Митрополит Антоний: Письма к иеросхимонаху Феодосию Афонскому

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

Письма Блаженнѣйшаго Антонія, Митрополита Кіевскаго и Галицкаго къ разнымъ лицамъ
 
Письма къ Іеросхимонаху Ѳеодосію Аѳонскому [1].
* * *
Достолюбезный батюшка Отецъ Ѳеофанъ! [2]
Повидимому и Вы вкупѣ съ Вашимъ тезкой [3], впавшимъ въ прелесть, готовы меня подозрѣвать въ націонализмѣ. Я читалъ Вашъ голосъ съ Аѳона и конечно я вполнѣ согласенъ со всѣмъ, что Вы написали объ обязательности каноновъ и о нежелательности теперь, (а м. б. никогда) VIII Вселенскаго Собора. Впрочемъ его и не будетъ. Но я консервативнѣе Васъ касательно различенія вселенскаго и всеправославнаго. Какая разница между первымъ и вторымъ терминомъ? Развѣ I-VII Соборы не были всеправославные? развѣ Церковь раздѣлилась въ 8-мъ или 11-мъ вѣкѣ? Въ нашихъ дурацкихъ учебникахъ такъ дѣйствительно пишутъ, но Церковь не полагаетъ дѣлать никакой разницы между ересями древними и ересью латинскою, принимая послѣднихъ въ общеніе тѣмъ же чиномъ, какъ и несторіанъ (VI Собора, 95 правило). Я думаю, что латиняне значительно дальше отъ Церкви и они хуже чѣмъ монофизиты и моноѳелиты, ибо создали второго Христа, т. е. Антихриста въ видѣ папы, якобы непогрѣшимо разъясняющаго всѣ вопросы благочестія ех sеsе, еtіsаm sinе соusеn su ессlеsіе (пост. Ват. Соб. 1870 года). Впрочемъ, Вы готовы, повидимому, и за Синодальными постановленіями признать непогрѣшимость общеобязательную. Или я напрасно такъ заключилъ по Вашей статьѣ? Въ такомъ случаѣ очень радъ. Вѣдь Синодъ же оправдывалъ богопротивное упраздненіе патріаршества (вопреки 34 пр. Апост. и 9 пр. Антіох. соб. и мн. др.), дозволили по нуждѣ причащаться у пасторовъ (чего? — пищи демоновъ, какъ выразился преп. Ѳеодоръ Студитъ).
Впрочемъ Ваше смиренномудріе все побѣждаетъ: въ этомъ Ваше радикальное отличіе отъ Вашего тезки и его адьютанта Еп. Серафима [4].
Прошу батюшка, Вашихъ св. молитвъ за меня грѣшнаго и за тяжко болящаго юношу студента Николая Якимыча 22 лѣтъ, обрусѣвшаго серба, сына профессора.
Пока Василій III сидитъ въ Фанарѣ [5], мнѣ нѣтъ надежды возвратиться на св. Аѳонъ, а какъ бы желалъ! Сердечный привѣтъ.
 
Митрополитъ Антоній.       
— Живъ ли тотъ Антоній Младшій, что жилъ около насъ? Онъ офицеръ.
26 мая, 1926 г.
 
