Проповедь будущего главы МП о "непорочном зачатии" Пресвятой Богородицы
"В чем состоит роль Божией Матери, Приснодевы Марии, в деле человеческого спасения? Каково Ее место в Священной истории? Этот вопрос имеет большое значение, потому что многие христиане, веруя во Иисуса Христа и признавая Его Сыном Божиим, одновременно отрицают роль и значение Его Пречистой Матери для нашего спасения. Эта позиция обосновывается тем, что в Евангелиях встречается не слишком много повествований о Деве Марии. Историю Богородицы Церковь знает из устного Предания, которое восходит к ранним христианским общинам апостольского века и дошло до нас, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение.
В момент Благовещения Пресвятой Богородицы, отзываясь на обращение Бога к людям, Дева Мария от имени всего человеческого рода и для его спасения ответила кротким согласием.
Без согласия человеческого рода Бог не мог прийти в мир и вочеловечиться. И когда в Назарете Архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о том, что от Нее родится Сын Божий, Она ответила с покорностию воле Творца.
То был Ее личный ответ на Божий призыв. Но ведь Она — одна из нас. И, подобно тому как мы через общечеловеческую солидарность и преемственность связаны с Адамом и с совершенным им грехом, точно так же мы связаны и с Богородицею, чьи слова прозвучали от имени всего человеческого рода. Не будь этого ответа, не было бы Воплощения Сына Божия и Сына Человеческого. Без Своей Пречистой Матери и против Ее воли Иисус Христос не смог бы искупить грехи мира.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) следующим образом описывает роль Богородицы в деле Воплощения: «Божественное тело Богочеловека зачалось божественно и родилось божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения... Богоматерь была тем единственным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим».
Материнство — одна из величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только дает ребенку жизнь, что само по себе уже является тайной бытия, но и передает младенцу любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская любовь — это высшее проявление любви одного человека к другому. Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной спасения.
Если бы не было Девы Марии, то не было бы и спасения.
Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына.
Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились (римско-католическое вероучение и "предание" - ред.). Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии.
Выше мы кратко говорили о событиях, связанных с рождением и отрочеством Пресвятой Богородицы, известия о которых донесло до нас древнее христианское Предание.
Из Священного Писания мы знаем о Благовещении Пресвятой Богородицы, о Рождестве в Вифлееме от Девы Марии Иисуса Христа и о принесении Царицей Небесной Богомладенца в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения.
Спасая Богомладенца Христа от Ирода, Мария вместе с Иосифом Обручником бежит в Египет, но впоследствии Святое семейство возвращается на родину. Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус был приведен Своею Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их Своею мудростью.
Потом мы встречаем Божию Матерь на брачном пире в Кане Галилейской, где Спаситель совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино.
Мы видим Божию Матерь предстоящей у Креста Господня вместе с любимым учеником Спасителя Иоанном, которому Иисус препоручает Свою Мать. Вместе с тем Ей в лице Иоанна усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится Матерью учеников Иисуса, а значит, и Матерью всей Церкви.
Дальнейшие сведения из жизни Пресвятой Богородицы также доносит до нас церковное Предание. После Воскресения и Вознесения Спасителя Дева Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Соборе апостолов в Иерусалиме. Предание свидетельствует также о Ее блаженной кончине, именуемой на языке Церкви Успением. Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха (такого ни в Евангелии, ни в Священном Предании нет! Латинская ересь!). А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом».
Именно поэтому мы обращаемся в молитве к Пресвятой Богородице с теми же словами, что и в молитве к Ее Сыну: «спаси нас», в отличии от обращения ко всякому другому святому, которого мы просим: «моли Бога о нас». Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — Мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери.
Почитание Девы Марии началось с первых дней существования Церкви. В Назарете сохранился Ее дом, всегда бывший местом молитвы и поклонения христианской общины. В римских катакомбах, где собирались для молитвы первые христиане, на стенах можно обнаружить изображения Девы Марии.
Известный афонский подвижник XVIII века преподобный Никодим Святогорец обращается ко всем нам с таким призывом: «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам».
Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов.
Мы верим, что над нашей страной особым образом простирается Покров и заступление Божией Матери, Пречистой и Пресвятой Девы Марии".
Митрополит Кирилл (Гундяев)
Протопресвитер Феодор Зисис
1. Ересь папистов и православная позиция.
῾Η παπική αἵρεση καί ἡ
ὀρθόδοξη θέση.
Между новыми и еретическими догматами Папизма существует и учение о «непорочном зачатии» (immaculata cjnceptio) Богоматери. Согласно этому учению Богоматерь якобы была изъята не только от личных грехов, но и от первородного греха, который передается через естественное рождение всем людям. То есть она была зачата от своих родителей Иоакима и Анны «непорочно», без передачи первородного греха.
