Протодиакон Герман: История в кривом зеркале

Автор: Протодиакон Герман. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Протодиакон Герман: Белая Эмиграция жива

На днях на Портал-Кредо и на Интернет-Соборе было воспроизведено интервью с Анастасией Георгиевной Шатиловой, взятое в 2003 году, за два года до её кончины, Ольгой Митрененой.

Анастасия Георгиевна, безусловно, человек незаурядный, многое видевшая и много знавшая о Зарубежной Церкви благодаря своему многолетнему положению в Сvнодальной Канцелярии и тем, что была родной дочерью и помощницей приснопамятного Владыки Григория /Граббе/, бывшего в течении полувека опытнейшим Начальником этой Канцелярии и правой рукой трёх первых наших Первоиерархов. Однако, основываясь на суждениях высказанных ею в этом интервью, изучать историю Зарубежной Церкви и знакомиться с её видными личностями – советовать никак не приходится.

Анастасия Георгиевна была, можно сказать, ''белой вороной'' в семье. Владыку Григория многие критиковали, некоторые недолюбливали из-за его сильного характера, от того, что он был всевластным Секретарём Сvнода. Но его неизмеримые заслуги перед Церковью никто убедительно оспаривать не может. Был он богословом, крупным знатоком церковных канонов, историком и, если кто его не любил, то никак не за его человеческие качества, а в основном из-за его крайней непримиримости, в основном, к Московской Патриархии и вообще в юрисдикционных вопросах. Но его непримиримость, порою и крутость, всегда оставались на подобающем его графскому происхождению и воспитанию уровне. Чего, увы, не скажешь о его старшей дочери ... Её тётя, игумения Магдалина, родная сестра Владыки Григория, настоятельница Леснинского монастыря, её младшая сестра Мария – матушка ''Маша'' Шишкова – обе были воплощённые ангелы, любвеобильные, чуждые всякого злословия. А Анастасия … не будь сказано в обиду, редко случается встретить такой едкий язык, а характер её был притчей во языцех в нашей Церкви. Если кто сомневается в том, что я тут говорю пусть прочтёт хотя бы это интервью И так обидно – человек ведь знающий, умный, но своим постоянным, необдуманным и ни на чём не основанном злословием портит всё то, что могла бы принести в смысле свидетельства, из первых рук и из первых уст, о Зарубежной Церкви, о её самых видных личностях.

Кто не со мной – заметьте, до малейшей йоты не со мной – тот против меня ! И тут уже не стоит ожидать хоть малейшего снисхождения, или самой простой объективности, нейтральности !

Хотелось бы знать (да стоит ли ?!), чем не угодил приснопамятный Архиепископ Аверкий, общепризнанный столп и гордость Зарубежной Церкви, чтобы быть безжалостно низвергнутым, в какого-то невзрачного, будто малоуважаемого просто «Аверкия» ?! И то ещё хорошо, что с прописной буквы !

Если такое отношение к такому алмазу, как Архиепископ Аверкий, то неудивительно читать про «Варнаву» и «Лазаря»которых она, известно, в сердце не носила. Но самое недопустимое это её характеристика св. Иоанна Шанхайского. Прочитаешь её тут воспоминания и спросишь самого себя : а на самом ли то деле он святой ? Повторяет она советские, вернее патриархийные, бредни, будто Владыка Иоанн признавал МП и благословлял тех, кто из его паствы возвращался в Советский Союз, иными словами поощрял таких возвращенцев. До некоторой степени – противно читать ! В Леснинском монастыре будто все радостно вздохнули, когда он покинул Францию !!!??? Выходит – наконец, мол, избавились ! Такие высказывания до того преступно глупы, что читатель может сделать естественный вывод, что такую информацию она держит от своей родной тёти, игумении Магдалины. Когда на самом деле все монахини прямо молились на святого Владыку ! Можно ли такую дурь пускать в интервью, которое разойдётся по всему российскому рассеянию и по всей России и будет восприниматься за историческое свидетельство неопытными, не знающими людьми ? Кстати, не в Париже убили в 1934 году Короля Александра, а в Марселе и, насколько мне известно, не «регулярно», а однажды он стал среди главного проспекта города на том месте, где от руки усташа был убит Король, и среди уличного движения, в полном облачении отслужил панихиду. Да, такой был не от мiра сего наш святой Владыка Иоанн.

