О гонениях на Старостильную Церковь в Румынии

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Румынская Страростильная Церковь.

В течение всего периода (гонения на ИПЦ - ред.) истинно-православные христиане Румынии также подвергаются преследованиям. Митрополит Власий пишет: "Румынский король Карл II оставил свою жену Марию, пришедшую из Константинополя, и снова женился на еврейке. Карл II не хотел отказаться от своего трона, но был вынужден это сделать, так как женился не на христианке. Его сыну Михаилу был всего 8 лет, поэтому нужен был регент. Патриарх Мирон стал регентом. Политические обстоятельства того времени были осложнены тем, что правительство было распущено, и в целях сохранения конституции регент должен был стать премьер-министром. Таким образом, в 1936 году патриарх стал и регентом, и премьер-министром, т.е. полным хозяином страны. Он имел власть уничтожить нашу Церковь, и он использовал это в полной мере: он уничтожил все наши храмы и арестовал всех представителей духовенства, монашествующих, а также руководителей старостильных групп. 

Это был первый серьезный удар против нашей Церкви, и многие не пережили его. Возьмем, к примеру, о. Евфимия - он находился в концентрационном лагере в течение 3-х лет с о. Памво, и он рассказал нам, как они пытали его: они бросили его в поток и заставляли других заключенных ходить по нему, как по мосту: ему было в то время около 27 лет ".

 
В Бессарабии, пишет Глазков, "священники Борис Бинецкий, Димитрий Ститскевич и Владимир Поляков были преданы суду за служение по старому стилю. Установление диктатуры короля Карла II в Румынии в феврале 1938 года сопровождалось усилением преследования по национальным и календарным причинам. Дело в том, что румынские короли были австрийского происхождения и являлись лишь формально православными христианами, они были не очень обеспокоены за судьбу Румынии, народа и Церкви. В целом они были только фасадом, за которым различные гражданские и церковные функционеры совершали свои дела тьмы. 

Некоторых из старостильников, включая о. Гликерия, обвиняли в связи с «Железной гвардией» (или легионерами) - организацией, которая была запрещена царем. Осенью 1938 г. по всей стране проходило много арестов и расстрелов известных легионеров. Это движение довольно часто ложно обвиняют в нацизме. Но что же эта правая организация на самом деле представляет в Румынии? Едва ли можно назвать движение, основной задачей которой было воспитание своих сторонников в православной вере и в верности Церкви Христовой, - нацистской организацией. Будучи не только в политической, но и духовной оппозиции к тоталитарным военным властям, и в то же время ведя неутомимую борьбу против какого-либо физического или духовного проявления коммунизма в Румынии, легионеры часто выступали против политических амбиций бездуховных политиков. В конце 1930-х годов наступили массовые кровавые гонения на легионеров, в результате чего лидеры движения (например, Корнелиу Кодряну) были расстреляны, в то время как рядовые члены, в том числе подростки, были заключены в тюрьмы и лагеря, в которых многие умерли от невыносимых трудов и унижений, а многие просуществовали там десятилетия. ...

В 1939 году отец Гликерий оказался, в результате доноса новостильного священника, в специальном лагере для легионеров в Меркуря-Чук. В ноябре того же года пришел приказ разделить всех заключенных на две группы и расстреливать одну группу, а затем другую. Когда первая группа была расстреляна, о. Гликерий и несколько легионеров, которые были во второй группе, служили благодарственный молебен Господу и Божией Матери, чтобы удостоиться достойной смерти в православной вере. Господь сотворил чудо - вдруг прибыл правительственный приказ о помиловании.

 
Через несколько месяцев спустя Бессарабия была оккупирована Красной армией, а через год после этого Румыния вступила в войну с СССР. Старостильники, чтобы сохранить православие невредимым, были вынуждены буквально уйти в глубокие катакомбы, создавая тайные скиты в лесах и горах ..." 
 
