Митрополит Антоний: Распоряжения обще-церковного значения

Автор: м.Рафаила. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

Митрополит Антоний: Слово в день Преображения Господня В 1913 году типографией Почаевской Лавры были издана небольшая книга, под заглавием „Распоряжения Высокопреосвященнейшего Антония Архиепископа Волынского и Житомирского с мая месяца 1902 г. по октябрь 1913 г.” Выдержки из некоторых из этих распоряжений мы приводили при описании жизни и деятельности владыки Антония: при управлении им Волынской епархией в томе 2-м „Жизнеописания”, но теперь считаем необходимым, в виду обще-церковного значения этих распоряжений, важнейшие из них привести полностью, так как помянутая книга является в настоящее время библиографической редкостью.

1.О крестном знамении.

Мною замечено неумение некоторых клириков возлагать на себя крестное знамение. Посему долгом считаю сообщить к их сведению, что православный крест совершается так: троеперстно сложенная десница возлагается первее на лоб (а не на нос, не на бороду и не на воздух), потом на чрево, потом на правое плечо и, наконец, на левое плечо (а не под мышку). Староверы говорят, что диавол хватает за локоть нерадивого церковника, когда он хочет завершить крест и посему крест у него кривой: четвертое прикосновение попадает не на плечо, а под мышку. Затем, поклон поясной должно совершать уже по возложении четвертого прикосновения, а не во время знаменования себя крестом, ибо о кланяющихся во время знаменования говорят, что они ломают крест головой. Во время чтения: приидите, поклонимся, Святый Боже и аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже — следует непременно творить 3 поясных поклона (исключая средины шестопсалмия и начала утрени), чего, к сожалению, не знают только некоторые клирики, а знают все русские крестьяне. Стояние на коленах во время всенощных и литургии, да еще по воскресным дням, когда коленопреклонение вовсе воспрещается каноническими правилами св. Василия Великого и уставом (см. устав всенощного бдения), не есть обычай православный и не должен быть поддерживаем, исключая тех случаев, когда положено коленопреклонение, т. е. при возгласе: „паки и паки преклоньше колена” или на „да исправится”, за преждеосвященной литургией. Вообще убедительно прошу всех отцов иереев, диаконов, монахов, монахинь и псаломщиков взять на себя труд внимательно прочесть в уставе „чин всенощного бдения”, ежедневных служб и главу о „поклонах”, что займет для каждого менее часа времени, в продолжение коего многие из них узнают много нового. Соблюдать церковное благочиние увещевают обыкновенно ссылками на раскольников, нас зазирающих, и на народ, любящий церковный чин. Но такое побуждение есть второстепенное, а главное должно касаться нашего собственного преуспеяния в благоговейной и единодушной молитве, чин которой установила боговдохновенная Христова непогрешимая Церковь, расположив все движения молящегося братства так, чтобы все содействовало возношению духа нашего от земных к небесным, к умерщвлению страстей, к одолению разсеянности, к вниманию и умилению. Клирики и иноки и инокини должны быть первыми в ревностном послушании Духу Божию, научающему нас молиться по чину церковному.

2. О Богослужебных ошибках духовенства.

 При богослужении в селах Волынской епархии допускаются, как замечалось несколько раз, некоторые особенности прямо вопреки уставу церковному. Так, напр., читается после акафиста в воскресный день молитва с коленопреклонением. По уставу церковному в воскресные дни отменяются земные поклоны и заменяются поясными. По уставу допускаются двоякого рода поклоны — великие, земные, когда требуется прямо падать ниц, и поясные — низкий поклон, касаясь рукой земли.

При всенощном бдении допускаются такие особенности: на вечерне после входа и каждения алтаря и народа, священник тотчас закрывает царские врата и, стоя у престола, говорит прокимен. По уставу полагается делать таким образом: после каждения алтаря и народа, во время пения: „Свете тихий” — священник идет к горнему месту и становится за престолом у горнего места, обратившись к народу, и здесь говорит — „мир всем” и прокимен. Когда кончится пение прокимна, закрываются царские врата. При пении: „Ныне отпущаеши” — открываются царские врата, тоже не по уставу. „Ныне отпущаеши” следует читать, а не петь. После троекратного, если день воскресный, пения: „Богородице Дево, радуйся'” — (что тоже не соблюдается, поется вопреки уставу только раз) и: „Буди имя Господне” — „Благословение Господне” следует говорить на амвоне при закрытых царских вратах, выходя для этого из алтаря северными вратами.

На „Бог Господь” — первый тропарь поется дважды, второй на „слава”, если есть, на „и ныне” непременно богородичен, а если попразднство, тропарь праздника.

В воскресный день следует выносить евангелие после чтения на средину для прикладывания народу, и священнику необходимо стоять у евангелия, а не уходить в алтарь, как это делается. Евангелие уносится, когда все молящиеся приложатся, при этом в царских вратах священник осеняет им народ. На утрени пред прокимном „мир всем” не полагается говорить.

На литургии, если священник служит один, евангелие полагается читать в алтаре на престоле, а не на амвоне.

После возгласа: „Щедротами Единородного Сына Твоего” — завесу не следует отдергивать, а только говорить: „мир всем”. Потом уже, когда священник скажет про себя три раза: „Возлюблю Тя, Господи”, — и поцелует дискос и потир, а диакон возгласит: „двери, двери” — отдергивается завеса. А после великого входа, как только священник войдет в алтарь, закрываются царские врата и завеса.

Кроме того, во многих церквах употребляются старые униатские сосуды, на которых служить православному священнику довольно зазорно, а также на престоле старые и ветхие антиминсы, о замене которых новыми также следует озаботиться.

Оглашение пред браком следует делать не пред — „Благословение Господне”, — в конце литургии, а по окончании ее, после — „Благочестивейшего”. —

3.Наставление о каждении в церкви.

 Местные священнослужители видимо мало справляются с типиконом, потому что большинству их неизвестна глава: о каждении.

Должно кадить сперва св. престол с четырех сторон, не поднимая кадила выше престола; затем горнее место и проч. иконы алтаря; если же на жертвеннике стоят св. дары, то непосредственно после престола кадится жертвенник, потом горнее место и пр. Выходя из алтаря царскими дверями, священнослужитель кадит ту и другую дверь, затем, выйдя в церковь, кадит прежде Тайную Вечерю, затем образ Спасителя, затем икону, что рядом со Спасителем и пр. иконы правой стороны; после сего он возвращается к левой стороне, кадит Богородичный образ и пр. иконы левой стороны. Затем снова становится на амвоне и кадит лики певцов и весь народ, а после этого спускается вниз и кадит все иконы в храме и, возвратившись, становится на амвоне, опять кадит иконы Тайной Вечери, Спаса и Пречистой и, войдя в алтарь, кадит престол спереди.

Ошибочно поступает большинство здешних иереев и диаконов, когда кадит сперва обе местные иконы, и потом уже прочие образа иконостаса. Некоторыеже допускают и др. ошибку: окадят сперва вокруг всю церковь и потом уже, возвратившись на амвон, кадят народ. Наконец, многие не знают, когда каждение бывает полное и когда неполное. У нас на Волыни допускается чаще всего такой обычай каждения: кадится алтарь, весь иконостас и народ. Такого каждения никогда не бывает по уставу. Когда кадится весь иконостас, то кадится и весь храм, а если весь храм не кадится, то только алтарь, местные иконы и народ. Если мы назовем первое каждение (всего храма) великим, а второе — малым, то должно знать, что великое каждение бывает: в начале всенощной (а если утреня служится отдельно, то в начале утрени), на „Господи воззвах” (собств. на стихирах на „Господи воззв”.), на полиелее, на девятой песни канона и на часах пред литургией; малое каждение бывает за литургией на чтении апостола (собств. на пении аллилуиа) и на херувимской. На „Достойно” кадится только алтарь; также во время Преждеосвященной на „Ныне Силы Небесные”.

Кадить должно, не отделяя локтя от поясницы и совершая по три взмаха кадилом: первый взмах стоя прямо, второй взмах — наклоняя голову, а третий — поднимая.

