Митрополит Агафангел: "Небесное Царство" - доклад на конференции 2019 (ФОТО)

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Небесное Царство

Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, –

как поверите, если буду говорить вам о небесном? (Ин 3.12).

Господь сошёл на землю, чтобы вернуть нас в Небесное Царство, которое в Писании именуется по-разному: Раем, Эдемским садом, Новым или Небесным Иерусалимом, Царством Отца, Царством Божиим, Цар­ст­вом Хри­сто­вым, Царством Славы, Царством благодати, спасения, миром Христовым, просто словом Царство или словом Небо [1], а также Жизнью вечной, Благодатью, Дворцом, Царским пиром, Брачным чертогом и другими именованиями и уподоблениями.

Главное содержание Нового Завета заключается в Благой вести о том, что к нам приблизилось Небесное Царство. О приближении Небесного Царства первым проповедовал Иоанн Предтеча. Затем Сам Господь, выйдя на проповедь "начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф 4.17; см. Мк 1.15). [2]. Эта проповедь была Его главной миссией: "И другим городам благовествовать Я должен Царство Божие, ибо на то Я послан" (Лк 4.43). Спаситель указал нам: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф 6.33). То есть, Господь, можно сказать, даже не Себя, как Человека, принёс в этот мир, а принёс нам само Небесное Царство.

Господь то же заповедовал Своим ученикам: "Ходя же, проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное" (Мф 10.7). Апостолы всегда следовали этой заповеди: "Он [Апостол Павел] от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием" (Деян 28.23; см. Деян 28.30-31).

В Писании само Евангелие неоднократно именуется Евангелием Царства: "И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия" (Мф 4.23; см. Мф 9.35; Мф 24.14; Мк 1.14-15). Царство Божие также отождествляется с благодатью: "Поприще моё и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией" (Деян 20.24).

Как сказано в Ветхом Завете, Бог ходил и говорил с нашими прародителями в Эдемском саду. Похожим образом, в Новом Завете, Господь наш, став человеком, ходил среди народа благовествуя приближение Небесного Царства, предваряя грядущее преобразование нашего мира.

Христос многократно называл Себя Царём Небесного Царства. Также Он указывал на Отца, как на Царя, также и Духа Святаго мы именуем "Царю Небесный". Царство Небесное – Царство Святой Троицы, как это мы исповедуем в первом возгласе Божественной Литургии: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа".

Таким образом, Царство Небесное является главным предметом проповеди Воплотившегося Господа и Его Апостолов, и, соответственно, является главной целью жизни каждого христианина.

Зримым воплощением Небесного Царства является Божия Матерь, в Которой Господь взрастил Это Царство.

* * *

В Символе веры Небесное Царство (небо) упоминается в первом (Творца неба и земли) и третьем (сшедшего с небес) его членах, более прямо называется в 5 и 6 членах: "И возшедшаго на небеса, (…) Егоже Царствию не будет конца", а также в 11 и 12 членах: "Чаю воскресения мертвых, и жизни будущего века". Небесное Царство есть предмет нашей веры, надежды и ожиданий (чаяния) и стремления к нему.

К сожалению, в наши дни мысль о Небесном Царстве как-то незаметно отошла на второй план, мы о нём часто забываем и, практически, не думаем.

Три составляющие Небесного Царства

В Катехизисе Митрополита Филарета указано, что Царствие Божие есть, во-первых, весь мир; во-вторых, все верующие на земле; в-третьих, все блаженные (т.е. праведные, святые) на Небесах. Эти три составляющие Царствия Божия соответственно называют 1) царством природы; 2) царством благодати; 3) Царством Славы (Катехизис, п.234).

1). Царством природы можно назвать весь сотворённый Господом мир. Этот мир – нерукотворный храм Божий, созданный самим Творцом, поражающий красотой и гармонией. Созерцание этого величественного храма приводит к познанию его Создателя и общению с Ним. Преподобный Симеон Новый Богослов писал: "Сущность Царства Божия заключается в богообщении". Одной из первичных форм богообщения является общение с Богом в природе и через природу, как пишет апостол Павел: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы" (Рим 1.20). Известно, что, например, великомученица Варвара пришла к Богу через созерцание природы.

Сейчас земной мир поражён грехом, поскольку лежит во зле из-за грехопадения людей и части ангелов, а Райский сад восхищен на Небеса. В 8-й день творения этот мир преобразится, дела бесовские и рук человеческих будут уничтожены и мир будет восстановлен таким, каким он первоначально создан Богом. "Я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего" (Откр 21.2; см. Откр 21.10; Евр 11.10,16;12.22;13.14).

2). Царством благодати называют праведников, пребывающих в земной, Воинствующей Церкви. Господь Иисус Христос открыл нам путь в Царство благодати, которое начинается на земле и продолжается на Небе, куда попадают души умерших праведников.

Во Втором пришествии Христовом Царство благодати растворится в Царстве Славы: "Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков" (Откр 11.15).

3). Царством Славы можно назвать приближенные ко Пресвятой Троице ангельские лики и, через Воплотившегося Сына Божьего, святых праведников, а также весь изначально сотворённый и в день Страшного суда преображённый Богом мир. Царство Славы сейчас недоступно в своей полноте нам, смертным и грешным людям, и пребывает относительно нас в другой, непостижимом для нас области, как бы в другом "измерении". Царство Славы будет явлено ("сойдёт на землю") в день Страшного суда, и тогда станет доступно воскрешённым людям, которые займут в этом Царстве подобающее им место.

Царство Славы имеет этапы своего становления – начало: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт 1.1); в наши дни проходит процесс домостроительства самого творения Божьего: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих" (Быт 2.2); и получит своё завершение в "конце мира" – в восьмой день творения, когда сбудутся слова Архангела Деве Марии о Господе нашем Иисусе Христе: "Будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца" (Лк 1.33).

При наступлении всеобщего Царства Славы, преобразится и Церковь Христова (Царство благодати) – Церковь станет Царством: "А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится – смерть. Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём" (1Кор 15.24-26,28). [3]

Царство Небесное в Ветхом Завете

В Ветхом Завете читаем: "И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал" (Быт 2.8). В Ветхом Завете Рай – это сад, который насадил Бог и поселил там людей. Это область особого присутствия Бога среди первых людей до их грехопадения и место пребывания людей, изначально уготованное Богом. Поскольку человек после грехопадения уже не мог мыслить категориями Небесного Царства, то оно описывается в Свщ. Писании категориями земными, материальными. Согласно Святым отцам, все образы Рая – реки, деревья, цветы, птицы и всё прочее – лишь образы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа.

