RizVN Login



   

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Печать

РПЦЗ: Престольный День в храме Св. Муч. Иоанна Воина

Автор: Митрополит Агафангел вкл. . Опубликовано в РПЦЗ (Просмотров: 434)

Безбожное веление мучителя законопреступнаго, страстотерпче Иоанне, преобидев, благочестивым воином Всемогущаго Царя показался еси, благодатне же орошаемь, с людьми Божиими пел еси: благословен еси, Боже отец наших (Тропарь  7-й песни канона святому)

12 августа Православная Церковь празднует память угодника Божия святого мученика Иоанна Воина. В нашем храме, в Бердянске, это Престольный День. В Евангельских чтениях к службе святому на Полиелее Христос говорит: «Не вы меня избрали, но я вас избрал». Именно Господь по Своему предведению призывает верующих в Него к обожению. И вот, мы, православные, почитаем во святых это самое обожение и подражаем их пути к достижению оного. Житие мученика Иоанна Воина сохранило немного данных о жизни этого святого. Все, что мы имеем, как правило, содержится в самом богослужении святому: стихирах, каноне, акафисте и тропарях с кондаком. Так, известно, что Иоанн был воином Римской Империи в 4 веке при правлении Юлиана, прозванного историей как Отсупника. Особенное почитание святого мученика на Руси обусловлено сохранившимся преданием, что сам Иоанн был по роду славянин, что вполне допускалось многонациональным Римом.

