Прп. Иустин (Попович): Об отношении Церкви к властям

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Церковь и мир.

преп.ИустинПервостепенным для оценки сложившейся в России внутрицерковной ситуации оказывается вопрос отношения Церкви к властям. Московская Патриархия 1927-1991 годов, — это весьма своеобразный ответ на данный вопрос. Оста­вляя внутрироссийский спор, нам стоит обогатиться опытом православных современников, находившихся в схожем положении. Именно к сокровищни­це православной Церкви в свидетельствах ея святых обратился о. архиман­дритъ Иустин (Попович, 25 марта/7 апреля 1979 г.), когда обрушились гонения коммунистов на Сербскую Церковь.

Кто такой о. Иустин? Без него не мыслима сегодняшняя Сербская Право­славная Церковь. Он — величайшийправославный богослов ХХ-го века, ду­ховный отец, преподобный молитвенник. После войны он, как профессор богословия был изгнан коммунистами из университета. Его преследовали как исповедника Христова, и он ходил по своей стране как странник. Многиe отшатнулись от него. Наконец, он нашел пристанище в монастыре Челиe. Там он молился и трудился на благо своей гонимой Церкви. Его «Догмати­ка» стала известной еще до войны. Знаток православнаго святоотеческаго предания, он написал множество толкований на разныя книги св. Писания и противопоставил в особой книге экклезиологию православной Церкви экуменизму.О.Иустин составил 12-томное coбpaниe«Жития святых». До самой его смерти его труды не издавались в коммунистической Югославии.

За каждое смелое слово или проповедь, за всякий текст или богословскую книгу, изданную за границей, за посещение иностранцем его приводили в Вальевскую или Белградскую госбезопасность, допрашивали и «переубеждали» — пишет ученик о. Иустина, иеромонах-протосингел Афанасий Евтич (ныне епископ). Патриархи и епископы делали вид, что не слышать его. За связь с о. Иустином некоторые епископы было сняты коммунистическими властями со своих мест. Так и жил он в монастыре Челие, лишенный права на выезд, как бы в заточении. СестрамЧeлиeи посетителям чинились безчисленныя трудности. И все же вся Сербская Церковь, весь народ церковный знали и чти­ли его. Прославление о. Иустина со святыми уже началось в Сербской Церкви. Его ученики — ныне светочи — епископы новаго поколения в современной Сербской Церкви. О.Иустин горячо и нежно любил Русскую Церковь, русское благочестие. Он лично знал и чтил Первоиepapxa Русской Зарубежной Церкви Митрополита Антония (Храповицкаго) и блаженнаго Владыку Иоанна (Максимовича), живших в Сербии.

Работавший над «Житиями святых» и страдавший со своей Сербской Церковью, о. Иустинъ, котораго греческий академик Кармирис назвал «сокровенной совестью Сербской Церкви», составил в 1960 г. обличительную брошюру: «Истина о Сербской Православной Церкви в коммунистической Югословии». I-ая часть ея говорить об отношении Церкви к власти, а II-ая — о положении Церкви в Югославии. Обратимся къ I-ой части этой брошюры, при цитатах пользуясь русским изданием «Житий святых» и дополняя даты, под которыми можно найти житие даннаго святого. Текст высказываний святых местами дополнен, когда это представляло особый интерес.

Священник Николай Артемов Мюнхен-Москва, 1992 г. 

Об отношении Церкви к властям «...должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5,29)

Вот она — душа, самое сердце православной Церкви; вот оно — ея Евангелие, ея Всеевангелие. Вот чем она живет, и ради чего живет. Вот в чем ея безсмертие и вечность; вэтом именно ея непреходя­щая всеценность. Повиноваться Богу больше чем людям, это ея принцип над принципами, святыня над святынями, мерило над мерилами.

Это Всеевангелие — сущность всех святых догматов и всех святых канонов православной Церкви. Тут нельзя даже ценою всех цен со сто­роны Церкви делать никаких уступок никаким политическимъ режимам, никаких нельзя устраивать компромиссов ни с людьми, ни с демонами. Меньше же всего с откровенными церквоборцами, церквогонителями и церквоуничтожителями.

«Повиноваться больше Богу, нежели человекам» — это устав право­славной Церкви, ея вечный и неизменный устав — всеустав, ея вечное и неизменное стояние — всестояние. Вот он и есть первый ответ первым гонителям Церкви: Деяния апостолов 5, 29; и это ея ответ всем гонителям сквозь все века до Страшнаго суда. Для Церкви Бог всегда на первом месте, а человек, люди, всегда на втором месте. Людям надо покоряться постольку, поскольку они не против Бога и Божиих законов. Но если они выступают против Бога и Его законов, то Церковь должна им воспротивиться и противостать. Если она не поступает так, разве это Цер­ковь? и представители Церкви, — если не поступают так, — разве они апостольские представители Церкви? Оправдывать себя при этом т.н. церковной икономией (снисхождением) — это значит не что иное, как скрыто предавать Бога и Церковь. Такая икономия — просто напросто предательство Церкви Христовой.

Церковь — это вечность во времени, во временном миpe. Мир меняет­ся, а Церковь не меняется; не меняется ея вечная божественная истина, ея божественная правда, ея вечное божественное Евангелие, ея вечныя божественныя средства. Не меняется, ибо не меняется Господь Христос, Кото­рый таков и творит так. Такова Евангельская истина и действительность: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8). Церковью вечность присутствует во времени для того, чтобы время освящалось ею, обновлялось ею, овековечивалось ею и равнялось бы по ней. Не она должна равняться по времени или по духу времени, но время должно равняться по ней как вечной, и дух времени — по ней как носительнице духа вечности, духа богочеловечности. Ибо она всегда святая, всегда апостольская. Она всегда соборна, всегда божественна, посему и не смеет никогда жертвовать вечное — временному, Божие — человеческому, небесное — земному. Не приспосабливается она к духу времени, напротив, ей подобает приспоса­бливать время к вечности, временное — к вечному, человеческое — к богочеловеческому, вечный ея путь через этот мир: сперва — Бог, а потом человек; впереди — Бог, а за Ним человек: «дабы иметь Господу Христу во всем первенство» (Кол. 1, 18).