После грехопадения Адам был изгнан из Рая: "И выслал его Господь Бог из сада Эдемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни" (Быт 3.23-24). Вслед за Адамом и Евой из Небесного Царства был низвергнут их искуситель Люцифер: "Я низвергнул тебя, как нечистого, с горы Божией, изгнал тебя, херувим осеняющий" (Иез 28.16; см. Ис 14.12; Лк 10.18).

Некоторые из Ветхозаветных праотцов и пророков удостаивались видения Бога и Небесного Царства в чувственных, материальных образах.

Праотец Иаков в виде лестницы (Быт 28.12-13); Пророк Моисей в виде Неопалимой купины (Исх 3.2,6). Также Моисей видел Бога, как бы, сзади (Исх 33.20,23;34.5-6). Пророк Илия созерцал Бога в дуновении ветра (см. 3Цар 19.11-13). [4]

Пророк Исаия пишет: "Видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесённом, и края риз Его наполняли весь храм. Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лице свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!" (Ис 6.1-3).

Пророк Иезикииль видел Небесное Царство и Славу Господню: "И поднялась слава Господня с Херувима к порогу дома, и дом наполнился облаком, и двор наполнился сиянием славы Господа" (Иез 10.4; см. Иез 10.18; Иез 10.20-21).

Пророк Даниил описал Судный день, когда Царство Небесное сойдёт на землю: "Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нём было бело, как снег, и волосы главы Его – как чистая волна; престол Его – как пламя огня, колеса Его – пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним; судьи сели, и раскрылись книги. Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шёл как бы Сын человеческий, дошёл до Ветхого днями и подведён был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его – владычество вечное, которое не прейдёт, и царство Его не разрушится. Потом примут царство святые Всевышнего и будут владеть царством вовек и вовеки веков". "Я видел, как этот рог вёл брань со святыми и превозмогал их, доколе не пришёл Ветхий днями, и суд дан был святым Всевышнего, и наступило время, чтобы царством овладели святые. Царство же и власть и величие царственное во всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство – царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему" (Дан 7.9-27).

Небесное Царство и Ветхозаветный Закон.

Изгнав людей из Рая, Господь дал им Закон, дабы, стремясь соблюсти его, люди окончательно не уклонились бы в сторону греха.

Ветхозаветный Закон строго регламентирует все действия человека. Главнейшие из Ветхозаветных заповедей перешли и в Завет Новый: "Люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими" (Втор 6.5) и "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Лев 19.18). Также христиане соблюдают Десять заповедей Моисеевых. В Псалтири приводятся обетования и блаженства – качества, которые приближают человека к святости. [5]

* * *

В Ветхом Завете говорится то, что человек, согрешив, потерял Рай, после чего ему дан Закон духовного выживания на проклятой Богом земле (Быт 3.17) до появления в мире Мессии – Искупителя грехов всех людей, Который восстановит человека в первозданном достоинстве и вернёт его в Небесное Царство.

Царство Небесное в Новом Завете

Если в Ветхом Завете Рай показан в виде материальных образов и благ, даже с описанием географических координат, то в Новом Завете, по пришествии Христа, проповедавшего приближение Небесного Царства, это Царство показано более в иносказательных образах, не в таких сугубо материальных категориях, как в Завете Ветхом, а скорее в виде благодатной духовной области. В Новом Завете подчёркивается, что описать Небесное Царство человеческими словами невозможно: Апостол Павел, будучи восхищённым в Рай "до третьего неба" написал лишь то, что там "слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать" (2Кор 12.4).

Царство Небесное во время земной жизни Христа открывалось для людей в зримых образах: при Рождестве Христовом (поющие ангельские силы), Его Крещении (явление Святого Духа и Голос Небесного Отца), Преображении, Воскресении и Вознесении на Небо, а также в день Пятидесятницы.

Небесное Царство – Жизнь вечная

Господь много раз говорил о Небесном Царстве, как о Жизни вечной: "Слушающий слово Моё и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешёл от смерти в жизнь" (Ин 5.24; см. также: Ин 3.16,36; 6.51,54; 10.27-28; 17.3). "Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Ин 17.3).

"Жизнь Вечная есть дар Божий, который Христос, Сын Божий, Кровию Своею заслужил верующим во имя Его, как говорит апостол: 'Дар Божий – Жизнь Вечная во Христе Иисусе, Господе нашем' (Рим 6.23). Ибо человек, грешный и сам в себе проклятый и не иному чему как вечному осуждению подлежащий, ничего иного не может заслужить и не заслуживает, как только смерти, как сказано: 'возмездие за грех – смерть' (Рим 6.23). Сам себя может погубить, и губит, но сам себя спасти не может. Надо Сыну Божию, как Пастырю доброму, взять его, яко овцу заблудшую, 'на плечи Свои' (Лк 15.4-6) и принести к Отцу Своему, как говорит Христос: 'Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня' (Ин 14.6)". "Потребен нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и прочее, нужное для жизни, пока в этом мире живём, но Вечная Жизнь так нам нужна, что без неё все ничто и весь этот приобретённый мир – ничто. 'Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?' (Мф 16.26). Видишь, что спасение души, которое состоит в вечной жизни, дороже всего мира и потому оно есть единое на потребу" (Тихон Задонский).

"Мы обновлены Святым Крещением и словом Божиим призваны к Вечной Жизни. У нас есть Святое Писание, данное нам Богом для получения Вечной Жизни. Сын Божий Иисус Христос пришёл в мир и в мире пожил, пострадал и умер, чтобы мы получили Вечную Жизнь" (Симеон Новый Богослов).

"Вера во Христа – жизнь. Питающийся верою вкушает уже во время странствования земного Жизнь Вечную, назначенную праведникам по окончании этого странствования" (Игнатий Брянчанинов).

"Главный предмет Евангелия – дарование Жизни Вечной" (Климент Римский).

Жизнь вечная там, где нет времени – в Царстве Славы.

Царство Небесное в притчах

Простому народу Господь рассказывал о Небесном Царстве чаще всего в притчах. В притчах, а также в других Своих высказываниях, Господь указывает пути в Небесное Царство. Из этих притч прямо следует вывод, что Царство Божие есть Сам Господь наш Иисус Христос, единосущный Отцу и Святому Духу.

Притча о невидимо растущем семени: "Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, и спит, и встаёт ночью и днём; и как семя всходит и растёт, не знает он, ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мк 4.26-29). Притча о зерне горчичном: "Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом" (Мф 13.31-32). Притча о закваске: "Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё" (Мф 13.33).

