RizVN Login



   

АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ
Печать

О православности учения о Церкви Митрополита Киприана Оропоса и Фили и ошибочности Соборной анафемы РПАЦ

Автор: Монахиня Вера вкл. . Опубликовано в ИПЦ Греции (Просмотров: 1775)

 
«Имеющий ухо, да слышит, что Дух говорит церквам»!
(Апок. 3.22)
 
17 Февраля 2007 года Определением Собора Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) было осуждено православное учение Митрополита Оропоса и Фили Киприана, как неправославное. Были осуждены вместе с учением и те, кто его разделяет, будучи все   признаны   пребывающими под  Анафемой Зарубежной Церкви на экуменизм 1983 г:
«Учение греческого митрополита Оропосского Киприана признаем злочестивым мудрованием, скрытно вводящим в умы верных экуменическое зловерие, и осуждаем его. Все разделяющие учение Киприана находятся под анафемой экуменической ереси, вынесенной в 1983 г. Архиерейским Собором под председательством Первоиерарха Русской Православной Зарубежной Церкви святителя Филарета (Вознесенского)».
Грозное сие Определение  вынесено Собором РПАЦ на основании  изучения доклада епископа Андрея Павловского, которое полностью приведено ниже.
Поскольку Зарубежная Церковь, под водительством ВВЦУ, как и прежде, находится в полном общении с Синодом Противостоящих Истинно Православных Христиан Греции Митрополита Киприана,  по формулировке вынесенного Определения, хотя и имеет свою совершенно самостоятельную традиционную и отличную от митр. Киприана экклесиологию, по мнению некоторых, однако,  подпадает под свою собственную анафему 1983 года, следует нам рассмотреть и обдумать доклад преосвященнейшего Андрея, так ли православно вынесесенное в РПАЦ Соборное Определение  и соответствует ли оно Истине?
Доклад Собору РПАЦ епископа Андрея Павловского приводится ниже полностью с параллельными комментариями автора данной статьи, выделенными в тексте жирным шрифтом:
О Злочестивом учении Митрополита Оропоса и Фили Киприана
Епископ Андрей Павловский
"Князь мира сего диавол, как изначала вел борьбу с Богом так и ныне не перестает через подвластных ему людей, его служителей, вести борьбу с Всемогущим Богом и Его избранным уделом — Церковью святых и градом возлюбленным (Откр.20,8). Он стремится исказить Божественную Истину, Откровение Божие роду человеческому, веру, единожды преданную святым через изобретение и распространение различных лжеучений и ересей, дабы прельстить, если возможно, и избранных (Мф.24,24) и отторгнуть от спасительного тела Церкви Христовой в погибель вечную. Даже среди малого стада истинно-православных христиан враг воздвигает соблазны и разделения. В наше безрелигиозное время, время охлаждения в вере, он ввел пагубную ересь экуменизма, затопившую и отторгнувшую от Церкви все исторические патриархаты.
Мягкой и скрытой формой этой ереси является новое учение греческого старостильного "Синода Противостоящих", возглавляемого Митрополитом Оропосским и Филийским Киприаном. – Очень раннее утверждение еп. Андрея в начале своего соборного доклада, еще ничем не доказанное и канонически им необоснованное .
Отделившись в 1985 году от своих епископов, митр. Киприан Оропосский и митрополит Джованни Сардинский образовали свой Синод и создали свою экклесиологию, которую они считают единственно верной, называя других истинно-православных "экстремистами". Опыт десятилетий показал, что митр. Киприан был прав, когда на основании 15 Правила Двукратного Собора, исповедуя изначальную, заложенную еще в 1935 году, православную экклесиологию Старостильного Греческого Синода, отложился от «экстремистов»,  каковыми себя на деле обнаружили его оппоненты.
Эта экклесиология была изложена митр. Киприаном в работе "Экклесиологические тезисы или изложение учения о Церкви для православных, противостоящих ереси экуменизма", Фили, Аттика, 1993г.. При этом Синод Противостоящих заявил, что "соборно обоснованное экклисиологическое основание нашего Священного Синода Противостоящих явно отличается от экклесиологии других Синодов Отеческого календаря в Греции" (послание к РПЦЗ от 24 июня/7 июля 1993 г.).
