Протопр. Георгій Граббе (буд. еп. Григорій) († 1995 г.): ЦЕРКОВЬ И ЕЯ УЧЕНІЕ ВЪ ЖИЗНИ

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: РПЦЗ.

Приступая къ изданію сборника моихъ статей, я увидѣлъ, что ихъ надо раздѣлить на два или три тома.

Если теперь мнѣ съ Божіей помощью, благодаря содѣйствію Высокопреосвященнѣйшаго Архіепископа Виталія, удается напечатать первый томъ, то я не могу сказать, когда откроется возможность для изданія второго и, тѣмъ болѣе, третьяго. Поэтому я отобралъ для перваго тома тѣ мои статьи, которыя въ настоящее время могутъ представлять наибольшій интересъ для читателя, какъ содержащія матеріалъ по нѣкоторымъ вопросамъ текущей церковной жизни.

Статьи, которыя входятъ въ сборникъ, написаны мною въ разное время, начиная съ 1928 года и по нынѣшнее время, но сгруппированы онѣ не въ хронологическомъ порядкѣ ихъ написанія, а по содержанію.

Большая часть изъ нихъ носитъ полемическій характеръ, ибо по преимуществу я выступалъ въ связи съ обсужденіемъ въ печати тѣхъ или иныхъ вопросовъ церковнаго ученія и церковной жизни. Многіе изъ этихъ вопросовъ продолжаютъ занимать и нынѣ мысли живущихъ интересами Церкви людей не меньше, чѣмъ это было 35 лѣтъ тому назадъ. Перечитывая теперь мои статьи, во многихъ случаяхъ писанныхъ въ дни моей молодости, я не нашелъ въ нихъ никакихъ основныхъ мыслей съ которыми я не согласился бы теперь, хотя въ иныхъ случаяхъ я, можетъ быть, облекъ бы ихъ въ иную форму или привелъ бы новыя доказательства.

Отъ времени до времени въ Церкви поднимаются движенія, которыя несогласны съ основными принципами церковнаго строя. Такъ въ двадцатыхъ годахъ возникло донынѣ неизжитое раздѣленіе въ Зап. Европѣ. Тогда въ противовѣсъ церковнымъ канонамъ и, въ частности, принципу Соборнаго Управленія, была выдвинута личность Митрополита Евлогія, какъ якобы имѣющаго особыя «полномочія» по «завѣтамъ» Патріарха Тихона. Весьма спорнымъ «завѣтамъ» стали придавать значеніе какъ бы канонической нормы. Подобныя искушенія возможны и позднѣе. Увлекаемые тѣми или иными свойствами выдающейся личности, люди иногда /с. 8/ склонны ставить ея авторитетъ выше авторитета Собора или даже самой Церкви. Временами возникаетъ противленіе центру и даже отрицаніе его права на существованіе: такъ Митрополитъ Евлогій въ стремленіи къ большей свободѣ желалъ ослабленія центра церковнаго управленія, говоря, что признаетъ за Синодомъ только моральное значеніе. Ради упраздненія центра онъ позднѣе выдвигалъ проектъ раздѣленія Церкви на Округа съ тѣмъ, чтобы не было постоянно дѣйствующаго церковно-административнаго органа управленія, а только главы округовъ по временамъ собирались бы на совѣщанія.

Нынѣ наравнѣ съ тенденціей у нѣкоторыхъ возобновить ведшуюся Митрополитомъ Евлогіемъ и лѣвыми кругами эмиграціи борьбу противъ Синода, какъ сильнаго правящаго органа, появились еще демократическія тенденціи у мірянъ.

Онѣ получили свое проявленіе въ созданіи т. н. Общества Мірянъ въ Калифорніи.

Выдѣленіе мірянъ изъ приходовъ въ особое объединеніе и желаніе присвоить такой организаціи руководящее значеніе въ церковной жизни уже совсѣмъ далеко отстоитъ отъ всѣхъ принциповъ каноническаго церковнаго строя.

Поэтому я надѣюсь, что для церковнаго читателя будетъ небезинтересно и полезно освѣжить въ памяти опроверженіе демократическаго истолкованія принципа соборности.

Въ послѣднихъ томахъ, если Богъ дастъ, я надѣюсь помѣстить свои статьи, посвященныя экуменизму, Хомякову, Митрополиту Антонію, а также ряду другихъ вопросовъ православнаго міровоззрѣнія.

Въ заключеніе своего Предисловія мнѣ хочется съ благодарностью вспомнить тѣхъ, кому я столь многимъ обязанъ въ формированіи моего церковнаго міросозерцанія: Блаженнѣйшаго Митрополита Антонія, Архіепископа Челябинскаго Гавріила и, конечно, моихъ родителей. Если моя мать, графиня Анастасія Георгіевна съ дѣтства заложила во мнѣ основы вѣры и очень рано пріучила мыслить, то отецъ мой, членъ Всероссійскаго Собора, графъ Павелъ Михайловичъ Граббе, умственно вскормленный на идеяхъ своего дѣда А. С. Хомякова, много сдѣлалъ для дальнѣйшаго моего развитія, съ юности пріучая меня къ ясному и точному изложенію мысли. Замученный гдѣ-то въ совѣтскихъ тюрьмахъ, онъ является для меня примѣромъ стойкости и безстрашія въ отстаиваніи церковнаго ученія и каноническихъ началъ, не взирая на то или иное отношеніе къ сему окружающаго большинства.

Протопресвитеръ Георгій Граббе       

Нью Іоркъ. 1964 г. 

 

Источникъ: Протопресвитеръ Георгій ГраббеЦерковь и ея ученіе въ жизни.(Собраніе сочиненій). Томъ первый. — Монреаль: Издательство Братства Преп. Іова Почаевскаго, 1964. — С. 7-8. 

Метки: рпцз, григорий граббе

Печать