Уроки Второго Ватиканского Собора для Православной Церкви
В московском культурном центре «Возрождение» 24 июня было организовано выступление священника Михаила Новикова «Второй Ватиканский собор: предпосылки, реформы, итоги и уроки для Православия». Мероприятие привлекло большую аудиторию: священнослужители, монашествующие, семинаристы, прихожане православных храмов собрались послушать и обсудить эту тему, важную для современной жизни Православной Церкви.
После молитвы перед началом всякого доброго дела, предваряя выступление священника, ведущий Иван Волков напомнил слушателям, что в прошлом году в католической лжецеркви широко праздновалась 50-я годовщина открытия Второго Ватиканского собора, а в 2015-м католики планируют отметить 50-летие его завершения. И в настоящий юбилейный промежуток по всему миру проходят различные выставки, конференции и прочие мероприятия, посвященные этому событию. Культурный центр «Возрождение» решил отметить юбилей Второго Ватиканского собора по-своему – лекцией священника Михаила Новикова.
Слово предоставили батюшке, который, поблагодарив всех за то, что они нашли время послушать его скромное выступление, перешел к обозначенной теме.
ПРЕДЫСТОРИЯ СОБОРА
Первые камни в основание Второго Ватиканского собора были заложены почти за полтора века до его проведения итальянскими «вольными каменщиками» – масонами. Подтверждают это выдержки из секретных бумаг руководителей «Верхней венты» (высшей масонской группы) итальянских карбонариев 1820–1846 годов, опубликованные историком Жаком Кретино-Жоли в книге «Римская церковь и революция»: «Папа, каким бы он ни был, никогда не придет в тайные общества; им самим следует сделать первый шаг к церкви, дабы подчинить себе и ее, и папу <...>. Мы не рассчитываем привлечь пап к нашему делу, обратить их в наши принципы, сделать их проповедниками наших идей <...>. Мы должны просить, мы должны искать, мы должны ждать, подобно евреям в ожидании Мессии, нужного нам папу <...>. Это вернее приведет нас к захвату церкви, чем памфлеты наших французских братьев и даже чем золото Англии. Хотите знать почему? <...>. Мы будем иметь мизинец вовлеченного в заговор наследника святого Петра, и этот мизинец будет стоить в нашем крестовом походе дороже всех Урбанов II и всех святых Бернардов христианства <...>.
Чтобы получить папу требуемых качеств, нам нужно подготовить для него – для этого папы – поколение, достойное царства, о котором мы мечтаем. Оставьте в стороне стариков и людей зрелого возраста; обратитесь к молодежи и, насколько это возможно, к детям <...>. Среди них вам нетрудно будет создать себе репутацию добрых католиков и патриотов. Эта репутация откроет молодым священникам и монахам доступ к нашим доктринам. За несколько лет это молодое духовенство постепенно возьмет в свои руки все функции церкви; оно будет руководить, управлять, судить, оно войдет в ближайшее окружение властей и будет призвано, чтобы избрать нового понтифика, который, подобно большинству его современников, обязательно будет в той или иной степени привержен <...> общечеловеческим принципам, принципам, распространение которых мы сейчас начинаем <...>.
Если вы хотите осуществить в Италии революцию, ищите папу, портрет которого мы представили выше. Если вы хотите установить царство избранных на троне вавилонской блудницы, то пусть к вам присоединится духовенство, убежденное, что идет под знаменем апостольских ключей <...>, закиньте ваши сети по примеру Симона. Закиньте их <...> в ризницы, семинарии и монастыри, и если вы наберетесь терпения, то мы обещаем вам улов более чудесный, чем улов Симона <...>. Вы будете проповедовать революцию в тиаре и сутане, с крестом и хоругвью в руках, и достаточно будет малейшего толчка, чтобы эта революция зажгла огонь в четырех оконечностях мира...»
