RizVN Login



   

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Печать

РПЦЗ: Заметка редакции Братского листка из Владивостока по поводу раскола

Автор: Митрополит Агафангел вкл. . Опубликовано в РПЦЗ (Просмотров: 800)

Восстановление административного общения Дальневосточной епархии c Архиерейским Синодом Русской Православной Зарубежной Церкви, состоявшееся в день Праздника Успения Пресвятой Богородицы в минувшем году, принесло нам не только радость от воссоединения со множеством единоверных как на территории исторической России, так и за ее пределами, но и неизбежные тревоги.

Уже в тот период полным ходом разворачивалось противостояние между Синодом, возглавляемым митрополитом Агафангелом, и группой клириков и мирян, обвинивших Первоиерарха в узурпации власти и неканонических действиях, и требовавших созыва внеочередного Всезарубежного Собора.  27 августа (н.ст.) 2016 г. Епископы Андроник и Софроний с частью их паствы объявили о своем выходе из подчинения Синоду РПЦЗ и митрополиту Агафангелу. В ответ Первоиерарх выступил с обращением, в котором, впервые по отношению к участникам инициативной группы по созыву "Всезарубежного собора", прозвучал термин «парасинагога».

(* Парасинаго́га (греч. παρασυναγωγή – самочинное сборище) – форма отступления от Православия, отличная от раскола и ереси тем, что она совсем не касается вероисповедных вопросов, а есть результат нарушения церковной иерархической дисциплины – неповиновение Богоучрежденному священноначалию. «Древние… назвали самочинными сборищами – собрания, составляемые непокорными пресвитерами или епископами и ненаученным народом. Например, если кто, быв обличен во грехе, удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие». (Свт. Василий Великий Первое Каноническое Послание к Амфилохию Иконийскому).)

Следует отметить, что ни Первоиерарх, ни члены Синода не имели принципиальных возражений против созыва Всезарубежного собора, но лишь законным образом настаивали на том, чтобы этот собор был проведен с соблюдением правил церковных, в соответствии с прописанной в "Положении о РПЦЗ" процедурой. Однако уже тогда было очень похоже, что целью инициаторов нестроений был не конструктивный, в духе Христовой любви диалог с целью разрешения имеющихся проблем, а эскалация конфликта.

В начале сентября 2016 г. на свет явилась «предсоборная комиссия», которая еще до всякого судебного разбирательства объявила, что «митрополит Агафангел и его Синод своими ошибочными решениями и злоупотреблением властью утратили авторитет и доверие». В октябре 2016г. участники самозванной комиссии направили владыке Агафангелу очередное обращение, в котором, в частности, предлагали Первоиерарху "сложить с себя полномочия председателя Архиерейского Собора и Синода, сохраняя митрополичий сан и управление Одесской епархией", а также "децентрализовать церковное управление", создав три автономных церковных округа, - Украинско-Молдавский, Российский и Дальнего Зарубежья, - управляющихся каждый своим Синодом. Было непонятно, что скрывалось за этой идеей – недомыслие или явное желание ослабить церковную структуру остатка былой РПЦЗ.

Впрочем, довольно скоро этот вопрос прояснился. И одновременно перед нашим взором открылась картина трансформации усугубляющегося раскола в нечто более опасное. 12 октября 2016 г. представители новых раскольников опубликовали на своем сайте утверждение о том, что "в наше... время то, что мы считаем соборной Церковью, имеет вид раздробленных «осколков», не имеющих общения между собой". Митрополит Агафангел немедленно возразил на это, заявив, что данное утверждение прямо подпадает под анафему, провозглашаемую в Зарубежной Церкви против экуменистов: "Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело… : Анафема!".

На Архиерейском Соборе РПЦЗ, проходившем в Одессе с 25 по 27 (н.ст.) октября 2016 г, эта тема получила развитие. Участники Собора заслушали докладную записку Митрополита Агафангела «О ереси схизмоэкуменизма» и пришли к выводу, что Архиерейский Собор не может признать православным учение о том, что будто бы Православная Российская Поместная Церковь разделилась на равноспасительные и благодатные осколки, не имеющие друг с другом молитвенного, административного общения и  общения в таинствах, и что будто бы эти осколки в своей совокупности составляют ПРЦ. Такое учение было признано разновидностью ереси экуменизма.

Между тем, решения Архиерейского Собора в отношении формальных лидеров нового раскола, на тот момент числящихся на покое архиепископов Андроника и Софрония, были максимально корректными, осторожными и терпеливыми. Одновременно с предупреждением о недопустимости неканоничного собрания и призывом распустить т.н. "предсоборную комиссию", этим Преосвященным, вместе с верующими их группы, предложили принять участие "в подготовке каноничного Всезарубежного Собора всей нашей Церкви в соответствии с Положением об РПЦЗ". К глубокому прискорбию предложение это осталось без ответа.

В особом "Воззвании" Архиерейский Собор еще раз предупредил инициаторов самочинного сборища, что таковое, в случае его собрания, "явится актом раскола и зримым свидетельством отпадения от Церкви". "В случае созыва этого сборища, все, пожелавшие на нем присутствовать, засвидетельствуют, что, будучи предупреждены, сознательно и по своей воле отделяются от Церкви, что будет подтверждено со стороны Архиерейского Собора изданием Указов о запрещении в священнослужении архиепископов Андроника и Софрония, принявших участие в сборище священнослужителей – запрещением в священнослужении со стороны их законных правящих архиереев, а всех принявших участие в сборище мирян – отлучением от Св. Причастия, для чего издано специальное Соборное Постановление".

Однако ни воззвания, ни обращения не могли остановить машину раскола,  которая на всех парах неслась к своей цели. Самочинное сборище, составившееся из людей, соединенных неправославным мудрованием, несоразмерными амбициями и ярко выраженной личной неприязнью к Первоиерарху, открылось 11 января (н.ст.) 2017 г. в штате Нью-Йорк. Последнее предупреждение Архиерейского Собора РПЦЗ вступило в силу, а драматическая история Зарубежной Церкви пополнилась еще одним расколом.

Митрополит Агафангел в комментарии к печальным событиям отметил, "бросается в глаза изначальная запрограммированность на раскол - ни одного конструктивного предложения для сохранение единства от парасинагоги не поступило - это факт. Наши предложения (на совместной с греками встрече) - отвергнуты. То есть, очевидно, что кроме раскола этой группе ничего не было нужно. В связи с этим хочу напомнить, что документально подтверждён факт, что все расколы в Русской Церкви были спровоцированы НКВД-КГБ-ФСБ (раскол 2007 года пока документально не подтверждён - не названы имена и звания настоящих "героев"). Я не подозреваю, - я, в силу своего положения в Церкви, чувствую и вижу действие среди нас внешней силы, заинтересованной в нашем уничтожении. Чтобы что-то развалить, надо приложить усилие - это аксиома. И мы сейчас имеем видимый результат этого усилия".

Безусловно, в этих словах Первоиерарха есть свой резон. При этом, вне зависимости от природы враждебных внешних сил, мучительно видеть своими глазами, как вчерашние отцы и братья, не выдержав искушений, подвергаются злокачественным душевредным мутациям и уходят "на страну далече", отрывая куски живой плоти от мистического Тела Христова. Однако, чем глубже горечь и боль очередной потери, тем ярче слова Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа: "Мужайтесь. Я победил мiр".

Редакция Братского Листка (Владивосток)

 

 

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Joomla SEF URLs by Artio