Архиепископ Серафим (Дулгов): Православные святые Франции
Архиепископ Серафим (Дулгов Игорь Александрович) родился в 1923 г. в Москве. В 1928 г. с матерью уехал в Берлин, затем во Францию. Начальное образование получил в Русской школе и Версальском кадетском корпусе имени императора Николая II в пригороде Парижа, где нес послушание прислужника и псаломщика (РПЦЗ).
Во время Второй мировой войны учился во французской инженерной школе. После войны окончил Свято-Сергиевский православный богословский институт в Париже (1946-1950). Работал на заводе в Версале. Служил иподиаконом епископа (впоследствии архиепископа) Нафанаила (Львова).
В 1961 г. в Женеве рукоположен во диакона и иерея и служил в храме св. архистратига Михаила в Каннах. С 1971 г. протоиерей и благочинный юга Франции. Позднее и.о. настоятеля храма свт. Николая в Лионе. Имел намерение удалиться в скит при Лесненской обители.
В сентябре 1993 г. принял монашеский постриг. Хиротонисан 19 сентября 1993 г. в Женеве во епископа Леснинского, викария Западно-Европейской епархии. С 3 ноября 1993 г. управляющий Западно-Европейской епархией с титулом епископ Леснинский и Западно-Европейский; с 1995 г. архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский. После увольнения на покой пребывал в Леснинской обители во Франции. Скончался 24 ноября 2003 г. в Леснинской обители.
На фото - Архиепископ Серафим (Дулгов)
Архиепископ Серафим (Дулгов) о православных святых Франции, так мало знакомых русским людям; о том, какими праведниками прославились Лион, Марсель и Париж и как определить, православный святой или католический.
Как определить, святой православный или католический
Вопрос православных святых Франции для вас может быть вопросом истории – вам интересно познакомиться с историей. А может быть темой хорошей любознательности, поклонения или поводом для благоговейного чтения.
Для нас же помимо всего выше названного это и практическая тема. Почему? Например, когда француз или швейцарец делается православным, какое имя он берет? У нас есть батюшка отец Квинтин. Ну, назовите мне хоть одного русского батюшку в дореволюционной России, который бы знал, что такое имя есть! А святой Квинтин – это совершенно православный святой Западной Европы. Полетит батюшка из Южной Америки в Лондон и поклонится мощам святого Эдуарда (я уверен, что когда наши батюшки раньше на листике видели «о здравии» или «упокоении Эдуарда», они это имя пропускали как неправославное). Но оказывается, Эдуард – совершенно православное имя. И таких примеров множество.
Ну вот, когда кто-нибудь делается православным. Какое имя ему дать? Он может, конечно, свое прежнее имя сохранить, если такой святой имеется, скажем, Иоанн (есть Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадский, Иоанн Дамаскин, Иоанн Предтеча), либо же взять заведомо новое имя.
У нас был один мальчик, Шарль. Имени Шарль в святцах нет. Когда он стал православным, ему дали имя священномученика Харалампия (по-французски созвучно: Шарль – Харалампий).
Я рассказывал вам вчера про наши паломничества, когда мы разыскивали православных святых в том или ином месте Франции, читали их житие, иногда писали икону.
Вы можете спросить: как мы определяли, кто православный святой, а кто – нет? Очень прошу вас запомнить – никогда не думайте, что 1054 год – это какой-то рубеж, и за день до 1054 года было так, а днем позже иначе, но происходил длительный процесс, начавшийся в VII и окончившийся взятием Константинополя крестоносцами в XIII веке.
1054 год вытащил из истории латинский кардинал Бароний, который хотел с точностью до секунды определить, когда мы были ещё католиками в его понимании, а когда мы ими быть перестали. Поэтому, когда мы праздновали 1000-летие крещения Руси, многие католики ко мне подходили в Лионе и говорили: «Да вы же были крещены католиками, раз это произошло до 1054 года!»
Согласно епископу Нафанаилу, определяя, кто православный святой, а кто нет, нужно, во-первых, понимать, что святой угодник Божий не нуждается в нашем прославлении, он прославлен у Господа, и наше его вписывание в календарь для него никакого значения не имеет. Но нам самим необходимо знать, чьему примеру мы можем следовать полностью, а кто примером для нашего подражания не является. Таким образом, до VII века мы всех угодников Запада считаем православными, а начиная с VIII века – стоит каждый раз задумываться, какие на кого были влияния.
