Об «антираскольническом» опусе в калужской газете «Весть»
В минувшую пятницу в калужской областной газете "Весть" вышла статья с громким и интригующим названием "Игра "православных" престолов
: кое-что о современных раскольниках", в которой предложен не совсем позитивный образ двух "калужских раскольников" – истинно-православного епископа Калужского и Обнинского Игнатия (Душеина) и богослова Алексея Зайцева. Как бы Вы прокомментировали эту статью, кто ее автор, о чем она и зачем?
Алексей Зайцев: Статья подписана звучным именем "Валерий Широков". Это, должно быть, широко известный журналист, правда, в очень-очень узком кругу, состоящем примерно из двух человек, одним из которых является сам автор статьи, а другим, наверное, тот редактор, который ее у него принимал для публикации.
Впрочем, подлинное имя автора статьи известно, конечно, не одному только Господу Богу, но разбирается с этим пусть все же Сам Господь Бог.
Сама по себе статья очень невнятная – чего уж ждать от такого рода профессионалов. В тексте без смыслу и толку собраны самые разные, никак не связанные между собой персонажи, выбраны непонятно по какому принципу фрагменты их биографий. Общий посыл – самый что ни на есть общий.
Например, почему-то упомянут епископ Варнава Прокофьев, который в свою бытность синодальным представителем РПЦЗ в России начала 1990-х годов организовывал какую-то общественно-политическую деятельность и связался со скандально известным обществом "Память", чем подпортил репутацию РПЦЗ. Но так это и в стилистике духовенства РПЦ МП –затевать какие-то сомнительные общественно-политические проекты, связываться с какими-нибудь не повышающими их общественный рейтинг группировками - "Ночными волками" или еще какими хищниками. В чем же криминал? И в чем раскольническая специфика?
Сейчас этот епископ Варнава лишен сана как в соединившейся с Московским патриархатом части РПЦЗ, так и в несоединившейся. К тому же, он успел прославиться почти открытым гомосексуализмом – что, кстати, тоже в стилистике немалой части епископата РПЦ МП. По кому бьет автор статьи, спрашивается.
Еще в тексте упоминается никому неведомый священник будто бы из ИПЦ(Р), который якобы был замечен в том, что в священническом облачении собирал пожертвования с верующих в храме РПЦ МП. Тут преступлением объявляется то, что является, можно сказать, основным родом деятельности священников самой РПЦ МП – собирать пожертвования с верующих, используя при этом прекрасно разработанную систему методов, подчас самых изощренных.
Также "всуе", хотя и довольно подробно, поминается предстоятель ИПЦ(Р) Митрополит Рафаил (Мотовилов), приводится его биография с сайта "Антираскол" – в целом правдивая, но с элементами лжи и специфически расставленными акцентами. ИПЦ(Р) с юридической точки зрения, пожалуй, самая солидная из всех православных религиозных организаций в России вне РПЦ МП. Поэтому, если внимание Митрополита Рафаила эта статья привлечет, у ее авторов и публикаторов вполне могут возникнуть конфликтные отношения с российским законом, в которые, впрочем, они и так вступили по собственной воле.
Наконец, в последних двух-трех абзацах упоминаются два собственно калужских раскольника – "епископ" Игнатий (Душеин) и "богослов" Алексей Зайцев. Тут я сразу оговорюсь, что с кавычками в первом случае я не согласен: Игнатий – епископ для меня без кавычек, настоящий, но окончательно вопрос этот может быть решен только в суде последней инстанции – у Господа Бога, Который, как мы верим, всяким настоящим епископством и заведует, а не на суде у широко известного в узком кругу "Широкова", компетенция которого под вопросом; а вот во втором случае я с кавычками полностью согласен – богослов я, конечно, ненастоящий, и когда меня так называют, густо краснею.
- Какую преступную деятельность "Широков" вменяет вам с епископом Игнатием?
