РПЦЗ: Протоиерей Леонид Пляц. О ереси против Таинства Тела и Крови Христовых в РПЦ МП

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

В наш лукавый и богатый всякими ересями и апостасийными процессами век, думается, будет полезным напомнить всем членам нашей Церкви православное учение о Таинстве Святой Евхаристии, утвержденное Святыми Отцами и Соборами.

Протоиерей Леонид Пляц (РПЦЗ) 

О ереси против Таинства Тела и Крови Христовых в РПЦ МП
 
Основную часть данной статьи составляет «Докладная записка», представленная автором своему правящему  архиерею Преосвященному епископу Таврическому и Одесскому Агафангелу (ныне митрополиту и Первоиерарху РПЦЗ) 15/28 января 2005 года. С тех пор никаких позитивных изменений в отношении рассматриваемого предмета в РПЦ МП замечено не было, а значит и предлагаемый материал сохраняет свою актуальность.
 
Добавлю, что эта ересь, открыто проповедуемая в РПЦ МП, в составе "Исповедания" Лже-Кирилла Лукариса была анафематствованна и осуждена на четырех соборах греческих иерархов: Константинопольском 1639 г. под председательством патриарха Кирилла Контариса, Ясском 1642 г. при патриархе Парфении (собор этот замечателен для нас в том отношении, что в нем принимала участие и наша Русская Церковь в лице Петра Могилы, митрополита Киевского), Иерусалимском 1672 г. под председательством патриарха иерусалимского Досифея и Константинопольском 1691 г. под председательством патриарха Каллиника.
 
ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА
 
Ваше Преосвященство, благословите! Побуждаемый пастырской совестью вынужден довести до Вашего сведения, что в настоящее время в пределах Белорусской Православной Церкви (Белорусского Экзархата) Московского Патриархата с благословения местного Патриархийного Священноначалия через центральный печатный орган БПЦ МП осуществляется проповедь неверного учения о Святых Тайнах Тела и Крови Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, что, на мой взгляд, может быть квалифицировано как ересь против Святых Таинств Тела и Крови Христовых.
 
Учитывая, что распространителем лжеучения является один из ведущих профессоров         Московских Духовных Академии и Семинарии, талантливый проповедник, автор широко тиражируемых в Московской Патриархии изданий, аудио- и видеокассет А. И. Осипов, обладающий широкой популярностью среди семинаристов и учащихся МДАиС - будущих пастырей и архипастырей, тот факт, что благословил на издание текст ниже исследуемой его лекции митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Председатель Богословской комиссии РПЦ МП, приходится констатировать, что внедрение этой ереси в МП может приобрести опасные масштабы (через наученных таким образом пастырей -- далее к прихожанам, через многочисленных читателей, слушателей периодических изданий, аудио- и видеокассет и т. д.).
 
В газете «Царкоунае слова» Минской епархии, изданной по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, № 2 (192) за февраль 2005 г., на страницах 6-7 размещен текст лекции А. И. Осипова, профессора Московской Духовной Академии, «Таинство Евхаристии». В данной лекции под предлогом критики определений католического Тридентского Собора (XVI в.) и введенного латинянами термина «пресуществление» А. И. Осипов, несправедливо ссылаясь на Святых Отцов, вводит лжеучение о том, что во время Божественной Литургии, после освящения евхаристических хлеба и вина, они якобы не пресуществляются в Самые Пречистые Тело и Кровь Христовы, но остаются теми же самыми хлебом и вином, с теми же естественными свойствами, только «соединенными действием Святого Духа с Богом словом воплощенным» (стр. 7, столбец 2, абзац 1). Согласно А. И. Осипову, священник, когда раздробляет Агнец, «не Тело Христа режет, он хлеб, конечно, режет», который «остался тем же самым, сохранил все свои естественные свойства». Несколько ранее, в том же абзаце: «... евхаристические Дары... являются Его Плотьюне по причине изменения, а по причине соединения (выделено мною; как это напоминает лютеранское «проницание» Христом хлеба и вина об этом см. ниже, у архиеп. Д. Б. Макария. и. Л.), Далее, в том же абзаце, он утверждает, что «мы (православные - и. Л.) не знали никогда слова «пресуществление», а до сих пор употребляем слова «преложение, претворение» Святых Даров».
 