Примѣчанія:
[1] Іеросхимонахъ Ѳеодосій род. въ 1868 г., происходилъ изъ духовной семьи. Окончивъ Казанскую Дух. Академію въ 1894 г., остался въ ней преподавателемъ. Здѣсь же былъ постриженъ въ монашество и рукоположенъ. Нѣкоторое время пробылъ инспекторомъ Вологодской семинаріи. Былъ въ перепискѣ съ Оптинскими старцами и Еп. Ѳеофаномъ Затворникомъ. Отъ предложеннаго ректорства и сана архимандрита отказался и уѣхалъ на Аѳонъ. Здѣсь онъ избралъ тѣсный отшельническій путь, поселившись окончательно на Карули, мѣстѣ отличавшемся суровостью жизни. Келліи карулитовъ, какъ ласточкины гнѣзда прилепились къ отвѣснымъ скаламъ, соединяющія ихъ тропинки столь узкія, что двумъ человѣкамъ разойтись невозможно. Здѣсь о. Ѳеодосій прожилъ до самой своей кончины послѣдовавшей 2 октября 1937 г. Долгое время онъ былъ духовникомъ всѣхъ русскихъ карулитовъ. Извѣстенъ о. Ѳеодосій и своей литературной дѣятельностью. Имъ было найдено и опубликовано ранѣе не извѣстное сочиненіе преп. Паисія Величковскаго «Крины Сельныя»; онъ перевелъ съ греческаго нѣсколько сочиненій преп. Никодима Святогорца, въ частности «Исповѣдникъ», до того существовавшій только на греческомъ языкѣ; еще до революціи, по порученію Синода, имъ былъ составленъ прекрасный разборъ ереси имябожниковъ; составилъ онъ трудъ противъ новостильниковъ; и какъ итогъ своей молитвенной аскетической жизни — «Молитвенный дневникъ» въ руководство занимающимся Іисусовой молитвой художественнымъ способомъ.
[2] О. іеросхимонахъ Ѳеодосій до пострига въ великую схиму носилъ имя Ѳеофанъ.
[3] Имѣется въ виду Архіепископъ Ѳеофанъ (Быстровъ) Полтавскій, (1872-1940 г.г.). Бывшій ректоръ С.-Петербургской Дух. Академіи, духовникъ Царской Семьи, активный членъ Зарубежнаго Архіерейскаго Синода до 1927 г. Въ послѣднее десятилѣтіе своей жизни отошелъ отъ всякой церковно-общественной дѣятельности и посвятилъ себя молитвѣ и аскетическимъ подвигамъ, жилъ въ полу-затворѣ во Франціи, гдѣ и скончался.
[4] Опять имѣется ввиду Архіеп. Ѳеофанъ и его сподвижникъ Епископъ Серафимъ (Соболевъ) Богучарскій, проживавшій вмѣстѣ съ Архіеп. Ѳеофаномъ въ Болгаріи и управлявшій тамъ русскими православными общинами. Рукопол. въ 1919 г., умеръ 26 февр. 1950 г.
[5] Патріархъ Константинопольскій съ 1925 г.; Фанара — районъ Константинополя, гдѣ находится Патріархія.
* * *

Всечестный и достолюбезный батюшка о. Ѳеодосій!

Давненько получилъ письмо Ваше и отвѣчаю только сегодня, подавленный огромной оффиц. перепиской по поводу Евлогіанскаго раскола. — Вы спрашиваете о трехъ Вашихъ письмахъ, ко мнѣ адресованныхъ, но я отъ о. Кирика [1]получилъ только одно въ которомъ никакихъ запросовъ или прямыхъ возраженій на свой катихизисъ я не нашелъ. Теперь спрашиваю у о. Кирика не осталось ли у него 2-хъ Вашихъ писемъ или одного хотя бы. — Я отвѣчаю всегда на всѣ письма, а Васъ я глубоко уважаю и тѣмъ болѣе поспѣшилъ бы Вамъ отвѣтить. — Однако долженъ Вамъ признаться, что я не сразу сообразилъ, кому Вы написали прямо ученое письмо (сообразилъ потомъ, что студенту Ник. Якимычу). Надо и подписывать и надписывать письма точно. Немного смутился я Вашимъ совѣтомъ тому юношѣ — ожидать спеціальныхъ, т. е. чудесныхъ указаній о рѣшеніи своей судьбы отъ Бога. Правда, нѣкоторые отцы, особенно русскіе, а въ Ветх. Завѣтѣ еще Гедеонъ и др. любили такъ поступать, но они имѣли на то указанія отъ Бога, а просить о послѣднемъ, т. е. требовать чуда, это по ученію отцовъ опасный путь къ прелести и нетерпѣнію. Преп. Симеонъ Н. Богословъ пишетъ, что есть 3 пути монашества — киновіи и пустыни и третій путь проповѣдникъ и епископъ: всѣ 3 пути добрые но всѣ имѣютъ свои искушенія и опасности. Не буду повторять далѣе его словъ, ибо они Вамъ извѣстны.
Прошу Вашихъ св. молитвъ и остаюсь преданный сердечно
 
Митрополитъ Антоній.       
11 сент. 1926 г.
 
Примѣчаніе:
[1] Схиархимандритъ Кирикъ, духовникъ Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. Извѣстенъ своей дѣятельной борьбой съ ересью «имябожниковъ». Какъ опытнаго старца, по совѣту Митр. Антонія, Сербскій Патріархъ Варнава вызвалъ его въ 30-хъ годахъ въ Югославію, въ качествѣ духовника для всего сербскаго духовенства. 
 