Царство Небесное – Господь наш Иисус Христос благодатью Святого Духа, начинается в нас с малого и возрастает в великое. В таинстве Крещения мы получаем семя, малое зерно, или закваску Небесного Царства.[6]

Притча о плевелах: "Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своём; когда же люди спали, пришёл враг его и посеял между пшеницею плевелы. (…) Во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою" (Мф 13.24-30). Притча о неводе: "Подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Так будет при кончине века: изыдут Ангелы и отделят злых из среды праведных, и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов" (Мф 13.47-50). Притча о десяти девах: "Подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. (…) Пришёл жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий" (Мф 25.1-13).

Поле, невод и десять дев в этих притчах означают земную Воинствующую Церковь: Господь говорит о том, как Он отберёт в Небесное Царство сынов Царствия, находящихся среди сынов лукавого (сатаны). "Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного" (Мф 7.21). Мы должны быть готовы любой момент к пришествию жениха-Христа чтобы войти с Ним в Царство Божие – блюсти чистоту веры и своей жизни: "Будем опасаться, чтобы, когда ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (Евр 4.1).

Притча о рабах, получивших равную плату: "Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой. (…) Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; и получив, стали роптать на хозяина дома. (…) Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми своё и пойди" (Мф 20.1-16).

Здесь Господь сравнивает Небесное Царство с динарием – Он приглашает нас потрудиться, чтобы в качестве платы за труды получить Небесное Царство.

Притча о сокровище, скрытом в поле: "Подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то" (Мф 13.44). Притча о жемчужине: "Подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её" (Мф 13.45-46). Притча о званных на брачный пир: "Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели прийти. (…) Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны. Итак пойдите на распутия и всех, кого найдёте, зовите на брачный пир" (Мф 22.2-14).

Царство Небесное - такое состояние души и ума человека, где Бог главный, когда всё остальное не может с Ним сравниться. Господь предлагает нам обменять всё, что мы имеем на Небесное Царство и не иметь в жизни иных ценностей.

Притча о немилосердном должнике: "Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. (…) Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его" (Мф 18.23-35).

Господь требует от нас быть подобным Ему. Мы будем судимы тем судом, которым судим других. Царства Небесного удостаиваются только милосердные.

О том, как Господь желает взыскать в Царство Небесное потерянные души, говорят притчи о заблудшей овце (Лк 15.5-7) и о потерянной драхме (Лк 15.8-10).

Кто войдёт в Небесное Царство

В Небесное Царство мы получили возможность войти благодаря Искупительной Жертве нашего Спасителя – любви Божией: "Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов" (Кол 1.12-14). В Царство Божие войдут те, кому будут прощены их грехи, кто принадлежит к Церкви, основанной Христом: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём" (Ин 6.53-54,56).

В Заповедях Блаженств Господь указывает на тех, кто удостоится войти в Небесное Царство: нищие духом (т.е., подобные детям), плачущие, кроткие, стремящиеся к правде, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, гонимые за правду, гонимые и оклеветанные за Христа: "Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф 5.1-12). Святитель Феофан Затворник пишет: "В изречениях Своих о Блаженствах Господь изображает райское сердце. В состояние его входят: смирение, плач и сокрушение, кротость и безгневие, правдолюбие полное, милостивость совершенная, чистота сердца, миролюбие и миротворение, терпение бед, напраслин и гонений за веру и христианскую жизнь. Хочешь рая – будь таким. И здесь ещё предвкусишь рай, в который готовым вступишь по смерти, как преднареченный наследник".

Также Господь в других местах Евангелия говорит, что в Небесное Царство войдут те, чья праведность превзойдёт праведность книжников и фарисеев (Мф 5.20); исполняющие волю Отца Небесного (Мф 7.21; Мф 12.50); употребляющие усилие для вхождения в Небесное Царство (Мф 11.12); те, кто обратятся и будут как дети (Мф 18.3-4,10;19.14); кто откажется от земных утех ради Небесного Царства (Мф 19.12); кто оставит имущество и родных ради Христа (Мф 19.29); те, кто помогают нуждающимся не ожидая от них воздаяния (Лк 14.13-14); те, кто раздадут всё, что имеют и последуют за Христом (Мк 10.21; см. Лк 18.22; Мф 19.21; Мф 19.23 ); кающиеся грешники (Лк 15.7); ненавидящие душу свою в этом мире (Ин 12.25; см. Лк 17.33); приносящие плоды Царства Божьего (Мф 21.43).

Царство Небесное даруется тем, кто, по словам апостола Павла, "забывая заднее, простирается вперёд" (Флп 3.13), поскольку озирающийся на этом пути назад (думающий и сожалеющий о плотском и земном) "не благонадёжен для Царства Божия" (Лк 9.62). Царство Божие ожидает от человека полной, всецелой преданности Богу: "Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнётесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Пет 1.10-11).

В этом Царстве первые служат последним (Мк 10.31) – как и мы должны поступать в своей земной жизни.

"Путь, возводящий человеческое естество на Небо, есть не что иное, как отступление и бегство от земных зол, а средством к избежанию зол не что иное служит, как уподобление Богу" (Григорий Нисский).

Царство Небесное в молитве Господней.

В молитве "Отче наш" Сам Господь именует Небесное Царство Царством Отца, мы воздаём хвалу Отцу, сущему на Небесах, и призываем Небесное Царство сойти на землю (да приидет Царствие Твое), чтобы воля Отца была на земле, как на Небе (что и свершится по Всеобщем воскресении). Просим подать всё необходимое нам для жизни и избавить нас от грехов. "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь" (Мф 6.9-13). Эта молитва, по сути, есть славословие Бога Отца и призывание на землю Его Небесного Царства.

Путь в Небесное Царство лежит через скорби

Господь Своей земной жизнью указал нам путь в Небесное Царство, пройдя этот путь первым, и пригласил нас следовать за Собой: "Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф 16.24; см. Мк 8.34; Лк 9.23).

В мире невозможно прожить непричастным ко греху: "Весь мир лежит во зле" (1Ин 5.19). Господь призывает к Себе "труждающихся и обременённых", притесняемых этим миром, как это Он возвещает и в Заповедях Блаженств. Кто не скорбит в этом мире, а сорадуется с ним – не нуждается в Небесном Царстве: "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир" (Ин 16.33).

Об этом также пишут Святые отцы: "Так и Царство Небесное, и райское блаженство: постом, воздержанием, бдением и любовью достигает его каждый; это пути, ведущие на Небо" (Ефрем Сирин). "Кто хочет быть участником вечной радости и славы, тому надо скорби и поношению Христову здесь приобщаться". "'С Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться' (Рим 8.17). 'Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие' (Деян 14.22). Видишь, что не только скорбями, но и многими скорбями войти туда подобает". "К Жизни Вечной нет другого пути, кроме крестного" (Тихон Задонский).