Например, если святой жил в Северной Франции, в наших краях, то на него влияла Англия, которая дольше других стран Западной Европы оставалась православной. Если же он подвизался ближе к Германии, то там раньше возникли еретические течения. Не забудьте, что за два столетия до 1054 года Символ веры уже был изменен на Западе! А с IX века угодники Запада для нас уже, конечно же, почтенные люди, но никак не православные святые. Хотя в двух или трех случаях епископ Нафанаил упоминает о православных святых в Богемии даже после 1054 года.
Истоки христианства во Франции
Когда Господь наш Иисус Христос вознесся, Он дал указание апостолам проповедовать Евангелие всей твари. И проповедь их, начавшись в Иерусалиме и Риме, продолжилась, согласно посланиям апостола Павла, в Коринфе и Эфесе, затем распространилась дальше. Вы знаете, что апостол Павел совершил несколько миссионерских путешествий. <> Господь в нужный момент пришел на землю: по дорогам Римской империи вера Христова могла сравнительно быстро, несмотря на гонения, распространиться. Хотя из посланий нам не известно об апостольской проповеди во Франции*, но страна очень быстро развивалась духовно, в ней прославились выдающиеся проповедники и мученики.
Мученики – это кровь Церкви, на мучениках Церковь зиждется. Из этого видно, что христианская проповедь получила отклик у галло-римлян. Духовный писатель II века святой Тертуллиан пишет, что «мы только вчера родились, но полностью покрываем землю». Два века спустя ему вторит блаженный Августин: «…главное чудо в том, что мы вчера были ничто, а сегодня полностью покрываем Вселенную». Конечно, Вселенная в их понимании – это Римская империя.
Лион
В 177 году в Лионе уже было много христиан (обращу ваше внимание – мы, русские, стали христианами только в IX веке!), и на них начались гонения. Сохранились письма христиан той эпохи, в которых описано то страшное гонение, которое началось неожиданно, в Страстной Пяток. В Лионе выставили статую языческой богини, и христиане должны были вместе со всеми ей поклониться (непоклонение приравнивалось к непочитанию Кесаря).
Христиане отказались. Сперва хватали самых слабых (детей, девушек, женщин), надеясь, что они не выдержат испытаний. Но именно дети и женщины оказались наиболее ревностными.
Тогда стали подкупать слуг. И те выдавали своих христиан-хозяев, рассказывая, что те «кровь пьют, всякие другие неподобные вещи делают, а самое главное, не почитают Кесаря». По их показаниям 35-40 человек попали в темницу. Среди них была девушка Бландина, мальчик Понтикум, 90-летний епископ Пофин (умерший в тюрьме от истощения). Выживших узников бросили на растерзание зверям в амфитеатр. Сперва Бландину привязали к столбу на лионской арене, и, когда пришли разъяренные львы, они легли у ее ног. Вспомните святого Герасима Иорданского! Из житий святых известно, что дикие звери не трогали угодников Божиих. Но потом ее завязали в сети и бросили на рога разъяренного быка, который её растоптал.
Мы знаем имена мучеников первого гонения, и священник в нашей церкви в Лионе их поминает на проскомидии. Когда раскопали этот амфитеатр, то первое богослужение (удивительно, но это так!) было совершено православной церковью Лиона, потом археологу, кажется, попало от католиков, но первая служба была наша.
За первым гонением 177 года последовало второе в 178 году и третье – в 203 году. Тогда замучили 19 000 христиан, среди них и епископа Лионского Иринея. И это свидетельствует о том, что в начале III века Лион стал уже полностью христианским городом. Святой Ириней написал книгу против ересей.
И вот, нужно же было так случиться, что предпоследний католический кардинал Лиона устроил там экуменический центр, т.е. иными словами центр всяким ересям в городе и месте, где святитель Ириней когда-то писал книгу против ересей. После третьего гонения город Лион опустел.
<> Поэтому когда какой-нибудь француз делается православным, (я имею в виду Францию, но это касается и Германии, и Швейцарии), мы не должны ему говорить, что он переменил веру, но что он вернулся к той вере, которая здесь, на его земле, главенствовала в первые века. И нам святых первых веков надо чтить, как своих. Эти святые – наши святые.
Марсель
В Марселе тоже множество святых. Напротив Канн находится остров святого Гонория, где подвизались первые монахи, прибывшие с Востока в IV-V веках.
Среди них особенно мне хочется напомнить вам имена святых Виктора Марсельского и Викентия Леринского (Лерины – это и есть название острова). Святой Викентий Леринский написал сочинение, в котором определил, что такое истинная Церковь.
Я помню, у нас были крестины в Лионе. Мы крестим часто по-французски. И вот во время крестин, вы знаете, читается Символ веры. По-славянски это: «Верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». А по-французски: «Верую во единую, святую, кафолическую и апостольскую Церковь».
