Митрополит Агафангел: Приговорённая Украина

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Очевидно, что сегодня РФ возвращается к советскому политическому строю, где место коммунистической идеологии занимает лже-православие Московской патриархии. Но и в Украине очевидно строится новое общество и к какому результату ведёт это строительство, мы можем только догадываться. Посмотрим на этот вопрос с нескольких точек зрения.

Украина в области политического устройства

Первое славянское государство-империя Рюриковичей, объединившая многие народности, с центром в Киеве — Киевская Русь, — начавшее своё существование как православное государство с момента принятия Христа в 988 году, и, так или иначе, просуществовавшая как единое целое 250 лет, до монгольского нашествия (1237—1240). Киевская Русь частично охватывала территории современных государств Украины, Российской Федерации, Белоруссии и Польши.

В процессе своего бытия, в начале XII века, единая Киевская Русь стала распадаться на обособленные удельные княжества. Началом этого раздробления считается 1132 год, когда власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136). Летописец под 1134 годом записал: "разодралась вся земля Русская". Киев продолжал считаться столицей всей земли Русской, а престижный титул Великого князя Киевского стал объектом борьбы между различными объединениями Рюриковичей. При этом, возникающие удельные княжества, имея свою территорию и денежную единицу, самостоятельно управлялись местными князьями. Позже княжества стали интенсивно дробиться, поскольку земли, после смерти князя, распределялись в наследство между его сыновьями. Единого политического центра уже не было, практиковались междоусобицы, общей была только православная вера и Церковь с центром в Константинополе. На севере распространение удельных княжеств прекратилось образованием нового мощного славянского центра — Московского царства, в котором последнее удельное княжество было ликвидировано в 1591 году.

На юге территория с условным центром в Киеве постоянно переходила из рук в руки. Так, в 1169 году Киев захватил владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский. В 1240 году монголо-татарский хан Батый. В 1362 году Киев захватило войско Великого князя Литовского, объединившегося в 1569 году с Польшей в единую Речь Посполитую. Это, не считая более мелких набегов и усобиц. Только лишь в 1648 году в Киев через Золотые ворота торжественно въехал Гетман Богдан Хмельницкий во главе Украинского освободительного войска. Богдан Хмельницкий вёл тяжёлую войну за независимость Украины одновременно с поляками, литовцами, крымским ханом и турецким султаном. В этих условиях единственным выходом было заключить военно-политический союз с единоверным Московским царём.

В 1654 году такой союз был заключён — в Переяславле было совершено воссоединение Украины с Московской Русью, при этом Киев стал сердцем православия, славянской Святой Землёй для всей Российской империи. Этот союз просуществовал до изменения политического строя в 1917 году, а в 1943 году по распоряжению коммунистического диктатора Иосифа Сталина образовалась советская Московская патриархия, осквернившая как святыни Киева, так и всё русское православие.

_______

Сегодня в политическом плане Украина между возрождением СССР с одной стороны, и риском стать сырьевой провинцией Европы, с другой. Есть далёкая и смутная надежда стать самостоятельным и независимым государством, но, практически, без шансов на успех.

Разделение народов

Наверное, условное разделение русского и украинского народов можно вести с 1169 года, когда князь Андрей Боголюбский послал на юг войско, которое, вместе с примкнувшими к нему смоленскими и северскими дружинами, захватило Киев. Впервые в истории город был жестоко разграблен северными соседями, были сожжены киевские храмы, множество киевлян было убито и уведено в плен.

После монголо-татарского нашествия и разорения Киева в 1240 году, киевские князья утратили звание великих (последним Великим Киевским князем был Александр Невский, получивший ханский ярлык на Киев и Новгород), и на протяжении XIII—XV веков Киев, как рядовое удельное княжество входил в состав других, более сильных, княжеств.