Как мы хорошо знаем, Миланский Эдикт 313-го года прекратил гонения на христиан и формировал Христианство как государственную религию. Таким образом, вследствие этого указа христианином не только стало быть безопасно, но и становилось почетно, ибо сам Константин Великий всячески выражал свое благоволение ко всему христианскому. Многие люди империи, желая соответствовать новому движению вдруг ставшей модной религиозности, принимали христианство не из-за побуждений сердца, но следуя за большинством. Богу, ведущему потаенное в сердце человеческом, изволилось укрепить колеблющихся и обличить лукавнующих. Для сего Он попустил восшествию на престол талантливому и храброму полководцу Юлиану. Он был с детства воспитываем в христианстве, однако, видя лукавое притворство христиан по-наружности, избравших веру ради угождения и достижения власти, по-видимому соблазнился, и отрекся от него, сам продолжая исполнять внешние его обряды до самого своего восшествия на престол. Как сказано у апостола: «Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Не станем оправдывать ненависть к христианству Юлиана, скажем лишь то, что еще с малых лет ему пришлось быть свидетелем гнусных кровопролитий братоубийственной борьбы за престол между так называемыми христианами, вследствие которой он в 6 лет оказался круглым сиротой, оставшимся в живых исключительно в силу своего малолетства. Так в голове маленького Юлиана отождествилось величие Рима из восторженных рассказов учителей с древним язычеством, отвергнутым царской династией, и ненависть к христианству, как к религии убийц его отца. Как только Флавий Клавдий Юлиан (полное августейшее имя) стал императором, он тут же принялся за восстановление религии Древнего Рима и к осторожному притеснению христиан. Блаженный Иероним называет его «ласковым гонителем» не принуждающему, а как-бы приглашающему к жертвоприношениям. Лукавство Юлиана заключалось в том, что открытого гонения на христиан он не устраивал. Указов, призывающих к их истреблению, не издавал. Но всячески пытался свои притеснения завуалировать косвенностью своих повелений. Так, например, он не издавал указов к закрытию церквей. Но он издал юридически формально справедливый указ о возвращении имущества, отобранного его недавними предшественниками. И таким имуществом, почти всегда были бывшие капища, зачастую используемые как приходские помещения и школы, а нередко и как сами христианские храмы. Кроме того, Юлиан способствовал возвращению в столицу разных раскольников и еретиков, объявляя свободу вероисповедания, отдавая и последним церкви. Не запрещая христианам иметь свои школы и учителей, он, тем не менее, ставил этот вопрос в такие условия, что в этих школах попросту некому было преподавать. Расчет был совершенно прост – довести существование христиан до невозможного, столкнув их остатки с раскольниками и еретиками, похоронив тем самым всякую память о христианстве как о чем-то значащем, достойном человеческого выбора. Естественно, истинные христиане старались всячески обойти безбожные указы власти, которая в свою очередь старалась строго следить за исполнением законных постановлений. Во все ближние и дальние уголки необъятного Рима были посланы отряды надзирателей, в виде проверенных, преданных Юлиану, воинов, показавших себя в бесчисленных сражениях, в коих сам Юлиан нередко героически сражался, как самоотверженных защитников Империи, ее закона и порядка. Вот таким воином как раз и оказался наш славянин, Иоанн. Ему было поручено проверять строгое исполнение законных актов власти, которые, как мы говорили выше, были направлены исключительно против христиан, и строжайшее преследование и молниеносное наказание в случае попытки ускользнуть от исполнения подзаконных, как бунтовщиков, заговорщиков и враждебных элементов Империи. Для любого легионера, бывавшего в боях, такая задача не представлялась чем-то невыполнимым. Напротив, все было совершенно банально и просто. Тем более что преследуемые никогда не оказывали физического противодействия, но нередко сами шли на плаху как овцы на заколение. Но именно перед нашим воином предстала самая настоящая дилемма – как остаться верным присяге и верховнокомандующему, и одновременно с этим не переступить закона своей совести, которая, так же оказалась христианской. В акафисте отображены раздумия и колебания воина Иоанна. Это нам с вами его выбор с высоты веков стал совершенно очевиден. Но не так было в те ночи, когда солдат томился внутренней борьбой за свое имя, свою славу, свое Отечество или за Имя Божье. Ведь стать тогда на сторону Истины, означало полное отвержение приказов и самого подчинения в этом вопросе Власти. Как позволить себе, заслуженному ветерану, отважному воину, самоотверженному защитнику, благородному легионеру, само имя которого вызывало почтение и благоговение современников, стать дезертиром, предателем, преступником закона, противником власти, нарушителем порядка? Вопрос этот, видимо, мучительно волновал Иоанна не одну ночь борений, в которых незримо возрастало в душе солдата подлинное и всецелое отвержение себя. А как мы знаем, именно такое отвержение и делает христианина настоящим. Ибо Сам Христос сказал: «Аще кто не отвержется себя и не возьмет креста своего и не последует за Мной, не может быть Моим учеником». Господь одержал победу в сердце Иоанна, но ему самому еще необходимо было для себя ее осмыслить, реализовать ее. Какое-то время наш воин украдкой оповещал христиан о приближающихся проверках, арестах и преследованиях. Настойчиво убеждал их скрываться или бежать, спасая их тем самым от расправы. Но, как мы хорошо понимаем, такое положение не возможно долго скрывать, тем более, что и Сам Господь, требующий от верующего всесовершенной веры и любви к Богу, сердцем, душой, разумом и крепостию, не пожелал малой славы для Иоанна, как тайного ученика Иисусова, служащего Ему лишь украдкой и притворством. Но рекши: «Претерпевший до конца, той спасен будет», Он призвал Своего верного к открытому свидетельству о Нем. Так часто бывает и по наши дни, что верность Небесам оборачивается предательством земли. Можно себе представить гнев Юлиана, узнавшего о диверсанте-христианине, оказавшемся в рядах имперской армии. Предельно жестоко и публично покарать военного предателя другим в наглядное назидание – стало делом первичной важности императора, который и приступил к сему со всей зрелищностью и изощренностью, которую в качестве позорного и садистского опыта накопила к тому времени Римская Империя. Но знал ли Отступник, что боря своего солдата, он борол Борющего его Бога?! Нам не известны художественные детали и тонкости пыток, известно лишь, что они были превосходящими смерть. Так, в стихире по Евангелии Иоанн даже назван великомучеником. Но мученик выжил. Как это практиковалось в те времена, его бросили в темницу, отложив конец жестокостям на следующий день. На заре нового дня, когда святой Иоанн претерпевал страдания от кровоточащих еще ран и готовился к последнему свидетельству, Юлиану принесли весть о военной схватке с давними врагами Рима – персами. Император вынужден был отложить свои планы по Иоанну и срочно последовать на поле боя.Ничто так не изнуряет как неопределенность. Казалось, последнюю ночь осталось потерпеть Иоанну и все закончится, и, удостоившись венца славы, мученик устремится ввысь к Небесному Богу, подальше от бренности этого падшего мира. Но вот, вместо этой славы – томящая тягость позора, нудная тоска ожиданий и мучительное заживление ран. Видимо не достиг еще Иоанн уготованных ему Богом высот и в этих четырех стенах, во мраке стесняющих обстоятельств, суждено было усвоить нашему святому еще один урок – терпение в покорности промыслу Божьему в обдержащей видимой бессмысленности. Или как еще называли такую борьбу преподобные – бескровное мученичество. Недоумевает наш ум, как при таких обстоятельствах можно не только не сойти с ума, но и возвысится духом, но «невозможная человеком – возможна Богу». Благодать Духа Святаго укрепляла и возрастала томимого воина. Много времени пришлось еще быть в заточении Иоанну  в полном одиночестве, предстоя только перед очами Божьими. Юлиан же оказался на той войне сраженным в печень копьем, прилетевшем из неоткуда (это оказалось загадкой даже для персов, не присвоившим себе этого выгодного для них обстоятельства), и со словами «Ты победил меня, Галилеянин!», гонитель скончался.