Если бы А. И. Осипов оспаривал бы только формально термин «пресуществление», не затрагивая суть вопроса, то в этом еще не было бы беды, но прискорбно то, что отвергает он этот термин как раз потому, что при всем своем католическом изначала происхождении, термин «пресуществление» парадоксально очень кстати для нас, истинно православно мыслящих, составляет непреодолимую преграду для введения его лжемудрования.
 
Видимо поэтому, несмотря на латинское происхождение, термин этот, вопреки утверждению московского профессора, был воспринят и утвержден в практике церковных православных соборов и в творениях Святых Отцов.
 
Вот лишь некоторые выдержки из творений Святых Отцов и авторитетных для нашей Церкви (РПЦЗ) православных источников, которые, с одной стороны, опровергают новоявленную ересь по сути, и, с другой стороны, подтверждают уместность употребления термина «пресуществление (transsubstantio)»:
 
·        I Вселенский Собор: «На Божественной Трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), приносимый в Жертву священниками. И истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамения нашего Воскресения». («Настольная книга священнослужителя», Москва, 1988, стр.5).
 
·         VII Вселенский Собор: «Итак, ясно, что ни Господь, ни апостолы, ни отцы никогда не называли Бескровную Жертву, приносимую священниками, «образом», но самим Телом и самою Кровию... хлеб и вино ... по освящении становятся Телом и Кровию Христа, и так мы веруем». (Там же, стр. 6).
 
·         Преподобный Иоанн Дамаскин: «... подобно тому как, согласно с законами природы, съеденный хлеб и выпитые вино и вода изменяются в тело и кровь того, кто ест и пьет, и не делаются другим телом по сравнению с прежним его телом, так и хлеб предложения, и вино, и вода, через призывание и пришествие Святого Духа, преестественно изменяются в Тело Христово и Кровь, и не другое, но единое и то же самое». (Там же, стр. 9).
 
·         Святитель Димитрий Ростовский: «И в рассуждении о Теле Господнем - право веруй с Церковью о Страшных Тайнах. Хотя глазами ты видишь хлеб и вино, но крепко, без сомнения веруй тому, что существо их, наитием и действием Святого Духа и властью Всемогущего Слова Божия, прелагается в Тело и Кровь Христовы, так что ничего иного здесь не остается (как ясно сказано в опровержение профессорского мудрования! - и. Л.), а только самое истинное Тело и Кровь Господни под видами пшеничного, квасного, свежеиспеченного мягкого хлеба и вина, выжатого из виноградных гроздей». (Там же, стр. 10).
 
·         Святитель Феофан Затворник: «Когда Господь предложил учение о Таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, «многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66). Слишком чудесным показалось им такое дело беспредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгало их от Господа. Господь видел это, и, однако, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. (Вот ответ А. И. Осипову на его стыдливость перед светскими людьми, которым казалось неприемлемым пить Кровь Христову; стр. 7, столбец 1, абзац 5. и. Л.) Так оно необходимо в икономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: «не хотите ли и вы отойти» (Ин. 6, 67), изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесным. Отсюда выходит, что избегать чудесного есть то же, что избегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного - то же, что и погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не смогут уже перечить: это смерть и после смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает». (Там же, стр. 11).
 
·         Отечник: «Поведал авва Арсений о некотором скитянине... Скитянин говорил, что в святом причащении мы приемлем не Тело Христово, но образ Тела Христова в виде хлеба. Об этом услышали два старца...Они предложили ему: будем молиться Богу в течение всей следующей недели, чтоб Он объяснил нам Таинство, и веруем, что Бог откроет... И послушал их Бог... и отверзлись им очи. Когда был предложен хлеб на Святой Трапезе, тогда увидели они, одни эти три старца, младенца вместо хлеба. Когда же иеромонах простер руку, чтоб преломить хлеб на Святой Трапезе, то сошел с неба Ангел Господень с ножом в руке, заклал младенца; кровь из него излил в чашу. Когда иеромонах преломлял хлеб, - Ангел резал младенца на малые части. Когда приступили к принятию Святых Таин, неверовавшему старцу подано было кровавое мясо. Увидев это, старец испугался и возопил: Господи! Верую, что хлеб есть Тело Твое! И немедленно мясо на руке его оказалось хлебом по обычаю Таинства... Старцы сказали ему: Бог ведает, что человеки не могут употреблять сырого мяса, а потому Он прикрыл Тело Свое видом хлеба, а Кровь видом вина. Два старца возблагодарили Бога, на попустившего подвигу третьего старца сделаться тщетным». (Свят. Игнатий Брянчанинов, Собр. соч., том VI, Москва, 2001, стр. 47-48).
 
