Св. Афанасий Великий о молитвенном общении с епископами и пресвитерами, впавшими в ересь.

Автор: Сергей Зиновьев. Дата публикации: . Категория: Труды отцов Церкви.

Афанасий Великий (ок.298-373)  — один из греческих отцов церкви, принадлежавший к Александрийской школе патристики. Архиепископ Александрийский, преемник епископа Александра. Известен как один из наиболее энергичных противников арианства. К  350 году он остался единственным православным неарианским епископом в восточной половине Римской империи.

Непреклонно противостоявший влиятельному арианскому духовенству и четырём императорам, несколько раз, изгонявшийся с кафедры, Афанасий Александрийский был известен как «Athanasius contra mundum» (Афанасий против всего мира).

Св. Афанасий Великий о молитвенном общении с епископами и пресвитерами, впавшими в ересь.

Святитель Афанасий Великий, известный борец против арианства, мученик и исповедник, советует верным:

«Ступая путем верным и живоносным, вырвем око, которое нас соблазняет, не телесно, а через ум.

Если, например, встретится вам епископ или пресвитер, который ведет себя неблагочестиво (имеется в виду ересь) и соблазняет народ, надо от него отделиться. Так лучше без них собираться в каком-нибудь молитвенном доме, нежели с ними быть ввергнутым в геенну огненную» (отделиться - не значит уйти в раскол, а жить по 15-му правилу Двукратного собора).

Вот текст послания Св. Афанасия Великого, адресованного монахам, в котором изложены положения, во многом не утратившие своего значения и для сегодняшних монахов, и для всех православных христиан, сталкивающихся с опасным распространением экуменической ереси:

«Во славу Божию приветствую всех возлюбленных моих братьев, кто ведет уединенную жизнь и кто тверд в своей вере в Господа!

Возблагодарим Господа, который дал вам веру, чтобы вы вместе со святителями наследовали жизнь вечную. Поскольку много таких, кто вслед за Арием идет по монастырям, якобы желая вас посетить, а на самом деле, отвратившись от нас, православных, намереваясь обмануть чистых сердцем, а много и таких, которые, хотя и не согласны с Арием, снисходят до него и до общения с его последователями, я вынужден, по просьбе братии весьма искренних сразу написать вам: как вы верно и без притворства храните веру, которая дана вам по Божественной благодати, хочу предупредить – не становитесь соблазном для других.

Ибо если кто увидит вас, верных чад Христовых, общающимися с такими людьми или даже служащими вместе с ними, конечно же, станут считать их ересь чем-то не очень важным и сами увязнут в этой трясине. Итак, возлюбленные мои, чтобы такое не совершилось, избегайте тех, кто, делая вид, будто не согласен с Арием, а на самом деле служит вместе с его последователями.

Очень важно избегать общества тех людей, чьи позиции нам мерзки.

Но ежели кто-то придет к вам и, как говорит блаженный Иоанн Богослов, принесет с собой исправное верование, приветствуйте его и принимайте, как брата. Если же кто-то притворяется, будто исповедует нашу веру, а на самом деле сам общается с теми, кто пребывает в зловерии, удалитесь от общения с ними. Если пообещает он прекратить это, почитайте его братом своим. А если противиться исправлению – бегайте его.

Я мог бы продолжить свое письмо, приводя доказательства правильности подобного учения из Священного Писания. Но поскольку вы все люди мудрые, вы хорошо понимаете того, кто обращается к вам, а подвизаясь в самоотречении, можете и других наставлять, а посему обращаюсь к вам с письмом кратким, как друг к возлюбленному другу своему, и верю, что живя так, вы сохраните веру чистой и искренней, а те люди, увидят, что вы не участвуете в молитве с неверными, получат от этого пользу, боясь не впасть в грех и стремясь поступать так же, как те, на кого они смотрят».
  (Patrologia Graeca, 26:1185D-1188C).

Источник.

Печать