Должно учить народ кланяться, когда на него кадят, но не креститься при этом. Только на Святой Седмице, когда иерей кадит на народ с крестом и приветствует его, то народ осеняет себя крестным знамением, отвечая: воистину воскресе! Также следует учить народ, что, при благословении его свечами или рукою иерея или архиерея, должно только кланяться, а при благословении крестом, евангелием или образом — креститься и кланяться; также и при окроплении св.водою.

4. О причащении священнослужителей при соборном служении.

Непривычка духовенства к соборным служениям бросается в глаза особенно во время причащения иереев в алтаре. Напоминаем здесь общее правило причащения: никогда не проходить за спиной другого, имея на руках пречистое Тело Христово.

Причащение должно совершатьсятак. По произнесении слов: „теплота веры” и проч. священнослужители читают „Ослаби, остави”, творят все вместе земной поклон (а если воскресный день, или Святки, или между Пасхой и Троицей, или Преображение, или Воздвижение, то поясной), потом кланяются на все стороны, говоря: „простите ми, отцы святии и братие” и пр.; затем старший творит второй поклон, говоря: „се прихождук безсмертному Царю и Богу нашему”, целует престол и левой рукой кладет на свою правую длань причастие; в это время второй священник (и все стоящие рядом с ним) обходит по горнему месту вокруг престола и, подходя к дискосу с левой стороны престола, с таким же поклоном, поцеловав престол, берет частицу, целуется с предстоятелем в плечо со словами: „Христос посреде нас” и „и есть и будет”, снова, возвращается по горнему месту туда, где стоял раньше; и там, наклонясь, читает: „верую, Господи, и исповедую”.Пропустив его пред собою (а не заставляя его обходить позади себя), подходит к дискосу третий священник и с темиже действиями обходит по горнему месту, становится подле второго и читает причастную молитву; подле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д. Когда старший священник, дочитав молитву, причастится св. Тела, то раздает его диаконам; старший диакон подходит и, целуя престол, подающую причастие руку и плечо священника, принимает частицу с словами: „и есть и будет”, и становится подле младшего священника; далее подле первого диакона становится с причастием второй, третий и т. д. Раздав диаконам Св. Тело, старший священник причащается от св. чаши и отходит к жертвеннику. Теперь прочие священники подходят к чаше уже не с левой, а с правой стороны престола один за другим по порядку их стояния, а младший, причастившись сам, причащает диаконов. Последним должно приказывать, чтобы они причащались на всяком служении своем, ибо иначе подлежат запрещению по правилам Соборов. Порядок причащения при служении одного священника и диакона обстоятельно изложен в служебнике.

5. Против общего гласа.

 Божественные Апостолы и духоносные Отцы Церкви, единонравные Ученикам и самовидцам Слова, преподали нам не только слова для собеседования с Небесным Отцем нашим и Его друзьями, но и созвучия, в которых они сами воспевали эти, внушенные Святым Духом, молитвословия. Правда, под влиянием времени, некоторые из этих созвучий и напевов претерпели изменение ради сокращения времени, но все-таки основное сочетание звуков в них сохранилось.

Из всех священных напевов всего более дорожит Вселенская Церковь охранением осьмогласия, преподанного нам великим и наученным от Ангелов Иоанном Дамаскином. Внося разнообразие в исполнение ежевоскресной и ежедневной службы, осьмогласие есть лучшее пособие и для запоминания всех правил устава, которые подразделяются им и вводятся в определенное соотношение, как числа четырьмя арифметическими действиями. Где строго хранится осьмогласие, там и певцы одушевленнее и сознательнее относятся к службе, и народ не тяготится ее продолжительностью.

Вот почему мне стоит больших усилий сохранять спокойствие при упоминании о великом и непростительном безчинстве, допускаемом во многих церквах нашей Волыни в виде какого-то, придуманного врагами церкви, общего гласа для всех ирмосов. Этот общий глас представляет собою искажение шестого гласа и своими безсмысленными завываниями совершенно лишает духовной красоты священные ирмосы, сообщенные Духом Божиим Святым Отцам, а ими всей верующей вселенной. Я проехал всю Россию от Белозерска до Симферополя, от Златоуста до Варшавы, много видел безчинств в церковной службе, но такого безобразия, такого поругания красоты церковной нигде не встречал. В благочестивых приходах св. Руси все миряне знают наизусть ирмосы великих праздников и их напевы. Что могут они почувствовать, когда, напр., величественный канон Пятидесятницы: „Божественным покровен”, или Богоявления: „Глубины открыл есть дно” коверкаются на этот отвратительный, нищенский вой?

Еретику Павлу Самосатскому вменялось Церковью в вину и то, что он искажал церковные напевы на страстные, безчинные вопли, и теперь в типиконе и в книге правил соборных на такие вопли положено строгое прещение. Наверно еще более страшному осуждению предали бы Соборы Вселенские тех, кто дерзает нарушать высшую красоту церковной службы, т. е. осьмогласие Дамаскина.

В утешение можно сказать, что и у нас этот разврат начал появляться недавно, что осьмогласие не забыто, а только оставлено многими в небрежении, конечно, вместе с заботой о своем спасении. А потому прошу, молю и с прещением увещеваю отцев иереев, диаконов, псаломщиков и певцов церковных: теперь же навсегда бросьте этот нелепый общий глас. Да погибнет он вместе с душою Павла Самосатского и последователей его ереси! Да будет он предан забвению! Да заградятся навсегда уста, желающие повторять его! Да утвердится незыблемо священное осьмогласие! Да не постигнет нас гнев св. Иоанна Дамаскина и всей Церкви Божией! Да не будет земля Волынская оборвышем среди поместных церквей, украшающихся богопреданным осьмогласием!

 А чтобы утвердить эту заповедь церкви, прошу на спевках пред службами исполнять правильно ирмосы, стихиры и прокимны, а не вымышлять разнообразия для херувимских и прочих литургийных песнопений, положенных на ноты сочинителями, не знаемыми Церкви Божией и не свидетельствованными в своем житии, ни в чистоте помыслов и деяний, без чего, как сказано, никто не узрит Бога. В обителях и храмах, где содержится образцовый чин священнослужения, литургийные песнопения исполняются обыкновенно, а то и всегда, — одни и те же, наизусть, — а разнообразие пения прилагается именно к напевам гласовым и к подобным. Все это начали оставлять в пренебрежении под влиянием душепагубной и проклятой Святыми Отцами латинской унии, дабы обезличить духовную жизнь и молитвенные подвиги народа Божия и клира, а затем постепенно притупить их в такой степени, чтобы они остались лишь при немногих жалких суевериях и сделались послушным орудием в руках еретиков. Напротив, твердое и сознательное охранение народом и клиром неискаженного евангельского благовествования, т. е. православия, возможно лишь чрез одушевленное исполнение православной службы Божией без искажений, без грубых опущений, но со смиренным сознанием, что мы стоим не выше, а гораздо ниже уровня духовной жизни Отцов и Учителей Церкви и должны со вниманием и послушанием следовать их богопросвещенному руководительству.

6. О служении в Великом посту ежедневно.

(Обращение к духовенству Волынской епархии)

 До моего сведения дошло, будто многие священники в первые 4 недели Великого Поста служат только в воскресные дни, а на страстной седмице не совершают литургии в Великую Субботу. Это вопиющее безчинство, за каковое на будущее время будет полагаться строгое взыскание. Литургия Великой Субботы есть уже торжество Воскресения Христова, и она сего дня совершается по чину церковному с большим благолепием, нежели в самый день Пасхи. Что же касается до лености иереев в первую половину поста, то она вовсе непростительна. В нашей епархии все три архиерея совершают по четыре литургии на каждой седмице четыредесятницы, а во многих других епархиях священникам предписано служить по четыре литургии еженедельно весь год: во святую же четыредесятницу служба везде должна быть ежедневная и при этом по две полных литургии и по две или более преждеосвященных еженедельно, — последние должны совершаться в среду и пяток каждой из седмиц четыредесятницы; в четверток 5-й недели ее, а также во дни полиелейные (24 февр. и 9 марта) и во дни престольных праздников, если таковые случатся, кроме субботних и воскресных дней. На страстной седмице первые три дня — литургии преждеосвященных даров, а в четверг и субботу — св. Василия Великого. Таинство исповеди также может совершаться без предосудительной торопливости, если прихожане разделятся на семь седмиц, а не будут являться по 300 человек в день.