·         Примечание 171 к Отечнику: «Дмитрий Александрович Шепелев, которого тело покоится в церкви преподобного Сергия в Сергиевской пустыне близ С.-Петербурга, передавал о себе настоятелю этой пустыни, Архимандриту Игнатию 1-му, следующее: он воспитывался в Пажеском корпусе. Однажды в Великий пост, когда пажи говели и уже приступали к Святым Тайнам, юноша Шепелев выразил шедшему возле него товарищу свое решительное неверие, чтоб в чаше были Тело и Кровь Христовы. Когда ему преподаны были Тайны, - он ощутил, что во рту у него мясо (вот - акциденции Пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа! - и. Л.).Ужас объял молодого человека: он стоял вне себя, не чувствуя сил проглотить частицу. Священник заметил происшедшее в нем изменение и приказал ему войти в алтарь. Там, держа во рту частицу и исповедуя свое согрешение, Шепелев пришел в себя и употребил преподанные ему Святые Тайны». (Там же, стр. 565).
 
·         «Евхаристия есть такое таинство, в котором Христианин, под видом хлеба и вина, причащается истинного тела и истинной крови своего Спасителя. Это таинство превосходит все другие, как говорится в православном Исповедании (ч. 1, отв. на вопр. 106). Превосходит:
1) Преизбытком таинственности и непостижимости. В прочих таинствах непостижимо собственно то, что под известным видимым образом невидимо действует на человека благодать Божия, а самое вещество таинств, например, в Крещении вода, в Миропомазании - св. миро, остается неизменным. Здесь, напротив, изменяется самое вещество таинства (выделено мною и. Л.): хлеб и вино, сохраняя один вид свой (выделено мною и. Л.), чудесно претворяются в истинное тело и кровь нашего Господа, и потом уже, будучи приняты верующими, невидимо производят в них свои благодатные действия. (Д. Б. Макария, Архиепископа Харьковского. Православно-Догматическое богословие. С.-Петербург, 1857. Том П, стр. 281). (Сей добрый Архипастырь Божий особенно четко, что называется по всем статьям, опровергает лжемудрование профессора - и. Л.)
 
·        «Мы веруем, что в то самое время, когда священнослужитель, совершающий по заповеди Спасителя, таинство Евхаристии, призывая Духа Святаго на предложенные дары, благословляет их с молитвою к Богу Отцу... хлеб и вино действительно прелагаются в тело и кровь Христовы наитием Духа Святаго, - так что, хотя и после сего мы видим хлеб и вино на св. трапезе, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это суть истинное тело и истинная кровь Господа Иисуса, только под видами хлеба и вина. ...Православная Церковь ясно исповедует: а) действительность присутствия И. Христа в таинстве Евхаристии, и - б) самый образ присутствия. Действительность присутствия - вопреки заблуждениям вольнодумцев, древних и новых, в особенности реформатов, которые учат, что Христос вовсе не присутствует в таинстве Евхаристии, что хлеб и вино, и по освящении, остаются простым хлебом и вином, а служат только символами и образами или знаками тела и крови Христовой потолику, поколику во время вкушения нами этих хлеба и вина мы внутренно, духовным образом, приобщаемся чрез веру телу и крови Христовым, как пище духовной. Образ присутствия, именно чрез преложение или пресуществление (выделено мною и. Л.) хлеба и вина в тело и кровь Господа: - это вопреки разглагольствиям Лютеран, будто Христос, хотя действительно присутствует в таинстве Евхаристии, но только чрез проницание хлеба и вина (perimpanationem), остающихся во всей своей неизменности, и чрез невидимое сопребывание с ними своим телом и кровию (perconsubstantiationem), а не чрез преложение хлеба и вина в тело и кровь Его». (Там же, стр. 293-295). (Нетрудно видеть, что ересь проф. Осипова практически аналогична сей лютеранской ереси, с той лишь разницей, что у него Христос не «проницает» хлеб и вино, а «воспринимает» их, остающихся во всей их физической неизменности в Свою Ипостась.и. Л.)
 