Фактически этот текст можно назвать программным для Второго Ватиканского собора, ставшего подлинной «церковной» революцией внутри Ватикана. Еще с середины XIX века карбонарии начали воспитывать папистскую молодежь в своих принципах, и со временем из нее выросло поколение обновленчески настроенного католического духовенства. Поначалу эта группа была маргинальной и не пользовалась влиянием, однако с приходом к власти папы Иоанна XXIII (1958–1963 гг.) ситуация изменилась коренным образом. По сути это и был тот папа, которого итальянские карбонарии ждали, как своего Мессию. Он провозгласил политику «аджорнаменто» («обновления»), которая выразилась в коренном пересмотре догматического, канонического и богослужебного строя католической «церкви», при сохранении важнейшего положения папизма – ложного догмата о первенстве римского папы над всеми Церквами.
ХОД СОБОРА. РАССМОТРЕНИЕ ИУДЕЙСКОГО ВОПРОСА
Открытие Второго Ватиканского собора состоялось 11 октября 1962 года. В предсоборный период международные еврейские организации проделали большую работу по подготовке желаемых документов, проекты которых представил на соборе иезуит кардинал Августино Беа (1881–1968). Связанный с еврейскими организациями по линии «вольных каменщиков», Беа устроил встречу лидеров международного еврейства с папой, согласившимся приложить все усилия к тому, чтобы предлагаемые иудеями реформы в католицизме были приняты собором. С этой целью папа назначил кардинала Беа руководителем Секретариата по христианскому единству, который занимался подготовкой собора. Но папе Иоанну XXIII не суждено было увидеть исполнение своих планов – он скончался вскоре после открытия собора. Однако его дело продолжил кардинал Джованни Батиста Монтини, один из самых высокопоставленных членов римской курии, при возведении в папы взявший себе имя Павла VI (1963–1978 гг.). Этот папа придерживался таких же модернистских взглядов, как и его предшественник, и сумел довести задуманное латинскими обновленцами дело до конца.
На их пути возникали различные преграды. Так, ознакомившись с проектами реформ, предложенными иудеями, госсекретарь Ватикана кардинал Амлето Джованни Чиконьяни, не посвященный в планы реформаторов, убрал их вопросы с повестки собора как возможную причину обострения отношений с арабами. Но Беа и его единомышленники вскоре вернули их в повестку, дополнив положениями о мусульманах и язычниках.
Суть иудейского проекта состояла в том, чтобы Ватикан, который в лице папы Пия XII (1876–1958) занял непротивленческую позицию в отношении Гитлера и стал тем самым, по версии иудеев, виновным в Холокосте, искупил свою вину перед ними. Иудеи требовали признать, что причиной геноцида якобы послужило христианское учение, и поэтому оно должно быть реформировано. Текст Декларации о нехристианских религиях в формулировании основных положений которого решающую роль сыграли иудейские организации, полностью отрицал ответственность иудеев за смерть Господа нашего Иисуса Христа, отвергал выражение «народ-богоубийца», обвинял католическую «церковь» в антисемитизме, ставил под вопрос достоверность святых Евангелий (в особенности от апостолов Иоанна и Матфея), дискредитировал учения как истинных Святых Отцов Церкви Христовой (напр., свт. Иоанна Златоуста), так и крупных традиционных католических «богословов».
На соборе эти положения вызвали острую дискуссию между консерваторами и обновленцами, и, хотя к единому мнению прийти не удалось, документ все же был утвержден. Обновленцы, безусловно, гораздо лучше подготовились к собору: они занимали все ключевые посты в соборных комиссиях; контролируемый ими Институт документации (ИДОС) готовил обновленческие материалы для участников заседаний (у консерваторов такого органа не было); наконец, формулировки были составлены так, что за утверждением следовало тут же отрицание, и текст можно было толковать как угодно.