Сверх того, духовенство должно неуклонно следовать 52-му правилу VI Вселенского Собора, гласящему: „во все дни поста святыя четыредесятницы, кроме субботы и недели и святого дня Благовещения, святая литургия бывает не иная, как преждеосвященных даров”, а потому допускать в сии дни служения Златоустовой литургии, напр., ради погребения своей тещи или сорокового дня жены старосты или какого-бы то ни было иного события — непростительно. Особенно неразумно оправдывать такое своеволие ссылкой на христианскую любовь, ибо Апостол свидетельствует, что любовь не безчинствует (1 Кор. 13), да и не может быть пользы для душ умерших, или живых от попрания священных правил, внушенных Церкви Божественным Духом.

7.О крещении через обливание

(Обращение к духовенству Волынской епархии)

Неоднократно Волынские архиереи увещевали священников оставить нечестивый обычай обливательного крещения. Его неправильность сознают и сами иереи, ибо своих родных детей они всегда просят крестить через погружение; следовательно, крестьянских детей они обливают по пренебрежению к простому народу и к той весьма низкой плате за священнодействие, которую они сами же и понизили, совершая в 10 минут таинство, требующее часовой продолжительности при правильном совершении. Теперь главным препятствием к обращению старообрядцев к Церкви является это нечестивое небрежение св. таинством, как они и указывают. Привожу свидетельства древних канонов против обливательного крещения:

Кормч. 50 Апост. прав. Аще епископ, или пресвитер не крещает в три погружения, единым глашением, но во едино погружение, в смерть Господню даемо, да извержется таковый. На поле красными чернилами напечатано: во св. крещении крещающихся погружати, а не обливати.

Соборное изложение Патр. Филарета (в потребник).

Римляне мудрствуют неправо и богомерзко о непорочной бани бытия о святом крещении, и водою обливают, а трижды не погружают и не глаголют, якоже повелеша святии апостоли, и богоноснии отцы крещати. Ихже обличают правила богоносных отец и изрядный в философии священный великий Дионисий Ареопагит в книзе своей, во второй главе глаголет: еже о просвещении совершаемых сице. Священноначальник убо погружает трижды свожденьми и возвожденьми крещаемого, и еже треми свожденьми и возвожденьми над крещаемым троичный Божественного Трисобства призывая состав. И паки в той же главе глаголет, еже треми свожденьми и возвожденьми Богоначальную тридневного погребения Жизнодавца Иисуса подражати смерть.

Потребник большой, гл. 79. Иже не крестит в три погружения, во имя Отца и Сына и Св. Духа, да будет проклят.

Потребник большой, лист 597 и 603.

Проклинаю скверное крещение их обливаемое, а не погружаемое, по Господню образу иже во Иордане, и св. апостолы нам преданное в три погружения во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Проклинаю творящих развратно святое крещение, аще и во имя Отца и Сына и Св. Духа глаголют, но обаче крещают водою во едино крещение, а трижды не погружают, инии же токмо обливают.

Патриарх Филарет Романов, узнав, что православный епископ присоединенного к России Смоленска крещен чрез обливание, счел нужным снова окрестить его в три погружения в полном облачении. Пожалуй, это вы признаете уже крайностью, но, кажется, вышеприведенных свидетельств достаточно, чтобы величайшее таинство веры исполнять по богопреданному чину, а не по подражанию еретикам.

8. Об общем пении.

Некоторые мирские и духовные лица по своей неосведомленности с учением Св. Церкви утверждают, будто общее пение есть новшество с лютеранским оттенком. Они бы не говорили этого, если бы изучили наш богослужебный устав или типикон, из которого видно, что общее народное пение некоторых частей святых служб есть прямое требование устава. Всего лучше сделает настоятель прихода, если начнет приучать народ к общему пению именно с этих простейших молитвословий, которые указаны в типиконе. Означенное указание: „О поклонении и молитве церковное законоположение” помещается в типиконе в главе: „Начало святого и великого поста”. Имеется оно в триоди постной. Мы приведем только заключение этого высоко-назидательного и трогательного законоположения.

„Речет диакон: И от всея души, и от всего помышления нашего рцем. Но что убо рцем? ничтоже убо ино, разве еже оную же общую молитву: Господи, помилуй. О сей убо святей молитве священный Златоуст пишет к Коринфяном, во 18 нравоучении: Ибо о действуемых о иже в покаянии общия и от священника, и от людей бывают молитвы: и вси едину глаголют молитву, милости исполненну, еже есть: Господи, помилуй. Сего ради в служебниках пишется, людие глаголют сие, или оно, на нихже местех написася. Во святей же восточной церкви не инако творится, но тако якоже пишется. Идеже написася, людие глаголют: то вси вкупе, елицы обретаются в церкви, глаголют, или Господи, помилуй, или Подай, Господи или И со духом Твоим, или Отче наш: Аще у нас и не творится сего, обаче подобает творити. Ибо якоже выше речеся, егда речет диакон: Миром Господу помолимся, или Рцем вси, тогда всем подобает и отвещати: Господи, помилуй. Аще бы ко единому клиру глаголалося отвещати, то не бы написали: людие глаголют. Такожде и святый священный Златоуст в томже нравоучении глаголет паки: Во время самых страшных таин приветствует иерей людем: Мир вам. Приветствуют и людие иерею, глаголюще: И духови Твоему. Ничтоже ино есть, разве сие: яже благодарения паки общая, ниже бо он сам благодарит, но и людие вси. Первее бо их прием глас: таже согласившымся, яко достойно и праведно сие бывает, тогда начинает благодарения. И что чудишися, аще негде со священником людие вещают, идеже и с самыми херувимы и с вышними силами обще священные оны песни возсылают? Сия же вся оная речена бы-ша, да кождо и от начинаемых трезвится в поучении сем: да увемы, яко тело есмы вси едино, толико имуще друг ко другу различие, елико уд ко удом. И не все на священники возверзем, но и сами, якоже о общем теле, о церкви всей тако да печалуем. Сие бо утверждение большее и нам и вам преподает множайшые устрояти добродетели: даже проходящии сия, получим милость Божию зде, и в будущем веце царство небесное, о Христе Иисусе Господе нашем: яко Тому подобает слава, со Отцем и со Святым Духом, во веки, аминь”.

9. Богослужебная заметка.

(О коверкании службы в попразднество Пасхи)

Убедительно прошу отцев иереев, диаконов и певцов вникать в устав церковный, который никогда так грубо не нарушается, как во время пения цветной триоди. Мне известно, напр., что во многих церквах поют канон Пасхи на всех утренях от Фомина Воскресенья до Вознесенья, а между тем канон Пасхи поется только на 12 утренях за целый год: на семи утренях Светлой седмицы, затем в 4 воскресенья, начиная с недели Мироносиц и в день Отдания Пасхи, а более никогда, т. е. ни на одной утрени не поется.