О наступлении Небесного Царства

Царство Небесное начинается здесь, на земле, с малого, как описывает это Господь в Своих притчах, – с таинства Крещения и запавшей в сердце человека благодати Божией, которая, как зерно горчичное, прорастая, приносит человеку плод – Жизнь вечную.

Господь говорит: "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17.21). То есть, Царство Небесное начинается при жизни: "В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его" (Ефрем Сирин).

"Когда прекратится это быстротекущее и преходящее время, в котором одно приходит в бытие, а другое разрушается; когда минует потребность приходить в бытие и не будет уже разрушаемого, потому что ожидаемое Воскресение претворит естество в некое иное состояние бытия; когда прекратится и это преходящее время, потому что уже не будет силы, приводящей в бытие и разрушение, – тоща [источившейся, сошедшей на нет], без сомнения, кончится эта седмица, измеряющая время, и наступит восьмой день, то есть последующий век, который весь является одним днём... потому что день этот будет освещать не чувственное наше солнце, но истинный Свет, Солнце Правды, которое в пророчестве именуется Востоком (Лк 1.78), потому что никогда не скрывается на западе" (Григорий Нисский).

Второе пришествие Господа нашего Иисуса Христа и открытие Царства Славы

О Пришествии Небесного Царства говорится Самим Спасителем в повествовании О Страшном суде (Мф 25.31-46): "Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую" (Мф 25.31-33). Далее в притче о тех, кто войдёт в Небесное Царство: "Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне" (Мф 25.34-36). На вопрос праведников, когда они это сделали, ведь они не встречали Господа нуждающимся: "И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф 25.40). Святых ("братьев Моих меньших") относительно немного, а спасённых будет много – это те, кто при жизни относились ко святым так, как будто это был Сам Христос: "И пойдут (…) праведники в жизнь вечную" (Мф 25.31-46).

В Новом Завете также сказано: "Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" (Мф 24.30). "Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдёт с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Фес 4.16-17).

При вступлении в Небесное Царство мёртвые воскреснут, а живые изменятся: "Не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою" (1Кор 15.51-54).

"И увидел я мёртвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мёртвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими" (Откр 20.12).

В Царство Небесное можно войти только при посредничестве Церкви, основанной Христом: "Если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе" (Мф 18.17-18; см. Мф 16.18-19; Ин 3.5).

Человек со своим больным грехом телом до Всеобщего Воскресения не может войти в Царство Славы. Христос ныне единственный в Теле пребывает в Царстве Пресвятой Троицы: "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин 3.13). [7] Господь, Своим Воскресением, сделал Небесное Царство доступным для душ праведников. Доступным же для людей (в соединении души и тела) Небесное Царство станет по Всеобщем Воскресении и преображении человеческих тел, освободившихся от власти греха и соединённых с душой, грехи которой прощены на предварительном Суде по смерти человека.

"Все ветхозаветные святые были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что будут введены туда, как только придёт на землю Обетованный, верою в Которого они жили. Его Пришествие и там предвозвестил Предтеча. Когда же снисшел Господь – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай есть только преддверие настоящего рая, который откроется после всеобщего Воскресения и Суда. Хотя в нём и блаженствуют все новозаветные святые, но ожидают ещё большего и совершеннейшего блаженства в Будущем Веке, при новом небе и новой земле, когда 'будет Бог всё во всём' (1Кор 15.28)" (Феофан Затворник).

Небесное Царство и царство сатаны

Вне Небесного Царства пребывает царство сатаны – "тьма внешняя", которое также именуется адом, царством тьмы, гееной, тартаром, вечными муками, огнём неугасимым и проч. Это удел тех, кто при жизни отвергал Любовь и Заповеди Божии. Причём, если Небесное Царство было недоступно для человеческих душ до Воскресения Христова, то в ад, начиная от первых людей, нисходили души всех умерших, как грешников, так и праведников. Ад, также, как и Рай, иерархичен – от "дна адова" для самых тяжких грешников, до "лона Авраамова" (до Воскресения Христова) для праведников.

Ад – это царство вечных мучений: "И хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих" (Откр 16.11). В Писании неоднократно подчёркивается, что на Страшном суде человечество окончательно разделится на две части – грешников и праведников: "Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную" (Мф 25.41,46).

На Страшном суде Господь, низвергая грешников в ад, поступит так, как это описано в притче о талантах: "Он поступит, как человек, который, (…) призвал рабов своих (…) и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе. (…) По долгом времени, приходит (…) и требует у них отчёта. (…) Подошёл получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, (…) и, убоявшись, пошёл и скрыл талант твой в земле. (…) Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! (…) возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов" (см. Мф 25.14-30; Лк 19.12-27). То есть, Господь, прежде чем низвергнуть грешников в ад, отнимет от них всё хорошее, что они имели, поскольку ничто чистое в аду пребывать не может.

О царстве сатаны упоминает Спаситель: "И если сатана сатану изгоняет, то он разделился сам с собою: как же устоит царство его?" (Мф 12.26). О существовании ада многократно свидетельствует Священное Писание (Мф 8.12; 11.23; 16.18; 22.13; 23.33; 25.30; Лк 10.15; 16.23; 1Кор 15.55; Откр 1.18; 6.8; 20.13-14).

Если Царство Божие есть Царство света, где ночи не будет, то ад – это царство тьмы ("тьма внешняя"), где не будет света, а вместо него – огонь опаляющий, невидимый и приносящий мучение: "Ни свет там [в Раю] не омрачается, ни тьма [в аду] не озаряется. Не прекратятся там хвалы и не умолкнет плач" (Ефрем Сирин).

Согласно традиции, образно считается, что Рай будет на земле, а ад – в её недрах.

О жизни в Небесном Царстве

"Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его" (1Кор 2.9).

В Откровении Иоанна Богослова, Небесное Царство описано так же образно, как и у пророков Исайи, Даниила и Иезекииля: "И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. (см. Ис 65.17; 2Пет 3.13). И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. (см. Ис 52.1;54.5; 2Кор 11.2; Гал 4.26; Евр. 12:22; Откр 3.12). И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. (см. Лев 26.12; Иез 43.7). И отрёт Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. (см. Ис 25.8,35.10; Откр 7.17). И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И вознёс меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святой Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. (…) Храма же я не видел в нём, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец. (…) И принесут в него славу и честь народов. (см. Ис. 60.3,5). И не войдёт в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни. (см. Ис 35.8; Откр 20.12). И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. (см. Иез 47.1; Зах 14.8; Откр 4.6). Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни. (см. Иез 47.12; Откр 2.7). И ничего уже не будет проклятого; но престол Бога и Агнца будет в нём, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. (см. Мф 5.8; 1Ин 3.2; 1Кор 13.12). И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков. (см. Ис 60.19). (Откр 21.1-27;22.1-5).