Бывшие на территории современной Украины Киевское и сопредельные ему Галицкое, Переяславское, Черниговское княжества подвергались непрерывным захватам и набегам, в силу собственного разорения, истощения и внешней зависимости, оказались провинцией, окраиной, сильных и развивающихся северных славянских княжеств. Былая славная Киевская Русь с XII по XVI века стала Удельной Русью, в которой чередовалось главенство северных княжеств: Великое княжество Владимирское (1125—1389); Новгородская республика (1136—1478); Великое княжество Литовское (1236—1795); Великое княжество Московское (1263—1478); Московское государство (1478—1721); Московское царство (1547—1721); Российская империя (1721—1917)

Когда 1654 г. на Переяславской Раде было решено войти Украине в состав Московского царства, с этим не согласилась Польша, владевшая частью украинских земель, из-за чего развязалась русско-польская война 1654-1667 гг., в итоге которой, по русско-польскому договору 1667 г., Украина была разделена вдоль Днепра на Правобережную, остававшуюся в составе Польши, и Левобережную, ставшую автономной единицей (Гетманщина) в составе Московского царства. Позже, в результате второго раздела Речи Посполитой (1793) также и Правобережная Украина перешла от Польши в состав Российской империи.

Современным сторонникам нового мирового порядка, хорошо было бы вспомнить, как жила Левобережная Украина под поляками, где православные подвергались унижению и насильственному окатоличиванию, где, помимо сдачи в аренду православных храмов инославным частным владельцам, когда прихожане целый год собирали деньги, чтобы за большую плату на Пасху получить ключи от "хозяина" и отслужить пасхальную службу в своём храме, и где ксёндзы вместо лошадей в свои брички запрягали православных священников, а жёны шинкарей шили себе юбки из православных облачений (если верить Н.В. Гоголю). Правобережная Украина и православие при Московском царе не утеснялась, здесь свободно строились храмы и города, отвоёвывались захваченные мусульманами православные земли, вошедшие позже в состав Украины, успешно развивались ремёсла и торговля.

Таким образом, полностью вся Украина стала одним государством с Российской империей в 1793 году, то есть, с 1240 по 1793 годы, более 550 лет, так или иначе, прожив отдельным, хоть и зависимым, переходившим из рук в руки, государством. Это время формирования в Украине самобытного уклада жизни, языка, национальных особенностей, своеобразного государственного управления, в итоге сформировавших украинцев самостоятельным и трудолюбивым народом-воином. Объединяющей в этот исторический период Россию и Украину была только православная вера в юрисдикции Константинополя, богослужебный уклад, церковнославянский язык и духовная традиция, то есть, Церковь.

* * *

Московская митрополия выделилась из Киевской в несколько этапов. В 1448 году был самостоятельно (без участия Константинополя, который с 1439 по 1472 годы находился в унии с Римом) поставлен Московский митрополит. Статус автокефалии Московской митрополии был формально закреплён Константинопольским Патриархом Иеремией II в 1589 году.

Таким образом, Россия была под Константинополем до 1589 года, Украина на сто лет дольше — до 1686 года.

За период, начиная с распада Киевской Руси по крушение Императорской России (с 1240 по 1917 годы, то есть, за 677 лет), можно сказать, что Россия и Украина жили как единое государство в течении лишь 124 лет (с 1793 по 1917). Бо́льший период своей истории, эти народы прожили порознь, как два разных государства.

* * *

Православная Российская империя, присоединяя к себе новые территории, естественно, стремилась сделать их органичными частями единого государства. Поэтому, в Российской империи не было национальных республик, не было Украины, Грузии, Белоруссии, Молдавии и т.д. Православная империя сглаживала национальные особенности — отсюда Малороссия и Новороссия, Сибирь, Кавказ, Таврия, Бессарабия и т.д. Ещё недавно старые русские эмигранты, не жившие в СССР, даже будучи выходцами с этих мест, не понимали, что значит какая-то отдельная Украина, Молдавия или Белоруссия — в их сознании это была единая православная Россия.