·        Пространный катехизис (составленный митроп. Московским Филаретом (Дроздовым)), отв. на вопр. 336: «При этом действии хлеб и вино прелагаются или пресуществляются (выделено мною и. Л.) в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову». (Приложение к Православному календарю, Одесса, 2003, стр. 126).
 
·        Там же, отв. на вопр. 337. Как понимать слово «пресуществление»?: «В изложении веры Восточных Патриархов сказано, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господа. Этого нельзя постичь никому, кроме Бога. Показывается только то, что истинно, действительно и существом (выделено мною и. Л.) хлеб становится самым истинным Телом Господа, а вино - самой Кровью Господа».
 
·        Пространный Христианский Катихизис Православныя кафолическия восточныя Церкви (разсматриванный и одобренный Святейшим Правительствующим Синодом... по высочайшему Его Императорского Величества повелению, Москва, Синодальная Типография. 1909), часть VI, стр. 13: «Есть ли таинство причащения у сектантов? Нет, потому что у них не имеется богопоставленных пастырей, которые одни только, в силу повеления Господня, имеют власть молиться о пресуществлении (выделено мною и. Л.) хлеба и вина в истинныя Тело и Кровь Спасителя».
 
·        Праведный Иоанн Кронштадтский: «Правда, часто лукавая и слепая плоть или живущий в нашей грешной плоти князь века сего шепчет нам, что в Тайнах только хлеб и вино, а не самое тело и кровь Господа, и лукавыми свидетелями (вот тот «обман чувств», над которым так иронизирует в своей лекции - стр. 6, столбец 3, конец абзаца 1 - профессор Осипов! - и. Л.) посылает для этого зрение, вкус и осязание. Но мы не дозволяем себе слушать его клеветы и рассуждаем так: для тебя, Господи, все возможно; Ты творишь плоть людям, животным, рыбам, птицам, гадам - всей твари; для Себя ли Ты, везде сый и вся исполняяй, не сотворишь плоти? Какой ваятель, делая изваяние для других, не в состоянии сделать его для себя? Мало того. Ты превращаешь мертвое вещество в живое существо, например, посох Моисея в змея, и нет ничего для Тебя невозможного. Себе ли Ты не сотворишь плоти из хлеба и вина, которые так близки к нашей плоти, будучи употребляемы в пищу и питие и превращаемы в нашу плоть и кровь? Ты не даешь вере нашей искуситися паче, еже может она понести (1 Кор. 10, 13), не пресуществляешь (выделено мною и. Л.) Ты глыбы земной в пречистое тело и кровь Свою, а белый, мягкий, чистый, приятный на вкус хлеб; не воду сотворяешь кровию Своею, но подходящее к цвету крови вино, которое называется кровию гроздовою в Священном Писании (Сир. 39, 32), приятное на вкус и веселящее сердце человека; Ты знаешь немощь нашу, слабость нашей веры и потому благоизволил употребить для Таинства Своего Тела и Крови самые подходящие к ним вещества. Будем же твердо верить, что под видом хлеба и вина мы причащаемся истинного Тела и истинной Крови христовой, что в Таинстве Причащения Господь пребудет с нами во вся дни до скончания века (Мф. 28, 20)». (Св. прав. Иоанн Кронштадский. Мысли христианина. Москва, 1998, стр. 208-209).
 
