Письмо священномученика Илариона (Троицкого) по поводу Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
Об исполнении чудовищного замысла – осоюзить Христа с Велиаром
Письмо священномученика Илариона (Троицкого) к Н. Н. по поводу Декларации митрополита Сергия (Страгородского), публикуемое ниже, было написано 90 лет назад (16/29 июля 1927 г.). Однако, оно в высшей степени актуально и в наше время. Священномученик Иларион (Троицкий) был активным сторонником возрождения патриаршества. Во многом благодаря его замечательной речи на Поместном Соборе 1917-1918 годов. впервые более чем за 200 лет был избран Патриарх Московский.
После избрания Патриарха Тихона стал его секретарем и консультантом. Вел переговоры от имени Церкви с представителями государства, добиваясь смягчения политики в отношении религии. Активная деятельность владыки вызвала недовольство властей, и в 20-е годы он был осужден и приговорен сначала к трем годам лагерей, а затем еще к трем годам ссылки. Священномученик окончил земной путь в Ленинграде: на переправочном пункте из одного лагеря в другой он заразился тифом, скоропостижно скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга, в 1929 году.
“Может быть, скоро мы окажемся среди океана нечестия малым островком. Как постепенно подкрадывалось и быстро совершилось падение Самодержавия и изменился лик русской государственности, таким же образом происходит и может быстро совершиться реформационно-революционный процесс в нашей Церкви. Картина церковных отношений может видоизмениться, как в калейдоскопе.
Обновленцы могут вдруг всплыть, как правящая в России “церковная партия”, причем противников у нее может оказаться очень немного, если открытые обновленцы и скрытые предатели поладят между собою и совместно натянут на себя личину каноничности. Конечно, можно гадать и иначе, но, во всяком случае, истинным чадам Вселенской Христовой Церкви надлежит бодрствовать и стоять с горящими светильниками”.
“Трудность настоящего времени для православного человека состоит, между прочим (если не главным образом), в том, — записано мною в тетрадь под 1 (14) января 1925 г. — что теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей (епископов и иереев), нельзя формально применять каноны к решению выдвигаемых церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство, которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных дивьими зверями в овечьей одежде. Жизнь поставила вопросы, которые правильно, церковно правильно, возможно разрешить только перешагивая через обычай, форму, правило, и руководствуясь чувствами, обученными в распознавании добра и зла (Евр. 5, 14).
Церковные события последних недель не являются ли подтверждением этих предчувствий? То жуткое, что предощущалось душой 2-3 года тому назад, не придвинулось ли к нам вплотную с вторичным вступлением митрополита Сергия в управление Русской Православной Церковью? Вызвавшее многообразные и вполне заслуженные отрицательные критики послание митрополита Сергия и его Синода не бросило ли возглавляемую им церковную организацию в омерзительные, прелюбодейные объятия атеистической, богохульной и христоборной (антихристовой) власти ( разнообразные эпитеты, прилагаемые мною к советской власти, я употребляю не в ругательном, а в существенном, строго определенном смысле. – Прим. архиепископа Илариона ) и не внесло ли страшное нечестие в недра нашей Церкви? Заметьте: изошло это послание не от раскольников-обновленцев, борисовцев и им подобных отщепенцев и не от еретиков-живоцерковников, а от законной, канонической, по-видимому православной иерархии; главные положения послания опираются на тексты (правда, иногда не без искажения их: см. лжетолкование на 1 Тим. 2, 1-2) Св. Писания и на, как будто однородный с настоящим, опыт древней Церкви. С другой стороны, послание стремится и надеется удовлетворить насущной потребности истомленных гонениями верующих душ, ибо сулит им мир и покой. И многие-многие, особенно из духовенства, сочувственно откликаются на обращение митрополита Сергия и его Синода.
Всякому, имеющему очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, ясно, что, вопреки декрету об отделении Церкви от государства, Православная Церковь вступила в тесный, живой союз с государством. И с каким государством?! Возглавляемым не Православным царем (В свое время многие члены Церкви энергично возражали против связи Церкви с таким государством. – Прим. архиепископа Илариона ) , а властью, которая основной задачей своей поставляет уничтожение на земле всякой религии, и, прежде всего, Православного Христианства, так как в нем она видит — и справедливо — основную мировую базу религиозной веры и первоклассную крепость в Ее брани с материализмом, атеизмом, богоборчеством и сатанизмом (коему, как гласит народная молва причастны неции из властей века сего).
“…И повел меня (один из семи Ангелов) в духе в пустыню, — вещает нам Иоанн Богослов, — и я увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными… и на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых, и, видя ее, дивился удивлением великим” (Ап. 17, 3, 5, 6).