Митрополит Киприан предоставил нам некоторые подробности о преследовании 1930-х годов:

"[Патриарх Мирон Кристя] приказал все храмы истинно-православных христиан снести и заключал в тюрьму любого священнослужителя или монаха, которые отказались подчиняться его авторитету. Монахи и монахини были заключены в двух монастырях, где они подверглись неслыханному варварству. Некоторые из них, такие, как иеромонах Памво, основатель монастыря в Добру (который был уничтожен и восстановлен три раза), встретили мученический конец. Во время разрушения монастыря Кукова пять мирян были брошены в монастырский колодец и утонули. К такой тактике Патриарх прибег, чтобы избавиться от проблемы Старостилия!

Иеромонах Гликерий был арестован в сентябре 1936 года во время большой демонстрации в Пятра Нямце, где многие были убиты. Он был взят под стражу в Бухаресте, где его приговорили к смерти. Однако он чудом спасся, благодаря тому, что жене министра юстиции во сне явилась Богородица и дала ей приказ заступиться перед мужем за отца Гликерия. Ее муж отреагировал на манер Пилата, и вместо смертной казни приговорил отца Гликерия отбывать срок заключения в отдаленном монастыре ...

Отец Гликерий совершил две поездки в Грецию. Во время своего первого визита, он принял монашескую схиму в скиту Св. Иоанна Крестителя на горе Афон. Во время своего второго визита в 1936 году, он встретил несколько епископов Истинно-Православной Церкви Греции, а именно, Германа .. и Матфея (епископ Хризостом ... был далеко на Востоке), которые решили хиротонисать его во епископа. Однако перед тем как получить на это согласие епископа Хризостома, отец Гликерий был выслан из Греции ...

 
В начале Второй мировой войны в 1939 году отец Гликерий был отпущен на свободу и вместе со своим любимым соподвижником, диаконом Давидом Бидаску, убежал в лес. Там они жили вдвоем в крайних лишениях и трудностях, особенно в зимний период. В самый разгар тяжелых снегов, когда их несколько тайных сторонников не могли узнать об их убогом положении, отцы были вынуждены есть червяков! Тем не менее, Божественный Промысел защищал их от своих преследователей, а направленные туда тем же Промыслом птицы небесные стирали их следы на снегу, пролетев рядом и хлопая крыльями по снегу. И, несмотря на суровые холода, они ни разу не зажигали огонь, чтобы дым не смог выдать их убежище. (Надо отметить, что холод в Румынии часто приближается к тридцати градусов ниже нуля в течение всей зимы.) Другие аскеты также были спрятаны в пустынях, среди них отец Дамаскин, отец Паисий, и др".
 

Православная Церковь на распутье - с 1900 г. до наших дней (Владимир Мосс):

Преследование в коммунистический период

Коммунисты, большей частью, были более толерантны к старостильниками, но это вовсе не означает, что гонения прекратились. Аналогичным образом, Старостильная Церковь до сих пор не имеет никакого правового статуса. Жизнь епископа Демосфена (Ионицы), возможно, лучше всего иллюстрирует то, что пришлось пережить старостильному духовенству. Епископ Демосфен родился 1 июля (н. с.) 1927 г. в городе Ковасна, ему было дано имя при крещении Дмитрий. В 1951 году Дмитрий поступил в Спасо-Преображенский монастырь в Слатиоара. С 1952-54 гг. он отбывал срок в армии, после чего вернулся в монастырь и был пострижен в монашество митрополитом Сильвестром в 1955 г. В следующем году митрополит Галактион посвятил его в сан диакона, а в 1957 году митрополит Гликерий рукоположил его во священника. В течение месяца после рукоположения о. Демосфен отправился в Бухарест, чтобы помочь епископу Евлогию, который скрывался. Там он был предан старостильным священником и арестован. Власти требовали, чтобы отец Демосфен раскрыл местонахождение епископа, от чего тот отказался. 