- Епископ Игнатий в 1990-е годы преступно недоучился в Калужской семинарии (духовном училище – по версии автора статьи), преступно стал монахом и священником в РПЦ МП, каким-то таинственным образом, не имея образования, был принят в Союз журналистов России и даже возглавил миссионерский отдел епархии.
Моя преступная деятельность в том, что хотел быть монахом, но не стал (по секрету от жены признаюсь, что и сейчас на досуге бывает помечтаю), еще я якобы хотел быть священником в той же РПЦ МП (на самом деле не хотел, и не мог, и всячески уклонялся, но не исключаю, что мне про себя далеко не все известно). Еще я замечен в преступных попытках преподавать богословие в различных учебных заведениях РПЦ МП. Эти попытки продолжались около 15 лет – я преподавал и в Калужской семинарии, и в Нижегородской, и в Российском православном университете, и в Московской духовной академии. Но, по оценке автора, попытки были все безуспешными. Меру успеха он, правда, не определил – видимо, все в сравнении нужно познавать: иные преподаватели пытаются преподавать уже и 20-30 лет, а кто-то и 50. Так что здесь полный провал у меня, конечно. И вот, не вынеся такого провала, я ушел из большой и хорошей РПЦ МП в маленькую и плохую ИПЦ – от досады и обиды.
Последнее, кстати, роднит нас с владыкой Игнатием (да и вообще всех раскольников, пожалуй) – несбывшиеся непомерные карьерные амбиции – место Патриарха в РПЦ МП только одно, и нам всем на него не попасть! Поэтому и ну ее, эту патриархию.
Кстати сказать, автор, по неведению ли или по умыслу, упустил одну очень пикантную деталь – в течение более года я продолжал преподавать в одном из учебных заведений РПЦ МП, уже уйдя в церковном отношении в ИПЦ, получалось, что преподавал в роли Штирлица, так сказать. Коллеги знали, недоумевали, но спросить, как такое возможно, не решались.
- Шутки-шутками, но все-таки, как Вы считаете, у этой статьи есть какие-то заказчики? Она – какой-то сигнал?
- Ну какой сигнал?! Статья – личный подвиг одиночки-ополченца, контуженного в боях за родную Церковь, не более. Плод его многолетнего индивидуального зуда духовной ревности.
Какой сигнал, когда статья эта – мягко говоря, совсем не передовица, а затеряна где-то в приложениях газеты, на какой-то 33-й странице, где-то между кроссвордами, некрологами и гороскопами. Сигнал домохозяйкам, разве что, и их домашним питомцам…
Если и говорить о сигнале более-менее серьезно, то это сигнал, во-первых, епархиальному руководству – отслеживайте, пожалуйста, склонных к графоманству "пассионариев" с неустойчивой психикой в рядах вашей паствы, они ведь способны наделать глупостей, а отвечать-то не им, а вам, ответственным товарищам.
Выше я уже сказал, что автор привел такие образцы преступной деятельности раскольников, которым полностью соответствуют служители номенклатурной церкви. А ну, какой антиклерикально настроенный (а градус антиклерикальных настроений в современном обществе, молитвами активистов и прочих ответственных товарищей самом РПЦ МП, что греха таить, очень высок) и при этом профессиональный журналист начитается этих "игр престолов", да и поймет простую вещь – что это непаханое поле для разоблачений клерикалов всех мастей и пород теперь можно вспахивать, раз газета "Весть" сигнализирует. А ему-то – что раскольники, что нераскольники… Раскольники-то, пожалуй, поприличней – не так нагло себя ведут все же, поскромнее, страдают, скорее, нежели причиняют дискомфорт другим, в жизнь чужую особо не лезут… Чего не скажешь про…
Во-вторых. Далеко ходить не будем – например, вот у меня в друзьях было аж два заведующих канцелярией Калужской епархии (речь же о ней сейчас). Покидая ее пределы, они по дружбе поделились со мной многим из того, что даже на стол к управляющему епархией не попадало – чтение о героических подвигах многих выдающихся калужских церковных деятелей и чтение, надо сказать, не для слабонервных. И будь я столь обидчив и амбициозен, как о том пишет "Широков", его же собственный опус мог бы спровоцировать меня, например, на маленький местный аналог "курайгейта" - речь-то там ведь не о каких-то неоконченных семинариях или попытках преподавать в МДА, а о реальном криминале – нравственном и не только… Да я и вообще в этой тонкой сфере очень много знаю – 20 лет внутри системы, помноженные на природную наблюдательность . Но я все-таки не такой уж, к счастью, амбициозный человек, как то мечтает "Широков", а только так, слегка.