Это еретическое учение на протяжении веков отвергалось и великими папскими богословами, как, например, Фомой Авинским. И это потому, что не имеется для этого учения никакого основания в Священном Писании и в Святоотеческом Предании, а говорится лишь об уникальность сверхприродного Рождества Господа нашего Иисуса Христа. Только Христос родился непорочно, и Он через естественное рождение прервал преемственную передачу первородного греха, поскольку Его собственное зачатие не было естественным, но сверхъестественным. Он не был зачат по желанию и при смешении мужа и жены, но безсеменно «от Духа Святого и Марии Девы». Пресвятая Богоматерь была «превыше мужа» и «превыше брака», то есть не имела мужа и не была в браке, и даже была «безмужной», она не имела супруга, мужа. Иосиф Обручник был лишь ее простым покровителем и опекуном, поэтому, когда он уверился в том, что Богоматерь зачала, даже не зная о чудесном зачатии от Святого Духа, решил ее изгнать: «...хотел тайно отпустить ее» (Мф. 1, 18-19). Богоматерь родила Христа чудесным образом, поскольку Она была девой, но и по рождении дитя она также оставалась девой, то есть она - трижды дева и приснодева: до рождества, в рождестве и после рождения Богомладенца Христа.
Не то же самое произошло во время рождения Пресвятой Богоматери. Несомненно, то, что она родилась чудесным образом от бесплодных и престарелых родителей, Иоакима и Анны, однако же все происходило естественным образом: было соединение мужа и жены, супруги и семени. Богопроматерь Анна не была сверхмужной и сверхбрачной и безмужной, ни девой, она была супругой Иоакима. Зачатие Богоматери не было безсеменным, но из семени отца Иоакима, как и всех людей. Поэтому и Ей был передан первородный грех.[2] Непорочным и сверехъествественным от Духа Святого и без семени зачатие было только рождество Богочеловека Христа от Девы Марии. Оно является единственным безгрешным во всем, совершенно и абсолютно безгрешным. Пресвятая Дева как наследовавшая первородный грех является лишь относительно безгрешной.
Несмотря на это, при наличии стольких ясных церковных учений, утверждаемых и ранее и многими папскими богословами, папа Пий IX не побоялся этого, но самочинно и эгоистично возводит новое учение в догмат в 1854г., о «непорочном зачатии», и вносит новую ересь в прежние ереси папизма. Многие специальные исследователи утверждают, что это деяние подготовило и принятие другой страшной ереси и заблуждения папизма, «непогрешимость» папы, учение, которое принял вскоре II Ватиканский собор в 1870г. То есть Ватикан хотел показать, что папа не связан ни священным Писанием, ни Святоотеческим Преданием, что он может догматствовать вопреки им, поскольку он является «непогрешимым».
2. Тропарь праздника Успения Богоматери не учит о «непорочном зачатии».
Τό τροπάριο τῆς ἑορτῆς
τῆς Κοιμήσεως δέν διδάσκει
τήν «ἄσπιλον σύλληψιν».
Мы в простой и сжатой форме представили еретическое учение папизма и учение Православной Церкви, в которых всякий может обнаружить очень многое для догматического руководства православных богословов и для специальных монографий. Причиной появления нашей краткой и пастырской работы по данной теме стала публикация комментария, который был опубликован в газете «Ορθόδοξος Τύπος» в № 1819 от 12 февраля 2010г. в разделе «Γεγονότα καί Σχόλια» с заголовком «Зачатие «непорочное» и зачатие «безсеменное». Касательно соответствующего комментария, читателем был задан вопрос: разве не плохо то, что мы отвергаем папский догмат о «непорочном зачатии» Богоматери, поскольку в третьем седальне Вечерни праздника Успения Богоматери речь идет о Рождестве через безсеменное зачатие? В действительности кто-то может, если проявит внимательность к тексту тропаря, задаться вопросом и удивиться данной мысли.
Тот же вопрос был поставлен в письме почти в то же время, возможно, тем же самым лицом, которому хотелось, чтобы была некая гарантия для ответа на заданные вопросы, чтобы не было бы более сомнений по этому вопросу и необходимости проявлять осторожность. Во всяком случае, мы стремимся показать, что если бы тропарь, в сущности, давал некий повод для учения о «непорочном зачатии», то это уже было бы замечено папскими богословами и они бы обогатились еще одним оружием против тех, которые отвергают их еретический догмат, в особенности против нашего Православия. При этом они бы говорили, что мы невнимательно относимся к текстам нашего богослужения. Это делали паписты, которые приводили Святых Отцов, в особенности известный папский богослов M. Jugie, однако, они цитаты святых отцов перетолковывали и искажали. Во всяком случае, тропарь, насколько мы знаем, не был ими приводим. В действительности это означает, что в нем не утверждается учение о «непорочном зачатии». Если бы оно подтверждалось, то этот бы тропарь несомненно был бы использован.
Но давайте взглянем на седален и на то, о чем он говорит и каков в нем богословский смысл.