Власть в принципе от Бога (Рим. 13, 1-6): и иepapxия ценностей и иepapхия порядка — от Бога. Поэтому в принципе надо покоряться власти как упорядочивающей и как содержащей этот богоданный и божественный порядок вмире. Иначе — падение и впадение в безвластие, анархию.

Властям надо покоряться, поскольку они содержат божественный порядок вмире, поскольку они — «слуги Божии» и как слугам Божиим. По­коряться властям надо, потому что как слуги Божии они носят меч, которым наказывают зло и защищают добро. Покоряться властям надо, по­тому что они, слуги Божии, «страшны для злых дел», а не для добрыхъ. Но когда власти становятся страхом для добрых дел, когда власти гонят Божие добро, и больше всего добро и вседобро этого мира — Господа Христа, и тем Его Церковь, тогда таким властям не следует покоряться, ни слу­шать их. С ними христианин должен бороться, и именно святыми, еван­гельскими средствами бороться. Никогда христианин не смеет более поко­ряться людям, чем Богу, особенно же людям, которые против Бога истиннаго и против Его Евангелия.

Власть в начале, в самом принципе от Бога. Но когда власть отпадает от Бога и выступает против Бога, тогда она превращается в насилиe и этим перестает быть от Бога и становится от диавола. Значит, мы, христине, знаем и тайну власти и тайну насилия: власть благословлена Богом, насилие же проклято Богом. Все, что от Бога добро, коль скоро им злоупотребляютъ — оно от давола. Злоупотребление Божиим — вот диавол, и вся диавольщина всех миров, в том числе и человеческаго. Власть — от Бога; и пока она держится в Боге и под Богом и с Богом, она — благословенна. Оставив Бога, она превращается в насилие, и тем подчиняет себя власти противобога — диавола.

Таково евангельское, апостольское, святоотеческое, православное учениe о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое учение православное Церкви Христовой об этом, таково оно от начала и доныне, и отныне во все веки веков. Свидетели этого? — Все святые апостолы, все святые отцы, все святые мученики. Особенно, святые мученики, начиная от св. первомученика Стефана и все до наших Новомучеников и остальных святых мучеников нашего времени. Все они страдали за Господа Христа, все вместе от царей, королей и князей; одним словом, от богоборных властей века сего. И таких святых исповедников не тысячи, их — миллионы. Все они святы и безсмертны как свидетели богочеловеческой истины: христиане должны противиться безбожным и противобожным указаниям царей, владык, властодержцев миpa сего, где бы они ни были, и кто бы они ни были. Всякий святой мученик, всякий святой исповедник веры Христовой — живое воплощение и безсмертное олицетворение пресвятого всеевангелия православной Церкви: «Богу повиноваться больше, чем людям». Всякий из них всею душой, всем сердцем, всей силою, всецелым умом держался этого божественнаго всеевангелия. И за это им и причиняли мучения, зло, за это их убивали богоборческие властители из века в век.

Вот некоторые из этих безчисленных и безсмертных свидетелей:

1) Св. мученик Гликерий, пресвитер (+303г.), говорил царю Максимиану в Никомидийском храме, переполненном христианами, которых царь собирался сжечь вместе с храмом— что и сделал — если они не отрекутся от Христа: «Обещанные тобою дары не привлекают нас царь; угроз же твоих мы не боимся. Все, что ни есть в миpe, мы почитаем как бы за сон и даже вменили бы себе в скорбь и Божие наказание, что не претерпеваем за Христа жесточайших мучений... Не боимся мы твоих гонений: Царь всяческих даровал нам свыше оружие, которым мы так же вооружаемся и защищаемся, как ныне ты своими оруженосцами. Противостоя тебе, мы твердо надеемся одержать чудесную победу, ибо, будучи побиваемы, мы одолеваем, а падая — побеждаем» (28 декабря).

2) Св. мученик Иаков Персянин (+421г.) и царь Издигерд. Царь — мученику: «Знай, что ты повинен смерти; но только я не казню тебя мечом, чтобы ты не умер скорою смертью, а долго и жестоко буду мучить тебя и предам горчайшей смерти» (святому отрезали пальцы и все члены по одному — прим. пер.). Св. Иаков отвечает: «Что хочешь делать, делай, царь, скорей, но знай, что не устрашат меня слова твои, которыя подобны ветру,дующему на каменную скалу. Я не боюсь смерти, памятуя, что временная смерть есть только сон, ибо все люди возстанут из гробов своих во время страшнаго второго пришествия Христа моего и Господа», т.е. воскреснуть (27 ноября).

3) Св. мученик Тивурий (+230г.), говорит царскому епарху в Риме Фавиану: «Угрожаешь ли ты мне мучением? но разве нам, христианам, страшно пострадать за нашего Бога? усечением ли меча? так мы, освободясь от плотской темницы, получим небесную свободу; огнем ли? но мы угасили в теле больший пламень похоти, и сего огня не убоимся; изгнанием ли? но Бог наш везде и, где мы с Богом, там место наше» (18 декабря).

4) Св. мученик Мина (+304г.) и царский градоначальник Ермоген, мучитель христиан (ставший впоследствии и сам святым мучеником — прим. пер.). Ермоген требовал исполнения царских приказаний; св. Мина отвечает: «Почитать царей — дело святое, ради их власти и начальствования; но когда цари неправильно и неблагочестно почитают Бога, Который есть начало всего, и не воздают Ему надлежащей чести, тогда чтить царей несправедливо».