Учение митр. Киприана было осуждено в 1985 г. Синодом ИПЦ Греции под председательством Архиепископа Хризостома II как неправославное.
Архиепископ Хризостом II был вынужден прореагировать на отделение епископов от его Синода по веским экклесиологическим причинам.
После того, как в  1924 г. Греческая Церковь приняла новый календарь и начала участвовать в движении экуменизма, старостильные  христиане остались без единого епископа и более десяти лет оставались без архиерейского омофора.
Иерархия старостильных христиан Греции ведет свое начало от трех епископов, перешедших в 1935 году на сторону старостильников из Синода Греческой Церкви, пребывавшего к тому времени в новом календаре и экуменизме уже 11 лет.
В этом заключается первая каноническая несостоятельность экклесиологии современных  Хризостомовцев, которая приводит всякого внимательного наблюдателя к логическому парадоксу: если в новостильных экуменических синодах, по их категорическому мнению, благодати однозначно нет, как три «безблагодатных» архиерея смогли сформировать в 1935 году благодатную старостильную иерархию и благодатный старостильный синод?
Не Христос ли нас поучает: «Или признайте древо хорошим и плод его хорошим; или признайте древо плохим и плод его плохим, ибо древо познается по плоду».Лк. 6:44.
В 1935 году Митр. Хризостом I – первый Первоиерарх старостильного греческого Синода заявил, что таинства новостильников благодатны, ибо новостильники находятся лишь в состоянии потенциального раскола. После этого заявления  от старостильных «еретиков-хризостомовцев» тут же отделились два епископа, один из которых – Матфей Брестенский  через тринадцать лет, в 1948 году, единолично рукоположил т. н. матфеевский синод.
Через пятнадцать лет, в 1950 году, Синод Митр. Хризостома I отказался от экклесиологии 1935 года и заявил, что новостильники-экуменисты безблагодатны!
Как можно видеть, экклесиология Старостильного Греческого Синода, ныне возглавляемого Хризостомом  II,  была непостоянной и колебалась от одной крайности к другой, противореча самой себе, здравому смыслу и традиционной экклесиологии РПЦЗ, воздерживающейся от заключительных решений по вопросу благодатности в других юрисдикциях.
Осуждают его, т.е. учение митрополита Киприана, как лжеучение и другие ИПЦ Греции – но это не весомые осуждения, особенно если они исходят  от синодов сомнительной каноничности и не имеют законности, а вот что действительно печально, - это то, что мысля таким образом, некоторые из этих синодов, приходят к осуждению своей исконной старостильной иерархии.
Из русских епископов это общение осудили лишь Преосвященный Епископ Григорий  – из всего Собора РПЦЗ выразил свое частное мнение по этому вопросу лишь один епископ (Граббе) в 1994г., который дал краткий критический разбор экклесиологии митр. Киприана и сделал вывод о том, что Киприан "исповедует свое собственное и никак не православное учение о возможности благодатного действия Святого Духа в явно ставших еретическими церквах. Это очень важный вывод известного канониста 20-го века еп. Григория Граббе. Как видим,  Владыка Киприан  не утверждает, что Благодать в Таинствах у новостильников действует, но лишь не отрицает возможности такого действия.
Преосвященный Владыка Григорий (Граббе) справедливо указал, что, приняв учение Киприана, Русская Православная Церковь Зарубежная подпала  под собственную анафему экуменизму 1983 г. Это утверждение еп. Андрея Павловского не точно. Зарубежная Церковь Соборно признала православность исповедания Синода Владыки Киприана и, не изменяя своего традиционного исповедания,  приняла в общение с собой не учение, не отличную от своей экклесиологию,  а свою Греческую Церковь-Сестру.