* * *
 
Всечестной и достолюбезный батюшка о. Ѳеодосій!
Ваше письмо съ любовію и похвалой Вашей ревности я сегодня прочиталъ. Дѣйствительно одно, а м. б. два Вашихъ писанія пропали на почтѣ, такъ что только изъ сегоднешняго письма я уразумѣлъ, что Вы безпокоитесь именно о стилѣ. — Отвѣчаю на прямо поставленный Вами вопросъ. — Вѣдь, въ извѣстныхъ Вамъ 13, 14, 15 правилахъ Двукратнаго Собора говорится объ отдѣленіи себя отъ Епископа или Патріарха послѣ соборнаго его осужденія, а не своимъ собственнымъ судомъ удаляющагося. И то правило (15), которое говоритъ, что достоинъ не осужденія, а похвалы прекратившій съ нимъ связь клирикъ ради нѣкія ереси, осужденныя св. соборами. или отцами (конечно каноническими, коія правила вошли въ Номоканонъ), а притомъ «когда онъ (т. е. предстоятель) проповѣдуетъ ересь всенародно и учитъ оной открыто въ Церкви». — А этого, слава Богу, ни П.(атріархъ) Василій, ни Хризостомъ [1] еще не дѣлали, а напротивъ настаиваютъ на охраненіи прежней Пасхаліи, ибо только она, а не самый Юліанскій стиль ограждена проклятіемъ соборовъ. Правда П.(атріархъ) Іеремія [2] въ 15 вѣкѣ и его преемникъ [3] въ 18 вѣкѣ наложили анаѳему на самый стиль, но это проклятіе 1) касается только его современниковъ и 2) не распространяется на тѣхъ, кто не страшится прервать съ нимъ общенія, чему подвергаются только поругатели канонической пасхаліи, причемъ (это надо замѣтить на всякій случай) главная мысль о днѣ Пасхи заключается въ томъ, чтобы она всѣми христіанами (т. е. православными) совершалась въ одинъ и тотъ же день по всей вселенной. Правда я самъ и мои собратья нисколько не сочувствуемъ новому стилю и модернизму, но просимъ отцовъ Аѳонскихъ не спѣшить сочиненіемъ посланій (Рим. 14). — О готовности нашей пойти на К.(онстантинопольскій) Соборъ [4] не скорбите. Конечно никакого собора и не будетъ, но если и будетъ, и если мы поѣдемъ, какъ попалъ св. Флавіанъ на соб.(оръ) разбойничій, то, конечно, вѣру сохранимъ, а отступниковъ предадимъ анаѳемѣ. Но, пока они не сказали послѣдняго слова, пока вся Церковь на вселенскомъ соборѣ не повторила проклятій Патріарха Іереміи, то надо держаться общенія, дабы самимъ намъ не лишиться спасенія и, оцѣживая комара, не проглотить верблюда.
Прошу, отче святый, Вашихъ молитвъ. Сами знаете у насъ скорбно.
Вашъ доброжелатель
 
М. Антоній.       
Сегодня узналъ о смерти скорой и мѣстѣ погребенія моего послѣдняго брата Александра (7 сент.). Помолитесь за его душу.
12 окт. 1926 г.
 
Примѣчанія:
[1] Патріархъ Константинопольскій Василій III вступилъ на престолъ въ 1925 г. Архіепископъ Аѳинскій Хризостомъ (см. сноску письма № 29: [Архіепископъ Хризостомъ (Пападопулосъ), ввелъ новый стиль въ Элладской Церкви въ мартѣ 1924 г.).
[2] Въ 1583 г. Римскій папа Григорій XIII, который перемѣнилъ Юліанскій календарь (старостильный) на Григоріанскій (новостильный), призывалъ Константинопольскаго патріарха Іеремію II послѣдовать его примѣру, въ отвѣтъ на это въ томъ же году въ Константинополѣ былъ созванъ Соборъ православныхъ архіереевъ на которомъ присутствовали патріархи: Константинопольскій Іеремія II, Александрійскій Сильвестръ, Іерусалимскій Софроній и много другихъ епископовъ. Они анаѳематствовали перемѣну пасхаліи и вообще новый стиль: «...кто, слѣдуетъ ново-составленной пасхаліи и новому календарю безбожныхъ папскихъ астрономовъ... анаѳема и да будутъ они отлучены отъ Церкви и отъ собранія вѣрующихъ». Въ письмѣ митр. Антонія ошибочно указанъ 15 вѣкъ.
[3] Очевидно здѣсь ошибка. Не въ 18 вѣкѣ, а въ 19, въ 1848 г. было составлено опредѣленіе 4-хъ Восточныхъ патріарховъ: Анѳима Константинопольскаго, Іероѳея Александрійскаго, Меѳодія Антіохійскаго, и Кирилла Іерусалимскаго и др. 18 епископовъ, подтверждающее постановленія о новомъ стилѣ Константинопольскаго Собора 1583 г.
[4] Въ то время шли приготовленія къ созыву VIII Вселенскаго Собора въ Константинополѣ. Несостоявшійся соборъ грозилъ быть сугубо реформаторскимъ. 
 