Новый император, христианин по исповеданию и ученик Афанасия Великого, Иовиан, восстановил ограниченное предшественником христианство в правах и амнистировал заключенных христиан, среди которых оказался уже до конца смирившийся бывший воин Иоанн. Первым делом, после освобождения, мученик продает свое имение и раздает нуждающимся. Сам же становится жить среди нищих, калек и убогих, разделяя с ними преследующие их скорби и кратковременные мгновения радости, посвятив себя всецело служению и попечению о неимущих.

«Неоскудно требования подавая,
 и всех в житии сем печальных утешая,
 нищим был еси готовый питатель,
 воине благочестивомудренне Иоанне.
 И ныне назирая, на притекающих к тебе
 исполни тех прошения, да радостно зовем:
благословите, вся дела Господня, Господа».
(Тропарь 8-ой песни канона святому)

Дожив до глубокой старости, святой Иоанн заповедал похоронить его вместе погребения странных, т.е. нищих, обездоленных, порою даже безымянных, лишенных не то что отблеска человеческой славы и почета, но даже презираемых и избегаемых всеми. Вот среди кого жил и среди кого умирал наш дорогой святой и угодник Божий Иоанн. Ну не чудо ли жизнь его? Разве есть в житии его нечто человеческое? Ведь в житии его прославлено то, чего мы больше всего для себя не желаем. Как далеки мы от такого величия нижайших. Немудрено, что после такого прижизненного чуда, Бог прославил своего угодника по смерти повсеместными чудотворениями. И в наше время не оскудела помощь и заступление святого верующим во Христа, православным. Так, в моей грешной жизни, Господь Сам избрал для меня этого святого и вручил меня его попечению, побуждая меня прибегать в трудные минуты к его ходатайству обо мне. В честь него, на моей родине, поблизости моего дома, был построен храм, где я создавал, на свои же, заработанные между службами, деньги, мужской хор. Хор оказался никому не нужен после того, как мое содержание его оказалось более не возможным. Меня с моим хором перебросили в другой храм, но так и не решив вопросов с финансированием, хор распустили. А я, скорбящий, вновь вернулся к мученику Иоанну, уже в качестве хориста в смешанном хоре, где регентом была девушка Ольга, ставшая впоследствии моей женой. В бытность моего пятилетнего диаконства, я прибегал ко святому в минуты возмущения от попрания на моих глазах всякой правды и даже элементарного человеческого отношения правящим архиереем МП. Так, святой воин, после усердного моления ему, указал мне через жребий, вытянутый моим старшим, тогда годовалым, сыном, на необходимость написания обличительного письма архиерею. Вообще, житие и подвиг Иоанна Воина побуждал меня всегда «воинствовать» за правду, даже, если воевать приходилось с властями. Каково же было мое удивление, когда этот же архиерей, уже который год, отказывающий мне в рукоположении, вдруг, отдав мне то самое письмо (оно было анонимным, он просто понял, что это был я), сказал что меня рукоположит в Воскресение на Преображение. А когда я стал внутренне готовится к этому величайшему событию моей жизни, обстоятельства сложились так, что я случайно встретился с архиереем, который решил перенести мою хиротонию на неделю раннее – тогда это было Воскресение, 12 августа, как раз день памяти муч. Иоанна Воина. Уже здесь, так сказать в прозрении, где все стоит на своих местах и мне грешному Господь благоволил указать место, в любимой мною РПЦЗ, Всемилостивый Бог вопреки внешним и внутренним противостояниям одарил нас храмом в честь святого Иоанна, вновь вручив уже не только меня и мою семью, но и всю нашу общину его святому попечению о нас у Престола Божия.

