Свт. Василій Великій († 379 г.): О почтеніи къ родителямъ, также о старости и юности
Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія,
избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ.
Сіе изреченіе: востани Господи Боже мой повелѣніемъ, имже заповѣдалъ еси (Псал. VII, 8.), можетъ о тайнѣ воскресенія разумѣтися, аки молящуся Пророку да, востанетъ Судія на отмщеніе всякаго грѣха, и на исполненіе предуставленныхъ намъ заповѣдей: можетъ же и о тогдашнемъ состояніи пророческомъ понимаемо быть, акибы молился Пророкъ, да востанетъ Богъ на отмщеніе повелѣнія, Имъ узаконеннаго; повелѣніе же Божіе было сіе: чти отца твоего и матерь (Исход. XX, 12.), которое преступилъ сынъ его. Сего ради молитъ, дабы какъ для исправленія его самаго, такъ и для уцѣломудренія многихъ не долготерпѣлъ Богъ; но восталъ гнѣвомъ, и воставши Своея заповѣди отмщеніе сотворилъ. Не мене ради, глаголетъ, отмстиши, но ради Твоея небреженныя заповѣди, которую Ты Самъ заповѣдалъ. Явно бо сіе, что единъ преступникъ наказывается, а многіе чрезъ сіе исправляются. Но возмемъ мы въ разсужденіе дѣйствіе нѣкоторыхъ птицъ: какъ онѣ пекутся о престарѣлыхъ (родителяхъ своихъ), которое едино дѣтей нашихъ, ежели только внимать будутъ, къ отцелюбію возбудить можетъ. Ибо нѣтъ никого столь въ разумѣ недостаточнаго, который бы не почелъ срама достойнымъ уступить /с. 233/ самымъ безсловеснымъ въ добродѣтели. Бусели родителя своего отъ старости перьевъ лишившагося обступя отовсюду своими перьями согрѣваютъ, пищу ему довольную приуготовляютъ, и въ летаніи по возможности вспомоществованіе подаютъ, тихо крылами своими съ обѣихъ сторонъ его поддерживая. Сіе столь всѣмъ извѣстно, что уже нѣкоторые сію ихъ за благодѣяніе родительское благодарность воздаяніемъ Буселей нарицаютъ.
Ежели ты хощешь о будущихъ увѣренъ быть, исполняй закономъ предуставленное, и ожидай за сіе награды. Чти отца твоего, и матерь твою, да благо ти будетъ, и долголѣтенъ будеши на земли блазѣ, юже Господь Богъ твой даетъ тебѣ(Исход. XX, 12). Благодарные дѣти великою похвалою служатъ родителямъ. Чада, любите своя родители. Отцы, не раздражайте чадъ своихъ (Ефес. VI, 4.), такъ увѣщаваетъ насъ Апостолъ Павелъ. Ежели львица любитъ чадъ своихъ, и волкъ за дѣтей своихъ сражается, что речетъ человѣкъ и заповѣдь преступающій, и образъ естества нарушающій, когда или сынъ безчеститъ старость отчую, или отецъ по причинѣ втораго брака первыхъ дѣтей забываетъ? Орелъ въ воспитаніи дѣтей своихъ весьма худо поступаетъ: ибо выведши двухъ птенцовъ, одного изъ нихъ отрѣвая біеніемъ крылъ, низвергаетъ на землю, другаго же токмо себѣ усвояетъ: отчуждается рожденнаго собою по причинѣ труднаго воспитанія. Однако же, какъ сказываютъ, костоломъ (орелъ) другаго рода, не допускаетъ ему погибнуть, но взявъ къ себѣ съ собственными своими птенцами воспитываетъ. /с. 234/ Таковы суть родители, которые подъ видомъ убожества повергаютъ младенцевъ, или и въ раздѣденіи имъ своего имѣнія весьма неправедно поступаютъ. Справедливость того требуетъ, дабы отцы, какъ каждому изъ дѣтей равно даруютъ бытіе, такъ и къ житію потребная праведно и равночестно каждому раздѣляли. Не подражай лютости и жестокости кривоноготныхъ птицъ, которыя увидѣвъ птенцовъ своихъ уже въ состояніи летать, бія крылами изъ гнѣзда выгоняютъ, и никакого болѣе попеченія о нихъ прилагать не хотятъ; а подражай чадолюбію вороны, которая и за летающими уже птенцами послѣдуетъ, чрезъ весьма долгое время подавая имъ пищу.
Младенствующій разумомъ, человѣкъ отъ младенца по возрасту сущаго нимало не разнствуетъ. Сѣдина бо есть мудрость человѣкомъ (Прем. IV, 9.). Поистиннѣ болѣе разумъ, нежели власовъ сѣдина способствуетъ ко одобренію старца. Ежели кто будетъ такъ, какъ премудрый Даніилъ, хотя юнъ тѣломъ, но сѣдъ по разуму; тотъ праведно достоинъ предпочтенъ быти, тѣлесную сѣдину, но беззаконное произволеніе души имущимъ. Да и явно сіе, что на Даніила еще отрока суща, и по чувственному возрасту юна, но имущаго разума сѣдину, прешло дарованіе старѣйшинства. Такимъ образомъ случается, что юные, старѣйшимъ лѣностно и нерадиво живущимъ, по причинѣ сіяющей въ душахъ ихъ добродѣтели предпочитаются. Тяжчаишее же есть наказаніе отъ неразумнаго юноши управляему быти граду: поелику юность часто бываетъ легкомыслію подвержена, и удобоподвижна /с. 235/ къ развратамъ. Неудержимыя желанія, гнѣвъ звѣрскій, дерзости, досажденія, гордость и надмѣніе суть страсти купно съ юностію воспитанныя. Зависть раждается противу преимущества: подозрѣнія бываютъ къ домашнимъ. Безмѣрныхъ золъ множество съ юностію сопряжено, которыя всѣ подчиненнымъ по нуждѣ претерпѣвать должно. Пороки въ начальникахъ суть бѣдствіемъ для подчиненныхъ. Отсюда предъ послѣднимъ плѣненіемъ Іерусалима великія оныя произошли зла, когда граждане Іерусалимскіе, одинъ на другаго нападая, мятежей, и убійствъ градъ преисполнили, и ниже при обстояніи отвсюду града ихъ непріятелями въ согласіе столь для себя нужное приведены были: но уже и въ крайней опасности находяся, граду покоряему сущу, стѣнамъ разсыпаемымъ, ратаямъ втекающимъ, любоначалія ради и первенства другъ друга утѣсняли. И сіе пострадали они потому, что отнятъ былъ отъ нихъ Пророкъ, провидецъ, старецъ, и дивный совѣтникъ: поставленыжъ были имъ юноши князи, и ругатели господствовали надъ ними. Да не постраждемъ убо и мы подобныхъ симъ бѣдъ: сего ради потщимся избѣгать взаимныхъ несогласій, непрестанно сохраняя между собою честь и миръ; да безмолвно здѣ поживше, и будущихъ благъ наслажденія достойни сотворимся, о Христѣ Іисусѣ Господѣ нашемъ, Емуже слава и держава, во вѣки вѣковъ, аминь.
Источникъ: Нравственныя слова Святаго отца нашего Василія, Архіепископа Кесаріи Каппадокійскія, избранныя Сѵмеономъ Метафрастомъ, съ Греческаго на Россійскій языкъ переведенныя. — Изданіе первое. — М.: Въ Сѵнодальной Типографіи, 1854. — С. 232-235.