Еще одна зарубежная святыня оказалась в Московской патриархии: «Ишимский след» Абалакской иконы

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

о.Борис Игнатьевский (МП) у иконы в Покровском храме в Кабраматта
 
Икона, изображающая Пресвятую Деву Марию с поднятыми в молитве руками (тип «Оранта») и с Богомладенцем на коленях, известна на Руси очень давно. «Знамением» она стала именоваться после чуда, произошедшего в 1170 году, — Великий Новгород осаждало войско суздальского князя, и в поставленную на городской стене икону попала стрела неприятеля-единоверца. Тогда образ развернулся в сторону города, а из глаз Богородицы потекли слёзы. Новгородцы восприняли это как знамение (знак) милости Божией и одержали победу над суздальцами.

После назначения первым архиепископом Тобольским новгородского архимандрита Киприана в начале XVII века этот образ стали почитать и в Сибири. А в 1637 году была написана икона Знамения для Абалакской церкви под Тобольском, которая тоже прославилась чудотворениями. Особенность Абалакской иконы — в изображении по сторонам от Божией Матери молящихся Ей святых Николая Чудотворца и Марии Египетской. С этой иконы было сделано неисчислимое количество списков (копий), а сам оригинал хранился в Абалакском Знаменском монастыре, учреждённом ради чудотворной иконы. Хранился вплоть до революционных лет, дальнейшая его судьба неизвестна.

На прошедшем в мае 2011 года межрегиональном фестивале «Православие и СМИ» журналисты приняли обращение к коллегам с просьбой помочь в поиске первообраза Божией Матери «Абалакской», написанного 375 лет назад в Тобольске. За год было выдвинуто несколько версий дальнейшей судьбы православной святыни, из которых многим кажется привлекательной версия, самая отдалённая географически — «австралийская».

Неужели первообраз?

Наиболее громко «австралийская версия» прозвучала в 2006 году. Тогда в мартовском выпуске журнала «Родина» появилась статья кандидата исторических наук Василия Цветкова «Последняя воля. Икона Абалакской Божией Матери может вернуться в страну».
В публикации твёрдо (хотя и без ссылок на исторические источники) утверждается: осенью 1919 года «возглавлявший Временное Церковное управление в составе Российского правительства адмирала А. В. Колчака архиепископ Сильвестр решил спасти от наступавших красных Чудотворный образ. В сентябре в Омске он благословил иконой приют „Очаг“, созданный для детей-сирот и беженцев Софией Эмильевной Дитерихс. Её супруг генерал-лейтенант Михаил Константинович Дитерихс был в это время Главнокомандующим Восточным фронтом белых армий.  Через два месяца, в ноябре, красные войска вошли в Омск. Архиепископ Сильвестр принял мученическую кончину. А икона вместе с отступающей белой армией продолжила путь через всю Сибирь на Дальний Восток. Она стала Небесной Заступницей сирот, являя высочайшее благо милосердия к детям».
В дальнейшем икона вместе с приютом оказалась в Шанхае, где с образом происходили чудесные знамения: просветление и мироточение. После установления в 1949 году в Китае коммунистического режима настоятельница приюта Агния Михайловна Дитерихс перевезла «Очаг» в Австралию. Она скончалась в 1975 году. А образ хранится в православном храме в Кабраматте, пригороде Сиднея.

Австралийский «двойник»?

То, что с почитаемых икон писались многочисленные копии, или списки, в церковной терминологии, — факт общеизвестный. С Абалакского первообраза, созданного в 1637 году, также сделано неисчислимое количество списков, которые особо почитались в приходских храмах. Расширенная версия происхождения кабраматтовского списка Абалакской иконы изложена в безымянном сочинении «Сибирская святыня», которое можно найти на сайте храма Знаменской иконы Божией Матери в с. Знаменское Одинцовского района Московской области. Его настоятель протоиерей Алексий, по видимости, и есть автор труда. Основываясь на неуказанных источниках, он сообщает:
«Летом 1919 года в сгоревшей церкви одного из сибирских сёл был найден чудом сохранившийся в пожарище список Абалакской иконы. Обретён он был двумя женщинами, которые ходили по сёлам, подбирая сирот. Осенью того же года, когда под натиском красных белые войска были вынуждены отступать всё дальше на восток, архиепископ Сильвестр благословил этим найденным списком детский приют „Очаг“, созданный для 45 девочек-сирот этими женщинами. Одной из жён-подвижниц была София Эмильевна Дитерихс…

Страшным было то беженство зимой 1920 года. Злой умысел недавних союзников буквально парализовал Транссибирскую железную дорогу. Стояли и замерзали десятки эшелонов, а в них замерзали и умирали раненые и больные солдаты, женщины и дети… Милостью Божией, помощью Пресвятой Богородицы эшелон с детьми и чудотворным образом всё же продвигался на восток. В тех условиях это продвижение иначе как чудом назвать было нельзя… В январе 1920 года на одном из перегонов поезд подвергся обстрелу. Не пострадал только вагон, в котором находился список чудотворного образа и где ехали дети.

Вскоре семья Дитерихсов и приют „Очаг“, а вместе с ними список Абалакской иконы оказались в Харбине… В 1923 году Абалакская икона вместе с семьей генерала Дитерихса и „Очагом“ оказалась в Шанхае, где к тому времени образовалась многотысячная русская община. Святыню поместили в церкви во имя святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии…
В 1949 году большинство „белых русских“ вынуждено было уехать из страны. „Очаг“ переехал в Австралию.

