Иван Андреев: Катакомбная Церковь

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.


Известный палач Русской Православной Церкви в СССР Е. А. Тучков, в последний год жизни св. Патриарха ТИХОНА, задумал заставить Высшую Церковную Власть издать осо­бую “Декларацию”, которая должна была превратить Русскую Православную Церковь в канонически оформленную “Совет­скую Церковь”, служащую антихристианским планам сатанократического советского государства.


Св. Патриарх ТИХОН, шедший на целый ряд уступок советской власти для облегчения невыносимого положения Цер­кви, такую “Декларацию” издать категорически отказался, за что и заплатил своей жизнью. По свидетельству разстрелян­ного в 1930 г. врача и друга святейшего Патриарха ТИХОНА, профессора доктора М. А. Жижиленко (который, будучи глав­ным врачем московской тюрьмы “Таганки”, с 1927 г. стал первым катакомбным епископом МАКСИМОМ) — свя­тейший был несомненно отравлен.

“Завещание” св. патриарха ТИХОНА, по авторитетному мнению проф. Уголовного Права Петроградского Университе­та А. А. Жижиленко (родного брата епископа Максима) — было несомненно подложным.

После кончины патриарха, во главе Церкви стал закон­ный Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит ПЕТР, оказавшийся воистину “камнем” в деле сохранения духовной свободы Церкви. Митрополит ПЕТР категори­чески отказался подписать “Тучковскую Декларацию”, за что был арестован, сослан и замучен в ссылке.

Отказались подписать эту “Декламацию” и самые выдаю­щиеся, самые высокие и по положению и по нравственному облику иерархи-исповедники и мученики: митрополит КИРИЛЛ, ми­трополит АГАФАНГЕЛ, митрополит ИОСИФ, архиепис­коп Углический СЕРАФИМ и другие.

Во главе Церкви стал “заместитель местоблюстителя Патриаршого Престола” митрополит СЕРГИЙ (Страгородский). Выставление кандидатуры митрополита СЕРГИЯ на пост “заместителя местоблюстителя” было невольной ошибкой Местоблюсти­теля митрополита ПЕТРА. Митрополита СЕРГИЯ ни в коем случае нельзя было допускать стать во главе Церкви уже по одному тому, что во время ареста св. Патриарха ТИХОНА он изменил Православию и стал обновлен­цем. После неожиданного для всех освобождения па­триарха ТИХОНА митрополит СЕРГИЙ “покаялся”, но, как выразился о нем оптинский старец НЕКТАРИЙ, “яд в нем остался”.

Митрополит СЕРГИЙ предал в руки врагов Русс. Прав. Церковь, и подписал “Тучковскую Декларацию”, которая появи­лась 16/29 июля 1927 г. от имени “Заместителя Местоблюстителя Патриаршего Престола”, хотя “Заместитель” не имел права на издание такого ответственного акта.

Как известно, в этой “Декларации”, “радости” и “горе­сти” советской власти признавались “радостями” и “горестями” Православной Церкви и предлагалось вынести антихристианской власти “всенародную благодарность” за ее “заботы о Право­славии”.

Истинно православным людям было совершенно нравственно невозможно принять эту “Декларацию”. Произо­шел раскол. Массовые жесточайшие гонения, разстрелы и пытки, обрушившиеся на “не принявших Декларации”, кото­рых советская власть стала выявлять при помощи “Советской Церкви”, — не поддаются описанию. Поэтому, истинная Православная Русская Церковь, эта чистая и непорочная Невеста Христова, вынуждена была уйти в катакомбы, где она пребывает и до сего дня.

Сведения о Катакомбной Церкви в Советском Союзе не подлежат оглашению. Изредка и скупо сообщаются некоторым бывшим катакомбникам о жизни этой многострадальной Цер­кви краткие весточки, с неизменным эпиграфом: “Не бо Врагом Твоим тайну повем”.

Русская Православная Зарубежная Церковь, основанная и возглавлявшаяся до 1935 г. митрополитом АНТОНИЕМ (Храповицким), а после 1935 г. до наших дней возглавляемая митрополитом АНАСТАСТЕМ, после раскола Церкви в Сов. России в 1927 г. сразу поняла все трагические последствия “Декларации” митрополита СЕРГИЯ и отказалась иметь с ним какое-либо общение. Этим Зарубежная Церковь оказала огром­ную духовную и моральную поддержку Катакомбной Церкви.

Митрополит СЕРГИЙ, как известно, 8 сентября 1943 г. стал “советским патриархом”; после его смерти, 15 мая 1944 г., “советским патриархом” стал АЛЕКСИЙ (Симанский). За все время существования “Советской Церкви” и “советских патриархов” — СЕРГИЯ и АЛЕКСИЯ — Только одна Русская Зарубежная Церковь никогда не признавала, не признает и никогда не может признать этой “Церкви лукавнующих” с ее лже-патриархами. Все осталь­ные Православные Церкви, как Автокефальные, так и отко­ловшиеся от Зарубежной Церкви (“Парижский экзархат”, “Американская митрополия”), признавали “Советскую Цер­ковь”, в зависимости от благоприятной для Советов политической ситуации и имели с ней каноническое общение.

Поэтому, Тайная, Катакомбная Церковь признает Рус­скую Зарубежную Церковь своей родной сестрой и благословляет всем русским православным церковным людям зарубежом входить в лоно только этой Церкви. При этом Катакомбная Церковь предупреждает, что в случае измены Русскому Православию со стороны и Зарубежной Цер­кви — следует выйти из состава ее и искать Катакомбы зару­бежом.

После последней войны вся Советская Россия знает, что зарубежом существуют: Советская, просоветские и антисо­ветская Русские Церкви и что последняя возглавляется митропо­литом АНАСТАСИЕМ.

Вся Катакомбная Церковь и большинство православных русских людей, ходящих (страха ради иудейска или по недостаточной канонической сознательности) в советские церкви, — поминают в своих молитвах митрополита АНАСТАСИЯ, считая его первоиерархом всей Русской Православной Цер­кви.

Проф. И. М. АНДРЕЕВ.

«Православная Русь», №12, 1956 г.

Печать