Собор завершил свою работу в декабре 1965 года. Все навязанные иудеями и либералами революционные документы были приняты, что вызвало раскол в папистской лжецеркви. Кардинал Марсель Лефевр отказался подчиняться соборным решениям. В 1970 году он основал «Священническое братство святого Пия» и «семинарию» в Эконе (Швейцария) для католических «священников»-традиционалистов, начав открытую борьбу с Ватиканом за сохранение прежних устоев. После того как Лефевр «рукоположил» в «священники» двенадцать своих учеников, он был запрещен в служении, но проигнорировал указ и продолжил автономное существование.
ПРИНЯТЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Второй Ватиканский собор принял шестнадцать документов. Наиболее важными из них стали Догматическая конституция о «церкви», Пастырская конституция о «церкви» в современном мире, Декрет об экуменизме, Декларации о религиозной свободе и об отношении «церкви» к нехристианским религиям. В отдельных документах были рассмотрены вопросы мессы, Библии, прелатов, патеров, монашествующих, апостольства мирян, духовного образования, воспитания, восточных католических «церквей», миссионерства, средств массовой коммуникации.
Собор фактически капитулировал перед иудаизмом, признав иудеев «старшими братьями, сохранившими Божественное избрание»; отверг их вину в богоубийстве и засвидетельствовал «спасительность» талмудического иудаизма. В документе, посвященном этому вопросу, иудеи представляются как «народ, которому были дарованы заветы и обетования, и от которых Христос по плоти (ср.: Рим. 9, 4–5), народ в отношении к избранию возлюбленный ради отцов, ибо непреложны дары и призвание у Бога (ср.: Там же. 11, 28–29)». «Собор памятует об узах, соединяющих духовно народ Нового Завета с потомством Авраама <...>. Церковь не может забыть <...>, что она питается от корня тучной маслины, к которой были привиты ветви дикой маслины, то есть языческие народы (ср.: Там же, 17–24). Ибо Церковь верует, что Христос, Мир наш, примирил иудеев и язычников на Кресте, и сделал из обоих Себе одно (ср.: Еф. 2, 14–16)», – говорилось в документе.
Собор также признал Аллаха идентичным Богу Отцу и назвал его «Судией», чем фактически засвидетельствовал отречение католиков от Бога, поскольку Судия в Христианстве – это Господь Иисус Христос, Которого магометане не признают Богом, но Который сказал: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14, 6).
Патриарх Варфоломей с папой Франциском I
Собор признал спасительными и содержащими «семена Веры» и все языческие религии, заявив, что и в них действует благодать Святаго Духа, чем в который раз возвел непрощаемую хулу на Духа Божия (см.: Лк. 12, 10).
В отношении экуменизма Ватикан заявил о себе как о единой истинной церкви, но признал, что «те, кто верует во Христа и должным образом принял крещение, находятся в известном общении с католической церковью, пусть даже неполном, а полное общение возможно только с признанием власти преемника Петра, то есть понтифика Рима». Отметим здесь, что практически такую же позицию занимают многие «православные» экуменисты по отношению к папистам и прочим еретикам. Они говорят о неопределенности границ Церкви, в связи с чем считают ее членами и всех «крещеных» в еретических лжехристианских конфессиях.
Собор осуществил и ряд «богослужебных» реформ. Традиционную Тридентсткую мессу на латинском языке заменили служением на современных языках. Новая месса стала отличаться и внешне: если раньше патер стоял лицом к «алтарю» и спиной к прихожанам-католикам, как бы возглавляя общину в ее молитве, то теперь он должен стоять лицом к народу, а «алтарь» в прежнем понимании вообще упразднен – вместо него зачастую используется переносной столик. Изменены были тексты молитв и песнопений и действия патера. «Исповедь» была отделена от «причастия», что привело к фактическому ее упразднению. Посты сократили до двух дней в году – в так называемую пепельную среду (начало Великого поста) и Великую пятницу по католическому, григорианскому календарю. Перед «причастием» теперь достаточно попоститься только один час...