Еп. Демосфен (Ионица)
 
23 июля 1958 г. отец Демосфен был вновь арестован. С группой певчих он служил погребение своего двоюродного брата в закрытой церкви. Новостильный священник сообщил об этом властям, что привело к аресту о. Демосфена и певчих. Шесть офицеров взяли о. Демосфена в город Тыргу-Муреш. По прибытии, его привели в комнату, где несколько охранников сняли с него одежду, а потом сбрили волосы и бороду. В его тюремной камере был цементный пол без каких-либо покрытий. В течение пяти месяцев гражданские власти проводили расследование и допрашивали о. Демосфена в попытке найти какой-нибудь предлог, чтобы его осудить. Первый этап допроса проходил в таком направлении:

Дознаватель: Какую деятельность ведет Гликерий в этой стране? Какие меры он планирует предпринять против коммунистов?

О. Демосфен: Митрополит учит нас работать, молиться и слушаться.

Дознаватель: Где ты прячешь свое оружие?

О. Демосфен: Наше оружие - это наши церковные книги.

Главный дознаватель: Почему он не говорит нам, где оружие? Повесить его!

 
В этот момент о. Демосфен потерял сознание и упал на пол. Когда он проснулся, то оказался в своей камере с врачом. Врач спросил, где он пострадал, и почему упал. О. Демосфен ответил: "Я не помню." Врач ударил его ногой и ответил: "Вот наше лекарство для старостильников, которые хотят убить коммунистов." 

О. Демосфен провел следующие семь лет в концлагерях. Его опыт может составить главу Солженицынского Архипелага ГУЛАГа. Пленных морили голодом, пытали и исключали любую форму комфорта. Однажды о. Демосфен был настолько истощен, что даже не мог вспомнить молитву Господню. В 1959 году власти пообещали всех религиозных заключенных из лагеря освободить, если они подпишут декларацию об отступничестве. Из 2000 заключенных только 90 согласились подписать. В лагере Salcia о. Демосфен видел заключенных, затоптанных лошадьми, таких же, как он и другие, которые работали на строительстве каналов и других проектов в период зимних морозов. Много лет спустя отец Демосфен встретил одного из тюремных охранников Salcia, который сообщил ему, что это действительно чудо, что он выжил, потому что охранники получили приказ, что никто не должен был покинуть этот лагерь живым. 
В 1964 г. о. Демосфен был освобожден из тюрьмы. Когда мать увидела его в первый раз за последние семь лет, она спросила: "Почему они освободили тебя, ты предал веру?» Его мать с облегчением узнала, что ее сын не предавал Церковь; это было ее главной заботой. Через три недели он снова оказался под домашним арестом. О. Демосфен бежал в леса и жил в бегах в течение еще пяти лет. В своем последнем интервью епископ Демосфен свидетельствует о тех временах:
  
"Я не получил надлежащего образования. Это правда, что мы не так хорошо образованы, как новостильное духовенство. Тем не менее, я встречал их богословов, которые утверждают, что пост не важен, что догматы и церковное предание могут быть изменены. Я видел епископов государственной церкви в качестве марионеток коммунистов, которые не только шокировали верующих, но поставили под угрозу целостность Румынской Церкви по всему миру. Моя семинария была - семь лет тюрьмы, моя академия - пять лет прячась в лесу. Я благодарю Бога, что Он не послал меня в школу новостильников, но что Он был милостив ко мне и дал мне наилучшее богословское образование: семь лет в коммунистических лагерях. Однажды я спросил тюремные власти, почему они так беспокоились из-за старостильников, и они ответили, что это потому, что мы молимся и часто слишком много ... 

Скажите православным в Америке и в других местах, чтобы они сохранили веру отцов и жили активно в православной вере согласно учению Церкви".

Епископы Ясский Гликерий, Сучавский Софроний (Отел), Нямецкий Демосфен (Ионица) и Ботошанский Иосиф (Могырзан)
 
 
В. Болдевскул

"Православная жизнь", Т. 42, № 5, октябрь-ноябрь. 1992, стр. 11-17.

 
Пер. с англ.

Источник

 

Печать