Конечно, частное мнение маститого канониста наводит нас на размышления, но разве не заставляют нас задуматься и слова другого маститого архиерея - столпа Православия, зарубежного аввы, тогда Архиепископа, а потом  и Первоиерарха РПЦЗ Митрополита  Виталия (Устинова), сказанные им в  Рождественском послании  1987 г.:
"В данное время большинство Поместных Церквей потрясены во всем их организме страшным двойным ударом: новостильного календаря и экуменизма. Однако, и в таком их бедственном положении мы не дерзаем и, упаси нас Господь от этого, сказать, что они утратили Божию благодать. Мы провозгласили анафему экуменизму для чад нашей Церкви только, но этим мы очень скромно, но твердо, нежно, но решительно, как бы приглашаем задуматься Поместные Церкви..."
Однако для нас, православных, решающе важны не частные мнения иерархов, пусть даже и самых уважаемых, но голос Соборной полноты:   Архиерейский Собор РПЦЗ 1994 года Определил, что экклесиология Синода Митрополита Киприана православна, соответствует и не вступает в противоречие с традиционной  экклесиологий Зарубежной Церкви, воздерживающейся от Соборного Определения о наличии, или отсутствии Благодати Божией в Таинствах других поместных церквей, будучи не наделенной властию ни Поместного, ни  Вселенского Собора.
Учитывая все это, на удивление странно звучат  «анафематизмы», исходящие из уст  бывших епископов и духовенства РПЦЗ, в свое время слезно просившихся, принятых и даже хиротонисаных в Церкви, пребывавшей  в полном общении с Синодом Митрополита Киприана. Уж не себя-ли самих, таким образом,  они анафематствуют?
Главные положения этого учения следующие:
1. Таинства, совершаемые еретиками и раскольниками, действительны до тех пор, пока их не осудит всецерковный православный Собор, а решения прежде бывших Соборов недостаточны. Это именно так, ибо исключительно во власти Вселенского Собора находится власть Определить какая Поместная Церковь, или самостоятельный Синод, впали в ересь и лишились Благодати. Владыка Киприан не утверждает, что Таинства у новостильников и экуменистов действительны, но говорит о том, что до суда над ними  Вселенского Собора их Таинства могут рассматриваться таковыми. Отсюда делается вывод, что еретики и раскольники на самом деле таковыми не являются, а суть лишь "заболевшие в вере члены Церкви, еще не приведенные к суду" (гл. 1).
2. Православная Церковь на самом деле не едина, а разделилась на заболевших в вере и на противостоящих ереси. Еретики-экуменисты считаются членами тела Церкви и называются "православные экуменисты". Владыка Киприан в своем православном учении не говорит, что Православная Церковь не едина, но,  исповедуя Ея единство, называет поместные новостильные экуменические церкви заболевшими членами того же  единого Церковного Тела.
Таким образом, митр. Киприан считает всю совокупность церквей "мирового православия" единой церковью с истинно-православными христианами, в которой действует одна и та же спасительная Благодать Всесвятого Духа. Совершенно ясно, что по учению владыки Киприана, вся совокупность «мирового православия» - это совокупность, страждущих от духовного недуга экуменизма  и прочих новвоведений, членов Единой Церкви. Не дерзает Митр. Киприан сказать и о том, что в больных членах Церкви действует та же спасительная Благодать, что и в здоровых членах, но именно его учение и приводит к выводу, что спасительная Полнота Благодати действует исключительно в здоровых частях Церковного Тела, в то время, как по мере отпадения от Православия,  в болящих членах Благодать Божия умаляется.
Киприан сравнивает экуменистов с иконоборцами и утверждает, что до VII Вселенского Собора иконоборцы еретиками якобы не были и таинства их были действительны. Киприан изрекает хулу, говоря, что святыми отцами иконоборцы были принимаемы не в Кафолическую Церковь, а "в Православие", отделяя тем самым Церковь от Православия. И в этом видно опять, как глубоко мудр Митрополит Киприан. Именно в Православие возвращались, уклонившиеся в иконоборческую ересь чада Церкви, ибо и сама форма приема их в общение свидетельствовала о том.