И как было не дивиться св. Тайнозрителю, когда он узрел пред собою преображение “жены, облеченной в солнце” , имевшей под ногами луну и на главе “венец из двенадцати звезд” (Ап. 12, 1) в “великую блудницу” (Ап. 18, 2), в “мать блудницам и мерзостям земным” , “упоенную кровию святых и кровию свидетелей Иисусовых” (Ап. 17, 5-6)!
Друг мой! Не видим ли мы нечто подобное собственными глазами? Не проходят ли перед нами события, невольно приводящие на память духовные созерцания Новозаветного Тайновидца? Сопоставьте приведенные выше слова Апокалипсиса с делом и деяниями наших живоцерковников и обновленцев! Не приложимы ли они к ним, почти до мелочей!?
Гораздо значительнее, в указанном апокалиптическом смысле, представляются события последних дней, связанные с именем митрополита Сергия. Значительнее, хотя бы по одному тому, что усаживается на зверя багряного с именами богохульными не самочинная раскольница, а верная жена, имущая образ подлинного благочестия, видимо не оскверненного предварительным отступничеством. В этом главная, жуткая сторона того, что совершается сейчас на наших глазах, что затрагивает глубочайшие духовные интересы чад Церкви Божией , что неизмеримо по своим последствиям, не поддающимся даже приблизительному учету, но по существу имеющим мировое значение, ибо таковое значение принадлежит изначала Церкви Христовой, единой, истинной (православной), на которую с небывалой силой ополчаются теперь силы ада и с которой мы органически связаны не в сем только веке, но и в будущем, если действительно возлюбили век оный. Как же нам быть в эти страшные минуты новой опасности, надвинувшейся по наущению вражьему на нашу Мать, Святую Православную Церковь? Как быть, чтобы не выпасть из Ее благодатного, спасительного лона — и не приобщиться нечестию богохульного зверя и сидящей на нем блудной жены? Господи, скажи нам путь воньже пойдем!..
“После сего я увидел , — продолжает Богослов, — иного Ангела, сходящего неба и имеющего власть великую. Земля осветилась от славы его. И воскликнул он сильно, громким голосом говоря: пал, пал Вавилон, великая блудница, сделалась жилищем бесов и пристанищем всякому нечистому духу, пристанищем всякой нечистой и отвратительной птице” (Ап. 18, 1-2).
“И услышал я иной голос с неба, говоривший: выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее” (Ап. 18, 4).
Не подумайте, дорогой мой, что эти апокалиптико-эсхатологические экскурсы я предлагаю в качестве непреложно-догматического толкования данных мест Откровения. Это было бы с моей стороны непозволительным притязанием, безумной дерзостью. Я только провожу пунктирную линию между образами Апокалипсиса и современными церковными событиями, которые невольно обращают мысль к этим пророческим образам, с своей стороны бросающим яркий луч света на данные события. “Можно неоднократно усматривать еще в Ветхом Завете, что одни и те же пророчества сначала исполняются в малом виде, а потом имеют еще другое, высшее и окончательное исполнение” (не привожу примеров, чтобы не растягивать письма). Это обстоятельство достаточно для оправдания делаемых мною сопоставлений, которые я предлагаю Вашему христианскому размышлению и отдаю на Ваш дружеский суд, усердно прося Ваших молитв о вразумлении меня благодатию Духа Истины, без Которого наши человеческие соображения о предметах духовных часто оказываются лишь “пленной мысли раздраженьем”. Ни самая широкая ученость, ни самый глубокий природный ум, ни самая утонченная естественная мистика не могут дать удовлетворительного разумения тайн Божиих. А здесь мы соприкасаемся с тайной, великой и, в известном смысле, последней тайной земного бытия Церкви и человечества.
Тайной является и вопрос, естественно возникший при чтении последнего приведенного мною стиха из Апокалипсиса, где верные призываются выйти из Вавилона; вопрос о том, когда народ Божий должен совершить свой выход. Один чрезвычайно ученый, вдумчивый, благочестивый и скромный толкователь Апокалипсиса так отвечает на этот вопрос: “тогда, когда Вавилон будет на рубеже суда”… “Это познала на своем опыте первенствующая Церковь, которая вышла из развалин Израиля и Иерусалима: сигналом освобождения Ее был суд над ветхозаветным народом”.
