Сергей А. Хазанов-Пашковский. О внутрицерковной ситуации, сложившейся после Чрезвычайного Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви

Автор: Интернет Собор. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

7 декабря 2014 года полтора десятка священнослужителей при поддержке значительной части или подавляющего большинства своих прихожан осознанно и открыто объявили о разрыве отношений с Предстоятелем и Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви. Это было логическое оформление той кампании, которая на протяжении прошедшего года была развязана группой самозванных «ревнителей». Можно по-разному оценивать мотивы, которые побудили их пойти на подобный шаг, но невозможно отрицать очевидное: указанная группа ушла в раскол, образовав самочинное сборище.

 Отделившиеся (как большинство раскольников во все времена) провозгласили себя ревнителями духовного наследия, традиций и исторического курсаРусской Зарубежной Церкви, а Первоиерарха и священноначалие голословно обвинили во лжи, безнравственности, неосергианстве и многочисленных догматических и канонических нарушениях. Митрополита Агафангела, который является главной мишенью их нападок, отдельно обвинили в русофобии (он де ни много, ни мало – развязал кампанию по демонизации русского народа).

Произошедшее событие не являет собой нечто чрезвычайное: расколы были еще во времена Вселенских Соборов, имели место в нашей недавней истории, не избежать их и в будущем.

Но вызывает крайнее беспокойство то труднообъяснимое обстоятельство, что ни к одному из ушедших в раскол священнослужителей до сих пор со стороны их правящих архиереев не применены меры дисциплинарного взыскания – при вопиющем нарушении канонических правил никто из бунтовщиков не запрещен в служении, не говоря уже о более серьезных мерах воздействия.

Такое положение дел не может продолжаться длительное время без нанесения существенного урона авторитету священноначалия и соблазна верных членов, пребывающих в нашей церковной ограде. Ведь ушедшие в раскол не просто административно отделились от нас, они по-прежнему претендуют на принадлежность к Русской Зарубежной Церкви и используют любую возможность для надуманных обвинений и клеветы в адрес высшей церковной власти. Более того, безнаказанность только подталкивает бунтовщиков к активным действиям, в том числе и к попыткам соблазнить некоторых из числа наших духовных лиц и паствы.

Трое священников из Ижевска были запрещены Владыкой Митрополитом еще до их ухода в раскол – за демонстративное неподчинение власти правящего архиерея, а именно – «за участие в самочинном сборище, организованном архиепископом Софронием и направленном против целостности и единства Русской Православной Церкви Заграницей». Причем Митрополит Агафангел прямо указал, что если указанные священники не принесут покаяния и продолжат совершать службы, несмотря на запрет – они будут лишены священного сана.

Как известно, указанные лица не только не принесли покаяния, но выступили в качестве инициаторов церковного раскола. На прошедшем в октябре совещании Архиерейского Синода духовенство г. Ижевска было передано в подчинение Преосвященного Афанасия Епископа Вологодского и Великоустюжского – поэтому в данном случае это уже дело не Митрополита, а правящий архиерей должен подобающим образом воспользоваться своими властными полномочиями (что необходимо исполнить и в других епархиях).

А Митрополит Агафангел уже высказал свое мнение по данному вопросу, указав в своем Обращении к отколовшимся о том, что «совершенно очевидно, что отделение этой группы неканонично, безосновательно и преступно по отношению к Церкви Христовой. Таким образом, – продолжает Владыка, – отделившиеся незаконно должны быть, согласно канонам, запрещены в священнослужении без права восстановления их священстваК тому же, утверждение подписавших «Обращение»:«историческая РПЦЗ оказалась раздроблена, ни одна из её образовавшихся частей ныне не обладает полнотой полномочий прежней единой РПЦЗ»вполне подпадает под анафему экуменизму: «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело (…) или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: АНАФЕМА».

При этом Митрополит Агафангел отечески призвал «всех, кто принял участие в разделении к покаянию и возвращению в лоно Русской Зарубежной Церкви и восстановлению нарушенного единства», однако его слова услышаны не были.

Если управляющие нашими епархиями, в которых состояли священнослужители, ушедшие в раскол, полагают, что целесообразнее в сложившейся ситуации спустить дело на тормозах и ничего не предпринимать, то такая позиция видится глубоко ошибочной. Епископу надлежит не устраняться, дабы не порождать кривотолки среди своей паствы, а отделить добродетель от порока, тем более, что этого требуют нормы канонического права и забота о православном благочестии, главным блюстителем и охранителем которого православный архиерей является во вверенной ему епархии.

 

Сергей А. Хазанов-Пашковский

февраль 2015 года, Санкт-Петербург

 

http://imperslovo.ru/publikacii/cerkovnye-zhizn/o-vnutricerkovnoi-situacii-slozhivsheisya-posle-chrezvychainogo-arhiereiskogo-sobora-russkoi-zarubezhnoi-cerkvi

 

 

Печать