Добавим тут, что эти изменения аналогичны тем, которые «православные» реформаторы пытаются узаконить в нашей Церкви, и наивно было бы ожидать, что итоги их могут быть другими.
ИТОГИ РЕФОРМ
Новшества, узаконенные Вторым Ватиканским собором, привели католическую «церковь» к катастрофическим последствиям. «Богослужебные» реформы, направленные на привлечение людей к католицизму (именно с этой целью и были введены «более понятные» мессы на современных национальных языках), окончательно десакрализовали и без того безблагодатные службы католиков, лишив их мистической составляющей, в результате чего интерес к ним утратился совершенно. Костелы опустели, мессы сократились до 15–20 минут. Во многих странах Европы заброшенные культовые здания были проданы частным владельцам и используются в качестве увеселительных и иных заведений. В сохранившихся костелах убрали органы, заменив их гитарами, требующими меньших материальных затрат. И теперь католическая служба сильно напоминает протестантскую, а обе они все больше становятся похожими на обычные дискотеки. На Африканском континенте в мессы допустили внесение элементов культуры местных языческих племен, что практически приравняло их к шаманским ритуалам. Таким образом, произошло упразднение традиционного католицизма.
Нередко и сами паписты критически оценивают результаты собора. Кардинал Йозеф Ратцингер (ставший впоследствии папой Бенедиктом XVI), исполнявший на соборе обязанности богословского консультанта, писал: «Принесенные собором результаты, как сегодня можно об этом судить, жестоко обманули ожидания всех. Папы и отцы-делегаты собора надеялись достичь нового католического единства, однако вместо него начались конфликты, переходящие, говоря словами самого Павла VI, от самокритики к саморазрушению <...>. Вместо ожидавшегося прорыва мы, напротив, имеем дело с процессом постепенного упадка».
Папа Павел VI охарактеризовал постсоборную ситуацию внутри католической «церкви» как «смешение и нетерпимость сознания, религиозное обеднение, недостаточность нравственных барьеров против наступления гедонизма». А однажды он с печалью произнес: «В храм Бога через какую-то щель просочился сатанинский дух».
УРОКИ ВТОРОГО ВАТИКАНСКОГО СОБОРА ДЛЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Второй Ватиканский собор оказал пагубное влияние не только на католическую «церковь». Несмотря на его плачевные итоги и сметение по этому поводу в рядах латинских иерархов, «православные» модернисты и экуменисты смотрят на него как на образец для реформирования Православной Церкви (!). В обозримом будущем они намереваются провести свой Второй Ватиканский «вселенский» собор – так называемый «Святой и великий Всеправославный Собор», подготовка к которому ведется уже многие годы. По сформулированной на сегодняшний день повестке этого собора видно, что они попытаются сломать традиции и устои Православной Церкви. Собор планирует ввести трижды преданный анафеме на Константинопольских Соборах XVI века новый календарный стиль для всех Поместных Православных Церквей, узаконить ересь экуменизма, сократить посты, снизить требования к чистоте семейной жизни для священнослужителей, а также предоставить Константинопольскому Патриарху привилегии, подобные власти папы римского.
Возвращаясь к секретным бумагам руководителей «Верхней венты» итальянских карбонариев, следует отметить, что схему революции, проведенной в католической лжецеркви, враги Христовы планируют использовать и для разрушения Православной Церкви. И по аналогии с тем революционным папой, которого они ждали, теперь, вероятно, они возлагают надежды на революционного Константинопольского Патриарха в лице Варфоломея I (Архондониса).
Впрочем, даже если этот собор и состоится, православные христиане не примут его решений, противоречащих догматам, канонам и Священному Преданию Церкви Христовой. Обновленчеством могут быть заражены только изменившие Господу еретические и раскольнические сообщества, лишенные благодати Святаго Духа. В Православной же Церкви «разбойничьи» соборы бывали и ранее. Но всегда их участники предавались анафеме, а Церковь Христова будет существовать вечно, ибо Господь сказал: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18).