Дополнение из другой беседы тех же лиц: «Скажи мне, нечестивец, на что надеясь ты дерзнул возмутить народ не повиноваться царю?...» Св. Мина: «Не я возбуждаю народ не повиноваться нечестивому царскому приказанию, а ревность Божия, ибо народ ревнует о Господе Своем...

Если же я и отзывался худо о богах царя твоего пред народом, то ведь всякому человеку, имеющему правильный взгляд и здравое суждение о деле, подобает не любить и ненавидеть то, что он увидит и признает ложным; истину же должно любить и почитать. А истина для людей, относительно которой нет никакого сомнения, есть Сам Христос!» (10 декабря).

5) Царский наместник Ариппин выговаривает святому мученику Платону (+306 г.): «Как же ты смеешь нарушать царские законы и совращать других?» А св. Платон отвечает: «Я знаю уставы Бога моего и делаю, что повелевают Его святыя и животворныя заповеди» (18 ноября).

6) Св. мученики епископ Акепсим, пресвитер Иосиф и диакон Аифал(пострадали около 376 г.), и их мучитель князь из персидских магов. Князь говорит мученикам: «Не противьтесь царской воле». А они отвечают: «Всякий, исполняющий волю беззаконнаго вашего царя, противится Богу» (3 ноября).

7) Св. мученик Трофим (+ около 303 г.) и судья Аттик, царский наместник. Судья Аттик спрашивает мученика: «Читал ли ты императорские указы о христианах?» Святой отвечает: «Прочел. Но что они нам? Между благочестием и бесовским обольщением такая же разница, как между днем и ночью» (19 сентября).

8) Св. преподобномученик Андрей Критский (+ 767 г.) отвечаетъ царю Константину Копрониму (иконоборцу): «Не дай Боже, чтобы я отрекся от моего Христа... Ты бы царь лучше занимался военным делом и управлением народа, чем гнать Христа и Его слуг» (4 июля).

9) Св. великомученица Евфимия и с нею 48 мучеников (+304 г.) и царский наместник Приск. Приск спрашивает: «Вы ли противитесь царскому и нашему, уничижая жертвоприношение, совершаемое в честь ве-ликаго бога Арея?»

Мученики отвечают: «Повелению царскому или твоему, проконсул, — если оно не будет противно Небесному Богу, — без сомнения, нужно повиноваться; если же оно противно Богу, то не только должно не повиноваться, но даже и сопротивляться. Если бы повелевали нам то, в чем мы обязаны повиноваться властям, то мы воздали бы кесарево кесарю (Матф. 22, 21). Но так как ваше повеление богопротивно и богомерзко, ибо вы повелеваете почитать тварь вместо Творца и заставляете поклониться и принести жертву бесу, а не Богу Вышнему, то сего повелениявашего мы никогда не исполним, ибо мы — истинные поклонники живущаго на небесах истиннаго Бога» (16 сентября).

10) Св. мученица Нимфодора и ея святыя сестры Минодора и Митродора (пострадали около 305-311 г.) говорят своему мучителю князю Фронтону, вельможе царя Максимиана: «Ужели ты думаешь устрашить нас мучениями и жестокими ранами? Собери сюда со всей вселенной орудия мучений, мечи, колья, когти железные, призови со всего света всех мучителей, соедини вместе всевозможныя мучения и предай им наше слабое тело; увидишь ты, что скорее сокрушатся все те орудия, у всех мучителей устанут руки и все виды мучений твоих истощатся, нежели мы отвергнемся от Христа нашего: горькия муки за Него для нас будут сладким раем, а смерть временная — вечной жизнью» (10 сентября).

11) Священномученик епископ Филипп (+304 г.) отвечает царскому наместнику Иустину: «Я — христинин и не могу сделать того, что ты требуешь; ты можешь меня мучить, но не можешь победить меня». А после семи месяцев, когда тот же наместник вновь спрашивает этого святого: «Почему ты так неразумно противишься воле царя?» — тот отвечает ему: «Не поступаю я неразумно, а исполняю волю Бога, Творца и Судьи всех. Священное Писание говорит: «Отдавайте Богу Божие, а царю царское». Это именно я и делаю. Правомочным приказам царя я всегда повиновался».

12) Осмеивая князя-мучителя и муки, которыми он его мучил, св. мученик Калиник (+250 г.) громко кричит ему: «Ты грозил мне великими муками, а налагаешь на меня весьма малыя. Нанеси мне раны побольше, приложи лютейшее мучение: я не боюсь ни огня, ни меча, смеюсь над смертью, ожидая от Господа моего принять жизнь вечную».

13) Св. великомученик Пантелеимон (+305 г.) отвечает царю, люто мучающему его: «О, царю! Все умершие за Христа не погибли, а нашли себе вечную жизнь. И если Анфим, будучи стар и немощен телом, мог вынести жестокия мучения за Господа нашего, тем более мне, юному и сильному телом, должно безбоязненно претерпеть все муки, на которыя ты меня обречешь, ибо я буду считать жизнь пустою, если не умру за Христа, а если умру, сочту это приобретением» (27 юля).

14) Св. мученицы, монахини-девственницы (+305 г.) отвечают старшему волхву, мучающему их: «Мы покланяемся Господу нашему Иисусу Христу, а царева приказа не слушаемся, — делай с нами, что хочешь».

15) Священномученик Антипа, епископ Пергамский (ученик св. апостола Иоанна Богослова, пострадал в конце I-го века) отвечает царскому воеводе: «Одно знай, правитель, что я — христианин и повиноваться безумному и нечестивому повелению царя отнюдь не желаю» (11 апреля).