И о святом нашем Митрополите Филарете А.Г. Шатилова отзывается без особого восхищения, если можно так выразиться, как о каком-то не совсем полноценном неудачнике. Очень сомневаюсь, чтобы её отец, Владыка Григорий, ответил в таком духе на вопрос о его воспоминаниях о Митрополите Филарете.

Читая это странное интервью с удивительными ответами-воспоминаниями, я с опаской всё ожидал того времени, когда Анастасия Георгиевна заговорит о моём приснопамятном Архиепископе Антонии Женевском и, слава Богу, не дождался. О нём почему-то промолчала. К Владыке Антонию она с особым раздражением относилась так как он, помня её ещё девочкой по Югославии, любил шутить и не боялся её дразнить, что её очень раздражало, так как она привыкла, что к ней скорее с опаской относятся !

Кстати, от того ли что за Владыкой Антонием нельзя ей было признавать чего либо положительного, Анастасия Георгиевна делает историчексую ошибку, говоря, что когда для выборов преемника Митрополита Анастасия Собор пришёл в тупик и образовалось два непримиримых лагеря среди Архиереев, Владыка Антоний Сан-Францисский предложил голосовать за Владыку Филарета. Нет, не Сан-Францисский, а именно Женевский Владыка Антоний выдвинул кандидатуру самого младшего по сану Владыки Филарета, и мир и единодушие моментально восстановились в Церкви.

С выборами новых Первоиерархов ей вообще не везло. Помню одну мою статью, где я описывал, как происходили в 1986 году выборы преемника Митрополита Филарета. На втором туре было одинаково подано шесть голосов за Владыку Виталия и за Женевского Владыку Антония, и Владыка Виталий был наконец избран жребием, вытянутым старцем-архимандритом Геласием после молебна перед чудотворной Курской Иконой. Я ещё писал, что на самом деле могли обойтись без жребия, так как второй тур должен был окончится счётом не шесть на шесть, а семь на пять в пользу Владыки Антония, который никак не хотел быть избранным и которому успешно удалось уговорить австралийского Архиепископа Павла голосовать не за него, как он намеревался, а за своего духовного отца Владыку Виталия. «А то я с Тобой никогда больше не буду разговаривать!», говорил он ему. На эту статью резко отозвалась Анастасия Георгиевна, написавшая мне : «Что вы пишете всякую чепуху. Я тогда была в Сvноде и никто и не подумывал о вашем Владыке Антонии». Некоторое время спустя, проверив в Протоколах, сама убедилась в своей ошибке и весьма честно письменно принесла извинения. Вещь, которая, кстати сказать, ей вообще была непривычна и, можно себе представить, с большим трудом давшаяся !

Как не вспомнить тут анекдот, вполне исторически состоявшийся однажды в сvнодальном здании, где были собраны Архиереи на каком-то очередном Соборе. Архиереи до заседания отдыхали в своих келиях, вдруг А.Г. Шатилова выскакивает из Канцелярии и возбуждённо визжит во весь голос : «Она сказала, что я стерва!». И тут, как в ответ, сразу же послышался громкий, звонкий голос Владыки Антония, вышедшего из келии в коридор и спросившего : «Настя, кто это тебя так хорошо знает?!». Это конечно была очередная остроумная владыкина невинная шутка, в виде игры со всё той же ''Настей'', на которую обидеться она даже не могла.

Однако, несмотря на все мои оговорки, одно остаётся неоспоримо, и надо воздать должное и Анастасии Георгиевне и особенно Владыке Григорию : когда они были хозяевами в Сvноде, то был образцовый порядок не только в архиве, но и во всех записях, входных и выходных, никакие документы не исчезали, купчие не пропадали, никто не копался в секретных бумагах, как это к сожалению стало обыденным делом при Владыке Иларионе, когда комната, где располагался архив, как и весь сvнодальный дом, стали прохожим двором, где рыскали кому только не лень. И результаты такого халатного отношения скоро дали о себе знать, как это в частности болезненно отозвалось в вопросе имущества на Святой Земле. И тут начался развал Зарубежной Церкви.

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый

Печать