Ну а кто склонен относить описываемое мною выше к «особенностям прочтения судеб Божьих» или к притягиванию за уши, у нас есть и вполне житийное свидетельство о даре чудотворения Иоанна Воина. Не прошло и года с момента тех событий. Звонит мне одна прихожанка, которая в горести возвещает о краже на их участке, взятого на прокат оборудования для укладки тротуарной плитки, так называемой виброплиты. Люди эти скромные, посчитавшие, что самим уложить плитку во дворе будет дешевле. Так вот. Подходил срок возврата оборудования, как вдруг сутра хозяева обнаружили пропажу. Стоимость аппарата тысяча долларов – деньги очень серьезные. Эта прихожанка, бывшая протестантка. А это такая зараза, которая скоро не проходит. Вот она звонит и рассказывает все обстоятельства событий и спрашивает совета, что, мол, ей делать. Ну а я ей и говорю, что понятно, что Вы отреклись от прошлых верований и приняли Православие как единственно спасаемую веру, но что бы Вы знали какую благодать имеют от Бога его святые угодники, призываю Вас молится мученику Иоанну Воину, в житии и службе которого, как раз и описываются случаи чудесного возвращения украденного. Вот и утвердит Вас Господь, что «Дивен Бог во святых Его». На третьи сутки в 120 тысячном городе, как иглу в стоге сена, удалось найти и вора, и его подельников, и сам аппарат, к тому времени уже перепроданным строительной бригаде, которая вернула его не испросив никаких компенсаций! Спустя несколько месяцев у этой же семьи случилась точно такая же ситуация с кражей теперь уже велосипеда. Здесь, мне даже уже не звонили. Сразу к святому с молитвой. Полиция, как и в первом случае, исключала всякую вероятность удачной находки. Однако и здесь на третьи сутки велосипед был возвращен. Скептически настроенные родственники нашей прихожанки называют это случайностями. Ну а мы, верующие, хорошо знаем, что у Бога случайностей не бывает, но, как хорошо сказал Эйнштейн, чередою случайностей Бог сохраняет Свою анонимность.

«Зле лукавнующим невидимый гонитель,
мучениче Христов, являешися
 и крадьбы, в тайне сущия, открываеши,
 приял бо еси власть от Бога
полезная ко спасению всем содевати».
(Тропарь 3-й песни канона святому)

Но, само собой, не к чудотворению призывает прибегать Господь, но к подражанию святым. Мне видится очень актуальным нашему времени житие Иоанна Воина. Ведь и сейчас культивируется в обществе бездумное и раболепное подчинение себя всякой власти. Что, мол, думать не нужно, просто подчиняйся. Ответственность – не твое дело. Начальству виднее. Мое дело маленькое. Да и в этом ужасе на Востоке Украины действуют все те же законы. Приказ есть приказ. Нам сказали – мы лезем, нам приказали – мы стреляем. И так далее. Как видим из жития святого воина, оказывается можно быть вполне законопослушным и даже почетным гражданином своего государства, но ровно до тех пор, пока оно не требует от тебя противного Богу. Как только власть или начальство покушается на Божье – тут же в этом вопросе подчинение прекращается. Ибо никакой царь, или президент, или патриарх не ответит за тебя на Суде Божьем. И никто из них не станет для тебя извинением в твоем беззаконии, молчаливом соглашательстве и потворстве злу своим безразличием. Господь не призвал нас быть болванчиками в чужих руках, но призывал к голубиной прямоте и змеиной мудрости, быть бдительными в понимании времен и соблазнов, и проницательными в прозрении волков под овечьей шерстью. Мало уклоняться от зла, нужно еще и творить благо. Мало в тайне веровать, нужно еще и свидетельствовать. И не себе угождать, но ближнему во благо, к своему назиданию. И претерпевать до конца, даже если этот конец не очевиден. Даже когда всюду мрак и пустота, и снаружи, и внутри. Даже когда вместо сердца камень и душа в пятках. Даже когда все вокруг говорит тебе о том, что оставил тебя Бог, ибо не видно дел Его, непременно твердо верить и знать, что все это было в веках у святых, и всякая видимая бессмыслица исполнена Его промыслом и во всяком кажущемся хаосе сокрыто Его повеление. И даже до смерти претерпевая всякое угнетение и сопротивляясь искушениям – быть покойными самой мыслью о том, что на все воля Божья и кто я, что бы мерять ее собой. Кто я, что бы судить, – справедлив ли Бог! Таков наш святой попечитель, и духовный наставник, и молитвенник к Богу! И мученик, но своею смертью ко Христу представившегося! И бессребреник, но всю жизнь свою и после отшествия других обогащавшего! И преподобный, но с мирскими людьми жившего! Как не обращаться с мольбами к такому угоднику Божию?! Как не вспоминать чудес, какими утверждает нас в вере дивный во святых Иоанн Воин?! 

«К святым, которые на земле, и к дивным Твоим
к ним все желание мое»
(Пс. 15:3)

Вот и мы, грешные сослужители святого Иоанна почтили день его памяти, наш Престольный День, служением с ним нашему Царю и Богу и Всенощной, и Литургией, и Крестным ходом, возвещая всем людям слышание правды Божией и спасение миру.

«Светлое празднество твое, святе Иоанне,
 радостно на духовную трапезу нас созывает,
в нейже учреждаеши ны вся, к тебе притекающия,
 дарованиями, в пользу прошения нам исполняя».
(Тропарь 1-й песни канона святому)

Источник

COM_KUNENA_TOPIC РПЦЗ: Престольный день в храме Св. Муч. Иоанна Воина


Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Joomla SEF URLs by Artio