+ + +
По окончании лекции мы попросили присутствовавшего в зале иеромонаха Петра (Семенова) высказать свое мнение об услышанном.
Батюшка отметил, что прошедшая лекция особо ценна тем, что информация о Втором Ватиканском соборе рассредоточена по разным источникам, среди которых преобладают свидетельства самих папистов и экуменистов, которые, как правило, не отличаются объективностью. Православных источников информации по данной теме крайне мало, и лишь в последнее время стали появляться первые более или менее полные православные исследования на основе архивных материалов и зарубежных источников, вскрывающих тайные механизмы принятия решений на соборе (в частности, тут можно назвать книгу кандидата исторических наук Ольги Николаевны Четвериковой «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства»). Отец Петр убежден, что данная тема особо актуальна в связи с тем, что сегодня Православная Церковь с тревогой ожидает своего «Ватиканского собора» – обновленческой революции. И мы, по словам священника, должны сделать все, чтобы она не состоялась.
+ + +
После лекции все желающие получили возможность задать священнику Михаилу Новикову свои вопросы. Один из слушателей поинтересовался: «Не свидетельствует ли удивительная стойкость кардинала Марселя Лефевра в защите своей веры об укреплявшей его благодати Святаго Духа?»
Отец Михаил ответил, что принципиальность Лефевра заслуживает уважения, как и стойкость любого человека, готового пострадать за свои убеждения. Однако это не является свидетельством благодати Святаго Духа, которой у еретиков быть не может. Как пишет святитель Василий Великий, «отступившие от Церкви уже не имели на себе благодати Святаго Духа. Ибо оскудело преподание благодати, потому что пресеклось законное преемство. Ибо первые отступившие получили посвящение от Отцов, и, чрез возложение рук их, имели дарование духовное. Но отторженные, соделавшись мирянами, не имели власти ни крестити, ни рукополагати, и не могли преподать другим благодать Святаго Духа, от которой сами отпали». Лефевр – католический аналог коммунистических героев, претерпевших гонения за свои убеждения и не изменивших им.
Учащийся духовной семинарии Александр задал следующий вопрос: «Говорят, что католики сегодня уже не настаивают на учении о Филиокве, из-за которого они были отсечены от Церкви. Правда ли это?»
Отец Михаил подтвердил, что эта информация достоверна: «Действительно, паписты сейчас пошли по пути изменения своей догматики в угоду веяниям апостасийного времени. Они допускают произносить Символ веры и без Филиокве, считая это теологуменом (частным мнением, – примеч. ред.). Единственное, на чем они продолжают настаивать, – это главенство римского первосвященника над Церковью. Но что такое ересь? Это искажение Православной веры. И если человек погрешает хотя бы в одном догмате, то он уже еретик. А паписты погрешают не в одном, а во многих догматах и помимо примата папы».
Раб Божий Валерий попросил отца Михаила прокомментировать снятие Константинопольским Патриархом Афинагором анафем с папистов в 1965 году.
Батюшка рассказал, что 7 декабря 1965 года одновременно в Риме и на Фанаре состоялась церемония подписания отмены анафемы 1054 года, но канонической силы этот акт не имеет. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) его не признал. В своей ответной телеграмме предстоятелю одной из Православных Поместных Церквей он заявил о невозможности разговоров о соединении с Римом из-за его многочисленных ересей.
Отцу Михаилу были заданы и другие вопросы, на которые он ответил в полном соответствии с вероучением Православной Церкви. Встреча закончилась благодарственной молитвой ко Господу, дарующему нам возможность укрепляться в вере с помощью стоящих в истине пастырей, монахов и благочестивых мирян.
Дмитрий ПОКРОВСКИЙ http://gazeta-pkrest.livejournal.com/278060.html