«В Рождестве твоем зачатие безсеменное, во Успении твоем мертвость нетленная, чудо в чудеси сугубо стечеся, Богородице: како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи? Како же Мати Богу мертвоносна мироухающи Тем же со Ангелом вопием ти: радуйся, Благодатная»
Κάθισμα. ῏Ηχος γ´. Τήν ὡραιότη-
τα
᾿Εν τῇ Γεννήσει σου σύλληψις
ἄσπορος· ἐν τῇ Κοιμήσει σου νέ-
κρωσις ἄφθορος· θαῦμα ἐν θαύματι
διπλοῦν συνέδραμε Θεοτόκε. Πῶς
γάρ ἡ ἀπείρανδρος βρεφοτρόφος
ἁγνεύουσα; Πῶς δέ ἡ μητρόθεος
νεκροφόρος μυρίζουσα; Διό σύν τῷ
᾿Αγγέλῳ βοῶμεν σοι· Χαῖρε ἡ Κεχα-
ριτωμένη.
Проблему составляет начальная фраза «В Рождестве Твоем» и в особенности, или главным образом «Твоем», которая однако, как мы научаемся составленным текстом, не является субъективным, но является объективным...
То есть не следует истолковывать «когда была рождена», но «когда родилась». То есть это в данном случае понимается так:«В Рождестве Сына Твоего», когда ты родила своего Сына, Христа, а не «когда Ты была рождена» от Иоакима и Анны. Несомненность такого истолкования подтверждается из последующей определяющей фразы «зачатие безсеменное», которое вполне ясно указывает на рождество не Богоматери от Иоакима и Анны, где было семя, но на Рождество Христа от Богоматери, Которое было без семени, «безсеменное», от Духа Святого. Никогда вплоть до сего времени, даже паписты не дерзали утверждать, что Рождество Богоматери от ее родителей было безсеменым. Следовательно «В Рождестве Твоем зачатие безсеменное» истолковывается так: «Во время Рождества Сына Твоего зачатие было безсеменным».
Тропарь праздника святых Праотцев, в среду до Недели Рождества Христова, говорит вполне ясно, что Пресвятая Дева родилась «от семени» ее родителей, в то время как само Рождество Христа безсеменное. «Прославляются в славе Святые, яко из семени их сущи плод родила безсеменно и славна». Также в известном богородичне (догматике) вечерни 1-го гласа говорится, что Богородица зачата от людей: «Всемирную славу от человек прозябшую и Владыку рождшую...»
Следовательно, седален Успения касается Рождества Христова, а не Богоматери. Поскольку речь идет о двойном чуде безсеменного зачатия и нетленной смерти тропарь дает пояснение с помощью слова «же»: «Како бо Неискусомужная Младопитательница чиста сущи?». То есть: «Как это возможно тебе, которая не познала мужа (безмужная) и непорочной пребываешь, дабы своим молоком питать младенца?»
Следовательно, нет никакого сомнения в том, что по самому смыслу седальна он не имеет никакого отношения в догмату «непорочного зачатия» папистов. Он касается только непорочного и безсеменного зачатия Господа нашего Иисуса Христа, Которого родила Богоматерь сверхъестесвенно от Святого Духа, обновляя тем самым и духовное рождение всех верующих в Духа Святого, которое совершается в купели святого Крещения.
1] газета Ορθόδοξος Τύπος 2 Απριλίου, № 1826, σελ. 6η
[2] Мы отсылаем читателей к фундаментальному труду известного православного богослова протопресвитера Иоанна Мейендорфа «Жизнь и трудысвятителя Григория Паламы. Введение в изучение», в котором в главе VI «Две особые проблемы: исхождение Святого Духа и марилогия», излагается учение свт. Григория Паламы о рождении Богоматери и опровергаются мнения о том, что свт. Григорий разделял мнения латинян в учении о Богоматери о ее «непорочном зачатии». Свт. Григорий Палама уча о чудесном зачатии Богоматери, которое произошло по их горячей молитве, и невзирая на преклонный возраст обоих, тем не менее было небезсеменным, а, значит, не непорочным. Очень важным и центральным пунктом учения свт. Григория Паламы о Боговоплощении является, в чем он более детально раскрывает святоотеческое учение о первородном грехе, учение именно о необходимости безсеменного зачатия Богочеловека. Ибо иначе не могло бы совершиться Боговоплощение, либо Христос был бы «ветхой чеканки» и не смог бы быть Спасителем человечества. (См. его Омилию 16). Само естественное рождение является каналом передачи первородного греха. «Потому что плотское вожделение, будучи независимым от воли и явно враждебным закону духа, - хотя и у целомудренных, путем силы воли, и держится в рабстве и послабляется в целях только деторождения, - как-то от начала привносит осуждение (ἀλλὰ τὴν ἀπ᾽ ἀρχῆν ἐπάγεται καταδίκην), будучи тлением (φθορὰ οὖσά), и называемо так, и рождает, конечно, для истления...(καί πρός φθορὰν πάντως γεννῶσα)». (В переде Архим. Амвросия Погодина. Омилии. М. Паломник. 1993, ч. 1, Омилия 16, с. 155, ЕПЕ. Γρηρορίου Παλαμᾶ Ἔργα, τόμ. 9. Ὁμιλία ΙΣΤ, σελ. 428).