16) Царский наместник Евпсихий спрашивает св. мученика Феодула (+ около 300 г.): «Разве ты не знаешь, что ты должен исполнять приказания царей, обладающих вселенною?» Св. Феодул отвечает: «То, что повелевает Владыка неба и земли, — поистине справедливо и достойно внимательнаго выслушивания и немедленнаго исполнения. Что же повелевают временные цари ваши, то из их повелений должно исполнять лишь те, которыя окажутся справедливыми и не противными Творцу небесному, повеления же несправедливыя ни в каком случае не следует исполнять» (5 апреля).

17) Севастиан, воевода римскаго императора Антонина (Марка Аврелия 161-180 года), сообщаетвоину Виктору, св. мученику: «К нам пришел царский указ, повелевающий принуждать вас, христиан, к жертвоприношению нашим богам, а не повинующихся предавать тяжким мучениям». Но св. Виктор отвечает: «Я не послушаю безбожнаго повеления смертнаго царя и не исполню его воли, ибо я раб безсмертнаго Царя, Бога и Спасителя моего Иисуса Христа, Царство Коего безконечно, и исполняющие волю Коего будут жить вечною жизнью, а вашего смертнаго царя и царство временно, и исполняющие его нечестивую (о. Иустин переводит точнее: «безбожную») волю погибнуть во веки» (11 ноября).

18) Св. мученица Иулиания (+ около 275 г.) отвечает царю Аврелиану: «Я не боюсь твоих мук и не обращаю внимания на твои угрозы, ибо есть на небе Бог, Который может избавить нас от твоих нечестивых (точнее у о. Иустина: «безбожнических») рук. Предай меня всем мучениям, которыми располагаешь, и увидишь помощь, оказанную мне среди них Господом моим Иисусом Христом» (4 марта).

19) Св. мученик Кодрат Никомидийский (+ около 250 г.) на приказ царскаго проконсула Перенния: «Покорись царским, а не Христовым законам», отвечает: «Я покоряюсь законам Царя Небеснаго, а не безумному повелению незнающих Бога людей. Впрочем, св. Писание повелевает нам молиться за них, дабы они обратились и уразумели истину».

 

Дополнение: О. Иустин опустил последнюю фразу, мы же добавили ее с целью указать, какая молитва о таких правителях, и вообще о заблудших, возможна. Русская Зарубежная Церковь десятки лет так же молится в «Молитве о спасении Poccии»: «...и не воздаждь им по делом их, но ...обрати их... и отступившим от Тебе и Тебе не ищущым явлен буди, во еже ни единому от них погибнути, но всем им спастися и в разум истины прийти».

Укажем и на последующия слова и события в этом житии, ибо «аргументы» безбожно-идолопоклоннической власти мало менялись: «Если ты совершаешь молитву за царя, то и заповеди его должен исполнять, потому что и в ваших писанияхпишется: «воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови» (Марк. 12, 17)... Знаешь ли ты, — спросил проконсул, — какое множество христиан принесло жертву нашим богам, и ужели ты думаешь быть гораздо лучшим их?» Мученик Кодрат, дерзновенно обличив отступивших христиан, привел их к покаянию. Далее св. Кодрат обращается к Перечню с такими словами: «Я поклоняюсь истинному Богу Отцу и Единородному Его Сыну и Святому Духу... я не боюсь ни бесов, ни тебя, обладающаго кратковременной властью. По прошествии немногих дней, я отойду к моему Богу, ты же вечно будешь горько стонать, потому что не захотел познать Бога, даровавшаго тебе настоящую жизнь. Сын сатаны, брат диавола, сообщник бесов нечестивых, превосходящий свиней своим безсловесием, бешеный пес, кровопийца, змей, алчнее зверей пожирающий омерзительныя мяса в капищах идольских... О погибельные! Сами впали в погибельный ров и нас желаете столкнуть в него» (10 марта).

20) Священномученик Власий, епископ Севастийский (+316 г.), говорит царскому игемону Агриколаю: «Не боюсь я твоих угроз, мучай меня, как хочешь, — вот, я предаю тебе за Христа моего тело мое, один Бог имеет власть надо душою моею» (11 февраля).

21) Воевода Нерона, св. мученик Виктор (+ около 64 г.), говорить нероновому наместнику Севастьяну: «Я хочу исполнять волю небеснаго и безсмертнаго Царя Христа, а о повелении земного царя Нерона, чтобы я гнал христан, и слышать не хочу» (31 января).

22) Священномученик Климент, епископ Анкирский (+312 г.), смеется по поводу слов наместника Домициана и говорит: «Мы, правитель, думаем совершенно наоборот словам твоим. Ваши дары мы признаем ничтожеством, ваш почет — безчестием и высокий сан — работою пленника. Напротив, безчестие, угрозы, мучения доставляют нам радость и утешениe, и что больше всего, соединяют нас с Богом. Зная это, ты не надейся отвратить нас от благочестия — ни обещанием почестей и даров, ни угрозами мучений» (23 января).

23) Царскому епарху Аквилину, который истязает св. Трифона (+ 250 г.) и предлагает ему поклониться царскому изображению, св. мученик отвечает: «Если я самому царю оказал презрение и его нечестивыми повелениями пренебрег, то неужели я поклонюсь его бездушному изображению?» (1 февраля).

24) Царскому наместнику Кинлану, который св. мученице Aгафии (+251 г.) в тюрьме предлагает свободу, она говорит: «Свобода наша в порабощении себя Христу». Затем, на суде тот же наместник хочет, чтобы она покорилась царскому повелению, она же на это отвечает: «Суетны слова твои и несправедливо повеление царя твоего, которое оскверняет и самый воздух...» (5 февраля).

25) Св. апостол Онисим (+ около 109 г.) говорит епарху царя Траяна Тертиллу: «Твои муки не могут устрашить меня, как бы сильны они ни были, ибо я, утешаемый ожиданием будущих благ и укрепляемый силою Христа моего, с легкостью перенесу страдания, коим ты подвергнешь меня» (15 февраля).