Указание типикона, минеи или триоди на „канон праздника” разумеет отнюдь не канон Пасхи, который всегда называется каноном Пасхи, а не праздника; каноном же „праздника” именуется канон соответственной недели, т. е. от Антипасхи 7 дней — канон Фомы, затем 7 дней канон Мироносиц, далее 3 дня канон Разслабленного, затем 8 дней каноны Преполовения, далее 3 дня — канон Самарянки, еще 4 дня — канон Слепого, далее 9 дней — каноны Вознесения, затем один день — заупокойный, затем 7 дней — каноны Пятидесятницы и, наконец, канон Всех Святых, поемый после воскресного канона 8-го гласа. То же касается и выражений — „тропарь”, или „кондак праздника”. Затем прошу знать, что литургию и прочие службы начинаем с крестом только во дни Светлой Седмицы, да в Отдание Пасхи, а в прочие дни только поем трижды тропарь Пасхи после начального возгласа иерея. Пред отпустом тропарь Пасхи поется только на литургии, и при том трижды, а на проч. службах тропарь Пасхи отнюдь не поется пред отпустом. В дни Светлой Седмицы после слов иерея: „благословение Господне на вас” клир в алтаре поет половину тропаря, а лик кончает: „и сущим во гробех живот даровав”, затем говорится отпуст пасхальный с крестом и бывает троекратное приветствие: „Христос воскресе! Воистину воскресе”. В дальнейшие же дни Пятидесятницы только пред отпустом литургии тропарь Пасхи поется трижды (на Седмице пасхальной однажды — потому, что после заамвонной молитвы его пропели 12 раз), а отпуст („воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш” и пр.) без креста и без приветствий, каковое потом бывает, и с крестом, только на литургии дня Отдания Пасхи, когда и отпуст произносится пасхальный.

Умножая пасхальные символы после Антипасхи, многие наши иереи уменьшают их тогда, когда их должно соблюдать во всей полноте, т. е. на Светлой Седмице, и не умеют кадить по пасхальному и мирян не учат, как ответствовать на каждение пред ними. На Пасхе, когда иерей кадит с крестом, то должен, кадя на народ, каждое наклонение своей головы сопровождать возгласом: „Христос воскресе”, причем миряне не кланяются только, но и осеняются крестом (взирая на крест в руке священника) и отвечают: „Воистину воскресе”. Кадить же мирян следует так: 1) окадив иконы иконостаса, с амвона кадить сперва лики поющих, а потом всех предстоящих, и затем 2) спустившись вниз и покадив каждый образ на аналогиях и в киотах, затем всякий раз кадить на предстоящих образу людей, причем во дни Св. Пасхи приветствовать их словами: „Христос воскресе”.

10. Чин Святой Плащаницы.

Нас спрашивают священники, как должно действовать во дни Св. Страстей и Св. Пасхи с плащаницею, так как всюду наблюдается различная практика.

Отвечаем: различие это понятно, ибо в триоди ничего не говорится о плащанице, а в Уставе только несколько неясных слов в конце утрени В. Субботы. И не мудрено: употребление св. плащаницы на страстных службах установилось в церкви совсем недавно — лет 300 тому назад, а прежде совершалось, повидимому, только в Иерусалиме на св. Голгофе.

Наиболее разумный и общеупотребительный чин плащаницы такой. Пред вечерней В. Пятка плащаница полагается облаченным иереем и диаконом на св. престоле, а поверх ее полагается евангелие. При пении: „Тебе одеющагося” иерей кадит плащаницу окрест трижды и, подняв ее с диаконом с престола, возлагает себе на главу евангелие, а над евангелием плащаницу и выносит ее царскими вратами на середину храма, где снова кадит трижды окрест ее и ожидает конца стихиры. Затем конец вечерни бывает сзади плащаницы, а по отпущении вечерни, сперва иереи с диаконом, а потом все христиане совершают поклонение ей и целование язв Христовых так: творим два земных поклона и целуем евангелие, лежащее на груди Спасителя, затем целуем обе язвы на его руках и третью на груди; затем обе язвы на стопах Его; пред каждым из шести целований осеняем себя крестным знамением, а совершив шестое целование, творим земной поклон. В это время читается повечерие малое. Вечерня В. Пятка знаменует снятие со креста тела Христова, а утреня В. Субботы — Его погребение. Неразумный обычай закрывать лице Спасителя воздухом не должно поддерживать: сие делается с телами умерших иереев, чтобы христиане не видели их тления, а Христос нетленен.

На утрени В. Субботы по пропетии: „Бог Господь”, иерей и диакон исходят за плащаницу и кадят ее окрест, а затем алтарь и весь храм при пении каждой статьи, а при пении „Ангельский собор удивися” кадят так же в четвертый раз и все это время стоят посреди храма. По начатии преславного канона „Волною морскою” иерей уходит в алтарь и затворяет царские двери, а при пении „Преблагословенна еси” снова исходят на середину храма и здесь при пении Великого славословия кадят св. плащаницу окрест трижды и, подняв ее, идут прямо к западным (выходным) дверям церкви и обносят ее вокруг храма единожды. (Нелепый обычай вносить снова плащаницу в алтарь не должен быть допускаем). Затем войдя в церковь под плащаницею с евангелием на главе, иерей и несущие плащаницу доходят до царских врат и здесь иерей возглашает „Премудрость прости”, а лик поет: „Благообразный Иосиф” единожды. Плащаницу поворачивают над головою иерея стопами Спасителя вперед и опять полагают на стол посреди храма, а затем иерей и диакон (который во время всех шествий должен идти впереди плащаницы с кадилом и большою свечой) кадят ее окрест единожды; потом читают св. Писание, ектении и отпуст позади св. плащаницы и по отпусте утрени при пении: „Приидите ублажим Иосифа” все совершают поклонение и целование язв Христовых вчерашним чином. Изображение Спасителя должно полагаться главою к северу, а стопами к югу.

На литургии Великой Субботы входные молитвы, ектении диакона, чтения паремий, Апостола и Евангелия и молитвы над 5 хлебами совершаются позади плащаницы, а входы малый и великий — вокруг плащаницы. На стихирах, на Апостоле, на Херувимской диакон, окадив алтарь, кадит плащаницу, а затем уже св. иконы. После литургии опять все совершают поклонение Христовым язвам, но с заменою земных поклонов поясными, ибо после субботнего входа согласно 90-му правилу VI собора не творим никогда земных поклонов до входа вечерни под понедельник, а в настоящем случае — до входа вечерни Св. Пятидесятницы, когда читаются коленопреклонные молитвы.

На полунощнице Пасхи (которую должно начинать в пасхальных ризах, а не в постных) при пении первого „Не рыдай Мене Мати”, иерей и диакон, отворив царские врата, исходят на средину храма, и покадив плащаницу окрест единожды, иерей поднимает ее на главу при пении втором: „Не рыдай Мене Мати” (катавасии), именно при словах: „возстану-бо” и относят ее в алтарь на св. Престол и затем затворяет царские двери до конца полунощницы. При пасхальном крестном ходе выносить плащаницу нелепо: вместо нее обносится и чествуется образ Воскресения Христова, а в дальнейшие дни Пасхи еще и св. артос. Плащаница остается лежать на св. престоле до дня отдания Пасхи, когда в конце литургии, при пении пасхального тропаря пред отпустом, св. плащаница поднимается с престола и полагается в гробнице или в раме на стене.

11. О воздвижении Св. Креста.

Резолюция на рапорте священника об указании: воздвигать ли крест 14 сентября или согласно Уставу не воздвигать в сельских храмах?

Можно совершать это священнодействие во всех храмах, где к тому привык народ, но совершать следует правильно, т. е. священник должен воздвигать крест на восток, на запад, на юг, на север и снова на восток, стоя на одном месте (посреди храма или на амвоне), а то я слышал, что в некоторых приходах священники с крестом становятся с разных сторон вокруг аналогия, поворачиваясь лицом к последнему. Это достойно смеха, и я даже не сразу поверил таким сообщениям. Диакон должен стоять против креста со свечой и кадилом и возглашать прошения.

12. Об отпевании умерших.

Резолюция на рапорте благочинного по поводу ходатайства духовенства его округа о том, чтобы во всех приходах епархии чин отпевания покойников совершался обязательно в церкви, проводы же покойников до кладбища были предоставлены личному согласию причта с прихожанами.

„Согласен. Отпевание покойников вообще ни в каком случае не должно совершаться на пути, но либо в хате, либо в кладбищенской часовне, либо, что наилучшее, в церкви, как во всех православных странах. Затем провожать покойника с пением „Святый Боже” и пожалуй с чтением евангелий (хотя сей последний обычай лучше выводить) священник может по усердию и по особому вознаграждению. Однако сие мероприятие должно предварить поучением в храме”.

13. Постная и цветная триодь.

