ПРАВИЛА СВЯТАГО ПОМѢСТНАГО СОБОРА, БЫВШАГО ВО ХРАМѢ ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖІЯ

Автор: Монахиня Вера. Дата публикации: . Категория: Архив РПЦЗ.

КАНОНЫ ИЛИ КНИГА ПРАВИЛЪ 
Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ Отецъ 

съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила
(Изданіе 2-е Братства преп. Іова Почаевскаго въ Монреалѣ, Канада, РПЦЗ. 1974).
ОТДѢЛЪ IV. ПРАВИЛА СОБОРОВЪ ПОМѢСТНЫХЪ.
ПРАВИЛА СВЯТАГО ПОМѢСТНАГО СОБОРА, БЫВШАГО ВО ХРАМѢ ПРЕМУДРОСТИ СЛОВА БОЖІЯ.

 

Правило 1.

Святый и Вселенскій Соборъ опредѣлилъ: аще которые изъ Италійскихъ клириковъ, или мірянъ, или изъ епископовъ, обитающіе въ Асіи, или въ Европѣ, или въ Ливіи, подверглися или узамъ отлученія отъ таинствъ, или изверженію изъ своего чина, или анаѳемѣ отъ Святѣйшаго Папы Іоанна: тѣ да будутъ и отъ Святѣйшаго Фотія, Патріарха Константинопольскаго подвержены тому же степени церковнаго наказанія, то есть, да будутъ или извержены, или преданы анаѳемѣ, или отлучены. И которыхъ клириковъ, или мірянъ, или Архіерейскаго или іерейскаго чина, Фотій Святѣйшій Патріархъ нашъ, въ какомъ бы то ни было предѣлѣ, подвергнетъ отлученію, или изверженію, или проклятію, тѣхъ и Святѣйшій Папа Іоаннъ, и съ нимъ святая Божія Римская Церковь да признаетъ подъ тѣмъ же осужденіемъ епитиміи находящимися. Притомъ въ преимуществахъ, принадлежащихъ святѣйшему престолу Римскія Церкви и ея предсѣдателю, совершенно да не будетъ никакого нововведенія, ни нынѣ, ни впредь.

/с. 206/

Правило 2.

Хотя донынѣ нѣкоторые Архіереи, низшедшіе въ монашескій образъ, усиливались пребывати въ высокомъ служеніи Архіерейства, и таковыя дѣйствія оставляемы были безъ вниманія: но сей святый и Вселенскій Соборъ, ограничивая такое недосмотрѣніе, и возвращая сіе внѣ порядка допущенное дѣйствіе къ церковнымъ уставамъ, опредѣлилъ: аще который Епископъ, или кто иный Архіерейскаго сана, восхощетъ снити въ монашеское житіе, и стати на мѣсто покаянія: таковый впредь уже да не взыскуетъ употребленія Архіерейскаго достоинства. Ибо обѣты монашествующихъ содержатъ въ себѣ долгъ повиновенія и ученичества, а не учительства, или начальствованія: они обѣщаются не иныхъ пасти, но пасомыми быти. Того ради, какъ выше речено, постановляемъ: да никто изъ находяшихся въ сословіи Архіеревъ и пастырей не низводитъ самъ себе на мѣсто пасомыхъ и кающихся. Аще же кто дерзнетъ сотворити сіе, послѣ провозглашенія и приведенія въ извѣстность произносимаго нынѣ опредѣленія: таковый, самъ себя устранивъ отъ Архіерейскаго мѣста, да не возвращается къ прежнему достоинству, которое самымъ дѣломъ отложилъ. 

Правило 3.

Аще кто изъ мірянъ, возпреобладавъ и пренебрегши повелѣнія Божія и царскія, и поругавшись достойнымъ благоговѣнія церковнымъ уставамъ и законамъ, дерзнетъ бити, или заключати въ темницу епископа, или безъ вины, или подъ вымышленными предлогами вины: таковый да будетъ анаѳема. 

 

Источникъ: Каноны или Книга Правилъ Святыхъ Апостолъ, Святыхъ Соборовъ Вселенскихъ и Помѣстныхъ и Святыхъ отецъ. Съ алфавитнымъ указателемъ для облегченія нахожденія нужнаго правила. — Изданіе второе полное. — Монреаль: Изданіе Братства преп. Іова Почаевскаго Русской Православной Зарубежной Церкви, 1974. — С. 205-206. 

Печать