26) Свв. мученикам Евтропию, Клеонику и Василиску (+ 308 г.), является Господь и говорить им: «Когда вас мучили, то Я стоял перед вами, глядя на терпение ваше. Так как вы мужественно перенесли первыя страдания, то Я буду вашим помощником, пока не окончите ваш подвиг и впишутся имена ваши в книгу жизни» (3 марта).

27) Св. преподобномученик Конон (+ 275 г.) говорит воеводе царя Авpeлианa Дометиану: «Умереть за Христа — это не смерть, а получение вечной жизни» (6 марта).

28) Священномученик Зиновий, епископ Эгейский, говорит Лисию, князю царя Диоклетиана: «Сия временная жизнь без Христа не есть жизнь, но смерть; нет, я лучше предпочитаю претерпеть временныя мучения за моего Создателя, а потом с Ним вечно жить, нежели отказаться от Него ради сей временной жизни и потом вечно мучиться во аде» (30 октября).

29) От св. великомученика, воина Феодора Тирона (+ 306 г.), царский игемон Публий требует исполнения богопротивнаго веления и грозит ему, а св. Феодор отвечает: «Я не боюсь ни тебя, ни твоих мук, как бы люты они ни были. Делай, что хочешь... Ожидание будущих благ,которые у Бога моего, побуждает меня к мужеству... Твои муки мне не страшны. Ибо предо мною — Господь и Царь мой Иисус Христос. Он избавит меня от твоих мук. Но ты не можешь Его видеть, т.к. ты не можешь смотреть духовными очами... Как ты можешь принуждать меня оставить живого Бога и поклониться бездушному камню? Со Христом моим я был, есмь и буду: ты же делай, что хочешь» (17 февраля).

30) Священномученик Садок, епископ Персидский (+ около 343 г.), и царь Сапор. Св. Садок и страдающие с ним 128 мучеников принуждаются муками к исполнению богопротивнаго повеления царскаго, но не хотят слушаться царя. Св. Садок говорит: «Мы — христиане, и покланяемся Единому Богу, Творцу неба и земли; Ему мы и служим всей душою и всеми силами нашими; а солнцу и огню мы не покланяемся и не почитаем их, ибо они созданы на службу людям, не послушаем мы царскаго повеления и не отступим от Бога нашего, не устрашимся смерти, которая приводит нас изсей временной и суетной жизни в вечное царство; итак не медлите — убейте нас, не жалейте крови нашей, уже не раз проливавшейся пред вашими глазами». После сего вторично пришло повеление царское к святым; «Если вы не послушаете моего повеления и не исполните моей воли, то скоро вас постигнет злая гибель». Святые же как едиными устами отвечали: «Не погибнем мы у Бога нашего, не умрем мы во Христе Его, ибо Он оживляет нас блаженной и вечной жизнию и дает нам безсмертное царство в наследие и покой; ты же не отлагай нашей смерти, ибо мы с усердием готовы пострадать за Бога нашего; не станем мы покланяться солнцу и огню не станем мы слушать нечестивых, безбожнических повелений царских, исполненных смерти и гибели» (20 февраля).

31) Царю Антонину Пию и римскому Сенату св. мученик Иустин Философ (+167 г.), первый философ, ставили христианином, пишет в своей знаменитой «Апологии» следующее: «Вы нас можете убивать, но не можете нам повредить» (1 юня).

32) Царским посланникам — патрициям, среди них епископу Феодосию, св. Максим Исповедник, игумен (+662 г.), объявляет: «Я с удовольствием исполню все, что повелит мне царь, если это не богопротивно и не вредит вечному спасению души» (21 января).

33) Св. Феодор Студит, игумен (+826 г.), заявляет царю Льву Армянину: «Бог в Церкви поставил одних апостолами, других пророками, иных благовестниками, иных пастырями и учителями, к совершению святых» (Ефес. 4,11-12). Апостол не сказал: иных царями. Тебе, царь, вверено управлять мирскими занятиями и городскими делами да военным делом. Об этом и старайся, а церковныя дела предоставь пастырям и учителям, как то и апостол учит. Если же не так, то знай, что мы не будем слушаться учения, которое противно нашей православной вере, даже если его принесет ангел с неба, как же мы послушаем тебя, земного, перстнаго человека».

И тот же св. Феодор Студит говорит тому же царю в царских палатах: «Царь, пойми и уразумей, что не твое дело — разсматривать и изследовать церковныя постановления: твоей власти свойственно обсуждать мирския дела и ими управлять, а дела церковныя подведомственны святителям и учителям церковным; тебе же приказано только следовать им и повиноваться. Так и апостол сказалъ: «Бог поставилъ в Церкви во-первых апостолов, во-вторых пророков, в-третьих учителей» (1 Кор. 12, 29), а не царей. И в других местах св. Писание повелевает церковными делами управлять церковным учителям, а не царям» (11 ноября).

34) Царь Лев V-ый Армянин, иконоборец и гонитель православной Церкви, старается через посланников обещаниями и угрозами привлечь на свою сторону св. Феофана Сигрианскаго, исповедника (+ 818 г.). «Зачем же, царь, — отвечает тот, — ты устрашаешь меня своею угрозою как какого-нибудь малаго отрока розгою. Приготовь для меня мучения, зажги огонь, и я, хотя и не могу ходить по болезни моей, как это ты видишь, — однако за правовое я брошусь в огонь». А затем тот же св. исповедник пишет царю из темницы: «Твое дело, царь, вести войну против иноплеменников, изследовать же церковные догматы и законы подобает св. отцам, а не царям» (12 марта).