·        Протопресвитер Михаил Помазанский. Догматическое богословие. Клин, 2001, стр. 267-271: «В таинстве Евхаристии, - в то самое время, когда священнослужитель, призывая Святого Духа на предложенные Дары, благословляет их с молитвой к Богу Отцу... хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь наитием Духа Святого. После этого момента, хотя наши глаза видят на священной трапезе хлеб и вино, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это - истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса (для сравнения проф. Осипов: «... хлеб не превращается невидимо... для чувств в Тело Христово...» стр. 7 Лекции, столбец 2, средина абзаца 1. - и. Л.). Таким образом, освященные Дары - это не только знаки и символы, напоминающие верующим об искуплении, как учил реформатор Цвингли. Не одним только Своим «действием и силою» («динамически») присутствует в них Иисус Христос, как учил Кальвин; присутствует не только в смысле «проницания», как учат лютеране (признающие соприсутствие Христово «с хлебом, под хлебом, в хлебе»), - но освященные Дары в таинстве прелагаются, или (термин более поздний)пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы, как сказал Спаситель: Ибо Плоть Мояистинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие (Ин. 6, 55).
 
Эта истина выражена в Послании восточных патриархов(выделено мною и. Л.) в следующих словах : «Веруем, что в сем священнодействии предлежит Господь наш Иисус Христос не символически, не образно, не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием, как это некоторые отцы говорили о Крещении, и не через «проницание» хлеба, так, чтобы Божество Слова «входило» в предложенный для Евхаристии хлеб существенно (в греческом тексте – «ипостатикос», что, собственно, как раз, возможно, и соответствует идее проф. Осипова о восприятии хлеба в ипостась Бога Слова, - и. Л.), как последователи Лютера (и проф. Осипов - и. Л.) довольно неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так что по освящении хлеба и вина хлеб прелагается, пресуществляется (выделено мною - и. Л.), претворяется, преобразуется в самое истинное Тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, явится на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется (выделено мною - и. Л.) в самую истинную Кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Еще веруем, что по освящении хлеба и вина остаются уже не самый хлеб и вино, но самое Тело и Кровь Господа под видом и образом хлеба и вина». Такое учение о святом таинстве причащения содержится у всех святых отцов, начиная от древнейших, как святой Игнатий Богоносец, и других древних церковных писателей, как святой Иустин Философ. Впрочем, у самых древних это учение не выражено в совершенно точных терминах и некоторые выражения приближаются к символическому истолкованию (на что указывают протестанты); однако способ их выражения отчасти объясняется теми полемическими задачами, которые они при этом ставили себе (Ориген - против грубочуственного отношения к таинству, Тертуллиан - против ереси Маркиона, а апологеты - защищая общие христианские истины перед язычниками, но не вводя их в глубину таинств).
 
Отцы, участвовавшие в Первом Вселенском Соборе, исповедали: «на божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый в жертву священниками, и, истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамение нашего воскресения».
 
Для доказательства же и объяснения возможности такого претворения хлеба и вина силою Божиею в Тело и Кровь Христовы древние пастыри указывали на всемогущество Творца и на особенные дела Его всемогущества: на сотворение мира из ничего, на таинство Воплощения, на чудеса упоминаемые в святых книгах, в частности - на претворение воды в вино (Златоуст, Амвросий, Кирилл Иерусалимский, Дамаскин), и на то, как в нас самих хлеб и вино или вода, принимаемые нами в пищу, неведомо для нас, пресуществляются(выделено мною и. Л.) в наши тело и кровь (Преподобный Иоанн Дамаскин).
 
Хотя хлеб и вино претворяются в таинстве собственно в Тело и Кровь Господа, но Он есть в этом таинствевсем существом своим, то есть и душою Своею и самым Божеством Своим, которое нераздельно соединено с Его человечеством».
 
Думается, приведенных цитат достаточно, чтобы неправота А. И. Осипова по существу вопроса стала очевидной. Теперь немного о способах и ссылках, которыми профессор пытается привлечь слушателей и читателей на свою сторону.
 
