"Мы не фанатичны"

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

Фото: 1965 г. Прот. Игорь Дулгов встречает Митрополита Филарета на вокзале г. Марселя (на заднем плане Вл. Антоний Женевский).

 

Письмо Архиепископа Серафима Брюссельского и Западно-Европейского

При Лесненском Монастыре,

(Франция) 13/26 февраля 97 г.

Преп. Мартиниана.

Дорогой Друг, ‒ Вам я очень признателен, что регулярно посылаете различные вырезки из газет из России, по определённым вопросам. Мне для сведения это полезно, конечно. Последняя Ваша присылка ‒ с двумя фото, на одной из них даже я ‒ в моей молодости. Хочу Вам объяснить, что никакого чувства, что вот, меня "залопали" в чём-то пакостном, предосудительном, "поймали на месте преступления" ‒ нет! Нужно понять, что Зарубежная Церковь, как бы она ни исповедовала Истину, тем не менее, когда эта Истина вовсе не затронута ‒ вовсе не фанатична. Вот в одном из последних номеров при "Русской Мысли" у них такое приложение бывает, в католическо-промосковском духе, редакторы в России: так вот в последнем номере такой священник Чистяков написал что-то в том смысле, что "карловчане фанатики старого стиля". Конечно, в серьёзном издании могло быть приличнее, но дело не в этом. Он пишет совершенно не зная вопроса. Мы именно вовсе не фанатики того же старого стиля (начинаю с этого). Основоположник Заруб. Церкви митр. Антоний сам твёрдый в Предании, сам твёрдо держащийся того же старого стиля, когда было нужно, кажется в 35 или 36 году ‒ поехал в Бухарест на торжества юбилейные создании Патриархии там, участвовал, сложил и проч. Между тем и патриарх был новостильник, и также сослужили Представители из православной Польши, "автономию" которой Заруб. Церковь за Свят. Патр. Тихоном не признавала и проч. Именно потому что мы не фанатичны. Святитель Иоанн Шанхайский, сам очень строгий к Преданию и малейшим Правилам Церкви, принял в общение православных голландцев, которые были не только новостильниками, но даже и Пасхалия была у них Западная! Вот это последнее он просил от них ‒ прекратить и перейти на нашу. А когда он принял такую группу Ковалевского в Париже, то они даже сохранили и это, обещая в будущем, постепенно, перейти на нашу Пасхалию. И несмотря на это Святитель служил у них, рукополагал и проч. Да и по сей день в недрах нашей Заруб. Церкви у нас имеются приходы и даже целое Благочиние, румынское зарубежом, которые как держались и так и держатся по сей день нового календаря!

Что это значит? Это значит, что наша Церковь говорит, что Новый стиль это отрица­тельное явление, но что это не ересь, это не значит (как говорят греки старостильники именно фанатики) ‒ что такие "вне Церкви"!

Когда был 2-й Ватиканский (католический) Собор, то наш Вл. Анто­ний Женевский был приглашён и был как "наблюдатель". Денег на проезд от Ватикана он не принял и жил и столовался не на их счёт, а при нашей церкви в Риме. Чем сохранял всегда свободу говорить и поступать как хотел. Когда нужно было, он выступил в Риме против действий католиков (униатство) и выступил очень открыто и резко. Те перепугались, приехали для объяснений и проч. Как видите, мы можем участвовать, но сохраняя свою свободу. Идём до какого то предела. Участвуем до какой то границы. Как в своё время Святой патр. Тихон в Росси ‒ пошёл даже на какие то компромиссы с сов. властью, но никак не переходил той границы, которую легко и просто перешёл митр. Сергий и на что шла сов. патриархия всё время.

Ещё пример: патриархия, как овечка, говорит или любит говорить: "мы себя скомпро­метировали с большевиками, а Зарубежная Церковь, мол, с Гитлером"! Какая ерунда. Да разве мы Германии говорили "ваши радости ‒ наши радости" (митр. Сергий, откуда сергианство). Да наконец  Заруб.Церковь простиралась по всему миру: наши иприходы и целые епархии и до войны и во время (!) войны и в Германии, но и в Англии, в Австралии (под Англией!) и на Св. Земле (под Англией!), и в США, и в Канаде, не говоря о странах нейтральных в Ю. Америке и проч.