35) Св. Михаил исповедник, епископ Синадский (+818 г.), говорит царю Льву V Армянину: «Я почитаю св. иконы Спасителя моего Иисуса Христа и Пречистой Девы, Его Матери, и прочих святых и покланяюсь им; твое же распоряжение не считаю возможным исполнить» (23 мая).

36) Неустрашимый исповедникистины, учитель вселенной, св. Иоанн Златоуст (+407 г.) посланникам царицы Евдоксии, требовавшей: «Перестань противиться нам и не касайся наших царских дел, ибо и мы не касаемся церковных дел, но предоставляем тебе самому устраивать их...», отвечает: «Царица желает, чтобы я походил на мертваго, не замечал совершаемых несправедливостей, не слушал голоса обижаемых, плачущих и воздыхающих, не говорил обличений против согрешающих; но т.к. я епископ и мне вручено попечение о душах, то я должен на все смотреть недремлющим оком, выслушивать просьбы всех, всех учить, наставлять и обличать, ведь я знаю, что если я не буду обличать беззакония и наказывать беззаконнующих, то подвергнусь наказанию, и потому боюсь, как бы ко мне не были приложены слова пророка Ocии: скрыша жерцы путь Господень («скрыли священники путь Господень». Так в греческом и церковно-славянском тексте Библии: Осия 6,9)... Ибо божественный апостол повелевает пред всеми изобличать согрешающаго, дабы и другие имели страх... Я обличаю беззаконие, а не беззаконнующих; никому не говорил я в лицо о его беззаконии, никого не запятнал безчестием и никогда не упоминал в проповедях имени царицы для обличения ея... Если же кого из слушающих мои поучения осуждает совесть за содеянныя им дурныя дела, то ему подобает гневаться не на меня, но на себя самого, и пусть он уклонится от зла и сотворитъ благое... Итак, пусть царица гневается, как хочет, а я не перестану говорить правду. Ведь для меня лучше прогневать людей, чем Бога: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1, 10) (13 ноября).

37) Светолучный столп Церкви православной, св. Василий Великий (+379 г.) говорит царскому правителю Модесту на его угрозы: «Если ты отнимешь у меня имение, то и себя этим не обогатишь, и меня не сделаешь нищим. Полагаю, что тебе не нужны эти ветхия мои одежды и несколько книг, в которых заключается все мое богатство. Ссылки нет для меня, потому что я не связан местом, и то место, на котором живу теперь, не мое, и всякое, куда меня ни сошлют, будет мое. Лучше же сказать: везде место Божие... А мучения что могут сделать мне? — я так слаб, что разве только первый удар будет для меня чувствителен. Смерть же для меня благодеяние: она скорее приведет меня к Богу, для Котораго живу и тружусь, и к Которому давно я стремлюсь».

Модест говорить на это: «Никто так дерзновенно не говорил со мною до сих пор!» А святитель отвечает: «Да, потому что тебе не случалось ранее говорить с епископом. Во всем ином мы показываем кротость и смирение, но когда речь идет о Боге и против Него дерзают возставать, тогда мы, все прочее вменяя за ничто, взираем только на Него Единаго...» Модест отвечает: «Поразмысли до завтра, ибо я тебя предам на погублениe». Св. Василий отвечает: «Я и завтра буду таким же, как сегодня, однако желаю, чтобы и ты оставался при своем слове» (1 января).

38) Богозрачное солнце православной истины, херувимский ревнитель православной веры, пресветлое око Церкви православной, св. Симеон, Новый Богослов, игумен (+1020 г.), говорит в глаза своему епископу, патpиapxy Константинопольскому, который его посылал в ссылку и преследовал его хитро и лукаво: «Возмись нас учить согласно св. Писанию, следуя древним св. отцам, и мы тебя примем как равнаго апостолам, и будем землею и прахом под твоими св. ногами; и ты будешь ходить по нам, и мы будем считать это освящением для себя, как хиротонию. И не только это, но и повеления твои мы будем исполнять до смерти. Но если ты не будешь нас учить так, чтобы мы побуждались к покорению твоим повелениям,... то, в таком случае, мы не сможем тебе ответить ничем иным, как только словами учеников Христовых: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян. 5, 29). Таков порядок, таков путь, такова истина православной Церкви Христовой от св. апостолов до днесь, и от сего дня до самого конца миpa сего земного. Касательно этого порядка, этого пути, этой истины, невозможны ни уступки, ни компромиссы, ни отступления. И это ни от кого, даже и от самого Вселенскаго собора, если бы он состоялся».

Этими словами оканчивается I-ая часть брошюры о. Иустина. Из II-ой части брошюры архимандрита о. Иустина:

«Постепенно разоряется Церковь изнутри и снаружи, идеологически и организационно; употребляются все средства: известныя и неизвестныя, явныя и тайныя, утонченнейшия и грубейшия, салонныя и тираническия, циничныя и фарисейския, диоклетиановския и пилатовы, нероновы и иудовы. И все это искусно растворено, но на деле это отрава из отрав, только в сахарном обличье...» — так заключает архимандрит о. Иустин, разобрав во II-ой части своей брошюры разные аспекты гонения на Церковь в Югославии. Как и в Poccии, гонения обрушились и на верующих в обществе, и на жизнь Церкви в области церковно-просветительской работы, академий и семинарий, обучения Закону Божию, хорового пения, монастырей. Но цель ликвидации Сербской Церкви включает в себя и внутреннее разложение, пишет о. Иустин:

«Союз священников». Это просто напросто — агентура госбезопасности. Встречи, обеды, путешествия, банкеты, разъезды, оплачиваемые диктатурой безбожия. И газета этого союза «Весник» также. 100% священников, членов, вступили под давлением госбезопасности, кроме только клики наймитов во главе — священников-коммунистов. Этот союз весь насквозь противодогматический и противоканоничный, противоевангельский и противоцерковный: уродливое, апокалиптическое чудовище, превращенное в «социальнаго» ангела. А газета «Весник» — не что иное как «евангелие» замаскированнаго сатаны; это — чаша с ядом, залитая на поверхности тонкой пленкой ложнаго меда. Этот союз и по существу своему и по деятельности не принадлежит к Церкви, ибо самим своим существованием работает против Церкви, посрамляет Церковь и разоряет Церковь. Поскольку этот союз самозваннически действует от имени Церкви, то он действует как коммунистически троянский конь в Церкви.

