Бесѣда Святителя Іоанна Шанхайскаго: СТРАШНЫЙ СУДЪ

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

СТРАШНЫЙ СУДЪ 
Бесѣда Святителя Іоанна Шанхайскаго
 Того дня никто не знаетъ — знаетъ только Богъ Отецъ, но признаки его даны въ Евангеліи и въ Откровеніи св. апостола Іоанна Богослова. Откровеніе говоритъ о событіяхъ конца свѣта и о Страшномъ Судѣ по преимуществу въ образахъ и прикровенно, но св. Отцы объясняли тѣ образы, и есть подлинное церковное Преданіе, говорящее намъ ясно о признакахъ приближенія конца и о Страшномъ Судѣ.
Передъ концомъ земной жизни въ ней будетъ смятеніе, войны, междоусобицы, голодъ и землетрясенія.
Люди будутъ страдать отъ страха, изнывать отъ ожиданія бѣдствій. Будетъ не жизнь, не радость жизни, а мучительное состояніе отпаденія отъ жизни. Но будетъ отпаденіе не только отъ жизни, но и отъ вѣры, «и Сынъ Человѣческій придя найдетъ ли вѣру на землѣ?»
Люди станутъ горды, неблагодарны, отрицающіе Законъ Божественный. Вмѣстѣ съ отпаденіемъ отъ жизни будетъ и оскудѣніе нравственной жизни.
Будетъ истощеніе добра и нарастаніе зла.
Объ этомъ времени и говоритъ св. апостолъ Іоаннъ Богословъ въ своемъ богодухновенномъ твореніи, называемомъ «откровеніе». Онъ самъ говоритъ, что «былъ въ Духѣ», когда создавалъ его: это значитъ, что Самъ Духъ Святой былъ въ немъ, когда въ различныхъ образахъ ему открылись судьбы Церкви и міра, и потому это есть Божественное Откровеніе.
Судьбу Церкви Откровеніе представляетъ въ образѣ женщины, которая скрывается въ тѣ времена въ пустынѣ: она не проявляется въ общественной жизни. Какъ теперь въ Россіи.
Въ общественной жизни будутъ имѣть руководящее значеніе силы, готовящія возможность появленія антихриста.
Антихристъ будетъ человѣкъ, а не воплотившійся діаволъ.
«Анти» — значитъ старый, и вмѣстѣ съ тѣмъ оно означаетъ «вмѣсто» или «противъ».
Антихристъ — человѣкъ, который хочетъ быть вмѣсто Христа, занять Его мѣсто и имѣть то, что долженъ былъ имѣть Христосъ онъ хочетъ имѣть обаяніе Христа и власть надъ всѣмъ міромъ.
/с. 17/ И антихристъ получитъ эту власть передъ своею гибелью и гибелью всего міра. У него будетъ помощникъ — магъ, который силой ложныхъ чудесъ будетъ исполнять волю антихриста и убивать не признающихъ его власть. Передъ гибелью антихриста явятся два праведника, которые будутъ обличать его. Магъ ихъ убьетъ и три дня ихъ тѣла будутъ лежать не погребенными, и въ тѣ дни будетъ предѣльное ликованіе антихриста и всѣхъ его слугъ.
И вдругъ, тѣ праведники воскреснутъ, и антихристъ и его все воинство будетъ въ смятеніи, ужасѣ, и антихристъ внезапно падетъ мертвымъ, убитый силою Духа.
Что извѣстно о человѣкѣ — антихристѣ?
Точное происхожденіе его неизвѣстно: отецъ совершенно неизвѣстенъ, а мать скверная мнимая дѣвица. Онъ будетъ еврей изъ колѣна Дана. Святые Отцы на это видятъ указаніе въ томъ, что Іаковъ, умирая и пророчествуя о будущемъ своего потомства, относительно Дана сказалъ, что онъ въ своемъ потомствѣ будетъ «Змій при пути, который поразитъ коня, и тогда всадникъ падетъ навзничь»: то значитъ, что онъ будетъ дѣйствовать хитростью и зломъ. Апостолъ Павелъ предсказываетъ, что передъ концомъ свѣта множество евреевъ обратится и увѣруетъ во Христа. Св. апостолъ Іоаннъ Богословъ въ Откровеніи говоритъ о спасшихся сынахъ Израилевыхъ, но въ перечисленіи спасающихся колѣнъ — нѣтъ колѣна Дана.
Антихристъ будетъ очень уменъ и одаренъ умѣніемъ обращаться съ людьми. Онъ будетъ обворожителенъ и ласковъ.
Философъ Владиміръ Соловьевъ много работалъ надъ тѣмъ, чтобы представить пришествіе и личность антихриста. Онъ тщательно использовалъ всѣ матеріалы по этому вопросу и не только святоотеческіе, но и мусульманскіе, и разработалъ яркую картину.
До пришествія антихриста въ мірѣ уже готовится возможность его появленія: «тайна уже въ дѣйствіи». Силы готовящія его появленіе прежде всего борятся противъ законной царской власти. Святой апостолъ Павелъ говоритъ, что не можетъ явится антихристъ пока не будетъ устраненъ «удерживающій».
