Аскетизм по-католически

Автор: Протодиакон Герман. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

100 лет спустя трехсотлетия Дома РомановыхВ алгебре есть такое понятие: привести к общему знаменателю. В лингвистике должно было бы существовать то же самое. Нередко бывает, что люди употребляют слова, явно не понимая их смысла. Одно и то же слово может, в разных обстоятельствах, обозначать совершенно разные вещи. Вот, написано, что биография Франциска свидетельствует о том, что «новый Папа старается придерживаться аскетизма первых христиан».

Наша заметка не относится прямо к новому Папе. Не сомневаемся, что он духовно в разы выше многих своих собратий. Имеем ввиду католичество и западное христианство в целом. В православной Церкви мы имеем точное представление о том, что такое аскетизм и всуе это слово не употребляем. Одного из лучших прототипов того, что есть аскет и аскетизм мы видим в лице святого Предтечи и Крестителя Иоанна, который, как мы все из Евангелия знаем, жил в пустыне, носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный, питался акридами - т, е, саранчей - и диким мёдом. Таким растрёпанным пустынником и аскетом мы его изображаем на иконах. А как его изображают, значит и видят, западные христиане? Возьмём крупнейшую фигуру итальянского Ренессанса, Высокого Возрождения, Леонардо да Винчи, автора знаменитейшей Мона-Лизы Жоконды. В Лувре имеется также его другой шедевр - изображение Иоанна Крестителя. Охотно согласимся, что с художественной точки зрения это настоящий шедевр, но с церковной точки зрения это настоящее кощунство. Полное умопомрачение. Эти кудрявые волосики, нежная улыбка, пухленькое розовенькое тело, эта изнеженность, чуть ли не женственность ... Это, извините за выражение, изображение какого-то гермафродита, а не аскета-пустынника, никак не Иоанна Крестителя! Приглашаем всех разыскать в энциклопедии или в интернете эту известную картину. На этом примере можно понять, каким духовным извращением явилось, всеми восхваляемое западное Возрождение. Именно тут видно, как западный Человеко-Бог узурпировал место христианского Бого-Человека.

Мы вспомнили это по поводу нового Папы, вернее по поводу того, как его характеризуют в цитируемой биографии, как человека придерживающегося аскетизма первых христиан и зададим себе вопрос - какое понятие имеют эти биографы об аскетизме первых христиан и что под этим понимают? Не хотим быть фарисеями и усматривать щепку в чужом глазу и не видеть бревна в собственном, но сегодня по прямой трансляции видели интервью французского кардинала Рикара, архиепископа города Бордо, рассказывающего как, после появления в окне перед ликующей двухсоттысячной публикой, Папа Франциск со всеми кардиналами пошёл на праздничный ужин. Напомним, что выборы имели место в среду на неделе, предшествующей католическую страстную седмицу. Журналистка спрашивает - а какое было меню? Улыбающийся кардинал охотно отвечает: сперва подали колбасные изделия, потом какие-то овощи, затем телятину со знаменитым итальянским игристым вином Асти Спуманти ... Вот такой аскетический пост ... Мы давно знаем, что у католиков пост фактически полностью отменён для мiрян, но не знали , что и для кардиналов и самого Папы.

Это о том, что одни и те же понятия могут иметь у нас с католиками совершенно разные значения и восприятия. Один крупный католический богослов и церковный историк, в частности специалист вопросов о восточном христианстве, отец Ив Конгар, оставил очень верное суждение о главном различии между католичеством и православием, которое не в разном толковании некоторых догматов, а в том, что даже то, что на вид между нами общее, одновременно на самом деле отлично, ибо по разному чувствуется и переживается.

Видно так оно и есть для аскетизма.

Протодиакон Герман

http://internetsobor.org

Печать