Митрополит Филарет: Два письма архиепископу Аверкию о служении монофизитов в Джорданвильском монастыре РПЦЗ
Его Высокопреосвященству, высокопреосвященнейшему Аверкию, Архиепископу Сиракузскому и Троицкому
14/27.XI.70
Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыко!
В начале прошлой седмицы мною было получено от одного из архипастырей нашей Церкви сообщение о том, что в нижнем храме Св.-Троицкой Обители было совершено "служение" коптами (т.е. еретиками-монофизитами).
Поскольку Ваше Высокопреосвященство в своем ответе на сделанный мною по этому поводу запрос ответили подтверждением - во избежание могущего быть соблазна, прошу Вас сделать следующие распоряжения:
1. Совершить в нижнем храме окропление св. водой и прочитать молитву, положенную для прочтения в храме, оскверненном еретиками (Б. Требник, гл. 40 или 41).
2. До выполнения указанного в предыдущем пункте, всякие богослужения и молитвословия в нижнем храме немедленно прекратить.
Вашего Высокопреосвященства во Христе собрат,
† Митрополит Филарет
+ + +
Ваше Высокопреосвященство, Милостивый Архипастырь!
При сем прилагаю "официальное" отношение к Вам. И одновременно хочу высказать свои соображения по поводу того, что Вы пишете в письме, только что мною полученном.
Начну с начала. В понедельник или во вторник прошлой седмицы я имел телефонный звонок от одного из наших архипастырей, который сообщил мне о том, что в нижнем храме Св.-Троицкой Обители было совершено "богослужение" коптами, т.е. монофизитами.
Новость казалась невероятной. Я выразил сомнение. Но говоривший добавил, что источник информации - абсолютно достоверный, и у него нет сомнения в том, что это - правда. Я обещал, что постараюсь выяснить это дело, и запросил Вас. Влад. Лавр собирался в среду в семинарию - на уроки. Я попросил и его выяснить, в чем дело. Он ответил согласием, но по возвращении так мне ничего и не сказал. Видя, что он почему-то уклоняется говорить на эту тему, я с ним больше об этом не заговаривал и ждал ответа от Вашего Высокопреосвященства.
Сегодня я получил Ваш ответ. Но за эти дни ожидания различные сообщения о службе коптов приходили ко мне с разных сторон. Приводились аргументы в защиту этого факта - различные. Об этом я и буду сейчас говорить.
Прежде всего, я хочу подчеркнуть то, что Вам, просвещенному архипастырю и богослову, и без того известно, но для меня является решающим обстоятельством в оценке данного факта. Слово "моно-физит" в буквальном переводе будет, очевидно, "одно-природник". Это соответствует еретическому лжеучению монофизитов, которые утверждают, что в нашем Спасителе существует только одна природа - Божественная, т.к. человеческая, видите ли, исчезла - утонула, растворилась в Божественной Его природе, как малая капля без остатка исчезает в безбрежном море.
При таком положении вещей, что представляет собою коптская, т.е. монофизитская "литургия", как не беспредметная бессмыслица, не имеющая никакого реального содержания и смысла?! Ведь "предметом" таинства Евхаристии является Святейшие Тело и Кровь Христовы - Тело, за нас страдавшее, и Кровь, за нас пролитая. Но ведь Они являются принадлежностью человеческой природы Спасителя - Божество не может ни страдать, ни умирать. А монофизиты человеческую природу Спасителя начисто отрицают - какая же "литургия" возможна для них? Поистине, их "евхаристия" принадлежит к числу тех, которые свв. Отцами были без обиняков названы "пищею демонов"... Воля Ваша, Владыко - но я ни за что бы не разрешил не только в храме, но и в каком бы то ни было другом помещении совершение этой кощунственной бессмыслицы!..
По категорическим свидетельствам очевидцев, наши семинаристы склонялись (правда, не до земли) пред "возношением" коптов. А ведь нельзя отрицать того, что такой поклон есть выражение религиозного благоговения, то есть, есть некое соучастие в том, что совершалось - в молениях еретиков. А Вы знаете, как беспощадно строго относятся священные каноны к участию в еретических молениях. Каноны этого рода - строже всех других; этим Церковь решительно ограждает себя от сообщества с теми, кто находится вне ее ограды. Вне ее находятся и копты. Ибо - что бы ни говорилось о теперешнем приближении их к нам - между нами по-прежнему лежит та пропасть, чрез которую они могут прейти только полным отвержением своего лжеучения и принятием православного учения. Конечно, теперь прошла острота древних вероучительных споров; и вместе с тем, в отношении, напр., соблюдения постов и других аскетических начал - безусловно, копты к нам ближе тех же католиков. На это указывали - Блаженнейший митрополит Антоний и его верный ученик и почитатель Владыка Иоанн. Но поскольку основная догма их остается прежней - они по-прежнему находятся вне нашей ограды.
Самый тот факт, что им было разрешено служить в православном храме - не есть ли уже некая санкция их ритуала? Ведь если бы пожелали служить, напр., какие-либо безблагодатные самосвяты или просто самозванцы - разве позволено было бы им служить? А здесь они служили, как священнослужители, подобно нашим православным клирикам. А помните, Владыко, 45-е правило Св. Апостолов?
