Вадим Виноградов: Миссия русской эмиграции в оценке ХХI века

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Ибо человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие улавливаются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них (Ек. 9, 11-12).

Да, это о духе нашего времени, который искажает всё, что он отражает.

Именно о нём наша речь. А беседа о миссии русской эмиграции, которая состоялась на одной из радиостанций, всего лишь, объект, позволяющий увидеть дух, искажающий всё, что он отражает. И особенно ярко этот дух, всё искажающий, выразителен в этой беседе потому, что участвовали в ней трое священников и “писатель, публицист, историк, общественный деятель, человек, который уже многие годы находится на острие меча происходящих событий”.

Суть всей беседы такова: «Так я теперь оцениваю и миссию русской эмиграции: ей не удалось осуществить своих планов и надежд на возрождение России после падения коммунизма. Но она выполнила для своего народа роль передового дозора нации для понимания мировой расстановки сил и смысла истории. И, конечно, роли и места России в этом процессе. Это главным образом заслуга Русской Зарубежной Церкви».

И что из этой тирады мы заключаем? А только одно, что вся эта беседа трёх священников и писателя, публициста, историка, общественного деятеля, человека, который уже многие годы находится на острие меча происходящих событий… одно сплошное резонерство, сродни, а, может быть, даже превосходящее резонерство Московской Патриархии.

Ибо сами-то русские эмигранты, и, прежде всего духоносные отцы Русской Православной Зарубежной Церкви, видели свою миссию не в политиковании её, как её представили нынешние знатоки русской эмиграции: “Такая православная политика, с моей точки зрения, не может мешать восприятию духовного наследия Зарубежной Церкви, наоборот: может помочь этому. Вот только, к сожалению, у наших современных патриотических политиков часто не хватает целостного исторического, идеологического и духовного образования, и потому они в большинстве своем не способны к историософскому анализу и ставят себе иллюзорные, утопические цели. И их духовные наставники (“старцы”) тоже.

«Целостное историческое, идеологическое и духовное образование, историософский анализ» - ничего пассажик? Вот, руководствуясь некой православной политикой и рассуждали наши радиособеседники о миссии русской эмиграции.

А Федор то Михайлович: «Говорят русский человек не знает Евангелия? Это так. А Христа он знает и носит в своем сердце». Не стремление ли сохранить, сколько возможно, русское сердце было миссией то Русской Эмиграции? Ибо, читаем: «Господь к каждому обращается лично и каждого исцеляет лично, и каждого обращает к себе. Об этом подумаем. А молиться “Господи, спаси Россию!”- это же просто бессмыслица. Да, красивая фраза, попробуй что-нибудь против - тебя заклюют, а то и камнями побьют ещё» (Митрополит Виталий).

Так, отцы Русской Зарубежной Церкви, а, следовательно, и истинной Русской Эмиграции, раз речь идёт о её миссии, а не о поведении тех или иных её периодов, оценивали, как видим, совсем с другой колокольни.

ХХI же век требует мнение «наших современных патриотических политиков, способных к историософскому анализу», ибо у ХХI-го века фундамент… знания. Почему знания? Да, потому что знание надмевает (1 Кор. 8.1), а это для ада первое дело.

То есть, если отцы РПЦЗ Русскую Эмиграцию оценивали, как ультра духовную, то, естественно, не в дозоре нации для понимания мировой расстановки сил и смысла истории и места России в этом процессе видели они свою миссию, а, в сколько возможно, в сохранении Идеала Святой Руси - Царство Небесное и проповеди пути к этому Царству. Но пусть об этом поведает сам первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Виталий, с уходом которого и завершилась и миссия Русской Эмиграции, да и сама русская эмиграция:

"Святой Апостол Павел преподал нам свое духовное завещание словами: «всегда радуйтесь, за все благодарите Бога и непрестанно молитесь». Нашим умом это почти невозможно, он скоро устает, но мы обладаем другой силой «сердечной» о которой Церковь Христова непрестанно молится словами: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей». Этого дара сердечной молитвы я всем вам желаю, ибо большего желания вам - не знаю".

Так, в сравнении двух взглядов на Русскую Эмиграцию легко увидеть, как улавливаются даже лучшие священники вместе с писателями, публицистами, историками, общественными деятелями, людьми, которые многие годы находятся на острие меча происходящих событий, в наше бедственное время, неожиданно нашедшее на нас.

И интенсивная греховность, вызванная этим временем, требует от пастырства такую же интенсивную деятельность (Митрополит Виталий).

Но ХХI век требует от пастырей совсем не проповеди сердечной молитвы, а резонёрства, и увернуться от этого требования духа времени способны сегодня лишь немногие.

Вот и с Миссией Русской Эмиграции.

Какова же она эта миссия?

А если теперь мы знаем только отчасти? Если видим как бы сказать тусклое стекло, гадательно (1 Кор. 13. 9-12), то в состоянии ли, даже находясь на острие меча происходящих событий, познать совершенное?

Вадим Виноградов

Наша страна, №3020

Печать