Имущие Бога всегда в себе и просвещенные сердцами увидят истину чистою верою и познают его. Всем бо, имущим Боговидение Божие и разум, тогда разумно будет пришествие мучителя. Имущим же присно ум в вещах жития сего и любящим земная непонятно сие будет: привязаны бо суть в вещах житейских. Аще и услышат слово: то не имут веры, но паче омерзит им глаголяй сия “. Они сочтут его сумасбродом, достойным лишь презрения, сожаления. Омраченное своим плотским мудрованием человечество и вовсе не будет верить Второму пришествию Господа. “Приидут в последние дни ругатели, по своих похотех ходяще и глаголюще: где есть обетование пришествия Его! Отнележе бо отцы успоша, вся тако пребывают от начала создания” (2 Петр. 3, 3-4)” (Еп. Игнатий Брянчанинов. Поучение в понедельник 26-й недели о Царствии Божием. Соч. 3-е изд. Т. 4. С. 266-268).
Что господствующая ныне “власть темная” мыслит, рассуждает и действует в стиле этих ругателей, в том нельзя сомневаться и тому не следует дивиться. И сочтут ли и современные церковные деятели, “имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся” и с “ругателями” века сего сочетавшиеся, не сочтут ли они “сумасбродством, достойным лишь презрения”, тех дум, которые износит моя душа навстречу Вашей?На днях один епископ, отстаивая ориентацию митрополита Сергия, запугивал своего собеседника, с негодованием отвергавшего эту ориентацию, между прочим, тем, что несогласные с митрополитом Сергием останутся в таком меньшинстве, что явятся одной из множества существующих у нас мелких сект.
Бедный епископ, прибегающий к такому бессильному аргументу в защиту народившейся “советской Православной Церкви”! Вспомнил бы он слова Спасителя о том, найдет ли, придя, Сын Человеческий веру на земле (Лк. 18, 8)! Вспомнил бы множество апостольских предсказаний об оскудении веры и о умножении всякого нечестия в последние времена! Вспомнил бы сказанное Тайнозрителем о Церкви Сардийской, в которой лишь “несколько человек” “не осквернили одежд своих” , и о славной Церкви Филадельфийской, “не много имевшей силы” , но сохранившей слово Господне и не отрекшейся от имени Христова (Ап. 3, 4, 8)! “Множество” и “большинство” необходимы в парламентах и партиях, а не в Церкви Божией, являющейся столпом и утверждением Истины, независимо от этих категорий и даже вопреки им (ибо Она имеет свидетельство в себе самой).
С другой, по словам епископ Феофана, — “будет часть и содержащих истинную веру, как она передана св. Апостолами. Но и из этих немалая часть будет по имени только правоверными, в сердце же не будет иметь того строя, который требуется верою, возлюбив нынешний век. Хотя имя христианское будет слышать повсюду, и повсюду будут видны храмы и чины церковные, но все это одна видимость, внутри же отступление истинное. На этой почве народится антихрист — и возрастет в том же духе видимости. Потом, отдавшись сатане “явно отступит от веры и… не содержащих христианства в истине увлечет к явному отступлению от Христа Господа”.
Эти души чувствуют новую, небывалую опасность для Церкви Христовой и, естественно, бьют тревогу. Они, в большей части своей, не спешат окончательным разрывом с церковными “прелюбодеями”, в надежде, что совесть их не сожжена до конца, а потому возможны покаяние и исправление, т. е. отвержение начатого ими темного дела. Сбудется ли это чаяние?! От души говорю: подай, Господи! Но в самой глубине его нахожу сомнение и, однако, пока не ставлю точки над i. Пусть поставит ее время, а точнее сказать Владыка времен! Он же да сохранит нас, как от легкомысленной поспешности, так и от преступно равнодушной медлительности в том страшно ответственном положении, в которое мы поставлены Промыслом Божиим! Вот, друже мой, некраткий отклик на Ваше коротенькое, но кровью сердца написанное письмо.
Господь да хранит и да умудрит нас в эти тяжкие и жуткие минуты нашего духовного бытия!
Любящий Вас брат о Господе…
Иллюстрации:
1. Архиепископ Иларион (Троицкий).
2. Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (второй справа).
3. Архиепископ Иларион (Троицкий) среди духовенства в Соловецком лагере (седьмой слева).
4. На Соловках, крайний слева святитель Иларион.
5. Соловецкий лагерь. Январь, 1923 год. Слева направо — сидят: священник Алексий Шишкин, архиепископ Митрофан (Гринев), архиепископ Иларион (Троицкий), митрополит Евгений (Зернов), архиепископ Захарий (Лобов), протоиерей Павел Чехранов; стоят — протоиерей Симеон Краснов, протоиерей Илия Пироженко, священник Алексий Трифильев. священник Владимир Вологурин, протоиерей Петр Фалевич.
6. Священномученик Иларион (Троицкий), заключенный Соловецкого лагеря.
7. Архиеп. Иларион в Соловецком лагере.
8. Cтудент семинарии Владимир Троицкий.
9. Священномученик Иларион (Троицкий).
На заставке: Священномученик Иларион (Троицкий).