"Отечество у чистого душой – внутри его. Солнце, сияющее там, – свет Святой Троицы. Воздух, которым дышат жители, – Утешитель Всесвятой Дух. Совозлежащие – святые бесплотные существа. Жизнь, радость и веселие их – Христос, Свет от Света Отца. Это – Иерусалим и Царство Божие, сокровенные внутри нас по слову Господа. Эта страна – облако Славы Божией, в которое войдут одни чистые сердцем, чтобы увидеть лицо своего Владыки и озариться лучом света Его в духе своём" (Исаак Сирин).

Царство Божие – эта область, где Господь всё и во всем. Он – Царь, и вся вселенная в благоговении склоняются перед Его царствованием. Будет уничтожено всё, сотворённое людьми, и будет только творение Божие: "Творю всё новое". Времени не будет: "Ангел (…) поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков (…), что времени уже не будет" (Откр 10.5-6).

Люди в Небесном Царстве преобразятся: "Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их" (Мф 13.43), уподобятся Богу (1Ин 3.2) и познают Его (1Кор 13.12).По слову преподобного Симеона Нового Богослова, святые, находящиеся в Раю, будут видеть и знать друг друга.

Не будет продолжения рода, поскольку исполнится число небожителей (см. Откр 6.11): "Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения" (Лк 20.35-36; см. Мк 12.25; Мф 22.30).

Не будет возрастных различий, национальных, различий пола: "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал 3.28). Не будет храмов и религий: "ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец" (Откр 21.22) – будет Единое Царство.

В Небесном Царстве нет зла и греха: "Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных" (Мф 13.49; см. Мф 13.50; Мф 25.32-33,41; Мф 15.46; Ин 5.29), нет страстей и пороков, нет гордости, значит, нет нужды и в смирении, поскольку нет вообще страстей, которые надо было бы удерживать в себе – есть только радость. Во всём Бог и Божественная Любовь.

Не будет ничего сокрытого и утаённого: "Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога" (1Кор 4.5).

Не будет никакой материальной потребности – в пище и питье, даже не будет нужды в дыхании – Господь станет единственным источником жизни: "Ядущий Меня жить будет Мною" (Ин 6.57; см. Ин 4.10; Рим 14.17); "Невозможно, чтобы оставался нетленным тот, кто питается чувственной пищей" (Иоанн Дамаскин). Райское древо жизни есть Сам Христос. В Раю праведники созерцают Христа и абсолютно насыщаются этим созерцанием.

Не будет привычной нам одежды, будет как бы белый свет: "Одеяйся светом, яко ризою" (Пс 103.2); "Одежды же Его сделались белыми, как свет" (Мф 17.2; см. Мк 9.3; Лк 8.29). Не будет пространства – во всём бесконечность: "Верую, что как Царствие Небесное, так и ад бесконечны и что по Воскресении мёртвых и по дне Суда будем иметь Жизнь Вечную, блаженную с Богом или окаянную с диаволом" (Димитрий Ростовский).

"Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чём принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чём этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни... Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьём, и светом, и богатством, и царством... Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11). После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и всё творение, и уже ничего не останется вне Христа, но всё преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый 'невечерний день' Царства Божьего, 'вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге'" (Григорий Нисский). [8]

Иерархия Небесного Царства

В отличие от земной иерархии, в которой подобные друг другу люди занимают различное положение на социальной лестнице – от бесправного раба до верховного правителя, Небесная иерархия состоит из разной степени духовных совершенств: от людей и ангелов, до стоящего во главе Небесной иерархии Богочеловека Иисуса Христа, приобщающего всю эту иерархию Пресвятой Троице. Небесная иерархия берёт начало уже здесь, на земле, где среди людей встречаются закоренелые грешники и святые, достигшие ангельской жизни, но эта иерархия никогда не совпадает с "гражданской" иерархией "социальной лестницы". Если земная иерархия строится на доминировании высших над нижними, то Небесная иерархия строится на служении высших нижним. Потому Господь говорил, что Он пришёл не начальствовать, а послужить людям, и что Царство Его не от мира сего. Существование иерархии в Небесном Царствии подтверждается Свящ. Писанием (см. Мф 5.19; Мф 18.1; 2Кор 12.4).

Ангельская и человеческая иерархия в Небесном Царстве, составляя единую иерархию, взаимно друг друга дополняют: если ангельская иерархия – это передача Божественного Света от высших ангельских чинов к низшим, что человеческая иерархия – это иерархия усвоения Божественного света, стремление от низшего к высшему.

Небесную иерархию возглавляет Господь наш Иисус Христос в Славе Своей, ближе других к Нему Божия Матерь и Иоанн Предтеча, затем различные ангельские чины, и лики святых – эта иерархия Царства изображается в иконостасе в Деисусном чине. [9]

"В различии воздаяния убеждает нас не только наше умозаключение, но и слово Божие. Ибо Сам Иисус Христос говорит: 'воздаст каждому по делам его' (Мф 16.27). Да не только в геенне, но и в Царстве найдёшь множество различий: 'В доме Отца Моего обителей много' (Ин 14.2); и 'иная слава солнца, иная слава луны' (1Кор 15.41)" (Иоанн Златоуст). "Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, потому что 'звезда от звезды разнится в славе' (1Кор 15.41). И поскольку 'многи обители' у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем" (Василий Великий).

Царство Небесное уготовано и ждёт тех, кто войдёт в него – Сердце Христово вместит всех, любящих Его. Для каждого его обитель будет наивысшим доступным ему блаженством – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни: "Господь Иисус многомилостив. Он подаёт успокоение каждому соответственно делам его: успокоение великое за дела великие, малое – за дела малые. Одно Царство, но каждый обретает в нем своё место и своё дело" (Авва Исаия).

В Небесном Царстве не будет законов и правил, поскольку там царствует Божественная благодать, делающая согласным всё во всём, в отличие от земного устроения, которое может удерживаться только жёстким внешним законом со строгой системой поощрений с одной стороны, и принуждений и наказаний с другой.

Живущие в Небесном Царстве будут выше тех, кто был рождён и жил на земле: "Истинно говорю вам: из рождённых женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф 11:11). "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земной и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" (Ин 3.31).