Выбор патриарха. Диктатура безбожия доселе избрала двух патриархов... И таким образом цинично растоптала св. права Церкви, а через то и святые догматы».

К вопросу о возможности сотрудничества с таким государством о. Иустин пишет:

«Диоклетиан с того света отдает первенство по гонениям христиан нынешним безбожникам коммунистам... Для православнаго серба под диктатурой коммунистическаго безбожия все дни превратились в Страстную пятницу: совершается постоянное надругание над Христом, постоянное надсмехательство, оплевание, распинание Христа. Это сознательно и плано­мерно делает всякий христоборец и христоубийца. А за ними тащатся изве­стные христопродавцы и христоубийцы в мантиях Иуды. И сотрудничают с ними! В чем? — В оплевании Христа, в умучении Христа, в распинании Христа, в убиении, в возложении безчисленных терновных венцов на предивную Божественную Главу, которая стоит больше всех миров вме­сте взятых, всех вселенных вместе взятых, всех видимых и невидимых!

Разжжена вавилонская печь — безбожнический коммунистический режим для Сербской Православной Церкви. В этой новой вавилонской печи не сгорят только лишь люди сильной веры, свято-саввской веры (имеется в виду св. Савва Сербский — прим. пер.). Деннонощно ходим среди огня. То, что мы еще живем, — дело милости Божией и силы Божией. А вокруг нас вихрем высится узаконенная в безбожническом воспитании наигнус­нейшая ложь земного миpa: «Христос — миф», «Христос не существо­вал», «Христос — это обман». Вот программа воспитания. Разве это можно признать, разве с этим можно сотрудничать и считать себя христианином? нет! Мы заявляем и объявляем: это — самая ужасная, самая безстыдная и самая гадкая хула, которую человеческия уста могли произне­сти против наисовершеннейшаго, самаго очаровательнаго и самого человеколюбиваго человеческаго Существа под небом, которое ступало по планете, называющейся Землей. И мы всем сердцем, всей душой, всем умом, всею силою своей стоим рядом с Ним, за Него и за Ним, и это - ценою всех смертей, которыя могут на нас возложить все богоборцы и христоборцы мира сего, а не только те, которые действуют в нашей стране.

Диктатура христоборных безбожников и христопредательских Иудъ — вот кто виноват в нашей мученической жизни. Диктатура Иуд! Есть ли что-нибудь более отвратительное для Церкви Христовой и для христианина?...

Самая элементарная и рудиментарнейшая логика показывает и доказывает: совершенно нелогично и противологично сотрудничество между откровенными безбожниками, заклятыми христоборцами и православной Цер­ковью Христовой, тех, кто ищут такого сотрудничества, или уже сотрудничают, или — страшно сказать! — принуждают к таковому, мы спрашиваем словами св. апостола: «Какое общение праведности с беззаконием? что общаго у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Beлиаром?» (2 Кор. 6, 14-15). Не слышите ли христоноснаго апостола, который гремит: «Но если бы даже мы, или ангел с неба стал вам благовествовать не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема!» (Гал. 1, 8). Или вы в гуле безбожнической диктатуры совсем оглохли для Христовой божественной истины и заповеди: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6, 24).

Не сотрудничество, а сосуществованиe. «Богу Божие — кесарю кесаре­во». Это евангельское сосуществование Церкви и государства, установленное и предписанное безгрешным всеведущим Господом и Спасителем Хри­стом (Матф. 22, 21). Поэтому оно для Церкви неизменно и вечно обязатель­но.

Кесарю — монету, деньги, на которых образ кесаря. А Богу? — и душу и тело: ибо на душе и в душе образ Божий, образ Божий и на теле и в теле через душу, ибо тело живет боголикой душой и носит эту боголикую душу. Поэтому и то и другое принадлежит Богу — вечности, вечной жизни, вечной истине, вечной правде, вечному разуму, вечному смыслу. Поэтому Божиим нельзя жертвовать ради кесарева. Первенство и в этом всегда принадлежит Богу.

В Богочеловеке, в Его деле и теле — Церкви, Бог всегда на первом месте, а человек — на втором; всегда все решается Богом, а не человеком. Это всеценность и всемерило вселенской Церкви. Поэтому ко всякому вопросу она приступает «со страхом Божиим, верою и любовию». Церковь - богочеловеческий организм, и лишь после этого — организация. Она — тело Богочеловека: поэтому в ней все должно разсматриваться и измерять­ся сперва Богом, а потом человеком. Никогда не просто только человеком, никогда не «по человеку». Поэтому всегда «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Когда в этом вопрос, то требуется «в лице противу стати» вопреки даже и первоверховному апостолу Петру. Здесь остается в вечно неизменной силе боговдохновенное апостольское начало и метод делания Церкви: «угодно Святому Духу и нам» (Деян. 15, 28): сперва Святой Дух, затем мы — мы за Духом Святым и в Духе Святом и со Духом Святым.

«Богу Божие — кесарю кесарево» — это евангельский принцип сосуществования между Церковью и государством. Не сотрудничества, а коэкзистенции между Церковью и государством. Не сотрудничества тем более, когда «кесарь» гонит все, что есть Божьяго, и не хочет знать ничего Божьяго, и лишь уничтожить хочет все, что Божие. Здесь нет главных условий для сотрудничества. Или равноправное сосуществование установок и человеческих личностей, или же страдание Церкви от гонителей, мучителей, насильников, которые отрицают и гонят Бога и Божие, а диктатурой навязывают анти-Бога и анти-Божие. Тогда Церковь и государство — врозь, от­дельно, сами по себе. Не вмешиваться во внутренния дела Церкви, не касать­ся ея вечных и свято-евангельских обязанностей и прав.