На странице 6, столбец 3, в конце абзаца 1 с целью дискредитировать православную точку зрения (ибо в данном конкретном случае Тридентский Собор не разошелся со святоотеческой традицией) Осипов при ее изложении употребляет умышленно приниженную лексику, не соответствующую величию того Божественного чуда, которое имеет место в таинстве Евхаристии: «То есть когда мы говорим, что акциденции не меняются, а меняется существо, то это равносильно тому, что наши чувства не воспринимают того, что происходит в действительности с Дарами. Еще точнее: у нас происходит обман чувств 9. Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова: как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс. 103:15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3:18), о Христе Иисусе!». Примитивный психологический прием! В таком случае профессор должен квалифицировать как «обман чувств» и то, что происходило со святыми апостолами Лукой и Клеопой, когда они на пути в Еммаус встретили воскресшего Господа в ином образе (Мк. 16, 12). Из ремарки другого евангелиста, что глаза их были удержаны, так-что они не узнали Его (Лк. 24, 16), и далее, что после благословения и преломления Господом хлеба открылись у них глаза, и они узнали Его (Лк. 24, 31), ясно следует, что не Господь изменил физический вид Своего человеческого образа, так что он стал иным, а некая чудотворная божественная сила воздействовала на глаза Луки и Клеопы, удерживая их, так что они, хотя и смотрели на Господа, но представлялся их чувствам совсем иной образ, нежели Иисус Христос имел в реальности. И случайно ли все это чудесное неузнавание завершается в благословении и преломлении Господом хлеба, то есть в таинстве Евхаристии? Не есть ли это, чрез века, ясный ответ профессору Осипову и подобным ему?
 
Так и за Божественной Литургией, после преложения, пресуществления Святых Даров, наши глаза бываютудержаны той же таинственной божественной силой, что и у апостолов на пути в Еммаус, так что, хотя мы и взираем на Агнца Божия, Телом и Кровию со свойственными Им акциденциями (т. е. внешними свойствами, доступными для чувств), чудесно возлежащего на Священной Трапезе, но глазам нашим представляется совсем иной образ, а именно образ, вид хлеба и вина со свойственными, естественно, им акциденциями. Итак, не «обман чувств», как изволит выражаться А. И. Осипов, за Священной Литургией у верных бывает, а органы чувств их бывают таинственно удержаны чудесной божественной силой по неизмеримой милости и снисхождению к нашей немощи Господа нашего, как выше представлены разъяснения многих Святых Отцов!
 
О ссылках, приведенных профессором на странице 7, столбец 3, абзац 2. Две из них --на Феодорита Кирского и митрополита Вениамина Федченкова, даже при условии правильного их перевода и понимания, не могут быть для нас авторитетными, ибо ни один из этих иерархов не зарекомендовал себя в церковной истории образцом строго православного исповедания. Так, Феодорит Кирский был в числе тех, чьи отдельные «нечестивые писания» (Деяния Собора... V, 371-372) были анафематствованны Отцами V Вселенского Собора (А. П. Лебедев. Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. С.-Петербург, 2004, стр. 73). А митрополит Вениамин Федченков известен тем, что, отслужив «сорокоуст» Божественных Литургий в момент тяжких сомнений о выборе пути, стал на сторону митрополита Сергия (Страгородского). Хочется тут заметить, что наш святитель и великий чудотворец XX века Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский не только «сорокоуст», но всю свою жизнь каждодневно совершал таинство Евхаристии, однако совесть его не позволила ему поступиться чистотой православных канонов! Слова же святителя Иоанна Златоуста совершенно неверно истолкованы А. И. Осиповым в свою сторону, хотя имеют обратный смысл. Говоря «будем в таинствах обращать внимание не на внешность только...» и далее по тексту цитаты, вселенский учитель как раз и призывает обращать в таинстве Евхаристии внимание не на внешность только хлеба и вина, а «верить и смотреть духовными очами», то есть, как призывают Отцы I Вселенского Собора, «верою разуметь, что на Священной Трапезе лежит «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29), приносимый в Жертву священниками». Святитель старается провести своих слушателей за завесу внешнего чувственного восприятия и верою убедиться в истинности слов Христа: «Сие есть Тело мое». Если же и ощущалась А. И. Осиповым в словах Иоанна Златоуста некая недосказанность, то следовало истолковать ее в духе подлинной святоотеческой традиции, в согласии со всеми Святыми Отцами, как это сделал протопресвитер Михаил Помазанский (см. выше от слов «Впрочем, у самых древних это учение не выражено в совершенно точных терминах...» и далее), а не в духе протестанского символизма, как это сделал московский профессор.
 