Царство Небесное пришедшее в Силе

"Царство Моё не от мира сего… Царство Моё не отсюда" (Ин 18.36).

В Священном Писании есть только одно "прямое" описание Царства Славы, явленное ученикам Христа во время Его преображения на Фаворской горе. "И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе" (Мк 9.1; см. Мф 16.28; Лк 9.27) – то есть, пока не увидят Царство Славы. После этих слов, "По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвёл их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие. При этом Пётр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. Когда он ещё говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте. И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь. Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса (Мк 9.1-8; см. Мф 17.1-6; Лк 9.28-36).

Фаворский свет – это Слава Господня, Царство Пресвятой Троицы – помимо преобразившегося Богочеловека Христа ученики видели Облако (Св. Дух) и слышали голос Отца. Пётр только и мог сказать: "Наставник! хорошо нам здесь быть" (Лк 9.33; см. Мф 17.4; Мк 9.5-6). И ещё: "устрашились, когда вошли в облако" (Лк 9.34; см. Мф 17.5-6; Мк 9.7). Так Господь, во исполнение Своего обещания показать "Царствие Божие, пришедшее в силе", открыл ученикам Царство Славы в той мере, в которой они могли его воспринять. И показал, прежде всего то, что Царствие Божие – есть Богочеловек, Единый со Отцом и Святым Духом.

* * *

Господь только апостолам приоткрывал некоторые тайны Его Царства. В прощальной беседе с учениками Он открыл им то, что никто не приходит к Отцу, как только через Сына (Ин 14.6), что видевший Сына видел Отца (Ин 14.9), что Отец, пребывающий в Сыне, творит дела (Ин 14.10), что "Я в Отце Моём, и вы во Мне, и Я в вас" (Ин 14.20), что Христос оставляет нам мир Свой (Ин 14.27) и радость пришествия Своего к нам (Ин 14.28).

Святая Троица нам недоступна, мы можем только приблизиться к Ней через Воплотившегося Сына.

Царство Славы

В нашей жизни на земле мы можем получить только зерно Царства Славы, в полноте возможно войти в Небесное Царство только по Всеобщем воскресении: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего" (Рим 8.22-23).

Небесное Царство пришедшее в Силе, или Царство Славы – недоступный нам мир, как некое непостижимое нам духовное измерение или качество, в который мы войти не можем, но который, после Воскресения Христова и схождения Святаго Духа, пронизывает своей благодатью наш земной мир, и может частично присутствовать в душах и сердцах людей, пребывающих в Царстве благодати – Церкви Христовой: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан" (1Кор 13.12).

Святые отцы о Небесном Царстве

Святые отцы называли Царствием Божиим Царство Отца, Царство Сына и благодать Святого Духа – Царство Св. Троицы. Они часто использовали слова "Царство Божие" и "благодать" как синонимы.

"Ты, Христос – Царство Небесное, Ты – земля кротких, Ты – рай зеленеющий. Ты – чертог Божественный". "Царствие Божие в нас есть, когда Бог бывает в единении с нами, благодатию Пресвятого Духа". "Подвизайтесь стяжать сознательно внутрь нас Царство Небесное, то есть благодать Святого Духа" (Симеон Новый Богослов). "Царствие Божие есть Святой Дух" (Св. Максим Исповедник и св. Григорий Нисский).

"Царствие Небесное – мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов" (Игнатий Брянчанинов).

"Если Царство Божие находится внутри нас и это Царствие есть праведность, мир и радость, то кто их имеет, тот, без сомнения, находится в Царстве Божием. И, напротив, живущие в неправде, раздоре и печали, производящей смерть, находятся в царстве диавола, в аду и смерти. Ибо этими признаками различается Царство Божие и царство диавола" (Иоанн Кассиан Римлянин).

"Знамение же и доказательство того, что Царствие Небесное истинно внутри нас, есть следующее: если мы не желаем никаких временных благ мира сего – ни богатства, ни славы, ни удовольствий и никакого мирского или плотского наслаждения, но удаляемся и отвращаемся от этого всей душой и всем сердцем, как возвеличенные царской честью и властью удаляются от блудилищ и как привыкшие носить чистые одеяния и намащаться мирами и благоуханиями отвращаются от зловония. А кто не отвращается от всего этого, но имеет пристрастие к чему-либо из того, о чём мы сказали, тот не видел Царствия Небесного, не обонял, не вкушал сладости и благоухания его" (Симеон Новый Богослов).

Также Святые отцы указывали, что Небесное Царство насаждается в душе человека таинством св. Крещения: "Пришёл наконец Тот, Кто может омыть нас и очистить, и, очистив, открыть Богу вход в нас и вселить в нас Царствие Его. Это совершается в Таинстве Святого Крещения, а кто согрешит после Крещения – в Таинстве Покаяния. И в том, и в другом случае от тебя требуется покаяние" (Симеон Новый Богослов). "Вход в Царство Небесное, которое Святым Крещением насаждено в сердце каждого христианина, есть развитие этого Царства действием Святого Духа" (Игнатий Брянчанинов).

Святые отцы своим учением, подвигами и молитвами, сами стремились и нас к тому призывают – при жизни стяжать Небесное Царство – благодать Святаго Духа. Они учат нас тому, как пройти путь от Крещения до смерти и как стяжать благодать Небесного Царства на этом пути.

Небесное Царство в Божественной Литургии

Небесное Царство там, где особое присутствие Христа – в этом плане совершаемая в храме Божественная Литургия также является знамением присутствия Небесного Царства на земле.

Вся Божественная Литургия совершается как бы в Небесном Царстве пред Лицем Божиим в присутствии Ангельских сил и является в своей символике образом Небесного Царства. В самой символике храма заключено Небесное Царство. Особенно это было явно в византийский период, где храм в целом прообразовал Небесное Царство. В русских храмах образ Небесного Царства переместился под купол, а само пространство храма в большей степени прообразует Святую Землю с Алтарём-Кувуклией. Но во время служения Божественной Литургии Алтарь знаменует, наряду с Сионской горницей, также и Небесное Царство. В русских храмах Небесное Царство, как бы, "отделено" от молящегося в храме народа, и Церковь призывает народ войти в это Царство.

Небесное Царство поминается в продолжении всей Литургии в возгласах, молитвах и песнопениях, начиная с самого первого литургического возгласа: "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков!" В других возгласах: "Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем …", "Яко Твоя держава и Твое есть Царство и сила, и слава …", "Благословен еси на престоле славы Царствия Твоего, Седяй на Херувимех …", "… всех вас православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем". В прошениях на ектеньях: "Милости Божия, Царства Небеснаго и оставления грехов их у Христа, безсмертнаго Царя и Бога нашего, просим". В пении Блаженств: "Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши, во Царствии Твоем".

