АКТУАЛЬНЫЕ НОВОСТИ

Святитель Иоанн Златоуст. О почтении к священникам (из творений).

 

святитель Иоанн ЗлатоустБудем со всею почтительностью обращаться с теми, кому вверена власть действовать благодатными дарами. Под­линно, велико достоинство священников! Имже, сказано, отпустите грехи, отпустятся. Потому то и Павел го­ворит: повинуйтес наставником вашим и покаряйтеся (Евр 13. 17), и: имейте их по преизлиха в любви (1 Сол 5. 13).

В самом деле, ты заботишься только о своих делах, и, если их устроишь хорошо,— не будешь отвечать за других людей. А священник, хотя бы и хорошо устроил свою собственную жизнь, но если не будет с должным усердием заботиться о жизни твоей и всех других, вверенных его попечению, то вместе с порочными пойдет в геенну, и часто, невинный по своим делам, он погибает за ваши беззакония, если не исполнить надлежащим образом всего, что до него ка­сается. Итак, зная, какая великая угрожает священникам опасность, оказывайте им великую любовь. На это указал и Павел, когда сказал: тии бо бдят о душах ваших, и — не просто, но яко слово воздати хотяще (Евр 13. 17). Посему им надобно оказывать великое уважение. Если же и вы вместе с другими ста­нете оскорблять их; то и ваши дела не будут благо­успешны. Доколе кормчий благодушествует, до тех пор и плывущие на корабле безопасны; а коль скоро он, от оскорблений и враждебных действий со стороны спутников находится в горе, то уже не может ни быть бдительным по-прежнему, ни действовать с -обыкновенным своим ис­кусством, и нехотя подвергает их безчисленным бедствиям. Так и священники, если будут пользоваться у вас надлежащею честью, в состоянии будут устроить и ваши дела, как следует; а если вы будете опечаливать их, то ослабите их руки и сделаете то, что они вместе с вами легко будут увлечены волнами, хотя бы они были и весьма мужественны. Помысли о том, что сказалъ Христос об иудеях: .на Моисеове седалищи седоша книжницы и фарисеи: вся убо, елика аще рекут вам блюсти, творите ( Матф 23. 23). Теперь же нельзя сказать, что священники возсели на седалище Моисеевом; нет, они возсели на седалище Христовом, потому что прияли Христово учение. Потому и Павел говорит: по Христе посольствуем, яко Богу молящу нами (2 Кор 5. 20). Не видите ли, как все подчиняются властям мирским? Хотя подчиненные часто превосходят начальствующих и знатностию рода, и жизнию, и мудростью; однакожъ из уважения к тому, кто их поставил, они не думают ни о чем этом, но чтут определение царя, каков бы ни быль тот, кто получил над ними начальство. Таков то у нас страх, когда поставляет начальника человек! Но когда рукополагает Бог; — мы и презираем рукоположенного, и оскорбляем его, и преследуем безчисленными поноше­ниями, и, тогда как нам запрещено судить и своих братьев,—изощряем язык на священников! И какое найдем мы себе оправдание, когда в своем глазе не видим бревна, а у другого с злобным старанием замечаем и сучец? Ужели не знаешь, что, когда судишь таким образом других, приготовляешь и себе самому тягчайшее осуждение? Говорю это не потому, чтобы я одобрял недостойно проходящих служение священства; нет,— и крайне жалею о них и плачу; тем не менее, однакож, утверждаю, что в этом случае подчиненные, и особенно люди, самые простые, не имеют права судить их. Пусть жизнь свя­щенника будет самая порочная: но, если ты внимателен к самому себе, то не потерпишь никакого вреда в том, что ему вверено от Бога. Если Господь заставил говорить ослицу и чрез волхва даровал духовные благословения; если, таким образом, и чрез безсловенные уста ослицы и чрез нечистый язык Валаама Он действовал для неблагодарных иудеевъ; то тем более для вас, если вы будете признательны, Он сделает с своей стороны все, что нужно, и ниспошлет Духа Святаго,—хотя бы и крайне порочны были священники. Ведь и чистый священник не своею собственною чистотою привлекает Духа Святаго, но все совершает благодать. Вся бо ваша суть,говорить Апостолъ,аще Павелъ, или Аполлос, или Кифа (1 Кор 3. 22). Все, что вверено священнику, есть единственно Божий дар; и, сколько бы ни преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати. Говорю это не для того, чтобы мы безпечно располагали своею жизнию, но для того, чтобы вы, подчиненные, видя нерадение кого-либо из предстоятелей, не преумножали по этому по­воду для самих себя зла. Но что я говорю о священни­ках? Ни Ангел, ни Архангел не может оказать никакого действия на то, что даруется от Бога: здесь все устрояется отъ Бога: здесь все устрояет Отец и Сын и Святый Дух, а священник отверзает свой язык и простирает свою руку. Да и несправедливо было бы, если бы, по причине порочности другого лица, терпели вред те, которые с верою приступают к символам нашего спасены. Итак, зная все это будем и Бога бояться, и уважать Его священников, оказывая им всякую честь, дабы и за свои добрые дела, и за уважение к ним, получить от Бога великую награду, по благодати и человеколюбии Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно и во веки веков. Аминь. (86 бес. на Еванг. Иоан. Богосл.).

Источник: «Православная жизнь». Приложение к журналу «Православная Русь». 1973, №10, сс.7-9.

Печать E-mail

Для публикации комментариев необходимо стать зарегистрированным пользователем на сайте и войти в систему, используя закладку "Вход", находящуюся в правом верхнем углу страницы.