Как же можно говорить, что Заруб. Церковь компрометировала себя с Гитлером! Да даже в нашей епархии в Германии, уж кто-кто, а наш тамошний митрополит, глава нашей епархии, себя дер­жал по отношению Власти исключительно достойно. Вовсе не исполнял и отказывался, если это были требования нам неприемлемые (не вхожу в детали). Когда нужно было, заступался и самым энергичным образом о других епископах или священниках, против которых герм. власти делали какие, те или иные, прещения. Да назовите мне хоть одного подсоветского архиерея МП, ко­торый что-то даже отдалённое делал при Сталине, скажем, или Брежневе и так далее. Наоборот: и не мне напоминать!

Вообще такое стремление МП свои грехи перекидывать на наши плечи, напоминают мне в школе: принесёт ученик плохой аттестат, плохие отметки. И на замечания родителей, вместо того, чтобы о своих грехах (плохих отметках) говорить, отвечает: да такой-то тоже имеет плохую отметку!

Но поведение Заруб. Церкви во всех отношениях было всегда и везде достойное. Так что и оправдываться - ниже нашего достоинства...

Наше участие в "Экуменизме". В прежние годы, наши Представители приезжали на их заседания, и то не на все, но чтобы свидетельствовать. И ни на какие компромиссы с экуменистами у нас не было даже мыслей идти! Мы с ними не участвовали, как МП участвует!

Существует у нас 2 епархии, в странах которой по Закону, все Церкви имеют Лицо и священники находятся на иждивении Государства. Это в Бельгии, причём там жалованье идёт через самого Старшего представителя Православных, это КП митрополит там, в Брюсселе. Он получает и раздаёт всем другим.

В Германии тоже самое, но идёт через не то Лютеран, не то Протестантский Совет Церквей в Германии. И священники нашей епархии там получали или получают жалование через эти "руки". Это вовсе не значит, что в Бельгии мы на жалованье у греч. митрополита или в Германии, на жалованье Лютеранского Совета какого! И наоборот, уж кто-кто, а тамошний наш Владыка архиепископ Марк сохранял больше даже чем, скажем "дозволенную" свою свободу, выступая в печатай нашей, разъясняя что такое Экуменизм и проч. И тут мы держимся с достоинством.

Теперь, в заключение, насчёт фотографии, когда на хиротонии Вл. Виталия был в алтаре англиканский епископ. Я не знаю, в каких условиях это было и почему и как, это могут заинтересованные сказать. Хотя опять я категорически против того, чтобы считать себя "подсудимыми", в чём-то защищаться, оправдываться! Приведу такой пример. Когда были похороны в Женеве в нашем соборе +Вл. Антония, в наш алтарь вошёл греческий КП митрополит. Мы его не приглашали, он вошёл сам. Вы скажете, это не то же самое, что англиканский. Да я не об этом, У нас в нашем обычае в алтарь архиерейский посох НИКОГДА не вносится! Ни богослужебный, с сулком, ни городской тем более! А вот этот греч. митрополит "полез" в алтарь со своим посохом городским! Я издали в алтаре ему поклонился, но и думать было нечего его "выгонять", само собой разумеется! Хочу этим сказать, что бывают такие случаи. Но опять: разве это тоже, что делается в России у МП: инославные архиереи входят в алтарь Царскими Вратами, благословляют, были случаи даже совместного причащения! Опять прошу видеть, так сказать, степень дозволенного, как исключение, причём в малом масштабе. И практика в России и заграницей у МП ‒ идти без всяких преград!

Моя фотография в Марселе. Опять никак не вижу надобности защищаться, оправдываться. Будто меня на чём-то плохом поймали! Дело было так. После "настолования" нового митрополита, Вл. Филарет совершил как бы триумфальное путешествие по зарубежью.

Он принимался при этом, не только в наших епархиях, приходах, но гораздо шире! Так, он был принят с Иконой даже в евлогианском Соборе в Ницце: митрополит там служил (правда только при евлогианских диаконах и только), ‒ это была как бы Личность V.I.P. и как таковой он приехал в Марсель. Его приезд был известен, и помимо нашего прихода, где мы служили, было предложено, как высокой личности, как V.I.P. подняться до известного собора Богоматери, который существовал там, в ином конечно виде, ещё в первые века, когда для нас Марсель ‒ была православной местностью.