К тому же, со многими епархиальными священниками и даже с самим управляющим епархией (теперь митрополией) у меня всегда были самые добрые отношения, не сильно даже омраченные моим уходом из системы.
- С управляющим? Это Вы о митрополите Клименте?
- Да. У нас с ним, особенно в последние годы сотрудничества, были очень добрые, на мой взгляд, искренние отношения, основанные и на общности ряда интересов, и на взаимной человеческой симпатии. И эти отношения нисколько не испортились с моим уходом, свой уход я ему объяснял и обосновывал не один раз, а отношения продолжались.
Так что ни о каком заказе на этот смешной текст "Широкова" в газете с серьезным названием "Весть" со стороны епархии, по-моему, просто не может быть и речи, даже намека.
У нас ведь, можно сказать, существует негласный пакт о ненападении (и даже взаимопомощи).А тут, получается, какой-то шальной ополченец начинает без спросу пулять из самодельной рогатки по мнимому противнику. Что в такой ситуации делать штабным? Понятно что – ополченца изловить, изолировать, рогатку отнять, впредь строго наказать, чтобы ни-ни…
А уж редакторам из серьезной газеты "Весть" следовало бы оценивать уровень компетенции и "посвященности" авторов, предлагающих для публикации тексты на столь щекотливые темы, и, по крайней мере, консультироваться, прежде чем что-то подобное публиковать, с действительно компетентными и уполномоченными людьми, а не иметь дело ни пойми с кем.
Беседовал Алексей Малютин,
для "Портала-Credo.Ru"http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=114523
Игра «православных» престолов
09:33, 26 июня 2015
Кое-что о современных раскольниках.
Очень трудно мне сегодня будет рассказать вам что-то внятное. Представьте себе телесериал «Игра престолов», в котором количество героев увеличилось раз в пять и между ними установились отношения, сложные как в «Санта- Барбаре». А еще при этом они постоянно переходят из одного клана в другой, меняют имена и друг друга периодически анафематствуют. Вот так приблизительно выглядят отношения между разными провозглашенными «православными» церквями в России.
Сама по себе идея смастерить собственную «церковь» - весьма соблазнительна: у каждого из людей, в Церкви достаточно долго служащих или работающих, есть свой собственный список мнений насчет того, как надо было сделать лучше. Это вообще-то нормальное свойство нашего мышления: сомневаться и прикидывать варианты. Не будь его, мы бы так и пахали землю деревянной сохой. Да и то навряд ли. Но у некоторых эта способность не сдерживается никакой внутренней критикой, и тогда человек пускается в безудержное фантазирование по поводу того, как было бы здорово, живи человечество по его рецептам. Все хорошо у него в этих фантазиях, все разумно и духовно, и видится ему, как вследствие правильной духовной жизни наступит всеобщее процветание в делах земных и даже трава там, в его надуманном мире, зеленее и надои коров растут неуемно. И ладно бы человек жил этими фантазиями, если бы не тянул он в свой измышленный мир окружающих.
С большинством раскольничьих «православных» церквей получилось именно так. Не умея убедить окружающих в своей правоте, не имея терпения, а еще и мучаясь от нереализованных амбиций, основатели этих организаций пускались во все тяжкие, доказывая себе и миру, что именно они являются носителями истины в последней инстанции, которая содержится в учении и таинствах учрежденной ими «церкви».