Св. Іоаннъ Златоустъ объясняетъ, что удерживающій — есть законная благочестивая власть: такая власть борется со зломъ силою власти. «Тайна» дѣйствующая въ мірѣ, поэтому борется съ такой властью. Она хочетъ такую власть, которая не боролась бы со зломъ силою власти: хочетъ власти беззаконія. Когда «тайна» того добьется окончательно, ничто уже не помѣшаетъ появленію антихриста.
/с. 18/ Обворожительный, умный, ласковый, онъ будетъ милостивый, — онъ будетъ творить милость и добро. Но не ради милости и добра, а ради укрѣпленія своей власти. И когда онъ укрѣпитъ ее настолько, что весь міръ его признаетъ, тогда онъ откроетъ свое лицо.
Столицей своей онъ изберетъ Іерусалимъ, потому что здѣсь раскрылъ Свое Божественное ученіе и Свою личность Спаситель, и здѣсь весь міръ былъ призванъ къ блаженству добра и спасенія.
Но міръ не принялъ Христа и распялъ его въ Іерусалимѣ, а при антихристѣ весь міръ признаетъ власть его, и Іерусалимъ станетъ столицей всего міра.
Достигнувъ вершины власти, антихристъ потребуетъ отъ людей признанія, что онъ достигъ того, чего никогда ни одна земная власть и никто не могъ достигнуть, и потребуетъ поклоненіе себѣ, какъ высшему существу, какъ богу.
В. Соловьевъ хорошо описываетъ характеръ его дѣятельности, какъ «верховнаго правителя». Онъ будетъ дѣлать всѣмъ пріятное — при условіи признанія его верховной власти. Онъ предоставитъ возможность жизни Церкви. Будетъ разрѣшать ей богослуженія, обѣщаетъ постройку великолѣпныхъ храмовъ, при условіи признанія его «верховнымъ существомъ» и поклоненія ему.
У антихриста будетъ личная ненависть ко Христу, онъ будетъ видѣть въ Немъ соперника и смотрѣть на Него какъ на личнаго врага. Онъ Будетъ жить этой ненавистью и радоваться отступленію людей отъ Христа и отъ Церкви.
При антихристѣ будетъ массовое отпаденіе отъ вѣры. Измѣнятъ вѣрѣ многіе епископы и въ оправданіе будутъ указывать на блестящее положеніе Церкви. Исканіе компромисса будетъ характернымъ настроеніемъ людей. Прямота исповѣданія исчезнетъ. Люди будутъ изощренно оправдывать свое паденіе и ласковое зло будетъ поддерживать такое общее настроеніе. Въ людяхъ будетъ навыкъ отступленія отъ правды и сладость компромисса и грѣха.
Антихристъ будетъ все дозволять людямъ, только бы они «падши поклонились ему».
Того хотѣлъ не только діаволъ и въ людяхъ это не новое стремленіе: римскіе императоры также готовы были дать свободу христіанамъ, только бы они признали ихъ божественность и божественную верховную власть, и они мучили христіанъ только потому, что они твердо стояли въ исповѣданіи: «Богу одному поклоняйся и Ему Одному служи».
/с. 19/ Весь міръ покорится антихристу. Св. Іоаннъ Богословъ говоритъ, что у всѣхъ поклонившихся ему будетъ знакъ на челѣ и на десницѣ. Неизвѣстно, будетъ ли это дѣйствительно отмѣтка на тѣлѣ, или это есть образное выраженіе того, что люди будутъ признавать необходимость поклоненія антихристу, и что воля ихъ будетъ полностью ему подчинена. Мы видѣли уже отчасти въ нашемъ страждущемъ Отечествѣ, какъ лишь преданные власти и носившіе знакъ принадлежности къ ней могли всѣмъ пользоваться въ то время, какъ всѣ остальные находились въ безправномъ положеніи.
Во время такого полнаго, волей и сознаніемъ, подчиненія всего міра антихристу, и явятся упомянутые два праведника и будутъ безбоязненно проповѣдывать вѣру и обличать антихриста.
Кто эти «два праведника», «двѣ горящія маслины», «два свѣтильника» — какъ ихъ называетъ Священное Писаніе?
По церковному Преданію это праведники невкусившіе смерти: св. пророкъ Илія и св. пророкъ Енохъ. По откровенію праведники, невкусившіе смерти, вкусятъ ее на три дня и чрезъ три дня должны возстать.
Ихъ смерть вызоветъ великое ликованіе антихриста и слугъ его. Ихъ возстаніе повергнетъ ихъ въ великое смятеніе и ужасъ.
Вотъ тогда настанетъ кончина міра.