* * *
 
Всечестный и достолюбезный батюшка, отецъ Ѳеодосій!
Сейчасъ вторично перечиталъ Ваше разумное и строгое письмо. Конечно Вы правы, совершенно правы въ оцѣнкѣ событій измѣненія календаря, а виновники его достойны всякой укоризны, а можетъ быть даже и отлученія. Однако иное дѣло — сужденіе о нихъ, а иное — дерзаніе на прекращеніе церковнаго общенія. Вы ссылаетесь на П.(атріарха) Германа [1], отвѣтственнаго хранителя св. Преданія и современнаго раскольникамъ борца за св. вѣру и Церковь. Ἀκρίβεια конечно на Вашей сторонѣ, но въ рѣшеніи вопроса о продолженіи или прекращеніи общенія должно, не человѣкоугодія ради, но ради слова св. Церкви и согласно волѣ Божіей, явленной черезъ преданія, каноны и примѣры жизни святыхъ, руководиться ὀικονομία. Вотъ почему въ правилѣ 14-15 Двукратнаго Собора упомянуто: «до суда» надъ нарушителями. Вѣроятно, не только дозволено, но и полезно ихъ обличать, проповѣдывать противъ ихъ дѣйствій, но откалываться отъ нихъ не спѣшить, дабы и намъ самимъ не впасть въ судъ діаволь. — Вотъ, напр., болгарская Церковь. Она была отлучена 4-мя патріархами послѣ продолжительнаго обсужденія дѣла [2], а Пр. Ѳеофанъ, Серафимъ [3] и др. продолжаютъ сослуженіе съ ними въ церквахъ: даже Анастасій [4]. Я однако воздерживаюсь, а здѣсь дѣло совершенно иное, хотя и есть смягчающія ихъ, т. е. болгаръ, вину. — Между тѣмъ даже въ книгѣ Правилъ имѣются каноны о томъ, что въ нѣкоторыхъ случаяхъ прерваніе отношеній съ виновникомъ обязательно только для епископовъ, а виноватый долженъ «довольствоваться общеніемъ со своимъ клиромъ», который впрочемъ можетъ оставаться въ общеніи съ прочими епископами (см. Карѳагенскій соб. прав. 87, 98, 147, а объ икономіи вообще Василія Вел. I и Карѳаг. отд.).
Я остаюсь при убѣжденіи, что Вы напрасно терзаете свою совѣсть сомнѣніями о продолженіи общеній съ Конст. Патріархіей, предоставьте это дѣло суду архіереевъ, а пока онъ не состоялся (т. е. м. б. никогда), пребывайте спокойно въ общеніи. Ваше письмо я еще отдамъ на отзывъ проф. Суботицкаго университета С. В. Троицкаго — канониста церковнаго духа. Прошу Вашихъ св. молитвъ.
 
Любящій Митр. Антоній.       
2 Дек. 1926 г.
 