Даже перечислить эти «православные церкви» трудно, упомяну только некоторые — Русская Православня Автономная Церковь, Российская Православная Церковь, Русская Истинно-Православная Церковь, Российская Православная Свободная Церковь, и это еще не все. Усложняется ситуация тем, что некоторые из этих «церквей» расколоты внутри себя на разные архиерейские советы, объединения и так далее.
Я вообще думаю, что человек, однажды решивший покинуть свою Церковь, уже будет не способен остановиться — всегда ему будет мерещиться что-то более «чистое», «духовное» и «правильное», чем то, что он обрел. Но каждый раз переходя в очередную Дальше Некуда Истинную и Небесную Преправославную Церковь, он будет убеждаться в том, что и там те же люди, и грехи у них те же и проблемы. Но тут на горизонте замаячит новая Теперь Уже Точно Истинная Церковь, и — новый переход, а за ним еще один и так далее, далее, далее... Ну а недовольство нынешним окружением будет приводить к постоянным склокам.
Думаете, я что-то преувеличиваю? Ничуть! Вот цитата с сайта «Российской Православной Церкви» (не путать с Русской Православной Церковью): «Назначенный представителем Синода в Москве епископ Каннский Варнава (Прокофьев) демонстративно прибег к покровительству фашистской организации «Память», наивно полагая, что она объединяет всех истинных патриотов России и является влиятельной политической организацией, которая способна «восстановить православную монархию». Епископ Валентин, видя, что деятельность епископа Варнавы ведет к компрометации и дискредитации РПЦЗ, отказался от сотрудничества с ним. В результате «Память», стремившаяся к полному контролю над РПЦЗ в России (в чем многие верующие небезосновательно видели определенный «политический заказ»), начала свою борьбу против Суздальского епископа, оклеветав его перед Синодом РПЦЗ. Ее поддержали некоторые архиереи РПЦЗ, с некоторых пор стремящиеся к соединению с МП и, по мере отхода от дел престарелого митрополита Виталия, захватившие власть в Зарубежном Синоде». И такого текста там на хорошую большую статью. Причем раскольники сами не понимают, что, рассказывая о своей непримиримой «борьбе за чистоту», они рассказывают главным образом о том, что их духовная жизнь состоит из склок, интриг, конфликтов и распрей.
К слову сказать, а причем тут Русская Православная Церковь За Рубежом? Дело в том, что многие раскольничьи псевдоправославные организации не просто тесно сотрудничали с «зарубежниками», но поддерживались ими — раскольничьи «епископы» рукополагались в Европе, раскольничья литература печаталась там же, оттуда же шло и финансирование. Понятно, что во многом вся эта помощь являлась частью борьбы против Советского Союза.
Но эта работа не прекратилась в наши дни. Еще раз взглянем на Украину и обратим внимание на то, какую роль сыграли там раскольники и униаты. Собственно, они были чуть ли не основными пропагандистами нацистских идей, упакованных в православную лексику.
То же самое может случиться в любой момент и в России. И трудность в данном случае заключается в том, что мы не имеем права ни по светским, ни по духовным законам запрещать людям верить, как они считают нужным, и единственный совет можно дать вам для того, чтобы уберечь от губительных ошибок: прежде чем поверить рассказам проповедников о том, что именно их «церковь» является Той Самой Что Бог Велел, присмотритесь к прошлому этих «церквей». Скорее всего, вы не увидите там подвига смирения. Зато в избытке найдете самовосхваление и интриги.
Две, и обе - «истинные»
Всего разнообразных «православных церквей», которые декларируют свою «истинность», свыше сорока. А тех, которые еще и используют в своем наименовании слово «истинная», насчитывается 11. И это только в России, без ближнего зарубежья и постсоветского пространства.
Не миновала чаша сия и Калужскую область.
Первая из двух калужских «истинных» - так называемая «Православная Церковь России» («Истинно-Православная Церковь»), возглавляемая Рафаилом (Прокопьевым-Мотовиловым), «Митрополитом Московским и Всероссийским». Биография его весьма богата, приведем только некоторые эпизоды.
