Митрополит Агафангел: Несколько слов о старообрядчестве (2017)

Автор: Митрополит Агафангел. Дата публикации: . Категория: Авторская колонка.

Православная Церковь постоянно подвергалась и подвергается атакам с разных сторон. Изначально это были ереси и расколы, начавшиеся ещё в апостольские времена и продолжающиеся по сей день. Сейчас, наряду с древними ересями, активны нововозникшие – экуменизм, имябожие, модернизм и прочие искушения, с помощью которых диавол пытается разрушать единство Церкви. Однако, среди множества бедствий, обрушившихся на Православную Церковь, самым, наверное, тяжёлым и губительным искушением Русской Церкви стало искушение обрядом.

Обряды Церкви с течением времени в процессе своего становления менялись (хоть Церковь всегда прилагала усилия хранить их неизменными), они сами по себе не спасительны и отражают путь христианства в том или ином народе или местности. В каждом приходском храме есть свои обрядовые особенности. Греческий православный обряд весьма отличается от русского, так же как, скажем, отличаются друг от друга румынский, грузинский и т.д. (особенно, если принимать во внимание различие языка). Есть ещё латинский, англиканский, армянский и достаточно много других обрядов, в которых множество элементов, оставшихся от первохристианских времён, и в случае массового покаяния и присоединения этих еретиков к православию, они могли бы остаться со своими обрядами. Главное – хранение и соблюдение православных догматов, в которых Истина. Обряды разных православных народов могут различаться и различаются, и в них есть своя правда, но не Истина, которая одна и неизменна для всех и навсегда.

Беда старообрядцев в том, что они придают обряду значение Истины, привносят в них мистическую составляющую: "умрём за одну букву" не придавая значение тому, что "Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит" (2Кор 3.6). Служение букве, в сущности, аналогично упованию иудеев, спасающихся Законом (фактически – тем же обрядом). Православные спасаются благодатью, т.е. – Христом. Не следует забывать и того, что Христос Законом был осуждён: "Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть" (Ин 19.7). Поэтому православие, это, прежде всего, не свод законов и правил (хоть значение их никак не отрицается и не умаляется), а Тот, Кто выше Закона: "Но говорю вам, что здесь Тот, Кто больше храма; ибо Сын Человеческий есть господин и субботы" (Мф 12.6,8). Закон непреложен в организационной жизни Церкви, и в этой области ни один канон и ни одно правило не может быть умалено – без канонов Церковь жить не может, но они, в тоже время, не есть цель жизни Церкви.

Часто указывают на правила и постановления различных авторитетных Соборов, касающиеся обрядовых установлений. Но при этом забывают, что общие правила зачастую вводят тогда, когда в жизни имеется различная практика и есть нужда привести всё в единообразие, и многие соборные правила преследуют именно эту цель. Это видно также из того, что случается, когда одни правила отменяют другие, действующие ранее – Церковь вправе это делать своим соборным во Христе сознанием.

Конечно, множество ошибок в обрядовых спорах было совершено и со стороны представителей Церкви и власти в XVII веке и позже, но даже если бы и все их действия были неправдой (что далеко не так), лучше, наверное, было бы их со смирением стерпеть, поскольку это не явилось искажением догматов, т.е., ересью. Но, к большому сожалению, того, что случилось, не вернуть. Слава Богу, со стороны Церкви пришло осознание неправоты некоторых своих шагов. Церковь признала старый обряд равночестным и этим открыла возможность восстановления единства. Сейчас, по факту, в Русской Церкви имеется два равных обряда: старый и новый, и это надо признать, и Церковь это признаёт. Но старообрядцы, упорствуя в своём расколе, заявляют, что поскольку их обряды больше не осуждаются, они, выходит, ничего не нарушили, поэтому каяться им не в чем, новый обряд они не признают и готовы принять в свой раскол православных тем или иным чином. Вот здесь уже имеет место упорство в расколе. 68-е Правило Карфагенского Собора признаёт всех еретиков и раскольников лишёнными благодати, поэтому раскол есть тяжкий грех перед Богом – упорствующим в расколе нет спасения. Кстати, сами старообрядцы, именуя Церковь расколом, не смущаются принимать в сущем сане беглых священнослужителей.

Исходя из того, что старообрядчество есть раскол, Всероссийский Миссионерский съезд в Киеве, прошедший в 1908 году (на котором присутствовало 640 делегатов – больше, чем на Поместном Соборе 1917-18 гг.), принял следующее:

"10. Об усилении сектантского движения в России.

… Были заслушаны журналы 1-ой противораскольничьей комиссии о беглопоповщине и ее священниках, ушедших от Православной Церкви. Комиссия пришла к следующему заключению:

а) ушедших в раскол священников считать немедленно лишёнными благодати, б) таинства, совершённые ими считать недействительными, в) возвращающихся по раскаянию можно принимать в сущем сане, подвергая их предварительной епитимии, г) если же они осуждены, или извержены, то принимать их как мирян, д) по удалении кого-либо в раскол епископ должен дважды призывать таковых к возвращению, а не внявших сему гласу, немедленно извергать из сана.

По предложению архиепископа Антония [Храповицкого] общее собрание в решении вопроса о беглых священниках присоединилось к вышеозначенному заключению комиссии". *

Справедливо известное изречение: "В главном единство, во второстепенном свобода и во всем любовь". Церковь всегда призывает упорствующих к единству в главном, как призывал к единству Христос: "Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь" (Ин 10.16). Заглушает голос Христа в человеке только его личная гордость.

+ Митрополит Агафангел

Одесса, август 2017 года

____________________

* Епископ Никон (Рклицкий). Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого. Т. III. Издание Северо-Американской и Канадской епархии, Нью-Йорк, 1957, с. 232-233. 

Метки: рпцз, митрополит агафангел

Печать