Во многих молитвах: "Боже Святый, иже во святых почиваяй, иже трисвятым гласом от Серафимов воспеваемый и от Херувимов славословимый, и от всякия Небесныя Силы покланяемый" (перед Трисвятым). "Даждь им всегда со страхом и любовию служащим Тебе, неповинно и неосужденно причаститися святых Твоих Таин и Небеснаго Твоего Царствия сподобитися". "Яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем".

Священник в алтаре молится: "Ты от небытия в бытие нас привел еси, и отпадшия возставил еси паки, и не отступил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и Царство Твое даровал еси будущее". "Якоже быти причащающимся во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святаго Твоего Духа, во исполнение Царствия Небеснаго". "Сподоби нас причаститися Небесных Твоих и страшных Таин, сея Священныя и Духовныя Трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святаго, в наследие Царствия Небеснаго". "Вонми, Господи Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего, и от престола славы Царствия Твоего".

Православная Церковь верит, что по молитвам живых праведников и самой Церкви участь умерших может быть изменена и их души могут даже переместиться из царства тьмы в Царство Света. Этому посвящены все заупокойные богослужения.

Мы и Небесное Царство

Зарождение в нас Небесного Царства

Царство невозможно без Царя и потому Небесное Царство приближается к нам тогда, когда мы по-настоящему начинаем осознавать Христа своим Царём. Это осознание утверждается в Крещении: на вопрос священника "Сочетаваеши ли ся Христу?" приступивший к Таинству отвечает "Сочетаваюся" и на вопрос "И веруеши ли Ему?", отвечает "Верую Ему, яко Царю и Богу". Зерно благодати Небесного Царства мы получаем в Таинствах Крещения и Миропомазания – исповедав Христа своим Царём, крестившись во Христа троекратным погружением и получив Дар Святаго Духа. Это малое зерно мы должны всю нашу оставшуюся жизнь взращивать – добрыми делами, молитвами, покаянием, участием в Таинствах Церкви и, самое главное, причащаясь Святых Христовых Таин. При этом мы знаем цель своего жизненного пути – достичь Небесного Царства. К этой цели мы должны стремиться. Господь призывает нас искать Небесное Царство не в "загробной жизни", которая наступит после смерти, а здесь, в этом мире, пока мы живы, поскольку после смерти мы уже ничего не сможем предпринимать, и будет поздно. [10]

Само по себе хождение в храм не спасает, поскольку это не то же самое, что пребывать в Церкви Христовой – в храмах собираются не только те, кто принадлежат к Церкви, но там бывают, как и Ветхозаветном храме, современные фарисеи и лицемеры, о которых Господь сказал: "Истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперёд вас идут в Царство Божие" (Мф 21.31). К клирикам и прихожанам православных храмов прямо относится притча о пшенице и плевелах: "Пошлёт Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (Мф 13.42). "Из Царства Его" – из земной воинствующей Церкви, где рядом с праведными стоят неправедные, называющие себя христианами, но не являющиеся таковыми: "Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмётся, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмётся, а другая оставится" (Лк 17.34-35).

Небесное Царство начинается в нашем сердце, как говорит Господь, и прорастает в нём подобно горчичному зерну и становится деревом. Но наше будущее зависит и от нашей воли, и если нет нашей воли в том, чтобы посеянное в таинстве Крещения зерно духовности в нас возрастало, или мы равнодушны, то мы не войдём в Царство Бога – мы уподобимся нерадивому рабу, получившему динарий и вернувшему его господину. Потому, так важно осознавать, что в нас имеется дар Божий – частичка Небесного Царства и мы должны преумножить в себе этот безценный дар, чтобы предъявить на Страшном суде Господину нашему то духовное богатство, которое мы смогли стяжать, пользуясь этим даром.

Таким образом, начинается Царство Божие с "рождения свыше" (т.е. с духовного рождения в таинстве Крещения): "Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Ин 3.3,5). Царство Божие по своей природе духовно и может быть усвоено только человеком, "рождённым благодатью Святого Духа, дарующего нам Царство Небесное внутрь нас" (Симеон Новый Богослов). Духовность есть Христос – вне Христа нет духовности.

"Войди внутрь себя самого и ищи там Царствия Божия. Оно действительно там, как Господь Сам научил нас в Евангелии Своём. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его; потому-то и говорит Он, что Царствие Божие внутрь вас есть" (Ефрем Сирин).

Как нам взрастить зерно благодати

"Кто говорит Богу в молитве: 'да приидет царствие Твое', а не знает, как приходит сие царствие, не зная же, не готовится к принятию его и ничего не делает, что требуется с его стороны к получению его, возможно ли, чтобы пришло к нему сие царствие?" "Царство Христово приходит только к тем, которые понимают, в чём оно состоит" (Симеон Новый Богослов).

В нашей душе должно зародиться Царство, и, следовательно, мы должны сознательно поставить в своей жизни главным не себя, а Бога. Отвергнуть себя – свергнуть себя с пьедестала собственной души и воздвигнуть на этом месте Христа – одно из необходимых условий стяжания Царства Божьего. Там, где наше самолюбие, наши самомнение и гордость – там не Бог царствует, там царствует наше "Я". Отвергнуть себя – означает поставить в центр своей жизни Бога.

Слова Христа "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк 17.21) можно понимать и как то, что Небесное Царство посреди (внутри) Церкви – как взаимоотношение между христианами. Любое земное царство коллективно и состоит из отдельных людей. Небесное Царство – во множестве небожителей. Земная воинствующая Церковь, как часть Небесного Царства, также состоит из многих членов, из которых меж подлинными христианами должны быть определённые отношения, в которых должны проявляться действия благодати Святаго Духа. Не только в отдельном христианине заложено начало Небесного Царства, но и в Церкви – отношениях настоящих христиан друг с другом.

Через Церковь подаётся благодать Таинств. Всякий раз, когда мы приступаем к таинству Покаяния, а тем более, когда со страхом Божиим и верою причащаемся Тела и Крови нашего Спасителя, мы питаем благодать Небесного Царства, полученную нами в Крещении. Стяжать благодать Святаго Духа и стяжать Царство Божие – одно и то же.

Христос пришёл на землю благовествовать о приблизившимся Небесном Царстве, и что Он есть дверь в это Царство: "Кто войдёт Мною, тот спасётся" (Ин 10.8). Он предлагает войти в Него как в Царство Божие, поменяв земное на Небесное. Это страшно, как было страшно апостолам на Горе Фаворской войти в облако. Но это единственный путь. По-настоящему решиться на первый шаг и дальше твёрдо следовать за Христом. Да поможет нам в этом Бог!

