Даже хотя раскольники не заблуждаются в учении веры, все же, ибо Христос есть Глава Тела Церкви, согласно божественному Апостолу, и от Него все члены оживляются и возрастают, раскольники оторваны от согласия членов Тела и более не имеют благодати Святого Духа пребывающей с ними. Ибо как они могут давать другим то, чего не имеют?». Герман Димитриадский, Хризостом Флоринский, Герман Кикладский, Матфей Вресфенский»

Вскоре митрополит Хризостом Закинфский не выдержал испытаний и вернулся в новокалендарную церковь. Несломленными остались три епископа — Хризостом Флоринский, Герман Димитриадский и Матфей Вресфенский.

В монастыре в Олимпии пробыл блаженный Хризостом до октября 1935 года, когда по доброте премьер-министра Г. Кондилиса был возвращен в Афины.

В Иерусалиме.

В Афинах блаженный Хризостом пробыл недолго, ибо, будучи снедаемым божественной ревностью о мире и единении Церкви, сей муж считал своим долгом совершить поездку в Иерусалим, а оттуда в Дамаск для встречи и соединения с восточными патриархами. Поэтому он покидает Афины в начале декабря того года и отбывает в Иерусалим. Оба Патриарха приняли приснопамятного, оправдывая усилия и жертвы его, и обещали содействие старостильникам для созыва предварительного Собора или большого Православного Собора для урегулирования нерешенных церковных вопросов, среди которых на первом месте стоял вопрос календаря.

Когда  же блаженный собирался вернуться в Грецию, ему воспрепятствовал греческий консул в Иерусалиме, выполнявший полученный им из Афин приказ и отказывавшийся утвердить его заграничный паспорт; эти трудности продолжались около пяти месяцев.

Чудо святого Георгия.

Здесь мы не можем умолчать о бывшем с приснопамятным чуде великомученика Георгия. Не имея возможности выехать из Иерусалима, блаженный был весьма этим огорчен и однажды, после божественной литургии, которую он совершил 23 апреля в память Великомученика Георгия, он обратился с теплой молитвой великомученику Победоносцу, говоря: «Святый великомучениче Христов Георгие! Ты пленных свободитель и нищих защититель. Ты сотвори чудо со мной во имя твое, избавляя меня пленения сего». И после сей теплой молитвы блаженный отправился из Иерусалима и прибыл в Яффу и, войдя незамеченным в отправляющийся в Грецию пароход без визы и прочих документов, прибыл в афинскую гавань Пирей. Таковое с ним совершившееся чудо Великомученика приснопамятный возвещал до своей блаженной кончины.

Битвы и сражения.

После своего возвращения из Иерусалима приснопамятный Хризостом в сотрудничестве с Германом Димитриадским, Германом Кикладским и Матфеем Вресфенским занялся окормлением и духовной организацией последователей древнецерковного календаря, ради чего гонителями из новостильной церкви на него было донесено в правительство. Много раз блаженного вызывали на суд и по злобе и коварству новостильников он был неоднократно осужден Но блаженный не унывал и всюду громогласно возвещал истину Божию. Судьи Апелляционного суда и Ареопага (верховный кассационный суд) были ошеломлены его красноречием и неотразимыми за истину и правду доводами, побудившими сих, в конце концов, признать: «Вы имеете абсолютную правду, но по некоторым соображениям мы обязаны вас осудить». И был вынесен обвинительный приговор.

Три памятных выступления обвиняемого были отпечатаны отдельной брошюрой для пользы верных, ибо в них свидетельствовалось и подчеркивалось апостольское правило «повиноватися Богу более, нежели человекам».

Источник.

Печать