Митрополит Филарет: Вход Господень в Иерусалим
Когда Господь наш Иисус Христос входил в город Иерусалим, в день торжественного Входа Своего, это было наособицу. Не однажды и не дважды Он приходил в этот град, много раз Он его навещал, много бесед провел с книжниками и фарисеями, знатоками закона Моисеева, но этот вход был совершенно особенный. Сбылись пророчества нескольких пророков, которые предсказывали о том, как Царь Сиона "грядет к нему кроток и спасающий, седящий на жребяти и ослице".
Вчера в Евангелии мы слышали, как евангелист Матфей говорит, что когда Господь входил, то "потрясеся весь град". Весь город был потрясен, пришел в волнение и возбуждение от этого Входа. А евангелист Иоанн пояснил нам, почему был такой торжественный Вход. Сегодняшнее Евангелие оканчивалось указанием святого евангелиста на то, что все окружавшие Спасителя свидетельствовали об Его великом, потрясающем и страшном чуде — воскрешении Лазаря. Поэтому, как точно отмечает евангелист, потому и встретил Его так народ, что слышал о Нем то, что Он такое сотворил знамение, такое чудо!
Христос Спаситель спускался по Елеонской горе к святому граду и храму. Часть этого пути проходит через сад Гефсиманской обители, которая принадлежит нашей Духовной Миссии. Там указан путь нашего Спасителя, который Он проходил. Когда Господь вступил туда, то весь народ радовался, кроме Его озлобленных врагов. А Сам Он не только не разделил эту радость, а заплакал, когда увидел город, прекрасный, лежавший пред Ним. Как на ладони был виден Иерусалим, с его святынями, с горы Елеонской. Господь заплакал и сказал: "О, если бы хоть в этот день ты уразумел, что служит спасению твоему. Но это сокрылось от твоих очей. И вот, придет время, когда враги тебя окружат, разорят и возьмут и камня на камне на тебе не останется, за то, что ты не уразумел этого дня, посещения твоего".
Христа Спасителя встретил народ, потому что Он совершил чудо воскрешения Лазаря. И до этого Он воскрешал мертвых. Воскресил дочь начальника синагоги Иаира, воскресил сына наинской вдовы, но эти были жертвы смерти, только что, ею схваченные. Девица Тавифа умерла, когда Господь уже шел туда, в дом, где она жила; юноша умер уже, его выносили на кладбище. Но надо иметь в виду, что там хоронят в тот же день, когда человек умер. Поэтому и это была свежая жертва смерти. А тут Начальник жизни приблизился к полному торжеству смерти, врага рода человеческого, ибо смерть уже наполовину разрушила тело умершего Лазаря и был смрадный и разрушившийся почти труп. Вот почему так называемые теософы и оккультисты страшно не любят этого чуда и всячески стараются его оболгать и извратить. Про два первые чуда воскрешения, когда Господь девицу воскресил, а потом юношу возвратил к жизни, они говорят, что Иисус Христос был в Индии и там изучил всякие тайные оккультные науки. Они говорят, что девица и юноша не умерли, а только заснули летаргическим сном, а Он, известным Ему способом, их разбудил. Но ни о каком летаргическом сне не может быть и речи там, где было разложение. Поэтому они пытаются как-то это чудо отрицать.
А был такой писатель, по имени Ренан, который написал книгу "Жизнь Иисуса", в которой он, как будто бы воздавая нашему Спасителю много похвал, однако же не признает Его Богочеловеком, воплотившимся Богом, а только обыкновенным человеком, мудрым учителем и только. Эта богохульная книга была довольно популярна и, к сожалению, еще до революции и после революции. Об этом чуде — воскрешении Лазаря этот богохульник пишет вот какую ересь. Якобы Лазарь вовсе не умирал, а спрятался, и положили в гроб что-то такое мертвое, от чего шел смрадный запах, а Лазарь был жив. Мало того, он говорит, что Иисус Христос знал об этом. Т.е., представляет Его обманщиком, мистификатором, устраивающим ложные чудеса. Что стоили его похвалы Иисусу Христу, если он, в конце концов, объявил Его таким человеком, который совершает прямое духовное преступление? И люди читали! Но Блаженнейший Митрополит Антоний в свое время, уже заграницей, занялся этим богохульным трудом Ренана и вывел богохульника на свежую воду. Ренан в своей книге делает много ссылок на Священное Писание, а Владыка Антоний, привыкший к точной работе, проверил его ссылки. Оказалось, что он приводил много несуществующих ссылок! Тексты, — которых в действительности нет! К сожалению, это было уже после революции. Было бы хорошо, если бы это было сделано еще до революции в России. Но, повторяю, Владыка Антоний обличил этого богохульника в явном обмане, и после этого книга его потеряла всякий авторитет.
Но будем помнить, братие, как Господь заплакал, подъезжая к Иерусалиму. Как Он горько оплакал неверность Иерусалима и то, что Иерусалим не узнал времени посещения своего. Что бы было с Господом нашим, если бы Он на нас теперь поглядел?! Не заплакал ли бы Он тоже? Потому что, теперь, когда мы наблюдаем жизнь так называемого христианского мира, мы видим, что он так далеко ушел от всяких христианских и нравственных начал, что становится жутко. Какое-то безумие обуяло миром, безумие злобы, грязи, разврата и лжи! И просто страшно становится верующему человеку в мире жить.
Но падать духом и унывать не следует. Апостол давно сказал: "Идеже умножится грех, там преизобилует благодать". Чем больше греха окружает человека, чем больше вокруг него грязи и злобы, если он хочет быть христианином, то ему готова особая благодатная помощь, он все равно сможет быть христианином. Но это будет тяжкий подвиг, потому что, действительно, теперь христианин идет среди теперешнего мира и среди теперешних, так называемых, христиан, как овечка, посреди волков. Помните об этом, возлюбленные, не забывайте и о том, что начинается Страстная Седмица и Пасха, самое прекрасное время в нашем богослужебном году. Церковь в эти дни предлагает вам пир богатства духовного! Не томи же свою душу голодом, человек, а стремись к тому, чтобы в эти святые дни как можно больше посещать Божий храм и тогда твоя душа напитается, насытится и напоится духовно на будущее время жизни твоей. Аминь.
Источник: Митрополит Филарет. Проповеди и поучения. т.II. Изданы Комитетом Русской Православной Молодежи при Русской Православной Зарубежной Церкви. 1989 г. с.с.58-61.
Сверено с оригиналом