Примѣчанія:
[1] Германъ II былъ патріархомъ Константинопольскимъ съ 1222 по 1240 г.г., въ то время когда латиняне владѣли Царьградомъ. Велъ неустанную борьбу съ папскимъ престоломъ. Сохранились его произведенія противъ латинянъ.
[2] Въ 1872 г. Константинопольскій соборъ объявилъ Болгарскую Церковь «схизматиками», за самовольное провозглашеніе автокефаліи. Рѣшеніе этого собора не было единодушнымъ. Сербская, Русская и Іерусалимская Церкви настаивали на мирномъ рѣшеніи вопроса въ пользу болгаръ. Тѣмъ не менѣе «схизма» была провозглашена и Русской Церкви пришлось съ ней считаться, хотя Св. Синодъ сумѣлъ дѣйствовать мудро и, пребывая въ общеніи съ Константинополемъ, предоставлялъ св. мѵро Болгарской Церкви. Въ 1945 г., по причинамъ политическимъ и религіознымъ, Константинопольская и Болгарская Церкви возобновили литургическое общеніе.
[3] Архіеп. Ѳеофанъ Полтавскій и Еп. Серафимъ Богучарскій.
[4] Архіеп. Кишиневскій Анастасій (впослѣдствіи первоіерархъ Р. Заруб. Церкви) въ 1924 г. участвовалъ въ освященіи величественнаго собора св. Александра Невскаго въ Софіи. 
 
* * *
 
Любезный Батюшка О. Ѳеодосій!
Пишу въ навечеріе дня преп. Ѳеодосія, Вашего Ангела. Завѣряю Васъ, что на всѣ Ваши письма безъ исключенія отвѣчаю обыкновенно въ тотъ же день, подробно по существу, — иногда черезъ о. А. Кирика [1], а иногда на Карулю. Но у меня есть особый отдѣлъ друзей, которые постоянно не получаютъ моихъ писемъ, ибо не умѣютъ дать правильный адресъ. По сему прошу Васъ еще разъ взять терпѣнія и поставить мнѣ опредѣленные вопросы (такъ я уже не все помню). — Сообщаю Вамъ, что Ф(инское) правительство разрѣшило валаамцамъ желающимъ возвратиться на старый стиль.
Прошу св. молитвъ Вашихъ и остаюсь
 
Вашъ доброжелатель Митр. Антоній.       
13 Авг. 1927 г.
 
Примѣчаніе:
[1] Схи-Архимандритъ Кирикъ, духовникъ Пантелеимонова монастыря на Аѳонѣ. 
 
* * *
 
Всечестный и достолюбезный Батюшка, Отецъ Ѳеодосій!
Если не 7-й, то навѣрно 6-й разъ увѣряю Васъ, что на всѣ Ваши письма я немедленно посылаю отвѣтъ, то черезъ о. Архим. Кирика, то прямо на Карулю; теперь пишу на о. Игумена заказнымъ. — Если уже и теперь не дойдетъ, то впредь ничего Вамъ писать не буду.
Итакъ увѣдомляю Васъ, что Ваше разсужденіе о Кириллѣ Владиміровичѣ я послалъ для напечатанія безъ Вашей подписи, а просто «съ Аѳона» въ редакцію Голоса Вѣрноподданнаго, что издаетъ молодой графъ Г. П. Граббе, родной правнукъ знаменитаго А. С. Хомякова, въ Бѣлградѣ. Вѣроятно редакторъ обрадуется Вашей статьѣ и скоро ее напечатаетъ. А я послалъ Вамъ свою отповѣдь Синоду по поводу его сближенія съ Обновленцами, дабы Вы не думали будто я по робости или малодушію не заявляю себя въ печати сторонникомъ Кирилла Владиміровича [1]: я долженъ это сдѣлать послѣднимъ или однимъ изъ послѣднихъ, какъ поступилъ Кіевскій Митрополитъ послѣ 1653 года относительно подчиненія Московскому Царю Алексѣю Михайловичу, дабы не углублять раскола въ своей паствѣ преждевременнымъ заявленіемъ своей покорности новому Правительству, хотя я думаю быть, конечно, на сторонѣ послѣдняго. Такъ поступилъ (Митрополитъ) Діонисій Балабанъ, открывшій мощи преп. Іова Почаевскаго; за это Діонисій даже подвергся царскому гнѣву; но паству свою объединилъ вѣрностью (Московскому) Царю.
Прошу, отче святый, Вашихъ молитвъ и въ надеждѣ на таковыя призываю Божіе благословеніе на Васъ и сопостниковъ Вашихъ и остаюсь Вашъ доброжелатель
 
Митрополитъ Антоній.       
16 сент. 1927 г.
 
Примѣчаніе:
[1] Вел. князь, провозгласившій себя въ 1924 г. Наслѣдникомъ Царскаго престола. 
 
Источникъ: Письма Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія (Храповицкаго). — Jordanville: Типографія преп. Іова Почаевскаго. Свято-Троицкій монастырь, 1988. — С. 169-171. 

Метки: рпцз, митрополит антоний

Печать