Помню, что я (как Благочинный Юга) сперва отказал в этом, приглашение НЕ принял. Но когда приехал +Вл. Антоний Женевский, то он, обсудив вопрос с митрополитом, решили, что мы можем. Без облачения внести икону в собор, там мы ничего не служили, сомневаюсь, чтобы кто из католиков какую молитву читал, приложились к ней редкие посетители Собора. И всё! После этого мы прошли в соседнее помещение, там расписались в Золотой книге, пили шампанское, Вл. Митрополита расспрашивали местные Власти, причём +Вл. Антоний всё смотрел, чтобы я не отвечал за митрополита, а лишь переводил! После чего мы уехали, при звоне какого то редкого большого колокола, которым пользуются лишь раз в году (может быть ошибаюсь, но чуть ли не Российской Царской Власти подарок!) *)

Опять: разве можно ЭТО сравнить с участием, например, архиерея МП в Ассизи, вместе с папой, когда активно участвовали там и с колдунами, и проч.!

Фотография эта исходит из недр так называемых греческих старостильников. Вот они фанатики! Нам же ни краснеть, ни оправдываться не к лицу!

Помню характерный случай. Давно, давно, в Леснинском монастыре, ещё до переезда сюда, была служба. И в храме среди наших паломников, оказалось 2-3 католика. М. б. чьи знакомые? На лбу не написано, повязки никакой не было!

Что Вы думаете, мы их допустили до Причастия? Ничего подобного. Когда было пение "Иже Херувимы", то служащий диакон кадил, и кадил всех стоящих, понятно. Потом на этого диакона был донос именно со стороны фанатиков, что "он кадил в сторону католиков"!

Вот из этого случая Вы увидите, что является просто фантастикой, и что является серьёзным уклонением в сторону Экуменизма!

Наша Зарубежная Церковь, стоя твёрдо на принципах стойкости и верности Преданию, не идёт на компромиссы, если это переходит известную границу. Так поступал и Св. Патриарх Тихон, но так НЕ поступал митр. Сергий и от него всё дальнейшее ‒ то есть сергианство, компромиссы, даже до сего дня.

+Архиепископ Серафим

*) когда я как новый архиерей посетил впервые Брюссель, то я как V.I.P. пошёл выразить своё почтение местному греческому митрополиту! Тоже самое в Вене! По восточной этике, это НЕ сделать было бы немыслимо!

Когда я ездил впервые как архиерей в Австрии: я был принят в Бюргермайстерай в Инсбруке, причём принимал и Бургомистр и его 2 помощника. Тоже самое в Лиенце, когда там оказался новый Бюргермайстер, - женщина!

Когда какая Личность путешествует, объезжает как V.I.P., такие встречи - от них невозможно отказаться, невозможно их избежать.

Другое дело, когда вот МП полностью и глубоко вошла в Экуменическую жизнь без всяких границ.

*****

Это письмо Вл. Серафима является его реакцией на публикацию в «Православной Москве» (№ 2-3 январь 1997 г.) статьи М. Рара «Ветвь отломленная» с комментариями архим. Нестора (Жиляева) – постоянного представителя МП при Всемирном Совете Церквей в Женеве, который дополнил её «компрометирующими» РПЦЗ фотографиями.

Фото: Епископская хиротония митрополита Виталия (Лондон, 1948 год)

 

Фото: Встреча Курской-Коренной иконы Божией Матери в Марселе в сентябре 1965 года. Слева направо: протоиерей Игорь Дуглов, теперешний архиепископ Западноевро­пейский Серафим, покойный митрополит Филарет и католический архиепископ Марсельский. Как известно, два иерарха встретили икону Божией Матери, пере­несли ее в католический кафедральный собор города Марселя. Митрополит Филарет поставил ее на престол, и католические священнослужители в присутствии иерархии Зарубежной Церкви совершили молитву. После чего икона была перене­сена в храм Русской Зарубежной Церкви в Марселе.

Источник

Старые материалы о Владыке Серафиме (Дулгове):

Фотография: два враждебных друг другу мира

Поминайте наставников ваших. Памяти Владыки Серафима (Дулгова)

Арх. Серафим (Дулгов): Главные ереси первых веков

Арх. Серафим: “Мы не можем войти в общение с митрополитбюро”.

Архиеп. Серафим (Дулгов) о православных святых Франции

«Служи, молись, совершай богослужения благоговейно и не мудри!»

«Служи, молись, совершай богослужения благоговейно и не мудри!» окончание

Памяти Архиепископа Серафима (Дулгова)

Могила архиеп. Серафима (Дулгова) 1923-2003гг.

Митр. Виталий и архиеп. Серафим 1997г. Франция, Леснинский монастырь.

Из слова иером. Серафима (Дулгова)

Печать