В начале 50-х годов, как рассказала бывший казначей Покровского храма в Кабраматте Александра Спехова, в их церковь пришёл „военный человек“ и передал список Абалакской иконы настоятелю протоиерею Ростиславу Гану „для хранения“.

К сожалению, в Покровском храме не ведётся запись чудес, совершаемых по молитвам перед Абалакской иконой. Память людская сохранила описание только нескольких. Лет двадцать назад тяжело заболела Анна Ивановна Фомина, одна из воспитанниц „Очага“. Онкология. Врачи признали свою беспомощность. Тогда больная обратилась за помощью к Пресвятой Богородице, попросила тогдашнего настоятеля храма архимандрита Алексия (Розентула) принести в госпиталь чудотворный образ и отслужить перед ним водосвятный молебен. И чудо совершилось. Анна поправилась и после этого прожила ещё более двадцати лет».

Да простит меня читатель за столь пространную, но объясняющую многое цитату. В статье указан и размер иконы: 87 на 67 сантиметров. Размер же первообраза, по сведениям церковного историка протоиерея Александра Сулоцкого, составляет, в переводе на метрическую систему, примерно 89 на 79 сантиметров. То есть «кабраматтовский» список имеет даже иные пропорции: он более вытянут в высоту.

Как ни странно, самые достоверные сведения относительно австралийской иконы нам удалось получить даже не выезжая из Ишима и не занимаясь сёрфингом по Всемирной паутине. То, что для многих стало открытием лишь в 2006 году, было известно священнослужителям ишимского Богоявленского собора ещё в середине девяностых. Ведь приход, образовавшийся в 1992 году, пребывал под омофором той самой Русской Зарубежной Церкви, которая является хранительницей иконы Дитерихсов. И настоятеля прихода епископа Евтихия (Курочкина) давно волновало известие о том, что на далёком южном континенте хранится Абалакская икона. Возможно, «та самая». А, может, — из села Боровое, что под Ишимом, ведь там тоже в годы Гражданской войны пропал чудотворный и древний список (о нём рассказано во второй части статьи).

В начале 1999 года ему довелось побывать в Покровском храме в Кабраматте. И этот самый образ он лично держал в руках. Реставраторский опыт, полученный в иконописной мастерской монахини Иулиании (Соколовой) в годы обучения в Московской духовной семинарии, помог ему засвидетельствовать: это икона не XVIII, и уж тем более не XVII века. Скорее всего, конец века XIX-го. Написана масляными красками, совсем не в духе древности, когда писали темперой на яичном желтке. Поверхность красочного слоя покрыта густой сетью кракелюр (трещин), которые могут навести на мысль о том, что образ подвергался нагреву (тут вспоминается легенда о его чудесном спасении на пепелище).

Однако, самое главное, на обороте оказалась надпись! О ней не говорится ни в одном описании. Владыка Евтихий тщательно переписал её. Большими буквами масляной краской начертано: «1898 г. Жив[описец] Кубрин в Омске». И другим почерком, мельче, чернилами: «Сия икона [по]жертвована в новый собор от Екатерины Уваровой и Чухниной Оксиньи Варламовны» (написание имён малоразборчивое, поэтому возможно ошибочное прочтение).

А что же за «новый собор» упомянут в надписи? В контексте вышеизложенных событий ясно, что это и есть Успенский кафедральный собор, заложенный в июле 1891 года будущим императором Николаем II и торжественно освящённый 9 сентября 1898 года. Этот год указан и на иконе. Значит, она с 1898 по 1919 год хранилась в главном храме Омской епархии. И, выходит, именно о ней — а не о первообразе! — говорится в цитате: «…Генералу Дитерихсу из Успенского кафедрального собора был передан древний образ «Знамения Божией Матери».

Выходит, речь тут шла не о разных иконах, а об одном и том же списке. Эта икона освящала и путь детского приюта «Очаг» под руководством жены Дитерихса, который, следовательно, вывозил из России не первообраз Абалакской иконы. Поиски его в этом направлении приведут в тупик.

…Печально расставаться с красивой легендой. Так же печально было расставаться и владыке Евтихию с надеждой обрести святыню Приишимья — икону Божией Матери Абалакско-Боровскую.

Быть может, «кабраматтовский» образ и вернётся на историческую родину. Но думается, что он куда нужнее тем, «зарубежным» русским. Вспоминаются слова побывавшего в Ишиме чтеца Покровского храма Николая Георгиевича Ротенко: «Только Православная Церковь помогает сохранить русским людям в иноязычном окружении свою культурную самобытность» (или «идентичность», если употребить модный ныне термин). Сиднейские прихожане не помнят подробности судьбы этого списка Абалакской иконы, но твёрдо знают: она связана незримо с землёй Русской, частицей истории которой является сама. Перед ней часто служатся молебны, каждую среду читается акафист, а воскресными вечерами — «Похвала Пресвятой Богородице».

…Когда материал уже готовился к публикации, из Австралии пришла новость: на праздник Преображения Господня 19 августа 2013 года икона начала мироточить: на поверхности образа появились струйки маслянистой жидкости, но без благоухания. Более того, «одна монахиня из местного монастыря приложила бумажную копию к ней, и когда они вернулись в монастырь, то бумажная копия тоже замироточила». Настоятель храма отец Борис объявил об этом явлении в воскресение 25 августа, после чего в храм стали приезжать многочисленные паломники.

(печатается с сокращениями)
Геннадий КРАМОР,
г. Ишим, Тюменская область, Россия

Источник

Печать