РПЦЗ: Постановление Архиерейского Собора РПЦЗ 1971 года по поводу крещения еретиков, приходящих к Православию

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Законодательные акты РПЦЗ.

Принято следующее решение: Святая Церковь исповедывала со всех времен, что может быть только одно истинное крещение, то которое совершается в лоне Ея: «Един Господь, одна вера, одно крещение» (Еф 4.5).

Исповедание «единого крещения» также приводится в Символе Веры. Что касается 46-го  Апостольского Правила, оно гласит: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем». Однако, когда ревность некоторых еретиков в борьбе с Церковью ослабевала и когда представлялось их массивное обращение к Православию, Церковь, заботясь о том, чтобы облегчить их присоединение, принимала их в лоно Свое действуя иначе. Св. Василий Великий в Первом Правиле, которое было включено в Правила 6-м Вселенским Собором, указывает на существование разной практики в разных странах касательно приема еретиков. Он объясняет, что всякое отделение от Церкви лишает человека благодати и пишет по поводу раскольников: «Ибо оскудело преподаяние благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от отцев, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподати другим благодать святаго духа, от которой сами отпали. Посему приходящих от них к Церкви, яко крещенных мирянами, древние повелевали вновь очищати истинным церковным крещением». Однако, «ради назидания многих», Св. Василий не препятствует применению иного порядка для раскольников катаров в Азии. По поводу енкратитов он пишет, что «аще сие имеет бытипрепятствием общему благосозиданию», тогда можно также применить иную практику, объясняя что: «Ибо я опасаюся, чтобы нам тогда, как хощем удержати их от поспешного крещения, не воспятити спасаемых строгостью отлагательства». Итак, Св. Василий и Вселенский Собор основываясь на его писания, постановляют, что вне Церкви нет истинного крещения, однако приемлют по пастырской снисходлительности, именуемой икономией, прием некоторых еретиков и раскольников без нового крещения. И, соответственно этому принципу, Вселенские Соборы разрешили прием еретиков по разным чинам, учитывая ослабление их озлобления против Православной Церкви. В Пидалионе дано по этому поводу объяснение Тимофея Александрийского. На вопрос: «Почему мы заново не крестим еретиков возвращающихся в Кафолическую Церковь?», он отвечает: «Если бы это было так, то люди бы не спешили отойти от ереси, стыдясь нового крещения, тогда как мы знаем что возложением рук священника и молитвой нисходит Святой Дух, как об этом свидетельствуют Деяния Апостолов». Что касается римо-католиков и протестантов, которые утверждают, что они сохранили крещение, как таинство (например лютеране), в России, в эпоху Петра Великого, была установлена практика их принимать без крещения, чрез отказ от ереси и миропомазанием протестантов и также католиков не получивших конфирмацию. До Петра Великого католиков крестили на Руси. В Греции практика тоже менялась, но вот уже триста лет, после краткого перерыва, была заново введена практика крещения для переходящих от католичества и протестантства. В Греции, не признаются православными те, кто был принят иным чином. Во многих случаях некоторые из наших прихожан не были допущены ко причастию. В силу этих обстоятельств и увеличения в нынешнее время ереси экуменизма, которая старается стереть всякую разницу между Православием и ересями, до такой степени, что Московская Патриархия приняла решение вопреки святым канонам допускать в некоторых случаях ко причастию римо-католиков, Архиерейский Собор считает необходимым ввести более строгую практику, т.е. совершать крещение всех еретиков приходящих в Церковь, дозволяя применять иную практику только в необходимых случаях, с разрешения епископа, в духе икономии или пастырской снисходительности в отношении некоторых лиц, т.е. принимать в лоно Церкви  католиков и протестантов, которые совершают крещение во имя Святой Троицы, путем отказа от ереси  и миропомазанием.

Источник

Печать