Богослужебная заметка

Скоро придет пост, дальше Св. Пасха, Вознесенье, Троица и... и двойная путаница в богослужении большинства церквей и соборов, сравнительно с остальными временами церковного года. Так, во множестве храмов будут на дни св. Георгия, Иоанна Богослова и святит. Николая петь пасхальный канон, который поется ежегодно не более и не менее как на 12 заутренях (7 дней пасхальной седмицы, 4 воскресенья после Антипасхи и в Отдание Пасхи), а не пропоют 23 апреля канона Антипасхи, ни канона Преполовенья 9 мая и 14 мая. — Но что особенно режет ум и сердце за эти дни, так это нежелание церковных чтецов знать, что воскресные кондаки не читаются и не поются вовсе от недели Мытаревой до недели Всех Святых включительно, а заменяются на часах, и на повечерии, и на полунощнице, и на литургии (после входа) кондаками триоди или минеи, если прилучится в день воскресный попразднство, или предпразднство, или память великого святого, или храмового святого. Только в неделю 5-ую и 6-ую четыредесятницы, когда кондак триоди бывает святому (Иоанну Лествичнику и Марии Египетской), каковой не поется на „и ныне”, то на литургии по входе его надо петь на „славу”, а на „и ныне” кондак храму (аще храм Спасов или Богородичный) или кондак: „Предстательство христиан непостыдное” (аще храм святого).

14. Ирмосы Пасхи на 3 неделе четыредесятницы.

Примечание к заметке семинариста о недопустимости пения ирмосов Пасхи на 3 неделе четыредесятницы

Заметка совершенно справедливая: ирмосов Пасхи в тот день отнюдь не следует петь: в октоихе и в триоди вторые ирмосы канонов печатаются вовсе не для пения, а как образцы для пения дальнейших тропарей. В тех же случаях, когда упомянутые вторые ирмосы следует петь (т. е. в дванадесятые праздники), то бывает оговорено: „и вторый канон со ирмосом, напр., в Рождество Богородицы, Введение, Рождество Христово, Богоявление и т. п.

15. Как должно молиться в церкви.

Православные христиане приняли от Св. Отец и исполняют во всем мире следующие обычаи:

1).Войдя во святый храм и осеняя себя крестным знамением, творят три малых поклона, произнося:

„Боже, милостив буди мне грешному”.

„Создавый мя, Господи, помилуй мя”.

„Без числа согреших, Господи, прости мя”.

2). Затем, поклонившись направо и налево, стоят на месте и слушают псалмы и молитвы, читаемые в церкви, но не говорят про себя собственных молитв и не читают по книжкам отдельно от церковного пения, ибо таких осуждает Св. Апостол Павел, как удаляющихся от церковного собрания (Евр. 10, 25). 3).Поклоны малые и великие должно творить не по своему произволению, а по установлению Св. Апостол и Св. Отец; именно: при чтении трисвятого („Святый Боже”), „Приидите, поклонимся” и троекратного „аллилуиа” трижды осенить себя крестным знамением, и совершая малые поклоны; также и при чтении: „Сподоби, Господи”, а равно и в начале Великого славословия („Слава в вышних Богу”), и после слов священника: „Слава Тебе, Христе Боже, упование наше”. После каждого возгласа священника, а также при чтении чтецов „Честнейшую Херувим” осенять себя крестным знамением и творить малый поклон.

Во дни будничные творить земные поклоны на литургии:

а) когда оканчивается молитва „Тебе поем”,

б) в конец молитвы „Достойно есть” или Задостойника,

в) в начале молитвы „Отче наш”,

г) при изнесении св. Даров для причастия,

д) и при словах: „всегда ныне и присно”,

е) на утрени и всенощной, когда возглашается: „Богородицу и Матерь Света”.

4).Во дни воскресные, а также от дня св. Пасхи до вечера дня св. Троицы, а равно от дня Рождества Христова по день Крещения, также в день Преображения, Воздвижения (В этот день положено сотворить только один земной поклон пред крестом). Св. Апостолы и св. вселенские соборы воспретили вовсе преклонять колена и творить земные поклоны, как о том свидетельствует св. Василий Великий в каноническом послании к блаженному Амфилохию. То же самое утверждали и Вселенские соборы I и VI; ибо воскресные и прочие Господские праздники содержат воспоминание о нашем примирении с Богом, по слову апостола: „Уже неси раб, но сын” (Гал. 4, 7); сынам же не подобает рабское поклонение творити.

5).Православным христианам не свойственно стоять на коленах, поднявши голову, но при словах священника: „Паки и паки, преклонше колена” и проч. повергаться ниц на землю; обычай же становиться на колена по собственному произволению, складывать руки и колотить себя в сердце воспринят от западных еретиков, а в Христовой Церкви он допускается только при такой тесноте, когда невозможно простереться ниц.

Православные христиане, согласно уставу церковному, в положенное время творят земные поклоны, повергаясь ниц и снова становясь на ноги.

6).Когда прикладываешься к св. мощам угодников Божиих или к чудотворным и благодатным иконам и прочим святыням, то осеняй себя крестом, твори 2 земных поклона, целуй святыню и твори третий поклон; во дни же воскресные и праздничные земные поклоны заменяй поясными. Также должно целовать св. евангелие, крест и др. святыни.

7).Когда в церкви осеняют народ крестом, или Евангелием, или образом, или чашей, то все крестятся, преклоняя главу, а когда осеняют свечами, или рукой, или кадят народу, то православным христианам не должно креститься, а только наклонять голову; лишь во св. седмицу Пасхи, когда кадит священник с крестом в руке, то все крестятся и говорят: „воистину вокресе”. Так должно различать поклонение пред святыней и пред людьми, хоть и священными.

8).Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся пред этим. Не должно целовать духовным лицам левую руку, ибо сие свойственно только иудеям, но правую, чрез которую преподается благословение.

9).Крестное же знамение, по учению Св. Отец, должно совершать так: сложив троеперстно правую руку, возлагать ее на лоб, на чрево, на правое плечо и на левое, и потом уже, положив на себя крест, наклонять голову; о тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой по воздуху, или по груди своей, сказано в Златоусте: „тому неистовому маханию беси радуются”. Напротив, крестное знамение, совершаемое истово с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

16. Об обязательном служении с диаконом

 Несмотря на неоднократные распоряжения Епархиального Начальства, многие священники не допускают к священнослужению диаконов, занимающих псаломщическую вакансию, отчасти по своему настоятельскому упрямству, а отчасти потому, что не умеют служить с диаконом, а научиться не желают. Посему, подтверждая настоящим распоряжением, чтобы во все воскресные и праздничные дни служба совершалась с участием облаченного диакона, в тех приходах, где имеется лицо, облеченное сим саном, предлагаю диаконам, занимающим псаломщический штат, в случае устранения их от священнослужения, жаловаться на сие непосредственно мне. Православная служба красится служением иерея со диаконом и без последнего бывает кургузая и неблаголепная.

17. О посвящении в стихарь псаломщиков.

Предложение Консистории

Мне пришлось убедиться|, что огромное большинство псаломщиков Волынской епархии не посвящены в стихарь, даже и при долголетней безпорочной службе. В этом вижу остатки латинского влияния, принижающего звания чтецов церковных до положения батрака при священнике. Между тем святая Церковь не знает столь резкого перехода от мирского звания к иерейскому, но требует наблюдать здесь постепенность — чрез чтецов, иподиаконов и диаконов. Псаломщик, не посвященный в стихарь, есть нарушение божественных и священных канонов. 33 правило VI Вселенского Собора гласит: „никому да не будет позволено с амвона возглашати божественные словеса народу по чину сопричисленных к клиру, разве кто будет удостоен посвящения с пострижением”.

Этим же правилом под угрозой отлучения воспрещается полагать различие между кандидатами в клирики по их происхождению. „Поне же мы уведали, что в Арменской стране приемлются в клир токмо те, кои суть из священнического рода, в чем иудейским обычаям последуют тако творити предприемлющие: некоторые же из таковых и, не получив церковнослужительского пострижения, поставляются свещеносцами и чтецами божественного храма: то полагаем да не будет отныне позволено желающим возвести некоторых в клир впредь взирати на род производимого: но испытывая, достойны ли они, по изображенным в священных правилах определениям быти сопричисленными к клиру, да производят их в служителей церкви, хотя бы они происходили от посвященных предков, хотя бы нет”.