Ясно, что Церковь должна при всяком режиме, даже и при безбожническом, находить свой modus Vivendi (способ существования), но всегда в духе и границах евангельскаго принципа сосуществования: «Богу Божие — кесарю кесарево». И это еще под верховным контролем всеевангелия: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Если же это невозможно, то Церкви остается как единственный евангельский modus vivendi: мучиться за Господа Христа, терпеть, злострадать и так бороться за основныя права веры и душ.

Наши коммунисты во всеуслышание проповедают и выступают за сосуществование разных идеологий, разных идеологических систем и режимов. Вот им самая непосредственная возможность проявить этот принцип действительно у нас. Не в теории, не абстрактно, не пропагандно, не для экспорта. Но вы то ищете вме сто сосуществования и навязываете Церкви сотрудничество. А это значит: ищете и принуждаете нас слушаться вас более, нежели Бога, и — страшно и сказать! — чтобы мы ради вас работа­ли против Бога, против Господа Христа! На это ваше стремление и принуждение вот вам неизменный и вечный ответ Церкви устами богоноснаго апостола: «судите, справедливо ли пред Богом, слушать вас более, не­жели Бога?» (Деян. 4,19). Всегда мы исповедуем и проповедуем: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».

Если не будет для нашей Сербской Православной Церкви таковаго сосуществования, то все разговоры наших коммунистов о сосуществовании на межгосударственном и межконтинентальном уровне останутся голыми абстракциями, мертвой схемой, мифом для вывоза, сиренским завлекающим рекламным пением, пропагандой басней, байкой из коммунистической тысяча-одной ночи.

Космическая ложь. Сербския сердца земной и небесной Сербии содрогнулись от боли и ужаса, и все еще в судороге сжимаются; и все сербския лица от стыда и срама вспыхнули, и доселе пылают стыдом, когда на сербской земле была распространена ложь, и постоянно распространяется — космическая ложь: что Сербская Православная Цер­ковь в коммунистической Югославии свободна, и что ея отношения с государством — хорошия, наилучшия, самыя прекрасныя. Эту космическую ложь распространяли по всей земной и небесной шири коммунисты и их оборотни, и они все громче, все крикливее, все безстыднее, все беззастенчивее, все наглее, постоянно распространяют эту ложь и на восток, и на запад, и на север, и на юг, на земле и к небу, так, как будто весь Иуда вселился в них.

А факты с каждаго квадратнаго метра нашей земли прямо говорят и вопиют против этой иудиной безглазой и безстыдной лжи. И объявляют плач и рыдание и мучительно скорбную истину всем, у кого есть уши, что­бы слышать: Сербская Православная Церковь постоянно находится посреди диоклетиановскаго мучилища диктатуры безбожия.

Активное участе в системе мифов и фикций богоборческаго строя, создававшагося «партией новаго типа», означает осквернение идолослужением. поскольку, как пишет о. Иустин, «в коммунистической Югославии безбожие действительно государственная вера, которую диктатура безбожничества всеми возможными средствами навязывает гражданам этой страны». Из этого вывода вырастает у о. Иустина глава под названием:

Ренессанс языческаго идолопоклонства. «Измышлено новое верховное божество, новый верховный идол — государство (коммунистическое). Диктатура безбожия требует, чтобы этому идолу принесли в жертву все; совесть, веру, память, тело, и все видимое и невидимое. Новый верховный идол, новый верховный бог, новый Зевс окружен новыми богами, новы­ми идолами. Это — позитивистская «наука», материалистическая философия, коммунистическая этика, анархистская эстетика, «соцреалистическая» лите­ратура, и... все прочее тому подобное. Этим идолам обязан кланяться ка­ждый и приносить им в жертву себя и все свое.

Что это такое? Да это просто вампирское идолопоклонство, вампирское языческое многобожие, вампирский фетишизм. Вместо одного и единаго истиннаго Бога и Господа Иисуса Христа — масса самозванных богов и божков, идолов и идолят. Стараются быть безбожниками, а на самом деле - многобожники, идолопоклонники. Непрестанно измышляют себе новых идолов, провозглашают их богами и вносят в свой новый пантеон, в свой дикий ритуалистический церемониал. А диктатура безбожия изо всех сил старается каждаго уговорить или принудить покланяться новым богам и приносить им жертву, поддерживать «культ личности». Этим путем происходит вот что: устанавливается вампиризм языческаго образа мышления, языческаго понимания, языческаго делания, языческаго образа жизни. И так проходит и самая жизнь «в богомерзких идолослужениях...»(1 Петр. 4, 3)».

Послесловие

Оканчивая этими апостольскими словами наши выдержки из брошюры великаго сербскаго богослова архимандрита о. Иустина, заключим: от идолопоклонства со всеми разноликими и роковыми его последствиями страдает ныне общество, и мы видели, как ставит этот вопрос о.Иустин в отношении Церкви. Свято-евангельский призыв порвать с наследием идолослужения и оправданиями его, прозвучал некогда и в Афинах из уст богоглаголиваго Павла: «Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться; ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную» (Деян. 17, 30-31).

В «Толковой Библии» (изд. А. Лопухина) «ныне» — это с этого времени, имеющего значение поворотнаго пункта в истории; «повелевает» — полновластный Господь всего человечества; «покаяться» — осознать свои заблуждения и отвергнуть их.

Н. А.

(Первоначально текст настоящей работы был помещен в номерах «Вестника Германской eпархии» за 1992 г.)

Источник

Печать