+ Митрополит Агафангел

P.S. Когда я приступал к написанию этого доклада я, признаюсь, не ожидал, что тема Небесного Царства столь глобально представлена в Священном Писании: Ветхий Завет повествует об изгнании из Небесного Царства и посвящён ожиданию Мессии, Который вернёт людей в потерянный Рай; буквально всё Евангелие посвящено приближению и раскрытию сокровенных тайн Небесного Царства, Деяния и Послания апостольские – указанию пути в Небесное Царство, Апокалипсис – грядущему пришествию Небесного Царства, а все творения Святых отцов – способам его достижения. Поистине, всё Священное Писание Ветхого и Нового Завета, "глаголы Вечной жизни" – есть Путь, и Истина, и Жизнь – указание пути в Царствие Божие. Потому крайне необходимо для нашего спасения то, чтобы Царство Небесное заняло в нашем уме, сердце и душе должное высокое место.

Эту тему невозможно охватить и представить во всей её полноте, поскольку ей целиком посвящено Священное Писание и Предание. Поэтому я предложил только краткое изложение некоторых мест из Писания и Святых отцов, а также некоторые свои выводы из того, что мною было прочитано.

Примечания

[1] В Писании слово небо употребляется в двояком значении: одно значение – это небесные силы, отождествляемые нами с Небесным Царством (то небо, о котором в Библии сказано: "В начале сотворил Бог небо и землю" /Быт 1.1/); и другое значение – небо, которое мы физически видим над землёй (о котором в Библии сказано: "И назвал Бог твердь небом" /Быт 1.8/). "Как есть это видимое небо, называемое твердью, так превыше его есть другое светозарное Небо, где полки Ангелов. Но оно не видимо телесным очам и есть нерукотворенная скиния, в которой совершают службу святые Ангелы. Ибо все это божественно, неизреченно и светоносно, потому что духовно и принадлежит не этому веку, но иному миру, где нет ни ночи, ни борьбы, ни геенны, ни лукавых духов. Поскольку не всякому, кто бы он ни был, позволяется внутренним оком видеть небесное, то для этого, подобно некой завесе, поставлена твердь, чтобы и им можно было не просто всех созерцать, но только тех, которые чисты сердцем и освещены в уме, и одних сограждан и сотаинников святым. А когда завеса будет открыта, тогда открыто будет праведникам, что ожидает избранных" (Ефрем Сирин).

[2] Современники иудеи, находившиеся в рабстве и ожидающие пришествия своего мессии-царя, который поднимет восстание, сбросит иго римлян и станет царём еврейского народа, живо откликнулись на эти слова, надеясь, что Христос и есть их долгожданный вождь. Несмотря на то, что вся проповедь Христа была в том, что Он Царь не земного царства, а Небесного.

[3] "Эти слова о конце Царства Христова должно понимать, как исполнение посланничества Сына, принятого Им от Отца и состоящего в приведении человечества к Богу через Церковь. Тогда будет царствовать Сын в царстве славы вместе с Отцом и Святым Духом, и царствию Его не будет конца" (Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое богословие).

[4] Пророки Илия и Енох, как известно, были вознесены живыми, но не в Небесное Царство, поскольку по слову Христа "Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах" (Ин 3.13), а в некое его преддверие ("яко на небеса"), как об этом пишут святые отцы (в частности, Григорий Двоеслов).

[5] "Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь" (Пс 1.1-2). Блаженны также "уповающие на Него" (Пс 2.12); "кому отпущены беззакония" (Пс 31.1); "кто помышляет о бедном" (Пс 40.2); "живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя" (Пс 83.5); "кого Ты избрал и приблизил, чтоб он жил во дворах Твоих" (Пс 64.5); "человек, которого сила в Тебе" (Пс 83.6); "человек, которого вразумляешь Ты, Господи, и наставляешь, законом Твоим" (Пс 93.12); "хранящие суд и творящие правду во всякое время" (Пс 105.3); "муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его" (Пс 111.1); "непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его" (Пс 118.1-2). "Блажен народ, у которого Господь есть Бог, – племя, которое Он избрал в наследие Себе" (Пс 32.12).

[6] Некоторые Святые отцы указывали на зерно, как на Святой Дух: "Зерно горчичное, вселяемое в сердце верующего как Божественное семя, есть Дух Святой" (Симеон Новый Богослов).

[7] Потому Он родился от безсеменного зачатия и для воплощения принял Тело Своё от непорочной Девы, и это Тело было преображено по Его Воскресении.

[8] Согласно Церковному преданию есть святые, которые подобно апостолу Павлу, были "восхищены до третьего неба" и, даже, выше. Об этом мы знаем из житий преподобных Симеона Дивногорца, Феодоры, Ефросинии Суздальской, святого Андрея юродивого и других святых. Святой Андрей юродивый (X в.) пишет: "Мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога... (Взойдя ещё выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесённом, окружённого серафимами. Он был облечён в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи".

[9] Православная Церковь, опираясь на Священное Писание и Предание учит, что ангелы разделяются на три чина и девять ликов. В первом чине находятся те, которые ближе к Богу: престолы, херувимы и серафимы. Во втором чине: власти, господства и силы. В третьем: ангелы, архангелы, начала.

[10] "Но знаете ли, какого Царствия велит Он искать нам? Того ли, которое находится на высоте небесной и откроется после Воскресения всех мёртвых? И когда заповедует нам искать его, сколь далеким считает Он его от нас? Слушай внимательно, да познаешь, какого Царства искать велит нам Господь. Бог Творец и устроитель всяческих над всем царствует, и небесным, и земным, и преисподним; и прежде всего царствует Он над нами правдой, ведением и истиной. И вот это-то Царство искать велит нам Господь, то есть искать, да царствует и над нами Бог. Как же да царствует? Да восседит поверх нас, как на колеснице, да держит руками своими желания душ наших, как бразды, и, находя нас послушными, да направляет нас туда, куда хочет, управляя желаниями нашими, как конями по воле Своей, чтобы мы охотно покорялись заповедям и повелениям Его и исполняли их". "Те, которые умирают прежде чем стяжают Царствие Небесное, где и когда обретут его, если отходят туда, где постоянная тьма? Итак, здесь, в этой жизни поведено нам взыскать его и обрести, стуча в его двери с покаянием и слезами" (Симеон Новый Богослов).

Метки: рпцз, митрополит агафангел, конференции

Печать

?вторизовать??, чтобы комментировать