В Российской империи первостепенное значение придавалось православию. Православные имели наиболее широкие права в Империи, — ключевые государственные должности могли занимать только исповедующие православную веру. Притом, что руководящие посты, даже самые высшие, в Империи занимали люди, зачастую не славянского происхождения. Множество принявших православие и обрусевших иностранцев, стали великими русскими учёными, писателями, полководцами и государственными деятелями. Именно в православии был главнейший смысл Российской империи. Республики по национальному признаку были созданы коммунистами сразу же по захвате ими власти, как раз с целью борьбы с православием, путём разделения народов. В этом смысле есть доля правды в том, что богоборцы поучаствовали в формировании национальной Украины в тех границах, в которых она сегодня существует.

Хоть Украина и пошла на объединение с Россией, которое, во многом, было вынужденным, но самостоятельно прожитая история не позволяла украинцам принять всей полноты власти Московского царя, они, конечно же, не предполагали столь властного требования покориться, не ожидали роспуска Запорожского войска, которое было их армией и защитой (которое, собственно, представляло Украину в её союзе с Россией в 1654 году), потому восстание украинского Гетмана Мазепы и все прочие проявления сопротивления были данью памяти Украины о своей былой независимости. Переяславский договор обещал украинской стороне гарантии свободы и не предусматривал многого, что последовало после его заключения.

Я лично, как православный священнослужитель, вырос в лоне русской духовной культуры, но я не судья украинскому народу и не желаю искажать историю Украины. Приходится с сожалением констатировать, что до сих пор украинцы не понимают русских, а русские не понимают украинцев. Такой, вот, парадокс мы имеем даже до сего дня.

_______

В наши дни Украина перед выбором между становлением отдельного самостоятельного государства, которое населяет отдельный народ (вроде Польши, Болгарии и др.), или быть безнациональным младшим братом у российско-совкового безнационального старшего брата.

Религиозная сторона

Как уже писалось, только православие собрало и удерживало народности Киевской Руси в составе единого государства. Православие стало глубинной сущностью множества людей, которые только благодаря ему стали единым во Христе народом: "где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём Христос" (Кол 3.11). Воистину, над нашим православным народом реально исполнились эти слова Священного Писания. Царская Россия, особенно на закате своей истории, строилась на земле по образцу Небесного рая, объединённая православной верой, соборным иерархичным устроением общества во главе с православным Царём земным, как отражением Царя Небесного. Русские, украинцы и белорусы один народ только в православии, вне православия — это разные, даже глубоко враждебные друг другу народы. Что мы и видим сейчас в войне этих народов, реальной и страшной войне, которая не могла бы быть, если бы это был единый народ: "Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то" (Мк 3.24). Сейчас, к сожалению, нет в масштабах государства истинного православия ни в РФ, ни в Украине, ни в Белоруссии, поэтому нет и не может быть единого народа.

Присоединение Киевской митрополии к Московской Патриархии

В 1654 г. Левобережная часть Украины, возглавляемая Богданом Хмельницким, вошла в состав Московского царства, на очереди было присоединение Правобережной Украины, бывшей в составе Польши (Речи Посполитой). В этих политических перспективах лежал и религиозный вопрос о переподчинении общей для Правобережной и Левобережной Украины Киевской митрополии Московскому патриарху.

Этот религиозный вопрос, казалось, был решён выдачей Константинополем Грамоты 1686 года. Однако, с Грамотой Константинопольского патриарха Дионисия IV, передавшего Киевскую митрополию Московскому патриархату, как оказалось, не всё просто. Во-первых, Грамота была выдана под сильным давлением турецкого султана, а также с помощью прямого подкупа московской дипломатией (Дионисий IV через год был низложен за это Собором Греческой Церкви). Во-вторых, эта Грамота не передавала Киевскую митрополию Московской патриархии, а Московский патриарх лишь получал статус наместника или экзарха Константинопольского патриарха в вопросе Киевской митрополии с правом рукоположения и поставления избранного Украинским собором Киевского митрополита, находящегося в юрисдикции Константинопольской Церкви, патриарха которой Киевский митрополит обязан был поминать как своего предстоятеля.