Рафаил (Леонид Семенович Прокопьев) родился в Челябинской области. Окончил Дальневосточное высшее общевойсковое командное училище и Военную академию им. Фрунзе. Служил в Северной группе войск, в Польше, Забайкалье и Закавказье, где командовал развернутым полком Закавказского военного округа. Впоследствии был направлен на службу в Главное разведывательное управление. В начале 1980-х годов в качестве военного советника был командирован в Ливан, где подорвался на мине и получил тяжелые ранения ног, повлекших за собой инвалидность. Некоторое время преподавал разведывательную тактику в Военном университете в Москве. В 1991 г. в звании полковника вышел в отставку и вскоре открыл центр нетрадиционной медицины.
В 1997 г. Рафаил присоединился к «Российской Истинно-Православной Церкви» (РосИПЦ), возводящей линию своего преемства к «Украинской Автокефальной Православной Церкви». В том же 1997 г. «епископ» Рафаил основал в Москве центр нетрадиционной медицины «ПРОИС», целью которого было оказание услуг в области общей коррекции ауры и биополя, личностной и психической астрологии, снятии сглаза, порчи, венца безбрачия, проклятия, нейтрализации полтергейста, а также практическое обучение приемам и методикам целительства. Приблизительно в это же время «епископ» Рафаил возглавил «Мальтийский Орден», зарегистрированный в Министерстве юстиции РФ под названием «Православная Миссия св. Иоанна Иерусалимского».
Рафаил именует себя потомком Николая Александровича Мотовилова, являвшегося свидетелем жизни преподобного Серафима Саровского. В середине 2009 г. «митрополит» Рафаил сменил свою фамилию, став именоваться Мотовиловым.
Местный ставленник Рафаила - Александр К. Рассказывают, что он, обрядившись в священническую одежду, посещает калужские храмы во время богослужений и собирает у прихожан «пожертвования», принимает от них записки о молитвенном поминовении, тщательно избегая столкновений с настоящими священниками.
А вот «Архиерейское Совещание Российской Православной Автономной Церкви», которое, впрочем, не особо отличаясь от остальных, так же именует себя «истинно-православной церковью». Два наиболее ярких представителя этой группы в Калужской области – так называемый «Епископ Калужский и Обнинский» Игнатий Душеин и «богослов» Алексей Зайцев.
«Епископ» Игнатий в 1992 г. поступил в Калужское духовное училище, которое так и не окончил. В январе 1994 г. был пострижен в монашество, а в феврале того же года был рукоположен во иеромонаха и направлен на приходское служение.
С 1999 г. являлся настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в пос. Мятлево Износковского района. Нес послушания казначея Пафнутиев-Боровского монастыря, благочинного округа, председателя миссионерской комиссии епархии, члена епархиального совета. Автор и издатель нескольких книг, член Союза журналистов России.
В 2012 г. вышел за штат Калужской епархии по собственному желанию, после чего уклонился в раскол и вместе с прихожанами присоединился к Петроградской епархии «Архиерейского совещания РПАЦ», возглавляемой «епископом Петроградским и Гдовским» Григорием (Лурье).
На заседании «Архиерейского совещания РПАЦ», проходившем 2 ноября
2014 г., было принято решение о рукоположении игумена Игнатия во «епископа Калужского и Обнинского». Одновременно с этим из состава Петроградской епархии «Архиерейского совещания РПАЦ» была выделена Калужско-Обнинская епархия.
«Богослов» Зайцев также прошел довольно длинный тернистый путь от журналиста до «богослова истинно-православной церкви». На этом пути была учеба в семинарии, попытка монашества, не увенчавшаяся успехом, не состоявшееся рукоположение в священники, попытки преподавательской деятельности в Московской духовной академии и Калужской духовной семинарии, закончившиеся опять-таки ничем.
При всей кажущейся несхожести пути обоих можно увидеть одну общую тенденцию: попытка подняться по карьерной лестнице, неудача и последующий уход в «истинно-православные».
Валерий ШИРОКОВ.http://www.vest-news.ru/