Между тем общее предание Православной Церкви утверждает, что Православие и Церковь — нераздельны, нельзя быть в Церкви без правой веры. Божественный Максим Исповедник сказал: "Бог всяческих объявил кафолической Церковью правое и спасительное исповедание веры в Него (την ορθην και σωτήριον ομολογίαν)". Об этом говорит и св. Киприан Карфагенский: "Как диавол не есть Христос, хотя и обманывает Его именем, так и христианином не может почитаться тот, кто не пребывает в истине Его евангелия и веры" (О единстве Церкви, 14). Похоже, что ошибается епископ  Андрей в своих толкованиях. Что есть Вера Православная? Вера, утверждаемая  в одном из новообразованных синодов,  или Вера, утвержденная Святыми Вселенскими Соборами? Кто ныне восхищает каноническую власть Вселенского Собора и творит свой суд, клеймя поместные церкви еретиками и раскольниками?
Святитель Григорий Богослов учит: "Держащихся иного учения отвращайся и почитай чуждыми Богу и вселенской Церкви" (Послание 2 против Аполлинария). Св. Григорий Палама: "Те, кто от Церкви Христовой, те и от истины; а те, кто не от истины, то и не от Церкви Христовой… ибо мы должны различать христианство не по лицам, но по истине и точности веры".
В Послании восточных патриархов о православной вере сказано: "Веруем, что члены кафолической Церкви суть все и притом одни верные, то есть несомненно исповедующие чистую веру Спасителя Христа" (пар. 11). Эту Веру православные свидетельствуют провозгалшением Православного Символа Веры. Таким образом, вне Православия, вне Православного Символа Веры, нет Церкви, и кто искажает Православие, отпадает от Церкви.
Святые Отцы на Соборах принимали кающихся еретиков именно в Церковь. Так святой VII Вселенский Собор "сказал: пусть прочитают свои отречения предстоящие епископы как обращающиеся ныне к Кафолической Церкви".
Сам Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: "Не верующий в Сына уже осужден" (Ин.3,18). Святой апостол Петр учит также: "у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель" (2 Пет.2,1). Святой апостол Павел в послании к Титу говорит: "Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден" (Тит.3,10-11).
Ежегодно Церковь в Неделю Торжества Православия провозглашает анафемы на еретиков, учение которых было когда-либо соборно осуждено, дабы всем было явно, что все принятые Церковью на Соборах святых отцов решения остаются в силе и по сей день, и отлучая от себя всех, кто не согласен с этим правым и спасительным исповеданием.
Византийский канонист Зонара в толковании на 6 правило II Вселенского собора говорит: "Еретики суть все, мыслящие несогласно с православной верой, хотя бы давно, хотя бы недавно они были отлучены от Церкви, отлучены, согласно мудрых слов Зонары, Вселенским Собором, хотя бы древних, хотя бы новых ересей они держались".
Согласно этому и Восточные Патриархи в своем окружном Послании Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви объявили, что православная вера, "будучи уже вполне раскрыта и запечатлена, не допускает ни убавления, ни прибавления, ни другого какого-либо изменения, и дерзающий или сделать или советовать или замышлять сие, уже отвергся веры Христовой, уже подвергся добровольно вечной анафеме за хулу на Духа Святого.
Святитель Филарет Нью-Йоркский вторит сему голосу Отцов: "Анафема, возглашаемая Церковью, есть отлучение от Неё того, кто фактически перестал в ней уже состоять" (Проповеди, т.1, стр. 115).
Таким образом, суждения Святых Отцов и Соборов являются вечными определениями и падают на голову любого, кто искажает веру Церкви. 15 правило Двукратного Собора называет епископа, проповедующего ересь и над которым еще не было церковного суда, "лже-епископом", так как он, очевидно, подпал суду прежних святых ВселенскихСоборов и осужден ими.
Итак, Церковь вопреки Киприану всегда учила и учит, что не Соборы, а сами ереси отлучают их последователей от Православной Церкви и от Бога, лишают их Божией Благодати и спасения. Церковь учит именно тому , что "лже-епископ", подпадает суду прежних святых Соборов , осудивших проповедуемую еретиком ересь, и осужден ими - Вселенскими Соборами! Соборы лишь громогласно провозглашают осуждение ересям и всем держащимся их, утверждают догматы веры, и делают для желающих спастись общеобязательным веровать так, как они законоположили.
