Зарубежная Русская Православная Церковь и Московская Патриархия (о перспективах возможного объединения)

Автор: Сергей А. Хазанов-Пашковский. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Сергей А. Хазанов-Пашковский

Зарубежная Русская Православная Церковь и Московская Патриархия
(о перспективах возможного объединения)
Стремительно развивающиеся события, среди которых в первую очередь следует указать на встречу в сентябре прошлого года в Нью-Йорке президента РФ Путина с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром и членами Архиерейского Синода, делегацию в Россию уже в ноябре месяце членов Архиерейского Синода во главе с Архиепископом Берлинским Марком и, наконец, только что завершившийся официальный почти двухнедельный визит весьма представительной делегации Русской Зарубежной Церкви во главе с самим Первоиерархом, целью которого было личное ознакомление с нынешним руководством МП, – дают достаточно серьезные основания говорить о грядущем объединении как о вполне вероятной перспективе, тем более что РПЦЗ и МП впервые официально признаны руководством обеих сторон двумя частями единой Русской Православной Церкви. Обе стороны создали специальные комиссии для продолжения диалога и рассмотрения вопросов возможного объединения.
Как прихожанин Русской Зарубежной Церкви и руководитель монархической организации, которая видит в Русской Зарубежной Церкви свою духовную основу, кратко изложу свою точку зрения на перспективы и целесообразность возможного объединения.
Церковный раскол произошел в 1927 году, когда митрополит Сергий (Страгородский) издал печально известную Декларацию, в которой он и горстка его последователей заявили, что они желают считать Советский Союз «своей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Так было положено начало «Сергианству», и с этого времени церковная организация, известная как «Московская Патриархия» стала послушным орудием в руках безбожного большевистского режима. Русская Зарубежная Церковь категорически отвергла Декларацию митрополита Сергия. В то же время и в самой России большинство архиереев и священнослужителей во главе с находящимся в ссылке законным Первосвятителем Русской Православной Церкви Митрополитом Петром (Полянским) также не приняли Декларацию, заявив решительный протест. Против не принявших Декларацию и отказавшихся следовать курсу митрополита Сергия усилились гонения, и вскоре они перешли на нелегальное положение, уйдя в подполье. Эти исповедники Православия образовали Катакомбную Церковь, которая в 1928 году анафематствовала сергиан. Зарубежная и Катакомбная части Русской Православной Церкви на протяжении всего времени поддерживали духовное и молитвенное общение, ощущая себя частями единой Русской Церкви. С т.н. «Московской Патриархией, которая пошла на соглашение с безбожным режимом, узурпировала церковную власть, и сама активно участвовала в гонениях на сохранивших верность православию, никаких отношений не поддерживалось. И не случайно второй по счету Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Анастасий (Грибановский) в 1965 году незадолго до своей кончины издал Завещание, в котором назидательно говорилось: «Что касается Московской Патриархии и ее иерархов, то поскольку они находятся в тесном, деятельном и доброжелательном союзе с советской властью, открыто исповедующей свое полное безбожие и стремящейся насадить атеизм во всем русском народе, то с ними Зарубежная Церковь, храня свою чистоту, не должна иметь никакого канонического, молитвенного и даже простого бытового общения…»
Московская Патриархия, выдающая себя за подлинную Русскую Православную Церковь, сохранила внешние атрибуты – православные храмы, обряды и форму богослужения. Наконец, осталась формальная церковная организация во главе с «патриархом». Но за внешней благообразной формой скрывается грубое попрание канонов и кощунственное искажение вероучения Церкви. Практически все епископы МП были агентами или осведомителями КГБ, включая и нынешнего «патриарха Алексея», имевшего кличку «Дроздов». Патриархия, глубоко попирая церковные каноны, обросла тягчайшими грехами, лишь внешне сохраняя подобие Церкви, и Духа Христовой Правды в ней нет. В 60-е годы МП, по указанию Советского руководства, вступила во Всемирный
совет церквей, и с этого времени ее постигла новая ересь – активное участие в экуменизме. И в наши дни, когда уже нет церковных гонений, МП сохраняет прежний курс. Общеизвестны связь МП с криминалом, цинизм и общая аморальность духовенства, активное участие церковных структур в коммерческой деятельности (например, импорт алкоголя и табака)… Следуя Декларации митрополита Сергия, МП по-прежнему поддерживает курс нынешней власти, ведущей свое преемство от безбожного большевистского режима (ныне возвратившей многие его атрибуты). Строительство храмов, прославление новомучеников (наряду с сергианами), издание православной литературы – это лишь внешнее проявление, красивая оболочка, призванная скрыть отступничество и духовную пустоту.
Как только в начале 90-х годов на территории России стали открываться приходы Русской Зарубежной Церкви (к которым присоединились наиболее идейные священники из МП – через покаяние и сохранившиеся катакомбные общины – вот тогда-то и произошло объединение Зарубежной Церкви с гонимой Церковью во Отечестве), МП стала агрессивно противодействовать их деятельности, объявив им войну (что было ранее предпринято по отношению к катакомбникам). При помощи властей зарубежные общины изгонялись из занимаемых церквей, а сама Зарубежная Церковь подверглась тотальной клевете и была объявлена «еретической сектой». Более того, началось наступление на приходы ЗРПЦ и за пределами России. Были захвачено несколько наших храмов в Европе, а на Святой Земле – в Хевроне и Иерихоне обители Зарубежной Церкви при помощи полиции Палестинской автономии были взяты штурмом – с применением грубой физической силы по отношению к беззащитным монахам.
Однако, несмотря на свое организационное могущество, несопоставимое численное превосходство и поддержку властей, Московская Патриархия не может не осознавать свое довольно шаткое каноническое положение. Да и подавляющее большинство храмов, принадлежащих Русской Зарубежной Церкви по всему миру с помощью насилия прибрать к рукам не удастся. И вот для преодоления этих препятствий МП поспешно меняет свой курс, и от агрессивного наступления переходит к диалогу, лукаво призывая к братскому примирению и церковному единству. И к великому сожалению, призыв МП к руководству Русской Зарубежной Церкви оказался услышанным. И вопрос грядущего объединения уже стоит на повестке дня.
Однако, опираясь на вышеизложенное и многое, оставленное за рамками данной статьи, можно определенно заявить, что т.н. объединение самым пагубным образом отразится на Зарубежной Церкви. Во-первых, уже первые реальные шаги по объединению с МП неминуемо приведут к расколу, поскольку имеется достаточно значительное число среди прихожан и духовенства, которые сохраняют верность историческому курсу Зарубежной Церкви, и для них органически неприемлемо находиться в единой церковной ограде с организацией, которая на протяжении десятилетий являлась послушным орудием в руках богоборцев и кощунственно извратила каноны Православной Церкви. Во-вторых, Зарубежная Церковь в самое ближайшее время после объединения будет поглощена, растворится среди многочисленного патриархийного клира и утратит свое уникальное историческое наследие. Наконец, сам Русский народ, во имя спасения которого и было положено начало диалогу со стороны руководства Зарубежной Церкви, потеряет последнюю пристань спасения – в лице единственной законной преемницы исторической Поместной Русской Церкви.
2004 год, начало Петрова поста
Председатель Руководящего Центра Имперского Авангарда
Сергей А. Хазанов-Пашковский

Печать