И последнее. В Московской Патриархии на все выше изложенное могут «махнуть рукой» и сказать, что это, мол, частное мнение профессора Осипова, а не наша официальная точка зрения. Но, во-первых, распространяет он свое лжеучение в самых духовно центральных и значимых учебных заведениях и печатных органах РПЦ и БПЦ МП, с благословения священноначалия, без всяких сопроводительных статей и комментариев, которые излагали бы истинно православное исповедание по вопросу таинства Евхаристии и указывали на заблуждение А. И. Осипова. Во-вторых, излагает он свое лжемудрование отнюдь не как «точку зрения», а выдавая его за учение Святых Отцов, и очень агрессивно-наступательно, приписывая противоположную, то есть подлинно святоотеческую точку зрения «злобе еретиков» (страница 7 Лекции, столбец 3, последний абзац).
 
На мой взгляд, новоявленная в недрах РПЦ МП, протестантская по существу, ересь против Святых Таин Тела и Крови Христовых может стать еще одним (наряду с сергианством и ересью экуменизма) серьезным препятствием для восстановления евхаристического общения с этой частью некогда единой Православной Российской Церкви.
Покорнейше прошу Ваше Преосвященство рассмотреть возможность проинформировать, если Вы сочтете нужным, о всем вышеизложенном Архиерейский Синод РПЦЗ, дабы это могло быть учтено в ведущихся ныне переговорах.
Экземпляр газеты «Царкоунае слова» № 2(192) выслан Вам заказным письмом с уведомлением о вручении 24.01.2005 г.
  
Дополнение от 24.12.2010г.
 
Святитель Иоанн Златоуст. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова. Москва, 1993 (по изданию С.-Петербургской Духовной Академии, 1902), книга первая, стр. 304-314: «Он (Христос – и. Л.) дал желающим не только видеть Его, но и осязать, и есть, и касаться зубами плоти Его, и соединяться с Ним, и насыщать Им всякое желание…Я, говорит (Спаситель),…питаю вас Своею плотию…Я восхотел быть вашим братом; Я ради вас приобщился плоти и крови; и эту плоть и кровь, чрез которыя Я сроднился с вами (т. е. воспринятые от Девы Марии – и. Л.), я опять преподаю вам.»
 
Святитель Кирилл Иерусалимский. Тайноводственное поучение четвертое: «1. … когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть тело Мое, после сего кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть кровь Моя, кто когда усомнится и скажет, что сие не кровь Его?»
«2. Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (Ин. 2:1,10), сходное с кровию: и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет?»
«3. Почему со всякою уверенностью примем сие, как тело и кровь Христову. Ибо во образе хлеба дается тебе тело, а во образе вина дается тебе кровь? дабы приобщився тела и крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и Христоносцами, когда тело и кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, бываем Божественнаго естества причастницы (2 Петр. 1:4).»
«6. Итак, хлеб и вино (в Евхаристии) не разумей простыми: ибо оные тело суть и кровь Христова, по изречению Владыки. Ибо хотя чувство тебе и представляет сие, но вера да утверждает тебя. Не по вкусу рассуждай о вещи, но от веры будь известен без сомнения, что ты сподобился тела и крови Христовы».
 
«9. Сие узнав и удостоверився, что видимый хлеб не есть хлеб, хотя вкусом чувствуется, но тело Христово: и видимое вино не есть вино, хотя по вкусу так представляется, но кровь Христова(выделено мною и. Л.): как о сем древле и Давид воспевая говорил: и хлеб сердце человека укрепит, умастити лице елеем (Пс. 103:15). Укрепляй сердце твое, причащаясь того яко духовного: умащай лице души твоей. Имея оное откровенным в чистой совести и созерцая славу Господню, о когда бы приходил ты от славы в славу (2 Кор. 3:18), о Христе Иисусе!»
 
Предлагаем также вашему вниманию работу на данную тему:
М.М. Бернацкий "Константинопольский Собор 1691 г.">>>
 

Печать