Тем не менее, при абсолютной политической слабости Константинополя и мощи Московского государства, Киевская митрополия, не юридически, а практически, перешла в полное ведение Москвы. Константинопольская кафедра смирилась с этим фактом, с которым она реально ничего не могла сделать. Евхаристическое общение продолжалось, материальная помощь со стороны Российского государства с благодарностью принималась. От былого влияния Константинополя остались, разве что, только короткие молитвословия на греческом языка в архиерейской службе. Вопрос на более чем три столетия покрылся полным забвением.

Однако, неожиданно, уже в наши дни, 11 октября 2018 г., Константинопольский патриарх Варфоломей со своим Синодом вдруг решил отменить Грамоту, выданную в 1686 г., и вернуть Киевскую митрополию в полное своё владение.

Вслед за таким решением может быть только "немая сцена", которая очень быстро перешла в полное и, очевидно, безвозвратное, разделение церковного общения между Москвой и Константинополем. Скорее всего — навсегда, до скончания века.

_______

Сегодня у Украины тройственный выбор между политическим лже-православием Московской патриархии, экуменическим Константинопольской, и ересью папизма. Есть, правда, единственно правильный путь возврата к православию святых Отцов — путь ко Христу, но вероятность, что Украина пойдёт этим, самым тяжёлым сегодня путём, почти равна нулю. Почти — только потому, что невозможно отнять веру в чудо.

Что происходит сейчас

Сейчас в политическом плане славяне, как бы, вернулись в XII век — во времена княжеских междоусобиц, тяжёлые для православного народа времена, наступившие тогда в результате упадка и разрушения Империи Киевской Руси и вернувшиеся в начале ХХ века опять, в страшной своей реальности, после падения православной Российской Империи, и продолжившиеся с новой силой в наши дни, в украино-российской войне, в которой против лживой советской империи зла объединились другие славянские народы и их союзники.

Православной Империи, к сожалению, больше нет и уже никогда не будет, — ни Киевской, ни Российской, ни какой-либо иной. Так что, всем многоразличным анти-имперцам не стоит на этот счёт переживать.

* * *

Нет сомнений в том, что решение Константинопольского патриарха вернуть Киевскую митрополию возникло не случайно и даже не по инициативе самого патриарха Варфоломея. За этим, конечно же, ясно просматриваются планы современных глубинных мировых правительств. Как Московская церковь является органическим придатком глобалистского центра в Кремле, так точно Константинопольская церковь подчинена другому, конкурирующему, глобалистскому центру. Ни той, ни другой стороне Украина не нужна как сильное самостоятельное государство. Для них Украина — это территория, и не более, населению которой придаётся значение, разве что, как дешёвой рабочей силе. В Украине нет элиты, с которой бы хоть как-то считались элиты глубинных правительств. У того и у другого центра есть своя "невидимая армия" внутри Украины — со стороны РФ это безумные симпатики СССР и те, в ком укоренился советский менталитет, сотрудники и агенты КГБ-ФСБ, а также приверженцы УПЦ МП — пятой колонны РФ; на стороне же глубинной Европы иные многообразные и противоречивые представители — здесь и в Бога не верующие развращённые сторонники всевозможных свобод, профессионалы и любители из числа ультранационалистов, средний и мелкий бизнес, вольнолюбивая молодёжь и, надо сказать, большинство здравомыслящих людей.

Однако, приходится признать, что подлинное православие в Украине находится в абсолютном упадке. У власти находятся совершенно равнодушные к любой религии люди, о Боге в их среде давно уже и безвозвратно забыли. На Церковь смотрят исключительно как на второстепенный гражданский институт, который пытаются или совершенно нейтрализовать, или манипулировать соответственно своим политическим потребностям.