Киприан нечестиво учит, что единая Церковь Христова разделилась на зараженных в вере и устоявших. Владыка Киприан учит, что больные и здоровые члены Тела Церковного разделились между собой,  не отделяясь от единого своего Церковного Тела. Согласно Киприану вся Церковь состоит из "здоровых членов" — православных, и "заболевших членов" — еретиков и раскольников, еще неосужденных и поэтому "неотторженных" от Тела Церкви. Здоровым членам запрещено общаться с заболевшими. Но заболевшие едины со здоровыми потенциально (δύναμει), а осужденные отторжены реально митр. Киприан, издание Синода Противостоящих, № 1 январь 2000 с.31-32).
Однако это учение чуждо православному преданию, которое учит, что Церковь как тело Христово разделиться не может, от него можно только отпасть. Как у Господа Иисуса Христа не может быть нескольких тел, так у Него не может быть и нескольких Церквей. Господь сказал, что врата ада не одолеют Церкви (Мф.16,18)", а "не устоявший в части благого, сей отделился от Неё, устоявший же не отделился" (преп. Варсануфий и Иоанн. Вопрос 810). "Епископство нераздельно, — учит св. Киприан Карфагенский, — и Церковь Кафолическая едина, неразделима и нераздробима, но повсюду соединена и скреплена узами согласующихся между собою пастырей". Не о разделении Тела Христова учит Митрополит  Киприан, но о его единстве. И нового учения в этом нет, ибо это учение – повторение очень старого, ибо сам Богодухновенный Павел, сравнивая Церковь с телом человеческим, состоящим из здоровых и больных членов, сказал: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор.12.26)
Еретики и православные никогда не были в одной Церкви, в одном теле Христовом, но еретики отпадают от Церкви. Киприан неправильно учит о новостильниках и экуменистах как членах Церкви, но одновременно признает возможным отделяться от них в "противостоящую нововведению" "параллельную" Церковь, образуя тем самым "самочинное сборище". Отделяются от Церкви только сами отпадающие от единства с ней раскольники. Не отделяться от Церкви, но ограждаться от заблуждений учит Митрополит Киприан. Не самочинное сборище,  не церковное новообразование, оторванное от своей Матери-Церкви  создал Митрополит Киприан, как это делают некоторые экстремисты,  но совершил он то, что трбуют от православных Святые Отцы, чему учит своих чад Святая Православная Церковь – противостоять злу, оградившись до Соборного Суда от еретиков и раскольников.
Экклисиология Киприана грубо искажает православное богословие и вводит хаос в каноническое право Церкви. Она сводит ересь к понятию простого греха. Грех потенциально отделяет человека от Церкви верных, но пока грешник остается православным по вере, он пребывает в Церкви и делает свое покаяние. Ересь же как смертельный грех ума всегда реально отделяет человека от Церкви".
Да и Сам Господь, открывая перед нами картину нашего настоящего и  вскоре на мiръ грядущего конца, таинственно подтверждает правильность учения Митрополита Киприана о здоровых и больных членах Церкви,  через тайну семи звезд ( Апок. 1.20) Ведь на равне с угодидвшими Богу своей читотой Смирнской  и  Филадельфийской Церквами, Церквами-же ( Апок. 2;3) именует Господь и другие пять, зараженных ересями лжеучений и пороков. «Имеющий ухо, да слышит, что Дух говорит церквам»! (Апок. 3.22)
Рассмотрение доклада епископа Андрея Павловского Собору РПАЦ  привело  нас к фундаментальному убеждению, что  учение Митрополита Оропоса и Фили Киприана православно и, хотя отличается от традиционной экклесиологии Зарубежной Церкви, не входит с ней в противоречие.
Осуждение собором РПАЦ учения Митрополита Киприана и разделяющих это учение, ошибочно, ибо канонически  необоснованно.
Виктор Добров

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.

Joomla SEF URLs by Artio