Говорят: ведь служим же мы на Гробе Господнем и на Гробе Царицы Небесной - а там служат и копты, и католики... Но разве можно ставить рядом наши обычные службы - с тем, что совершается в этом центре мирового христианства? Все, совершающееся там - совершается "обычнаго порядка кроме...", и более нигде совершаться не может. Да кроме этого, если бы эти святые места были бы в наших руках - никакие копты и католики там не служили бы. Но по воле Божией, или по Божию попущению, мы там не являемся хозяевами.
Вы указали, Владыко, на то, что нижний храм не был освящен. На это я отвечу, что когда я был в этом храме, молился там и причащался в св. алтаре - священнослужитель в соответственном месте службы возглашал "о святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онь..." - Или это пустые слова?..
В наших молитвословиях имеются молитвы на отверзение храма, оскверненного еретиками. Их назначение - очистить от еретической скверны храм, который был захвачен еретиками. Прежде чем совершать в нем православное богослужение, надлежало прочитать в нем эти молитвы. Что же сказать, если храм вовсе не был захвачен, а православные сами разрешили еретикам совершить в нем свои еретические моления?!
Ссылаются на Владыку Иоанна... К тому, что было сказано о нем выше, добавлю еще следующее. Два дня тому назад мы беседовали о Вл. Иоанне с человеком, которого Владыка знал еще в Югославии. Когда в сороковых годах разразилась война и послевоенная сумятица, этому человеку пришлось "в борьбе за существование" порядочно поколесить по белу свету. Когда, по прошествии ряда лет, он снова встретился с Владыкой, то стал рассказывать ему о своих "мытарствах". В частности, он сказал: "Мне пришлось три года жить там, где не было православного храма, и я ходил к коптам". "Как? ты ходил к коптам?" - переспросил Владыка Иоанн. Спрошенный, оробев, как он сказал, от строгого тона Владыки, ответил: "Да, ходил - но на литургии не бывал". - "Но на всенощных был?" - "Был, Владыка..." - "А ты каялся в этом?" - "Нет, но я не молился там, а только присутствовал". - "Так вот, когда будешь исповедываться, непременно покайся в том, что ты присутствовал на службе еретиков", - заключил Владыка Иоанн.
Что касается нарушения канонов, на которое Вы сетуете, Владыко, то конечно, увы - они теперь нарушаются. Но не знаю, можно ли этот прискорбный факт употреблять в качестве защитительного аргумента? Не напоминает ли это тот случай, когда на суде вор, уличенный в воровстве, не имея возможности отрицать самый факт, пробовал защищаться тем, что все его соседи также воруют? Но эта защита бедняге не помогла.
Вы пишете, Владыко, об "икономии". Да - я ни на минуту не сомневался в том, что Вы действовали по пастырскому желанию оказать духовную помощь жертвам ереси, осужденной Вселенским Собором. Но я сомневаюсь, чтобы икономия могла заходить так далеко. Недаром Вы сами заметили: "Быть может, мне не следовало разрешать им и этого". В деле спасения душ от неправомыслия икономия отцами приемлется и одобряется. Но во всех ее видах и применении она не должна сходить с основного положения: еретикам нужно разъяснять то, что Истина христианства - это то, что им предлагается в православии. А у них Истины нет, или она повреждена и искажена, и они могут быть ее причастниками только чрез полное отречение от ереси и полное принятие Православия - его вероучения, его нравоучения, его богослужебного ритуала, канонов, правил и т.д.
Владыко Святый! Не желание досадить Вам и не желание пререкаться из упорства заставляют меня все это писать. Но я откровенно скажу, по всей архиерейской совести, что данный случай я считаю несравненно более опасным, чем столько нашумевшие в свое время дела о самозванце, о 138 000 долларов, о сербском вопросе и др. Там были чьи-то промахи, чьи-то неправильные действия, чьи-то расхождения церковно-политического характера (сербский вопрос) - но никто не мог нас обвинить в отступлении от Православия; вера и догма пребывали нерушимыми. Недаром уже после всего этого к нам присоединилось столько душ, ищущих истину и нашедших ее в нашей Церкви. А - теперь?.. Молва о служении еретиков в Св.-Троицкой Обители распространяется быстро, и я с тревогой каждый день жду запроса хотя бы от тех же старостильников или от греков: "неужели в Джорданвилле служили еретики?" Что я буду отвечать? Отрицать нельзя, лгать мы не можем (да еще хуже получилось бы, если бы солгали, а ложь обнаружилась бы...) Сослаться на икономию? Но нам ответят, что история Церкви не знает такой икономии, в которой бы шли навстречу еретикам в их еретических установлениях и ритуалах. а что, если наши новые чада отвернутся от нас?..
Неприятно слышать, как верующие люди говорят, что слышали от насельников Джорданвилля: "У нас экуменизм процветает: в церкви служат еретики, католики причащаются Св. Таин без присоединения к нашей Церкви" (Владыко, откуда еще сие? Где основание для таких речей, которые я уже слышал не раз?). Если мы живем в эпоху распространения ядовитой заразы экуменизма, то не долг ли наш в вопросах вероучительных принцип икономии строго подчинять принципу нарочитой, особой осторожности, чтобы не соблазнить "малых сих" слишком большими шагами навстречу инакомыслящим и неправославным?..
Простите за неприятное письмо, Св. Владыко. Прошу св. молитв.
С братскою о Господе любовью,
† Митр. Филарет
Вертоградъ-Информ, № 11 (44) 1998