Один присутствовавший там католик услышал это и говорит: «Какие же вы католики?» А я отвечаю: «Мы настоящие «кафолики»». «Настоящие католики», – он говорит, – «римские, а у вас нет Папы». «Так, значит, что, по-вашему, тот, кто без Папы, не член Церкви?» «Да, конечно!» Тогда я ему сказал: «Ну, вот имейте в виду, напротив Канн расположен остров Лерин, и там западный святой в IV-V вв. определил, что такое истинная кафолическая Церковь и призывал всеми мерами держаться того, во что веровали «повсюду, всегда и все»».
Уже святой Амвросий Медиоланский писал об этих островах как о месте, где спасаются святые угодники. Вы знаете наш православный праздник святых отец в Синае и Раифе избиенных. Так вот здесь, на Леринских островах, тоже были замучены сарацинами монахи.
Париж
Хочу особенно остановиться на святой Геновефе (Женевьеве) Парижской. Когда к Симеону Столпнику прибыли галльские купцы, он сказал: «У вас имеется великая святая Геновефа», то есть он на столпу своем знал, что в Галлии есть святая Геновефа».
В V веке на Париж наступает Аттила. Мужчины сначала хотят защищать Лютецию, тот островок, где теперь собор Парижской Богоматери. Но при виде полчищ Аттилы теряют дух.
Поднимается молоденькая женщина, тридцатилетняя Геновефа и уговаривает их: «Перестаньте бояться, обратитесь к посту и молитве, просите у Бога спасения». Над ней смеются, но она обращается к ним снова: «Взывайте к Отцу нашему Небесному, беритесь за оружие поста и молитвы. Я предсказываю вам, что, поступая так, вы и ваши семьи будете спасены». Она была монахиней, родилась в Нантере.
Из Нантера она часто ходила в Сен-Дени, где находились мощи святого Дионисия, через леса, поэтому её изображают со свечой в руках, которой она освещала себе путь. Неожиданно её послушали. И действительно войска Аттилы, наступавшие двумя колоннами, соединились перед Парижем, но по неизвестным причинам обошли город стороной.
Я хочу вам напомнить слова из проповеди епископа Нафанаила, что сила Божия совершается через тех, кто яснее, полнее и смиреннее признает свою ничтожность перед Богом, свою полную зависимость от Божией воли, от благой, вседержительной Божией любви и полнее доверится Его деснице, а не своим силам. И вот все эти качества чаще встречаются в женщинах, чем в мужчинах, потому что у мужчин часто остается ещё древнее, языческое, горделивое превозношение. Они чувствуют, что такие сильные, крепкие, а у женщин сила Божия совершается в немощи.
Мощи святой Геновефы были осквернены в 1789 году революционерами. Известно место и камень, на котором они были сожжены. В нашей России революционеры первым делом тоже уничтожали мощи святых, взяв «хороший» пример со своих французских учителей, сразу же уничтоживших мощи святой покровительницы Парижа.
Возвращение православия на Запад
Хочу вам напомнить указ святителя Иоанна, что мы, находясь в Западной Европе, должны выискивать и чтить местных православных святых. Сейчас мы всех мучеников поминаем по именам: святого Хлодоальда из Сен-Клу, святого Германа Осерского, святого Сатурнина Тулузского и множество других. Наш архиепископ Амвросий Женевский в свое время составил службу православным святым Швейцарии.
Некоторые православные святые Франции входят в календари, ну, например, святитель Ириней Лионский, святой Пофин и лионские мученики… В свое время на одном из наших епархиальных съездов покойный владыка Антоний (Бартошевич) указал нашим священникам выискивать имена православных святых западных и вписывать их в календари. Сейчас имеются такие календари, в которые эти имена включены.
Постепенно православие у нас во Франции и в Западной Европе вообще исчезло. В Англии – позднее, ближе к Германии – быстрее, в нашем районе оно держалось дольше потому, что мы имели влияние из Англии. <> Православие вернулось в Западную Европу, когда после революции сюда прибыло множество русских, и они принесли ту веру, которая здесь когда-то была.
Полную аудиоверсию беседы владыки Серафима вы можете прослушать на диске «Архиепископ Брюссельской и Западно-Европейский Серафим (Дулгов). Беседы», изданном Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Запись беседы епископа Серафима с прихожанами – из личного архива Евгения Лукьянова (†2007). Материал подготовила Александра Никифорова. Для биографической справки использована информация сайта zarubezhje.narod.ru
*Существует предание, согласно которому, когда апостол Павел плыл в Испанию, он высадился возле византийского города Алерия на Корсике. Я там был, и местные жители мне показывали то место, где высаживался апостол Павел.