В Украине, в начале XX века те же богоборцы, которые свергли Русского Царя, свергли немногим позже и Украинского Гетмана Павла Скоропадского, который хотел вернуть Украину на путь православного государственного устройства, по которому страна шла до воссоединения с Россией в 1654 году. Этому вполне сочувствовал митрополит Антоний (Храповицкий), бывший в то время в Киеве в близких отношениях с Гетманом, а также другие архиереи, эмигрировавшие с территории Украины в Константинополь и положившие начало Русской Зарубежной Церкви. Были таковые и из числа выдающихся мирян РПЦЗ, например, монархист Н.Д. Тальберг, бывший членом правительства Гетмана Скоропатского.

Сегодня в Украине, к сожалению, повторяется многое из того, что было в революционную смуту 1917 года — опять обвиняется "царский режим" во всех возможных преступлениях против народа, перечёркивается общая история, которая, нравится или нет, является частью истории украинского народа. В Украине, к сожалению, власть, подобно большевикам, постоянно повторяет с чужого голоса, что всё, что было при царях было направлено против народа, и вот только теперь, совсем уже скоро, наконец-то и без сомнений наступит светлое будущее и общее счастье, скоро откроются великие горизонты — воры и жулики наведут долгожданный порядок и утвердят в Украине на века справедливость и процветание. Всё это мы уже не однажды слышали и проходили.

* * *

В Украине, как и в РФ, активно насаждается постсоветский обман, что православная Империя и СССР это одно и тоже, и ежедневно эта ложь вбивается в головы людей через всевозможные СМИ. Но нынешняя кремлёвская власть — это власть убийц, убивших в 1917 году подлинную православную Россию, и теперь, ради своей политической выгоды, напяливших на себя одежды своей жертвы. До сих пор "советские имперцы" из РФ хвалятся и гордятся своими предками, расстреливавшими контрреволюционеров — капиталистов, помещиков, духовенство, да и всю подряд интеллигенцию. Одним из отличий Российской империи от СССР было то, что Империя, особенно в последние свои годы, постоянно прогрессировала, там проводились реформы, укреплялись свободы, стремительно росла промышленность и наука. Тогда как вся история богоборческого СССР, прекратившего жизнь православной Империи, — это путь укоренения рабства и деградация во всех областях, насаждение воинствующего атеизма, культа посредственности, серости, нищеты и лжи. Без настоящего покаяния постсоветские люди пребывают по сей день нераскаянными богоборцами и убийцами. К ним прямо относятся слова Христа: "Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы" (Лк 11.47-48). Если в Российской федерации убийцы перекрасились в "монархические цвета", то в Украине власть не перекрашивалась, а просто вернулась на позиции большевиков 1917 года.

Тогда как участь Украины уготована — для коллективного Запада — быть просто землёй, из которой изымаются недра и на которой трудятся дешёвые работники, о чём говорит и недавняя попытка присвоить международными корпорациями украинскую землю, намеренное уничтожение украинской промышленности и искусственное создание дефицита в Украине рабочих мест с одной стороны, а с другой — благоприятных условий выезда "на заработки" (выехало до войны около 10 млн молодых трудоспособных людей), известны случаи прямого препятствия созданию здесь крупных современных предприятий, поощрение коррупции среди высших органов власти и т.д. Всё это говорит только о том, что коллективному Западу от Украины нужна только земля и ресурсы. Об этом же, кстати, говорит и дозированная выдача сугубо оборонительного оружия во время войны — ровно столько, сколько нужно, чтобы было как можно больше жертв с обеих сторон.

Путинскую федерацию, в свою очередь, интересует возвращение Украины в сферу кремлёвского глобализма, для чего народу следует опять превратиться в безропотных советских рабов, вроде тех, которые сейчас являются поклонниками обезумевшего бункерного диктатора. К сожалению, следует признать, здесь, в Украине, остаётся ещё немало желающих вернуться в социализм. Конечно, для всех здравомыслящих людей, самой страшной перспективой является возвращение в Советский Союз, что прекрасно понимают большинство украинцев и чему отчаянно сопротивляются. И, слава Богу, успешно сопротивляются.