Ввиду сих правил оо. благочинные представят к 1 сентября Преосвященным Викариям списки всех псаломщиков с обозначением лет их службы для посвящения в сем году сперва прослуживших не менее трех лет, а о недостойных посвящения по неблагоповедению или по неумелости петь и читать, происходящей от нерадивости, сделают особые тут же отметки.

18. О покрывании женщинами и девицами голов при причащении.

Св. Апостол Павел писал к Коринфянам: „всякая женщина, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжет свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется, а если жене стыдно быть остриженной или обритой, то пусть покрывается”. Далее апостол поясняет, почему это так и прибавляет: „А если бы кто захотел спорить, то мы не имеем такого обычая, ни церкви Божии” (1 Кор. 11, 5 — 16). Этот обычай приходить в храм, а тем и более ко св. причастию, с покрытой головой в России соблюдают все женщины и девушки, при чем в чисто русских городах, и даже в Петербурге, причастницы покрывают голову не шляпками и не шапочками, что весьма ненавистно русскому народу, а платками, или косынками, или чепчиками. Правила вселенских соборов отлучают от св. причастия мужчин, одевающихся в женское платье, и женщин, одевающихся в мужеское. Считая шапочки принадлежностью мужеского пола и видя их по деревням только на татарках, русские крестьяне в восточных губерниях нередко составляют приговоры, чтобы женщины не являлись в церковь в шляпах. В больших городах это допускается из угождения моде, но не в честь причастия, когда всем подобает предстать  Христу, и душу очистив от грехов, и внешний вид свой уподобив истинному христианству.

19. Какие кресты надо ставить на храмах, часовнях и колокольнях.

 Православный крест или восьмиконечный (трехраменный), или четырехконечный, но с одинаковыми концами; латинский крест — четырехконечный, но с удлиненным нижним концом. Униатский же крест — шестиконечный, без верхних рамен, т. е. без верхней перекладины, а со средней и нижнею, перекошенной. К сожалению, у нас на Волыни чаще всего устраивают такой безобразного вида крест, да притом нижнюю косую перекладину кладут навыворот. Чтобы правильно ее класть, надо помнить тропарь постный девятого часа: „Посреде двою рабойнику, мерило праведное обретеся крест Твой, овому убо низводиму во ад тяготою хуления: другому же легчащуся от прегрешений к познанию богословия, Христе Боже, слава Тебе”. Итак, опущенный конец косой перекладины должен быть под левую руку Распятого к безумному разбойнику, а поднятый под правую к благоразумному разбойнику. Распятый Господь предлагается лицом к западу, так что подходящие к церкви для вхожения в ее западные (красные) двери, видят крест в такой форме, а отнюдь не в форме униатского невежества. Должно заметить, что такой нелепой формы кресты пошли только в восточных бывших униатских епархиях, а в Галиции до последнего времени униаты отстаивали древний восьмиконечный или трираменный крест, воспрещенный папой Леоном ХIII-м или Пием IХ-м, но все таки еще сохраняющийся во многих униатских церквах стараниями русских людей. Если так дорожат православным крестом отторженные силою от Церкви наши братья по крови, то тем более должны дорожить им мы, церковные чада. Посему предлагаю клиру и мирянам Волынской Церкви, а наипаче мастерам церковных вещей, отнюдь не допускать униатских и латинских крестов, а только православные и притом с правильным наклоном нижней перекладины.

20. О венках при погребении

Резолюция на рапорте Благочинного с описанием погребения заштатного священника.

Предлагаю духовенству впредь никогда не исполнять пакостного языческого обычая возлагать венки на гробы умерших. Погребение — не триумф умершего, а покаянная за него молитва. Хорошо пожертвовать за упокой его души икону в церковь, или иной священный предмет, а не тратиться на безполезную ветошь, унаследованную от римских идолослужителей.

21. Правила св. отцев Вселенских Соборов о браках с еретиками.

Шестого вселенского собора правило 72. Не достоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем либо: брак почитати не твердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцею волка, и с частию Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другий остался во узах заблуждения, не желая воззрети на Божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются по Божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже.

Святого поместного Лаодикийского собора правило 31.

Не подобает со всяким еретиком заключати брачный союз, или отдавати таковым сынов или дщерей, но паче брати от них, аще обещаются христианами быти. То же постановил IV Собор в 14 правиле. Также и в номоканоне (книге законов святых Отец), который печатается при большом требнике, написано в 58 правиле: Не лепо есть православному мужу со еретическою совокупитися женою, ниже со еретическим мужем жене православней. Аще же и будет, не твердый да вменится брак, и беззаконное да разрешится (расторгнется) сожитие... Подобне и с Латины аще православная жена совокупится, с разрешением (расторжением) брака, и прещением подлагати епитимии. Аще же кто преступит повеленное, да отлучится.

22. Какие сооружать иконостасы в новых храмах.

По Высочайшему повелению покойного Государя Александра III-го, а также и другим условиям, мы начали возвращаться к истинно церковному стилю и в церковном зодчестве. Посмотрите на Петербургские храмы, выстроенные за последние тридцать лет: это вовсе не то, что прежние столичные храмы в стиле рококо и ампире. Теперь вы встретите там и стиль эпохи Алексея Михайловича — поднятую центральную часть церкви с пятью главками, и стиль, особенно излюбленный в ХVI-ом и в начале ХVII-го века — пять толстых куполов на прямоугольном ящике с тремя апсидами, и подражание гениальному храму Василия Блаженного в Москве, и стиль Нарышкинский: таковы церкви: 1) Покрова на Боровой, Скорбящей на Стеклянном, Троицы на Стремянной, 2) Ново-Афонское подворье, Воскресения на Крови и отчасти Андреевское подворье на Песках, 4) новая церковь на Смоленском кладбище. У нас на Волыни в г. Овруче возстановлен из развалин и расписан храм XII века св. Василия Великого в точном подобии своей первоначальной постройки; затем, выстроен в Почаевской лавре теплый Троицкий собор — подражание Троицкому собору Сергиевской лавры (начало XV века), но вчетверо обширнее своего оригинала. Постройки эти выполняет талантливый современный архитектор А. В. Щусев, которому принадлежит и проект храма на Куликовом поле в стиле, современном событию (1380 г.). Псковской архитектуры, и новосозданный Великою Княгинею храм при Марфо-Мариинском приюте в Москве. Проекты эти удостоились Высочайшего одобрения. Однако во всех почти многочисленных на Руси новых храмах древнего стиля недостает того, что составляет главную красоту церковную, — недостает настоящего русского иконостаса. Вот об этом-то предмете и желал бы я побеседовать с достопочтенными читателями „Церковных Ведомостей” (№ 8, 1910 г.), составляющих собою весь освященный собор поместной Церкви Российской.

Принято думать, что в истории все усовершенствуется, но не отрицают и того, что некоторые отрасли искусства представляют собою пока заметные исключения из этого правила (для меня лично — весьма сомнительного). Таково искусство ваяния, бывшее при язычнике Фидии на большей высоте, нежели в средневековой и современной Европе; таково же и искусство зодчества, которым классическая, а отчасти и христианская древность превосходит современную новизну и при том не только в области красоты, но в некоторых случаях и в области технической. Искусство церковное в России возвышалось в своем правильном росте от древнейших времен до времен Петровых, когда начался его упадок, продолжавшийся до прошлого царствования. Поэтому, высшим завершением (кульминационным пунктом) церковного искусства — зодчества, живописи и церковной утвари является XVII век, и он-то должен быть учителем иконописцев и архитекторов. Сколько нам известно, и ныне великий Васнецов держится такого убеждения и следует ему „фанатически”, как выражаются о нем современные художники.

Мы не хотим сказать, будто история нашего церковного искусства имела характер безусловного усовершенствования во всех отношениях, и что произведения русской архитектуры и живописи XVII века во воем превосходят Византию; еще далее мы от мысли о том, будто XVII век не подлежит дальнейшему усовершенствованию; но в этом именно веке временно приостановилось или, вернее, — подавлено, органическое развитие тех форм живописи и зодчества, которые внушались благоговением (религиозным энтузиазмом) православного общецерковного чувства и общецерковной мысли. Эти же формы были и национально-русскими, но не в том смысле, чтобы народность наша положила свой мирской отпечаток на христианскую идею, как это было в западном мире, — а в том, что русское сердце, как это уже замечено современными художниками, сумело воплотить в краски и камень ту святую настроенность примиренного, покорного умиления, которое давалось христианам Востока только на высших ступенях духовной жизни и, поэтому, не могло так широко отразиться на произведениях их искусства.

Итак, XVII век нашей истории должен быть прямым руководителем нашим в церковной живописи, архитектуре и особенно в самом внутреннем убранстве храмов, над чем особенно много потрудился православно-русский гений. А трудился он за это время более всего в названной области искусства над устроением иконостасов, чего современное церковное строительство, к сожалению, еще не переняло, хотя оно и старается быть церковно-национальным.

Гонение на иконостасы началось у нас вместе с гонением на стенную живопись (получившую теперь вновь право гражданства), а, может быть, и немного попозже. Против стенной живописи был даже издан Высочайший указ при Потемкине, в царствование императрицы Екатерины Второй, роспись храмовых стен признали „неблагоговейною” и приказали ее замазывать и заменять отдельными иконами в рамах; так устроены все столичные церкви, кроме самых новейших.

Иконостасы еще со времен Петровых, а особенно с начала XIX века, стали постепенно приближаться к характеру костельных запрестольных орнаментур. Католичество, эта религия подделок, не очень любит священные изображения, но любит огромнейшие около них рамы и орнаменты. Войдите в любой костел: за престолом нечто в роде современного Петербургского иконостаса — сооружение в 3-4 квадратных сажени, и больше, но образ в нем собственно только один — иногда в полтора квадратных аршина; за то вокруг него — рама, другая рама, третья рама в виде пары колонн с каждой стороны, сверху корона в громадных деревянных золоченных лучах, сбоку — деревянные тиары, барабаны с римскими цифрами, обозначающими заповеди Моисея, затем — монстранция, атрибуты епископского сана, щиты с монограммами и т. д. и т. д. — словом целый мебельный магазин, и все это вокруг одного небольшого образа. Такую же безтолковую мешанину всяких орнаментов в стиле рококо представляют собою и наши иконостасы ХIХ-го века: чистейшее их сходство с костелом и отступление от православного стиля заключается в том, что они не простираются поперек всего храма, а занимают только центральную часть восточной стороны церкви, оставляя направо и налево от себя либо два слепых угла (собор Александро-Невской лавры, собор Почаевской лавры; храм Спасителя в Москве, собор Святого Владимира в Киеве), либо уступая место особым иконостасам приделов (что можете видеть едва-ли не во всех больших храмах ХIХ-го и конца XVIII-го века), либо дополняя себя особыми, другого стиля, иконостасами в роде фальшивых приделов (храм Воскресения на крови, Житомирский кафедральный собор до реставрации и мн. др.). Между тем, первое свойство настоящего православного иконостаса то, что он непременно простирается от северной стены церковного здания до южной, а если имеет боковые алтари, то они помещаются в восточных апсидах здания; в иконостасе вместо некоторых икон устраиваются двери или арки, ведущие в новую церковку со своим иконостасом и алтарем. В этом отношении Исаакиевский собор сохранил православное предание. Жаль только, что из подражания костелам в нем расписаны потолки, на которых ничего не видно, а огромные светлые стены стоят совершенно голые, напоминая собою быки под Николаевским мостом.

Итак, иконостас должен распростираться в длину от стены до стены, а в вышину? — „В древности были низкие иконостасы, и мы потому ставим такие, ответят современные строители. Верно, но в таком случае, для чего вы строите храм в стиле ХVII-го века, нарочно слаженный для высокого иконостаса? Ведь стиль Алексея Михайловича, т. е. стиль длинного храма с низкою западною частью, с низким алтарем, но очень высоким колодцем в центре, разсчитан именно на пяти-ярусный иконостас; тяжелые, но внушительные храмы-ящики XVI века, напр., Успенский собор Сергиевой лавры, Знаменья в Новгороде (XVII в.), Успенья в Тихвинском (XVI в.) или в Валдайском-Иверском (XVII в.) монастырях, имеющие не круглые Византийские очертания, но изобилующие прямыми углами и прямоугольными поверхностями, совершенно не могут быть удовлетворены одною стенною росписью, искупающею отсутствие или низкий размер иконостаса в Византийских круглых или кучеобразных постройках, напр., в соборе Святого Владимира в Киеве.

„Но ведь жалко закрывать иконостасом роспись горнего места”. Да! русские решились на это не сразу. Иконостасы Троицкого собора Сергиевой лавры или Новгородской Софии доходят до двух третей или трех четвертей храма; но затем развитие иконостасов пошло далее, и в ХVII веке достигло чудной красоты, богато заменяющей собою для стоящих в церкви людей алтарную роспись. Древнейшие иконостасы — это просто сдвинутые ряды икон; иконостасы же более поздние (XVI и XVII в.) — это чудо искусства сами по себе, и не напрасно русские считают их лучшим украшением храма и сравнивают храмы между собою по красоте иконостасов.

Классические иконостасы XVII века, сохраняя главное свойство древне-православного храма, красующегося только иконами, т. е. святыми изображениями (а не небезыдейною орнаментикой мебелью — на подобие костелов в стиле рококо), вносят в красоту церковную особую идею художественного сочетания этих изображений друг с другом. Так называемое тело иконостаса в высшей степени просто: по направлению вширь оно представляет собою полное однообразие рам или разделение между иконами: по направлению снизу вверх-требуется небольшое разнообразие и притом не столько в самом составе рам, сколько в форме святых икон, иконных досок. Нижний ряд составляется из нарочитых особо чтимых больших икон различной ширины, второй ряд — праздники — низкие и широкие, третий ряд — Апостолы во весь рост, узкие и высокие, четвертый ряд — поясные изображения пророков — парами разделенными сверху, но только до половины. Самые перегородки или тело иконостаса — не шире четверти аршина; если вы вынете из него иконы, получится самый заурядный трафарет, но когда вставите священные изображения, восхищенный взор ваш не может оторваться от этого чудного целого.

Что такое изображает собою подобный иконостас? Это лествица Иакова, по которой восходят и низходят не только святые ангелы, но вся торжествующая Церковь. Благоговейному богомольцу представляется весь сонм святых живым, движущимся вверх и вниз. В первом ряду Спаситель, Богородица, Предтеча, Никола и местные святые говорят ему: „вот мы здесь, всегда с тобою, мы сошли с неба, чтобы звать тебя туда, к нам”. События нашего искупления во втором ряду как бы медленно спускаются сверху и говорят: „вот что совершил, что претерпел для тебя Христос, преклонивший небеса и сошедший на землю: смотри, сколько святых, вдохновившись этими событиями, забыли землю и пошли на небо”. Богомолец поднимает свой взор выше: там святые апостолы, простираясь к Царю славы, будто готовятся пройти все выше и выше по иконостасным перегородкам, как по ступеням. А в храмах Малороссии этот ряд устроен дугой и восхождение святых выражено еще рельефнее. Пророки уже удостоились небесных высот и устремили восторженный взгляд на центральный образ Воплощения от Пречистой Девы, торжественно подъемля свитки своих пророчеств, где все это было предсказано Святым Духом. Богомолец переводит свой взор на центр иконостаса. „Да это Мое царство” говорит ему Пантократор из Деисуса: „Я и поныне разделяю Тайную Вечерю со Своими последователями”, вторит Он ему со второго ряда иконостаса. „А, смотри, как прекрасен вход к престолу Божию, к Его тайнам”, — говорят ему Царские врата.

Отцы и братие! если будете строить или перестраивать храмы, ставьте большие многоярусные иконостасы ровными рядами без орнаментур, чтобы он красовался святыми иконами, а не мебелью: нет большей красоты церковной, как эта полнота церкви торжествующей, представленной на одной громадной плоскости пред взором народа, обращенного на Восток. Не слушайте тех, кто говорит, будто иконостасы умалили значение стенной росписи: оно сохраняется во всей силе; только алтарь скрыт, но сие подобает в наше грешное время, о чем скажем при случае. А церковная стенная роспись вся на глазах у народа. Когда богомолец отстоит службу и повернется к боковым стенам, святые говорят ему со столбов: „и здесь мы: весь мир подчинен нашему суду”. Богомолец поднимет голову к верху: там в куполе он видит Христа и вспоминает слово писания: дабы все небесное и земное соединить под Главою Христом (Ефес. 1, 10). И действительно, вокруг Него ангелы, там — апостолы; евангелисты, а на боковых стенах как бы продолжается второй ряд иконостаса — события евангельские и вселенские соборы. Богомолец направляется к выходу. „Ты возвращаешься к земным делам, но помни, чем они все кончатся’’, говорит ему ангел с картины Страшного Суда, раскинувшейся по всей западной стене храма. Богомолец не спешит выйти, он трепетно всматривается в грозное изображение: „помышляю день страшный и плачуся деяний моих лукавых, како отвещаю Безсмертному Царю или коим дерзновением воззрю на Судию блудный аз”, говорит он себе и оборачивается на восток, чтобы сотворить три выходные метания. А там опять сияет благолепный иконостас, и святые ему говорят: „не страха ради, но ради нетленной красоты Христова царства, помни о нем, когда выйдешь отсюда на рынок жизни”. И богомолец, примиренный и просветленный, выходит на дело свое и на делание свое до вечера, а там, становясь на молитву, снова обращает свою мысль к Страшному Суду Божию и к красоте торжествующего собора святых в царстве Христовом.

Нет, не испортили Малороссия и Москва, и Новгород византийскую красоту церковную огромными иконостасами, не испортили, а усовершили; об этом совершенстве красоты церковной во всей ее сложности сравнительно с простотой христианской древности можно сказать то же, что сказано о философии христианских истин, или о богословии тех Вселенских Учителей: „премудрость приемше от Бога, словом разума составляете догматы, яже прежде словесы простыми низлагаху рыбарие в разуме силою Духа: подобаше бо тако простей нашей вере составление стяжати” (седален 30 января). Святые отцы увенчали истины нашей веры богословскою системой, а художники византийские и русские — выразили их красоту духовную в иконах и в иконном сочетании на стенах святых храмов и в их иконостасах. Лучшие иконостасы мы помним следующие: два в соборах Сергиевой лавры, четыре в Московском Кремле, один — новый — у Николы Угрешского, также в соборе Псковском (особенно прекрасный), также в Новгороде, у Знамения и у Антония Римлянина, также в Тихвине. Но едва ли не все их превосходит иконостас Валдайского Иверского монастыря, сооруженный величайшим человеком русской истории — Святейшим Никоном патриархом. Великолепная празелень иконостасного тела и фонов придает особенную духовность многоярусному сочетанию священных изображений: не только сами святые кажутся поднимающимися к небу, но они будто поднимают за собою и богомольца, и он готов восклицать с Петром: „Господи, добро нам есть зде быти!”

23. О планах строющихся церквей.

К сведению духовенства.

Мне приходится нередко получать при прошениях о разрешении построения храма взамен разработанного техником плана со сметою просто копию уже исполненного в другом селе плана, никем не засвидетельствованную. Таковых копий утверждать я не имею права, а строительный комитет при Губ. Правлении должен их возвращать подателям без утверждения. Сегодня, напр., мне предъявили для Тудоровского храма Острожского уезда копию с плана другой церкви — „исполненную архитектором Трубниковым”. Подобное деяние, если бы оно не было недоразумением, являлось бы и хищением чужой, авторской, собственности. Посему предлагаю духовенству епархии не допускать представлять Епархиальному Начальству рисунков проектируемого храма, не разработанных правоспособным техником нарочито для данной церкви. Правоспособным техником именуются лица с высшим техническим образованием, у коих в аттестате обозначено их право на составление строительных работ.

24. О женщинах, вытравляющих свой плод.

(каноническая справка).

 Резолюция с канонической справкою на письме военного священника о возвышении иерархами авторитетного голоса по поводу абортов (Еп. Вед., № 51, 1911 г.).

„Божественный Дух чрез вселенские соборы и канонические правила св. Василия, утвержденные VI вселенским собором, ясно отвечает на сей вопрос, глаголя в 91-м правиле VI всел. собора: „жен, дающих врачевства, производящие недоношение плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляющие, подвергаем епитимии человекоубийцы”. То же говорит Господь устами небоявленного Василия в каноническом его правиле II-м „умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшtгося или еще не образовавшtгося у нас несть. Ибо здесь полагается взыскание не токмо за имевшее родитися, но и за то, что наветовала самой себе: поелику жены от таковых покушений весьма часто умирают. С сим совокупляется и погубление плода, яко другое убийство от дерзающих на сие умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирати покаяние их, но приимати их в общение по исполнения десяти лет: врачевание же измеряти не временем, но образом покаяния”. Подобными же словами оканчивается и его VIII-ое каноническое правило: „по сему и дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие отравы”. Если же вспомнить при сем апостольское слово: жена спасется чадородия ради, аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием (I Тимоф. 2, 15), то ясно, что чувственные наслаждения искупаются муками деторождения для женщины и заботами о детях для обоих супругов; если же они избегают этого креста через детоубийство, то их брак — не брак честный с нескверным ложем, а прелюбодейство. Бог наказывает их до самой смерти и особенными болезнями и рождением мертвых или недолговечных болезненных детей, когда они уже пожелают их иметь, и попускает между ними быть ссорам и изменам”.

25. О новобранцах.

Желательно с этого года установить по всем уездным городам Волыни тот чин благословения новобранцам, какой наблюдается в Житомире.

Условившись с г. г. воинскими начальниками о дне и часе, протоиерей приглашает в собор местное городское и подгородное духовенство, а если в городе находится Преосвященный Викарий, то просит его возглавить молебное пение для новобранцев, которым в начале или при конце молебна наиболее голосистый священник прочитает разсылаемое из Почаевской лавры мое „Поучение новоначальным воинам”. Затем после обычных многолетий все новобранцы подходят один вслед другого и целуют св. крест, держимый вторым священником, принимают возлагаемый на них предстоятелем шейный крестик и 3) принимают кропление св. водой от третьего священника или от диакона. Крестики в нужном количестве будут присланы из Почаевской лавры, но желательно, чтобы и местные прихожане, особенно члены Русского Союза приняли участие в пожертвовании на крестики, о чем городские священники объявят за 2 недели прихожанам, и предложат произвести сбор либо в церквах, либо чрез местный русский союз, а собранною суммою отплатят хотя часть присланных из лавры крестиков.

Если новобранцев окажется так много, что местный собор их не вместит, то непременно просить военное начальство о разделении их на два, или на три отряда и каждому служить молебен особо, т. е. либо в разные дни, либо в разные часы одного дня, дабы все могли помолиться сознательно, а не стоять только около церкви. При большом собрании новобранцев ускорить возложение крестиков можно так: служащее духовенство по окончании молебна разделится: трое станут против главных царских врат, трое в правом приделе и трое в левом, при чем в каждой группе второй священник будет давать целовать напрестольный крест, старший надевать крестики, а младший кропить, а новобранцы будут тоже разделены на три колонны. Молебен можно служить водосвятный или соответственный местной святыне, т. е., Пресв. Богородице, или святому храма. В конце молебна непременно читать молитву.

Епископ Никон (Рклицкий) «Жизнеописание Блаженнейшего Антония, Митрополита Киевского и Галицкого». т. Х. Изд. Северо-Американской и Канадской епархии.1963 г., сс. 99-128.

Сверено с оригиналом

Печать