Св. апостолъ Петръ говоритъ, что первый міръ былъ созданъ изъ воды и погибъ водою. «Изъ воды» — это образъ хаоса физической массы — а погибъ «водою» потопа.
«А нынѣ міръ сохраняется для огня». «Земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ». Всѣ стихіи возгорятся. Этотъ теперешній міръ погибнетъ въ одинъ мигъ. Въ мигъ все измѣнится!
И появится «знаменіе Сына Божія» — знаменіе креста.
Весь міръ, вольно подчинившійся антихристу, «восплачетъ». Все будетъ кончено навсегда. Антихристъ убитъ. Конецъ его царства борьбы со Христомъ. Конецъ и отвѣтственность. Отвѣтъ истинному Богу.
Тогда изъ Палестинскихъ горъ явится ковчегъ завѣта. Св. пророкъ Іеремія сокрылъ его и св. огонь въ глубокомъ колодцѣ. Когда изъ того колодца взяли воды — она запылала. Но самаго ковчега не нашли.
«Конецъ міра» означаетъ не уничтоженіе міра, но его измѣненіе.
Все измѣнится вдругъ во мгновеніе ока. Мертвые воскреснутъ въ новыхъ тѣлахъ: своихъ, но обновленныхъ, какъ Спаситель воскресъ въ Своемъ тѣлѣ и на немъ были слѣды ранъ отъ гвоздей и копья, но оно обладало новыми свойствами, и въ такомъ смыслѣ оно было новымъ тѣломъ. Неясно, будетъ ли это новое тѣло такимъ, какъ созданъ былъ Адамъ, или это будетъ совсѣмъ новое тѣло.
/с. 20/ И явится Господь со славою на облакѣ. Какъ увидимъ? Зрѣніемъ духовнымъ. Даже и теперь при смерти праведные люди видятъ то, чего не видятъ стоящіе кругомъ умирающаго.
Вострубятъ трубы властно и громко! Онѣ вострубятъ въ душахъ и совѣсти! Все станетъ ясно человѣческой совѣсти. Св. пророкъ Даніилъ, говоря о Страшномъ Судѣ, повѣствуетъ, что будетъ Старецъ Судія на престолѣ, а передъ Нимъ огненная рѣка. Огонь — это очищающій элементъ. Онъ сжигаетъ грѣхъ. Горе человѣку, если грѣхъ природнился ему: тогда огонь сжигаетъ и самого человѣка!
Тотъ огонь загорится внутри человѣка: увидя крестъ одни возрадуются, а другіе придутъ въ смятеніе, ужасъ и отчаяніе.
Такъ люди сразу раздѣлятся, такъ и въ Евангельскомъ повѣствованіи передъ Судьей, еще до его Суда, одни становятся направо, а другіе налѣво: ихъ раздѣлило внутренне сознаніе. Само состояніе души человѣка бросаетъ его въ ту или другую сторону, направо или налѣво.
Чѣмъ сознательнѣе и настойчивѣе стремится человѣкъ къ Богу въ своей жизни, тѣмъ большая будетъ его радость, когда онъ услышитъ — «пріидите ко Мнѣ, благословенные». И наоборотъ: тѣ же слова вызовутъ огонь ужаса и мученія у тѣхъ, кто не хотѣлъ Его, избѣгалъ или боролся и хулилъ при жизни!
Страшный Судъ не знаетъ свидѣтелей или протокольной записи!
Все записано въ душахъ человѣческихъ и эти записи, эти «книги» раскрываются на Судѣ. Все становится яснымъ всѣмъ и самому себѣ.
И идутъ одни въ радость, а другіе — въ ужасъ.
Когда «раскрываются книги» — станетъ ясно, что корни всѣхъ пороковъ въ душѣ человѣка. Вотъ пьяница или блудникъ: когда умерло тѣло, кто-то подумаетъ, что умеръ и грѣхъ. Нѣтъ! Въ душѣ была склонность ко грѣху, и душѣ былъ сладокъ тотъ грѣхъ, и если душа не покаялась въ грѣхѣ и не освободилась отъ него, она на Страшный Судъ придетъ съ тѣмъ же желаніемъ грѣха. Того желанія она никогда не удовлетворитъ и въ ней будетъ страданіе ненависти. Она будетъ всѣхъ и все обвинять въ своемъ мучительномъ состояніи, всѣхъ и все ненавидѣть. «Будетъ скрежетъ зубовный» безсильной злобы и неугасимый огонь ненависти.
«Геена огненная» — это внутренній огонь. «Тутъ будетъ пламень и скрежетъ зубовъ». Это адское состояніе.
 

 

 
Изд. Миссіонерскаго Фонда Зап.-Европ. Епархіи Русской Православной Церкви заграницей — Villemoisson (France), 1996.
Распространяется безплатно — Diffusion gratuite — Free of charge diffusion.
Источникъ: «Пасха среди лѣта». Торжественное прославленіе Святителя Іоанна Шанхайскаго чудотворца въ Санъ-Францисско 19 іюня / 2 іюля 1994 г. — Villemoisson (France): Изд. Миссіонерскаго Фонда Зап.-Европ. Епархіи Русской Православной Церкви заграницей, 1996. — С. 16-20. 

Печать