Сегодня народ Украины искусственно ставят перед, якобы, единственно возможным выбором: в Европу или в СССР — в огонь или в пламя.

В Украине, исподволь используя стремление народа к свободе и независимости, незаметно выстраивается некое подобие национал-коммунизма. Явно намечаются признаки возврата в советское прошлое, при котором, в отличие от других политических режимов, преступлением является думать не так, как приказывает думать власть. Это уже заметно проявляется в Украине, пусть не в таких масштабах, как было в СССР, но основание тому положено. Запрещены не украинские школы для детей и все иные учебные заведения. Всё, что связано с русской культурой и историей относится, почему-то, к путинскому режиму и считается враждебным, даже преступным, активны силы, разделяющие людей по национальному признаку. Сейчас в Украине повторяется то, что делалось коммунистами после прихода к власти в 1917 году — совершается попытка уничтожения памяти о прошлом — наглядный пример — происходящее в Одессе, где городские депутаты, достойно наследуя большевиков, фактически единогласно, во второй раз в истории принимают решение о сносе памятника православным основателям Одессы, которые даже название нашему городу придумали (первоначально монумент был открыт в 1900 году во времена Российской империи, в 1920-м его снесли большевики, в 2007-м — восстановлен, в 2022 снесён украинскими большевиками повторно), а также памятника полководцу, освободившему эту православную землю от захватчиков-исламистов, землю, на которой только благодаря этим людям мы сегодня живём. Осталось, наверное, депутатам всех уровней деимпериализировать название Одессы, переименовать её опять в Хаджи-Бей, принять ислам и войти вместе с Крымом и причерноморской территорией в состав Турции, за что, скажем, одесские депутаты, без сомнения, также легко проголосуют, если потребуется. Конечно, скорее всего эти решения Украине навязываются извне, как условие для предоставления нам столь необходимой сейчас помощи. Но оправдано ли такое поведение нынешних местных властей — это вопрос.

Украина приговорённая

Украина приговорена к уничтожению и прекращению своего бытия как самостоятельная держава, коллективным Западом — с одной стороны, и РФ — с другой. Но есть единственный фактор, который способен разрушить эти планы — это сам народ Украины, который уже доказал на полях сражений, что не всем планам, как Запада, так и РФ, на этой земле суждено сбываться. Именно народ разрушил планы кремлёвских глобалистов захватить Киев в течении 3-х дней, когда все западные страны вместо того, чтобы помочь обороняться, эвакуировали отсюда свои посольства и уговаривали руководство Украины бежать. Они планировали, что Киев будет сдан. Российские солдаты, наступающие на Киев, тащили с собой парадную форму, — они и их командование планировали, что Киев будет сдан. Были ли взаимно согласованы эти планы? Вряд ли стоит в этом сомневаться.

Исторически украинцы, после принятия православия, насаждённого в этой земле Великим князем Владимиром, не выбирали свою судьбу, они за неё боролись. Когда народ Украины боролся за православие, то становился непобедим, а когда уступал, — что католикам, что исламистам, атеистам или нынешним лже-православным обманщикам, — то попадал к ним в рабство.

Восстанет ли сегодня из народа честный и бескомпромиссный православный вождь, подобный тому же Богдану Хмельницкому, который бы вновь возглавил Освободительную Украинскую армию и поднял народ за настоящую, сильную и свободную, независимую от внешних сил православную Украину? Господи, дай сил нашему народу вспомнить славу своих доблестных предков — православных казаков, сплотиться в единые с ними ряды в борьбе за то православие, за которое боролись они!

Понятно, что это утопия. Но хочется в неё верить.

+ Митрополит Агафангел

6 декабря 2022 года

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать