Митрополит Виталий: Апокалипсис наших дней

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

АПОКАЛИПСИСЪ НАШИХЪ ДНЕЙ


Докладъ Архіепископа Виталія Архіерейскому Собору въ 1983 г.
Наши пастыри и ихъ паства живутъ въ современныхъ условіяхъ особаго духа, который можно назвать, безъ малѣйшаго преувеличенія или какого-нибудь мистическаго увлеченія, предапокалиптическимъ. Уже больше нѣтъ во всей вселенной ни одного правителя или правительства, которые управляли бы своимъ народомъ, по милости Божіей, благодатью Святаго Духа. Отнятъ отъ земли Удерживающій помазанникъ Божій. Закончилась константиновская эпоха благодатнаго правленія. Раскрылась въ жизни послѣдняя книга Священнаго Писанія — Откровеніе св. ап. Іоанна Богослова. Наслѣдница Византійской Имперіи, православная Россійская держава, больше не существуетъ. Весь міръ раздѣлили между собой двѣ силы: съ одной стороны — воинствующій безбожный коммунизмъ, а съ другой — такъ называемый, демократическій западный міръ, въ которомъ еще теплится свобода. Послѣдній внѣшне, для поверхностнаго наблюдателя, раздробленъ на безчисленныя христіанскія и не христіанскія религіи и секты, но который внутри, какъ цементомъ, скрѣпленъ антихристовымъ духомъ.
Въ Промыслѣ Божіемъ благодатная эпоха правленія православными государями намъ была дана для того, чтобы мы могли тихо, свободно и послѣдовательно спасать свои души. Помазанникъ Божій насъ ограждалъ отъ непосильнаго огненнаго искушенія, которое сейчасъ обрушилось на весь міръ въ видѣ коммунизма и масонства. А мы, по грѣховности нашей, осуетились. Каждый занялся своимъ ремесломъ, своей профессіей. Доктора, юристы, инженеры, да и просто мастера /с. 121/ всякаго дѣла на землѣ превратили свои земныя занятія въ свои религіи, отдавая имъ все свое время, свои силы и свое сердце. Для православной ихъ вѣры у такихъ людей оставалось, если вообще что-то оставалось, совсѣмъ мало мѣста, часто формальное отправленіе обрядовъ, да и то только потому, что такъ надо, такъ полагается, такъ живетъ все общество, и нельзя не идти въ ногу. Сынъ Божій сошелъ съ неба, Всемогущій Богъ сталъ Человѣкомъ, чтобы насъ обожествить. Цѣлые сонмы праведниковъ, пророковъ, чудотворцевъ, Христа ради юродивыхъ прошли черезъ нашу необъятную страну. Господь послалъ намъ поразительныхъ проповѣдниковъ, проникновенныхъ богослововъ; изданы творенія всѣхъ святыхъ отцевъ, Священное Писаніе отъ карманнаго формата до роскошныхъ богослужебныхъ книгъ. Брошюры, листки, молитвенники милліонами или раздавались, или за гроши продавались нашему народу. Во всѣхъ епархіяхъ печатались журналы, миссіонерскіе листки. И все это, какъ нѣкогда пророчества, стало изнемогать передъ безграничной суетой, въ которую погружался нашъ народъ. Наша русская литература, по мѣткому слову проф. Андреева, будучи всегда нѣкоей духовной каѳедрой, отражала наглядно духовный процессъ постепеннаго духовнаго паденія нашего народа. Отъ безпечныхъ «старосвѣтскихъ помѣщиковъ», погрязшихъ въ нѣгу кулинаріи, стали родиться индивидуальные хамы-большевики Ноздревы, а тамъ не за горами уже обозначился контуръ идейнаго безбожника Верховенскаго, отъ котораго только одинъ шагъ къ Ленину. И что же дѣлать? По нашему, можетъ быть смѣлому мнѣнію, Господь, чтобы вывести нашъ народъ изъ этого тупика суеты, погружающую его постепенно на самое дно ада, велитъ Своему ангельскому воинству отворить врата адовы и выпустить на нашъ народъ, а за нимъ и на всю вселенную («ибо судъ съ Дому Моего начинается»), демоновъ, которые бы жалили людей, будили бы ихъ отъ сна грѣховнаго. Этимъ послѣднимъ крайнимъ промыслительнымъ мѣропріятіемъ Господь хочетъ привести въ разумъ, вывести къ свѣту Божію народъ Свой, людей Своихъ. Всѣмъ безпечнымъ дѣла/с. 122/телямъ, осуетившимся земными дѣлами, рано или поздно, и каждому въ отдѣльности, будетъ поставленъ роковой вопросъ: съ кѣмъ онъ? Со Христомъ или съ демономъ? И вопросъ этотъ будетъ поставленъ не архіереемъ, не священникомъ, отъ которыхъ привычно все это слушать и которыхъ больше не слушаютъ, а отъ демона и черезъ его служителей, отъ котораго будетъ зависѣть весь успѣхъ земной жизни, все богатство, вся земная слава этихъ осуетившихся массъ людскихъ. Какое же будетъ у нихъ потрясеніе, какой шокъ! «Вся премудростію сотворилъ еси, Господи» и творишь. Демоновъ заставилъ Господь привести къ духовной сущности осуетившійся міръ, а сущность сія это то, что есть Всемогущій Господь, есть демоны, есть Царство Небесное, есть адъ, и что міръ сей проходитъ, какъ туманъ. И когда будетъ поставленъ такой роковой вопросъ, то всякая человѣческая душа вострепещетъ, вся измѣнится, вся потрясется, но должна будетъ сдѣлать неминуемый выборъ, и не будетъ мѣста больше духовному нейтралитету, нельзя больше будетъ оставаться какъ бы въ сторонѣ, нельзя больше будетъ духовно ловчить, обходить, прятаться. Никто не сможетъ больше куда-либо укрыться, всякаго найдутъ, всякаго выведутъ изъ потемокъ, изъ закоулковъ, и конецъ будетъ всякой духовной дипломатіи, временному нейтралитету. Выборъ простой и ясный: Свѣтъ или тьма, Христосъ или Веліаръ.
Преосвященнѣйшіе Владыки! Мы уже вступили въ начало эпохи этого великаго выбора. Изъ подъ самыхъ нашихъ каѳедръ у насъ крадутъ души человѣческія, выѣдаютъ ихъ изнутри, оставляя намъ одну пустую безплодную скорлупу. Мы должны это знать. Это актуальность міровой проблемы нашихъ дней. Искушеніе жгучее, огненное. Оно налицо передъ нами, а значитъ въ этомъ и воля Божія и Божіе попущеніе. Мы будемъ свидѣтелями потрясающихъ перемѣнъ въ людяхъ. До сего дня намъ извѣстные, казалось бы благочестивые, люди вдругъ станутъ предателями, измѣнятъ полностью свой духовный ликъ, и наоборотъ, до сего какъ бы спящіе, станутъ ревнителями благочестія даже до смерти. Выберутъ Христа, /с. 123/ станутъ на сторону Господа только тѣ, кто любитъ лично Христа, для кого Христосъ — Спаситель, Промыслитель, вся во всемъ денно и нощно.
Господь попустилъ всѣмъ злымъ силамъ взять такую власть на землѣ, такое временное земное почти что всемогущество, и намъ архипастырямъ такое положеніе диктуетъ примѣнить самую главную, вѣчно дѣйствующую тактику — пріобщать ко всемогущей Божіей благодати Святаго Духа всю нашу паству. Нѣтъ больше помогающихъ намъ въ этомъ нашемъ пастырскомъ дѣланіи, нѣтъ Удерживающаго зло Помазанника Божія, нѣтъ настоящей христіанской общественности и христіанской школы. Даже когда-то вдохновенное Святымъ Евангеліемъ законодательство во всемъ христіанскомъ мірѣ подмѣняется, обкрадывается или просто замѣняется. Мы одиноки. Прежде чѣмъ Архангельская труба возгремитъ всѣмъ земнороднымъ великое «Вонмемъ» въ Страшное Пришествіе Христово, намъ еще теперь нужно было бы сказать нашей паствѣ наше архипастырское «Вонмемъ», раскрыть картину не грядушаго испытанія, а уже дѣйствующаго искушенія, неминуемаго выбора. Не будемъ себя обманывать, ни дѣлать никакихъ иллюзій: великое множество православныхъ не выдержитъ такого жгучаго испытанія, и падутъ паденіемъ великимъ. Прежде чѣмъ сгоритъ земля и вся дѣла, яже на ней, сгоритъ все легковѣсное, все, что уповаетъ на богатство, успѣхъ и славу земную, и останутся только нелицемѣрно любящіе Христа, преданные Ему даже до смерти... любящіе только Его, Спасителя своего и больше никого и ничего.
Передъ такой грозной картиной уже торжествующаго зла намъ архипастырямъ надлежитъ не только сказать сильное слово своей паствѣ, но и привести въ дѣйствіе все богатство даровъ Святаго Духа, всегда пребывающаго въ Церкви Христовой. Вся наша паства уже пріобщена чрезъ всѣ таинства къ благодати Святаго Духа, и намъ подобаетъ только всѣми доступными средствами пастырскаго дѣланія разжечь этотъ огонь въ пламя, сдѣлать все, что въ нашихъ возможностяхъ, чтобы, по слову ап. Павла, быть всемъ для всѣхъ, дабы кого-/с. 124/то спасти. Какъ конкретныя мѣропріятія, необходимо убѣдить всѣхъ вѣрныхъ оставить старую практику пріобщенія Св. Таинъ только одинъ разъ въ годъ, если кто еще до сего дня придерживается этого мало похвальнаго обычая. Всѣхъ нашихъ пастырей убѣдить самимъ молиться передъ совершеніемъ св. таинства исповѣди, дабы Господь преподалъ имъ даръ любви, мудрости, состраданія и милосердія. Указать всей нашей паствѣ о необходимости также молиться передъ тѣмъ, какъ идти на исповѣдь, дабы Господь преподалъ имъ даръ Духа Святаго истиннаго раскаянія, даръ умиленія, сокрушенія о своихъ грѣхахъ, даръ слезъ, омывающихъ души наши водой второго крещенія, чѣмъ и должна быть наша исповѣдь, а не минутное исповѣданіе своихъ грѣховъ. Всѣмъ нашимъ издательствамъ хорошо было бы отпечатать все самое лучшее, самое проникновенное, не рутинное, что когда бы то ни было писалось въ православной духовной литературѣ объ исповѣди и причащеніи Святыхъ Таинъ, этого источника возрожденія, обновленія всякой души христіанской. Объ этомъ надо проповѣдывать передъ каждымъ постомъ, читать объ этомъ лекціи, дѣлать малые и большіе съѣзды не только молодежи, но и для всѣхъ большихъ и малыхъ. На такихъ съѣздахъ необходимо не только читать лекціи, чѣмъ часто увлекаются ихъ устроители, но главное вниманіе обращать на чисто духовную воспитательную сторону съѣзда. Посвятить нѣсколько дней на вопросы, которые часто человѣкъ носитъ въ своей душѣ многіе годы, не получая на нихъ настоящаго вѣрнаго православнаго отвѣта. Тогда завяжется живая связь между душами пріѣзжихъ и пастырями, весь съѣздъ сдѣлается молитвеннымъ, съ каждымъ днемъ все больше и больше будетъ говѣющихъ, а при ежедневномъ богослуженіи скорѣе будетъ походить не на съѣздъ, а на паломничество, что и будетъ предѣльной вершиной духовнаго успѣха съѣзда.
Упомянутое огненное искушеніе уже въ дѣйствіи и вотъ вотъ постучится въ двери каждаго пастыря и пасомаго. А потому пастырямъ надо быть очень бдительными и по возможности посѣщать тѣхъ изъ своихъ прихожанъ, которые стоятъ /с. 125/ на лѣстницѣ общественнаго или матеріальнаго успѣха, тѣхъ, кому первымъ будетъ предъявленъ этотъ духовный ультиматумъ. Посѣщая ихъ, слѣдуетъ указывать, что придетъ для нихъ въ жизни день, когда въ своемъ восхожденіи отъ успѣха къ успѣху они найдутъ свой «потолокъ», и тогда имъ поставятъ ребромъ этотъ ультиматумъ, и они почувствуютъ себя стоящими на лезвіи остраго ножа. Конечно, Преосвященнѣйшіе Владыки, не будемъ себя обманывать: никакое заранѣе знаніе, самое кропотливое, самое исчерпывающее всѣхъ извилинъ зла, знаніе всѣхъ коридоровъ подземельныхъ ада, никого не спасетъ, никого не выручитъ, но единстенно живая, личная, горячая любовь къ Спасителю нашему Господу Іисусу Христу. Приходилось въ жизни наблюдать, какъ тончайшіе изслѣдователи темныхъ силъ жалко кончали свое существованіе въ ихъ же рядахъ.
Таковы условія современной жизни, въ которыхъ живутъ наши пастыри и пасомые.
 
 
† Архіепископъ Виталій
       
Источникъ: Митрополитъ Виталій, Первоіерархъ Русской Православной Зарубежной Церкви: Юбилейный Сборникъ. 29 іюня / 12 іюля 2001. Свв. первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла. — Б. м., б. г. [New York, 2001]. — С. 120-125. 

Метки: рпцз, митрополит виталий

Печать