ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ: О измѣненіи себя къ лучшему

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Картинки по запросу икона преображениеПРОПОВѢДНИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТІЯ. 
Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ Пантелеимонъ

Въ 3-хъ томахъ. Томъ 2-й. Часть 1-я: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи.
ПОУЧЕНІЯ НА ПРЕОБРАЖЕНІЕ ГОСПОДНЕ. 
(6-го августа)
61. О измѣненіи себя къ лучшему.


Преображеніе Господне напоминаетъ намъ о нашемъ преображеніи, — о измѣненіи себя къ лучшему. Христіанину открывается широкій путь къ нравственному совершенству, уподобленію Образу Божію и единенію съ Богомъ. Въ слухъ раздаются слова Божіи: будите святи, якоже Азъ святъ есмь, говоритъ Господь, будите совершенны, якоже Отецъ вашъ небесный совершенъ есть, говоритъ Христосъ Спаситель. Вотъ какое высокое назначеніе христіанина! Христосъ во время Своей сыновней молитвы Богу Отцу преобразился предъ учениками, и слава Божественная осіяла Его: не въ томъ ли состоитъ и сущность нашей жизни, чтобы постепенно своею волею, при помощи Божественной благодати, восходить отъ славы въ славу, отъ силы въ силу и такимъ образомъ преображаться внутренно, духовно, /с. 171/ отрѣшаясь умомъ отъ земного къ небесному, сердцемъ отъ чувственнаго къ горнему и волей своей отъ грѣховъ и страстей къ исполненію воли Божіей? Чтобы постоянно отрѣшаться ветхаго человѣка съ дѣяньми его и облекаться въ новаго, созданнаго по Бозѣ въ правдѣ и преподобіи истины? Не легко это, соединено съ многими трудностями, — что же дѣлать? Вѣдь мы не щадимъ ни трудовъ, ни усилій, даже жертвъ, когда стараемся достигнуть чего-либо лучшаго въ сей жизни. А если такъ заботимся о временномъ, скоропреходящемъ, то не болѣе ли должны заботиться о вѣчномъ, что можетъ, по волѣ Божіей, доставитъ намъ участіе въ славѣ Божественной? Будемъ же преображаться изъ тьмы въ свѣтъ, отъ грѣха къ добродѣтельной жизни, отъ непослушанія волѣ Божіей къ возможно полному исполненію ея.

Трудно это для нашей грѣховной плоти; но Самъ Преобразивыйся на горѣ предуказалъ намъ средство къ тому; Онъ молился Богу Отцу и въ это время явился въ иномъ, свѣтломъ видѣ. И такъ молитва, искренняя молитва составляетъ для насъ самое лучшее дѣйствительное средство и помощь нашему нравственному улучшенію. И въ самомъ дѣлѣ, прислушайтесь къ молитвамъ сердечнымъ, живымъ, которыя, какъ ѳиміамъ, возносятся къ престолу Божію, какое глубоко-назидательное состояніе! какая отрѣшенность отъ этого грѣшнаго міра! какая высота духа! истинное преображеніе совершающееся внутри человѣка! Приникните къ своему собственному чувству, молитвенно обращенному къ Богу Отцу — и всякій самъ почувствуетъ совершающуюся въ немъ внутреннюю перемѣну, — что онъ былъ до того, и что онъ есть на молитвѣ. Господи, Іисусе! днесь преобразивыйся на горѣ Ѳаворѣ, возсіяй и намъ грѣшнымъ свѣтомъ Твоимъ присносущимъ и ниспосли на насъ благодать Духа Твоего Святаго, даруй намъ духъ молитвенный и научи насъ молитвѣ! Усердная молитва да будетъ нашей неотлучной спутницей, да укрѣпляетъ насъ въ истинѣ и добродѣтели, да отгонитъ отъ насъ всякую грѣховную мысль и пожеланіе, да избавитъ отъ всякаго всегубительнаго и мрачнаго прегрѣшенія.

Преображеніе Господа нашего Іисуса Христа напоминаетъ намъ еще и о загробномъ нашемъ преображеніи. О, если бы Господь удостоилъ насъ, грѣшныхъ — тамъ, въ будущей жизни, преобазиться по образу славы Его преображеннаго тѣла! О, если бы мы сподобились въ возможной степени той славы, которою сіялъ Христосъ на горѣ Ѳаворѣ! Вотъ куда намъ, грѣшнымъ, должно обращать свои взоры, и о чемъ чаще вспоминать! Пусть невѣріе твердитъ свои безумныя рѣчи, что будущаго /с. 172/ нѣтъ, или оно неизвѣстно; для вѣрующаго этихъ словъ не существуетъ; будущее для него открыто возможно-ясно, и любовь Божественная не оставляетъ его въ совершенномъ невѣдѣніи. Стоитъ только обратиться къ слову Божію, чтобы видѣть, что будетъ за гробомъ. Христосъ Спаситель говоритъ: тогда, т. е. во время второго пришествія Христова, праведницы просвѣтятся яко солнце во царствіи Отца ихъ (Мѳ. 13, 43). Апостолъ говоритъ: Сынъ Божій преобразитъ тѣло смиренія нашего, яко быти ему сообразну тѣлу славы Его(Фил. 3, 21); сѣется въ тлѣніе, востаетъ въ нетлѣніи: сѣется не въ честь, востаетъ въ славѣ: сѣется въ немощи, востаетъ въ силѣ: сѣется тѣло душевное, востаетъ тѣло духовное (1 Кор. 15, 42-44). Что можетъ быть убѣдительнѣе этихъ священныхъ словъ? Христосъ Спаситель смиреніемъ и молитвеннымъ обращеніемъ съ Богомъ Отцемъ приготовилъ Себя къ преизобильному явленію на Немъ славы Божіей на Ѳаворѣ, — съ этими же святыми чувствами, постоянно возвышаясь нравственно, и восходя отъ силы въ силу, отъ славы въ славу, и мы должны приготовиться въ этой жизни, чтобы въ будущей, явившись наслѣдниками Царствія Божія, удостоиться славы нетлѣнія чадъ Божіихъ.

Таковы поучительные уроки отъ событія нынѣшняго дня, воспоминаемаго св. Церковію, отъ Преображенія Господня! примите, братія, ихъ къ сердцу и введите въ самую жизнь, и любящій насъ Спаситель возсіяетъ и намъ, грѣшнымъ, свѣтомъ Своимъ присносущнымъ, озаритъ насъ и утвердитъ въ истинѣ и въ нашихъ благихъ желаніяхъ (Моск. Церк. Вѣдом. 1884 г.). 

 

Источникъ: Проповѣдническая хрестоматія. Полный кругъ церковныхъ словъ, бесѣдъ и поученій. Въ трехъ томахъ. Составилъ по лучшимъ проповѣдническимъ образцамъ Архимандритъ ПантелеимонъТомъ второй. Въ двухъ частяхъ. Часть первая: Слова и поученія на дни праздничные и на всякіе случаи. — Jordanville: Изданіе Свято-Троицкаго монастыря, 1965. — С. 170-172. 

Печать